МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №43»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
“Баскетбол”
для учащихся 3-5 классов
Автор программы
учитель физической культуры
Бобров Алексей Фёдорович
2022-2023 год
Оглавлени
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Баскетбол»
Пояснительная записка 3
Учебно-тематический план 4
Содержание программы. 4
Контрольные нормативы по основам физической подготовки в баскетболе 6
Календарно – тематическое планирование. 7
Список литературы 8
Спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности
«Баскетбол»
Автор: руководитель занятий
внеурочной деятельности
Бобров Алексей Фёдорович
Пояснительная записка
Главным фактором школьной спортивной жизни является внеклассная работа. Основу её составляет организация школьной спортивной секции.
Рабочая программа по спортивно-оздоровительной направленности секции «Баскетбол» для обучающихся 3 – 5 классов разработана на основе:
- «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А Зданевича (2010г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
- Официальные правила баскетбола ФИБА 2010. Утверждены ЦБ ФИБА 2010.
Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования обучающихся общеобразовательной организации с использованием двигательной активности из раздела «баскетбол».
Основной принцип работы секции по баскетболу - выполнение программных требований по физической, технической, тактической теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях. Программа предусматривает проведение практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Цель занятий: формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической культурой и спортом, популяризация игры в баскетбол среди обучающихся школы, пропаганда ЗОЖ.
Задача занятий:
-овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в баскетбол;
-развивать у обучающихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые качества, выносливость;
- воспитывать у обучающихся нравственные качества: целеустремлённость и волю, дисциплинированность;
-укрепить здоровье, содействовать гармоническому физическому развитию;
-привить теоретические и практические навыки игры в баскетбол;
- организация полезной занятости обучающихся школы с целью профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Для обучения набираются все желающие, не имеющие противопоказаний для занятий спортивными играми.
Учебная работа в секции осуществляется на основе данной программы, которая содержит материал теоретических и практических занятий. Теоретические занятия проводятся в форме бесед в процессе практических занятий. Практические занятия должны быть разнообразными и эмоциональными. Программа рассчитана на 204 часа (занятия 3 раза в неделю по 2 часа).
Учебно-тематический план
№ по порядку | Наименование раздела | Кол-во часов |
| Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | В процессе занятий |
| Влияние физических упражнений на организм занимающихся баскетболом |
| Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма |
| Основы методики обучения в баскетбол | 46 |
| Подвижные игры с элементами баскетбол | 34 |
| Общая и специальная физическая подготовка | 34 |
| Основы техники и тактики игры | 34 |
| Контрольные игры и соревнования | 28 |
| Контрольные испытания | 28 |
| Всего | 204 |
Содержание программы:
Влияние физических упражнений на организм занимающихся баскетболом. Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма занимающихся баскетболом.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям баскетболом.
Основы методики обучения в баскетболе.
Понятие об обучении и тренировке в баскетболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по баскетболу.
Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных баскетболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.
Общая и специальная физическая подготовка.
Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды.
Основы техники и тактики игры.
Понятие о технике. Анализ технических приёмов (на основе программы для данного года). Анализ тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года).
Формы проведения занятий: практические занятия, эстафеты, подвижные игры, спортивные соревнования, физкультурные праздники, обучающие и двусторонние игры, товарищеские встречи.
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, систематичность, последовательность.
Ведущими методами обучения являются:
словесные методы, создающие у обучающихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания, команды, распоряжения, указания, подсчёт;
наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий;
практические методы: метод упражнений, игровой метод.
Требования к уровню подготовки обучающихся;
Знать-влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям;
правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;
основы методики обучения и тренировки по волейболу.
правила игры;
технику и тактику игры в баскетбол; строевые команды;
методику судейства учебно-тренировочных игр; общие рекомендации к созданию презентаций;
Уметь-выполнять индивидуально специально подобранные физические упражнения для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;
соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении соревнований;
выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите;
выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и защите;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
осуществлять судейство соревнований по баскетбол;
работать с книгой спортивной направленности;
самостоятельно составлять выступления и презентацию к ним;
По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:
Достижения высокого уровня физического развития у обучающихся по данной программе;
Призовые места на соревнованиях областного уровня;
Устойчивое овладение умениями и навыками игры;
Развитие у обучающихся потребности в продолжении занятий спортом как самостоятельно так и в спортивной секции после окончания школы;
Укрепление здоровья обучающихся, повышение функционального состояния всех систем организма;
Умение контролировать психическое состояние.
Контрольные нормативы по основам физической подготовки в баскетболе
Название упражнения | юноши | девушки |
Бег на 20 м (сек.) | 4.0 | 3.9 | 3.8 | 3.75 | 3.75 | 4.3 | 4.25 | 4.20 | 4.15 | 4.10 |
Скоростное ведение 20 м (сек.) | 10.0 | 9.8 | 9.6 | 9.3 | 9.0 | 10.7 | 10.5 | 10.2 | 9.9 | 9.6 |
Прыжок в длину с места (см.) | 180 | 185 | 195 | 205 | 220 | 160 | 170 | 180 | 195 | 205 |
Прыжок вверх с места взмахом руки (см.) | 35 | 37 | 39 | 42 | 44 | 30 | 32 | 34 | 36 | 38 |
Челночный бег 40 сек. на 28 м | 183 | 196 | 208 | 215 | 226 | 168 | 175 | 181 | 189 | 197 |
Бег 600 м (мин.) | 2.05 | 2.05 | 2.04 | 2.03 | 2.03 | 2.22 | 2.21 | 2.20 | 2.19 | 2.19 |
Контрольные нормативы по основам технической подготовки в баскетболе
Название упражнения | юноши | девушки |
Передвижения в защитной стойке (сек.) | 11.5 | 10.7 | 10.0 | 9.9 | 9.9 | 12.3 | 11.7 | 11.0 | 10.7 | 10.7 |
Скоростное ведение (сек., попадания) | 01.07.5 | 01.06.5 | 01.05,5 | 01.01,5 | 01.00,5 | 01.13,5 | 01.12.3 | 01.10,5 | 01.06,5 | 01.03.5 |
Дистанционные броски из 10 (%) | 20 | 20 | 30 | 30 | 40 | 20 | 20 | 30 | 30 | 40 |
Штрафные броски из 10 (%) | 20 | 20 | 30 | 40 | 50 | 20 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения | Кол-во часов |
по плану | по факту |
| Основы методики обучения в баскетбол | | | 3 |
| Основы методики обучения в баскетбол | | | 3 |
| Основы методики обучения в баскетбол | | | 3 |
| Основы методики обучения в баскетбол | | | 3 |
| Подвижные игры с элементами баскетбол | | | 3 |
| Подвижные игры с элементами баскетбол | | | 3 |
| Общая и специальная физическая подготовка | | | 3 |
| Общая и специальная физическая подготовка | | | 3 |
| Основы техники и тактики игры | | | 3 |
| Основы техники и тактики игры | | | 3 |
| Контрольные игры и соревнования | | | 3 |
| Контрольные испытания | | | 3 |
| Основы методики обучения в баскетбол | | | 3 |
| Основы методики обучения в баскетбол | | | 3 |
| Основы методики обучения в баскетбол | | | 3 |
| Основы методики обучения в баскетбол | | | 3 |
| Подвижные игры с элементами баскетбол | | | 3 |
| Подвижные игры с элементами баскетбол | | | 3 |
| Общая и специальная физическая подготовка | | | 3 |
| Общая и специальная физическая подготовка | | | 3 |
| Основы техники и тактики игры | | | 3 |
| Основы техники и тактики игры | | | 3 |
| Контрольные игры и соревнования | | | 3 |
| Контрольные испытания | | | 3 |
| Основы методики обучения в баскетбол | | | 3 |
| Основы методики обучения в баскетбол | | | 3 |
| Основы методики обучения в баскетбол | | | 3 |
| Основы методики обучения в баскетбол | | | 3 |
| Подвижные игры с элементами баскетбол | | | 3 |
| Подвижные игры с элементами баскетбол | | | 3 |
| Общая и специальная физическая подготовка | | | 3 |
| Общая и специальная физическая подготовка | | | 3 |
| Основы техники и тактики игры | | | 3 |
| Основы техники и тактики игры | | | 3 |
| Контрольные игры и соревнования | | | 3 |
| Контрольные игры и соревнования | | | 3 |
| Контрольные испытания | | | 3 |
| Контрольные испытания | | | 3 |
| Контрольные испытания | | | 3 |
| Контрольные испытания | | | 3 |
| Основы методики обучения в баскетбол | | | 3 |
| Основы методики обучения в баскетбол | | | 3 |
| Основы методики обучения в баскетбол | | | 3 |
| Подвижные игры с элементами баскетбол | | | 3 |
| Подвижные игры с элементами баскетбол | | | 3 |
| Общая и специальная физическая подготовка | | | 3 |
| Общая и специальная физическая подготовка | | | 3 |
| Основы техники и тактики игры | | | 3 |
| Основы техники и тактики игры | | | 3 |
| Контрольные игры и соревнования | | | 3 |
| Контрольные испытания | | | 3 |
| Основы методики обучения в баскетбол | | | 3 |
| Основы методики обучения в баскетбол | | | 3 |
| Основы методики обучения в баскетбол | | | 3 |
| Подвижные игры с элементами баскетбол | | | 3 |
| Подвижные игры с элементами баскетбол | | | 3 |
| Подвижные игры с элементами баскетбол | | | 3 |
| Подвижные игры с элементами баскетбол | | | 3 |
| Общая и специальная физическая подготовка | | | 3 |
| Общая и специальная физическая подготовка | | | 3 |
| Общая и специальная физическая подготовка | | | 3 |
| Общая и специальная физическая подготовка | | | 3 |
| Основы техники и тактики игры | | | 3 |
| Основы техники и тактики игры | | | 3 |
| Основы техники и тактики игры | | | 3 |
| Основы техники и тактики игры | | | 3 |
| Контрольные игры и соревнования | | | 3 |
| Контрольные игры и соревнования | | | 3 |
Список литературы
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / Авт.-сост. В.И. Лях, А.А. Зданевич М.: Просвещение 2017г.
Внеурочная деятельность учащихся «Баскетбол» / Авт.-сост. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий ; М.: Просвещение, 2016.
«Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А Зданевича (2010г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Официальные правила баскетбола ФИБА 2020. Утверждены ЦБ ФИБА 2020.