Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности “Что такое хорошо и что такое плохо” составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель: развитие нравственной, социально-адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.
Задачи:
формирование потребности в чистоплотности, аккуратности, опрятности, поддержании порядка;
формирование бережного отношения к вещам;
формирование представления о доброте и щедрости, доброжелательном отношении к окружающим;
формирование умения устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми;
формирование представления об экстремальных (чрезвычайных) ситуациях и правилах поведения в них;
развитие нравственных качеств личности;
воспитание положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающихс использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;
формирование представлений о нравственных категориях на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым;
формирование навыков общения со сверстниками, учителями, родителями, окружающим миром в различных жизненных ситуациях;
формирование умения принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;
освоение правил совместной деятельности, социально одобряемых норм поведения;
воспитание чувства самоуважения, взаимодоверия и взаимопонимания.
Общая характеристика внеурочной деятельности “Что такое хорошо и что такое плохо”
Воспитанность-качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к самому себе и другим людям. Рабочая программа направлена на изучение этических норм поведения, знакомство с правилами поведения дома, в школе, в гостях, в общественных местах. Ребёнку необходимо почувствовать важность человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках. Детям прививаются коммуникативные навыки, предлагаются различные способы общения и выхода их сложной ситуации.
Рабочая программа ориентирована на детей с умеренной умственной отсталостью 8-10 лет.
Описание места внеурочной деятельности в учебном плане
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс "Что такое хорошо и что такое плохо” в 2 классе рассчитан на 34 часов (34 учебные недели).
Количество часов в неделю, отводимых на уроки внеурочной деятельности в 2классе, определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составляет 1 час в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности «Что такое хорошо и что такое плохо».
Возможные предметные результаты:
обслуживать себя, следить за своим внешним видом;
соблюдать правила воспитанного человека в повседневной жизни;
обращаться к взрослому человеку, сверстнику, выражатьблагодарность, одобрение, извинение и др.;
взаимодействовать с другими людьми в различных жизненных ситуациях;
оценивать поступки сверстников и собственные поступки с позиции доброжелательности и взаимовыручки, уважения друг к другу;
вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Возможные личностные результаты :
развитие аккуратности, опрятности, бережливости;
развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
развитиенравственных, волевых качеств, коммуникабельности и чувства коллективизма;
развитие мышления, памяти в процессе анализа проблемных ситуаций.
Содержание внеурочной деятельности “Что такое хорошо и что такое плохо”
Содержание программы направлено на:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
• воспитание нравственных чувств, этического сознания и нравственного поведения.
• воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Все направления нравственного развития важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций
Основные разделы программы:
• развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; • укрепление доверия к другим людям; • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Правила поведения в школе, на улице и в общественных местах
• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Ярославля. • представления о правилах поведения в школе-интернате, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;
Личная гигиена, аккуратность и опрятность
• потребность в занятиях физической культурой и спортом; • негативное отношение к факторам риска здоровью; ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках; • стремление заботиться о своем здоровье; • готовность следовать социальным установкам экологически культурного здоровьесберегаюшего, безопасного поведения (в отношении к природе и людям); формирование представлений о правилах личной гигены.
Учебно-тематический план
№ | Тема/раздел | Кол-во часов |
1 | Культура общения | 13 |
2 | Правила поведения в школе, на улице и в общественных местах | 12 |
3 | Личная гигиена, аккуратность и опрятность | 9 |
| ИТОГО: | 34 |
Учебно-методическое и материальное-техническое обеспечение
Настольный театр для игры “Светофор”
Набор детской посуды “Чаепитие”
Матрешка
Куклы
Игрушки животные
Мяч
Проектор
Магнитофон
Набор тематических карточек “хорошо-плохо”
Набор тематических карточек “Профессии”
Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Содержание курса | Дата проведения |
Культура общения |
1 | “В гостях у матрешки”. Слова приветствия и прощания. | 1 | Включение в игровую ситуацию, рассказ педагога или персонажа. Обсуждение проблемы, события. Ответы на вопросы педагога. Применение правил поведения, подходящих для данной ситуации. Практическое разыгрывание ситуаций общения и поведения, связанных с выполнением правила. Эмоциональное завершение ситуации. Оценка своих действий. Умение здороваться и прощаться с собеседником. Умение благодарить и отвечать на благодарность. Соблюдение правил поведения за столом. Знакомство с произведением В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Слушание и анализ произведения. Выделение персонажей. Ответы на вопросы по содержанию произведения. Проявлять заботу о животных | развитие навыков осуществления сотрудничества С педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми В решении общих проблем; • укрепление доверия к другим людям; •развитие доброжелательности И эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им. | |
2 | “Кукла Таня у нас в гостях”. Правила поведения за столом, общения с гостем. | 1 | |
3 | “Наши хорошие поступки”. Усвоение правил культурного общения со сверстниками | 1 | |
4 | “Твой добрый поступок”. Воспитание желания совершать хорошие поступки | й | |
5 | “Плохо - хорошо”. Воспитание умения оценивать поступки | 1 | |
6 | Сказка “Репка”. Воспитание дружеского отношения друг к другу | 1 | |
7 | “Если заболел друг”. Проявление заботы о людях | 1 | |
8 | Знакомство с произведением В. Маяковского "“Что такое хорошо и что такое плохо”. Слушание и анализ произведения | 1 | |
9 | “Помогаем взрослым”. Развитие желания помогать взрослым | 1 | |
10 | “Мой четвероногий друг”. Воспитания заботливого отношения к животным | 1 | |
11 | Игра- соревнование “Кто быстрее?”. Воспитание культуры поведения в коллективе | 1 | |
12 | “Почему с жадными никто не дружит?”. Умение делиться своими вещами с окружающими | 1 | |
13 | Дидактическая игра “Шкатулка добрых дел”. Упражнение в умении и желании делать добрые дела | 1 | |
Правила поведения в школе, на улице, в общественных местах |
14 | Игровая ситуация “Мы идем в библиотеку” | 1 | Формирование представлений о правилах поведения в общественном транспорте. Формирование представлений о дорожных знаках. Знание правил перехода улицы. Просмотр мультфильмов «Аркадий Паровозов спешит на помощь». Беседа по содержанию мультфильмов. Разбор конкретных ситуаций. Знакомство с понятиями: опасность, осторожность, правила безопасности, можно, нельзя и др. | негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Ярославля. • представления о правилах поведения в школе-интернате, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе; | |
15 | “Мы едем, едем, едем...”. усвоение правил поведения в общественном транспорте | 1 | |
16 | Настольный театр “Уважай светофор” | 1 | |
17 | “Наблюдаем за дорогой, пешеходами”. Усвоение правил поведения на дороге и улице | 1 | |
18 | Дидактическая игра “Так - не так?”. Упражнение в умении различать хорошие и плохие поступки | 1 | |
19 | “Мы идем в парк”. Правила поведения в общественных местах | 1 | |
20 | Просмотр мультфильмов «Аркадий Паровозов спешит на помощь». Беседа по содержанию мультфильмов | 1 | |
21 | “Наш двор”. Ориентировка в ближайшем окружении | 1 | |
22 | “Мамин помощник”. Воспитание культуры поведения дома | 1 | |
23 | Наблюдение за трудом дворника. Воспитание уважение к труду взрослых. | 1 | |
24 | “В кабинете у врача”. Упражнение в правилах поведение в кабинете у врача | 1 | |
25 | “В гостях и дома”. Упражнение в правилах поведения в гостях | 1 | |
Личная гигиена, опрятность и аккуратность |
26 | “Будь чистым и опрятным” | 1 | Соблюдение культурно-гигиенических навыков. Знание значения режима дня. Соблюдение режима дня. Поддержание порядка в классе. Знание своего рабочего места и места школьных принадлежностей. Умение прибрать свои вещи в шкаф. Соблюдение порядка одевания и раздевания. | потребность в занятиях физической культурой и спортом; • негативное отношение к факторам риска здоровью; ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках; • стремление заботиться о своем здоровье; • готовность следовать социальным установкам экологически культурного здоровьесберегаюшего, безопасного поведения (в отношении к природе и людям); формирование представлений о правилах личной гигены. | |
27 | “Умоем куклу Таню”. Воспитание потребности мыть руки. | 1 | |
28 | “Соблюдай режим дня” | 1 | |
29 | “Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня” | 1 | |
30 | “Каждой вещи - свое место”. Ориентировка в классе. | 1 | |
31 | “Оденемся на прогулку”. Формирование навыка складывать и убирать вещи в шкаф. | 1 | |
32 | “Заблудившиеся вещи”. Поддержание порядка в классе. | 1 | |
33 | “Как чистить зубы”. Знакомство с правилами ухода за зубами | 1 | |
34 | “Что сначала что потом”. Закрепление навыка ухода за зубами | 1 | |