СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса»









Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса







Выполнила:

Бакланова Татьяна Николаевна

























Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» разработана для учеников 3 класса с нарушениями опорно-двигательного аппаратана основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Школа России».


Общая характеристика курса «Музей в твоём классе»


В основе программы внеурочной деятельности лежит методика работы с живописными произведениями Н.А.Чураковой и О.В.Малаховской и программы «Музей в твоём классе» (Н.А.Чуракова, Н.М.Лаврова).

Работа кружка строится на содержании пособий «Музей в твоём классе», состоящего из альбома репродукций картин художником и методического приложения. Пособие входит в комплект УМК «Школа России», продолжая и дополняя работу по развитию речи с живописными картинами из «Музейного дома». Данная методика и пособие могут с успехом применять и в других УМК.

В ходе основания курса «Музей в твоём классе» осуществляется формирование таких интеллектуальных умений обучающихся, как умение ориентироваться в жанре картины (натюрморт, пейзаж, историческая картина, бытовая картина, портрет); в определении темы картины и настроения автора, которым он хотел поделиться со зрителями; в особенностях композиционного решения художником поставленной задачи.

Обучающиеся осваивают лексику, необходимую для выражения чувств, обучаются устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем что выходит за рамки изображения. («Если у свеклы зелень увяла, значит …», «Если рядом со снегом изображена лужа, значит…», «Если дым из трубы идёт вверх, значит …», «Если старик-отец отвернулся от дочери и смотрит в сторону, значит …»).

В ходе усвоения содержания курса формируются умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.










Цель программы: создание условий для формирования у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппаратачувства прекрасного, эстетических чувств и предпочтений, ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни через совместную деятельность по рассматриванию и описанию живописных картин.


Задачи программы:

  • Обеспечение условий для благоприятной адаптации обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппаратав образовательном учреждении;

  • Обеспечение условий достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;

  • Оптимизация условий для общего развития, коррекции и компенсации нарушений в развитии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • Создание условий для закрепления и практического использования знаний и умений, приобретенных обучающимися в урочной деятельности;

  • Создание условий для выявления и реализации интересов, склонностей и способностейобучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • Развитие опыта творческой деятельности обучающихся снарушениями опорно-двигательного аппаратаво взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в разновозрастной детской среде;

  • Развитие опыта неформального общения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом.

  • Познакомить обучающихся с нарушением слуха разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами;

  • Дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выспренности академических композиций через реалистическую повествовательность – к импрессионистической планарности;

  • Сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника, с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора.

Основные формы организации занятий: аудиторные, видео коллекция, игра, экскурсия, выставки, проекты. Преобладание наглядных занятий обусловленностями методики работы по пособию «Музей в твоём классе».


Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.

  1. Игровая (первый уровень – роль экскурсовода; второй уровень – роли посетителей, кассира, смотрителей, экскурсовод; третий уровень – аукцион картин);

  2. Познавательная (первый уровень-наблюдение, рассматривание репродукций с помощью инструментов, анализ деталей, синтез, устное речевое высказывание; второй уровень-высказывание о картине и художнике, установление причинно-следственных связей, сравнение картин одного художника; третий уровень-рассуждение в форме связей простых суждений в устной и письменной форме, проектная деятельность, каталог);

  3. Проблемно – ценностное общение (первый уровень-этические беседы, второй уровень-дебаты);

  4. Досугово – развлекательная деятельность – досуговое общение (первый уровень-виртуальные и реальные экскурсии в музеи; второй уровень – выставки проектных работ; третий уровень – проведение экскурсий для учащихся и родителей).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Музей в твоём классе»

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

Будут сформированы:

  • Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик»;

  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Получит возможность для формирования:

  • Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • Адекватного понимания причин успешности.


Регулятивные УУД:

Научится:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • Адекватно воспринимать оценку учителя;

  • Различать способ и результат действий;

  • Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Получит возможность научиться:

  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • Самостоятельно учитывать, выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Научится:

  • Ориентироваться в жанре картины.

  • Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями, особенности композиционного решения художником поставленной задачи;

  • Освоить лексику, необходимую для выражения чувств;

  • Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить указанные детали по показанным фрагментам, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие предмет изображения;

  • Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

  • Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;

  • Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;

  • Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Получит возможность научиться:

  • Различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя картины в целом;

  • Представлять логику развития живописного языка;

  • Проводить под руководством учителя сравнительный анализ двух картин одного и того же автора;

  • Осознанно и произвольного строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

Научится:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

  • Строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • Задавать вопросы;

  • Строить монологические высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

Получит возможность научиться:

  • Точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.



Планируемые результаты освоения программы кружка

«Музей в твоём классе»


Воспитательные результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)

Ученик научится:

  • распознавать разные жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой и исторический жанр);

  • внимательно рассматривать и устно описывать живописную картину, называя автора, определять тему и настроение картины;

  • оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.

Ученик получит возможность научиться:

  • подводить под понятие определения жанров живописи;

  • пробовать себя в роли экскурсовода.

Воспитательные результата второго уровня (формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)

У ученика будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к изучению живописных произведений искусства;

  • опыт рассматривания и анализа живописных картин;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой;

  • умение оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдениях свои наблюдения и выводы;

  • опыт ролевой игры в роли экскурсовода;

  • опыт участия в подготовке и проведении выставки или презентации своей творческой работы.

Получит возможность для формирования:

  • Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • Адекватного понимания причин успешности;

  • Опыт деловой игры «Посещение музея».

Воспитательные результаты третьего уровня (получение опыта самостоятельного социального действия)

У ученика будут сформированы:

  • Умение определять особенности композиционного решения художником поставленной задачи;

  • Умения строить рассуждения в устной и письменной форме;

  • В сотрудничестве с учителем определять новые учебные задачи;

  • Опыт проектной деятельности;

  • Опят проведения экскурсии для обучающихся и родителей;

  • Опыт составление каталога.

Получит возможность для формирования:

  • Обогащение эмоционального опыта новыми художественно-эстетическими переживаниями;

  • Опыт участия в организации выставки достижений;

  • Опыт участия в игре «Аукцион картин»

Конечный результат:

  • Выполнение теста «Жанры живописи»;

  • Создание альбома «Жанры живописи»;

  • Подготовка экскурсоводов по репродукциям картин «Музей в твоём классе»;

  • Подготовка проектов по направлениям: «Моя коллекция», каталог репродукций «Музей в твоём классе», «Каталог моей коллекции репродукций».



Методический аппарат пособий позволяет дифференцировать работу по предметным областям (развитие речи и изобразительное искусство) и по возрастным группам: с учениками одного класса – как факультатив, в форме кружка или клуба (1-2 класс или 3-4класс). Занятия могут проводиться учителями начальных классов, русского языка и литературы, изо. Форму внеурочной деятельности и предметную область руководителей выбирает самостоятельно, исходя из условий и потребностей. В программе представлено тематическое планирование для кружка из расчета 34 часа для года обучения, по 1 часу в неделю.



К концу обучения по курсу «Музей в твоём классе» обучающиеся научатся:

  • Находить на картине указанные детали, а затем самостоятельно открывать (усматривать) подробности, характеризующие предмет изображения;

  • Выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность;

  • Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

  • Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира.


Содержание курса «Музей в твоём классе»

3 класс (34 занятия).


№п/п

Перечень раздел

Содержание разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение. И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт.

Название изображённых на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенок в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части.

2


2

2.

Г. Серебрякова «За завтраком (за обедом)»

Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом.

2


2

3.

Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати»

Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений.

2


2

4.

В. Поленов «Московский дворик»

Обследование двора с целью внимательного наблюдения людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы и трава). Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей.

2


2

5.

И. Левин «Свежий ветер. Волга»

Речные суда на картине. (Слева: весёлая лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер?

2


2

6.

Б. Кустодиев «Морозный день»

Темы и объекты, изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон?

2


2

7.

Б. Кустодиев «Масленица»

Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры.

2


2

8.

Федотов «Сватовство майора»

Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств.

2


2

9.

К. Брюллов «Последний день Помпеи»

Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы.

2


2

10.

И. Горюшкин – Сорокопудов «Базарный день старом городе»

Сценка из стариной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма кремля, древней крепости. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов.

2


2

11.

И. Горюшкин – Сорокопудов

«Сцена из 17-го столетия»

Дома, особенности старинных построек. Времена года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения.

2


2

12.

В. Маковский «Две сестры (две дочери)»

Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.

2


2

13.

В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная»

Персонажи картины и ее название. Соотношение название картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины.

2


2

14.

М. В. Нестеров «Три старца»

Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу? Рассматривание кружков – фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукцию картины.

2


2

15.

К. А. Коровин «За чайным столом»

Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чашки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый). Помещение, времена года, состояние погоды. Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям? Рассматривание фрагментов по названиям.

2


2

16.

К. А. Коровин «Алупка»

Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагмента. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагментов в лупу. Позы людей.

2


2

17.

И. Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова»

О личности П. М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год – год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей (ГТГ). В 2021 году ГТГ исполнилось 165 лет. Впечатление, которое производит портрет. Рассматривание экспозиции в зале галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины. Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии. В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию автора).

2


2



















Материально-техническое обеспечение

Основное пособие:Чуракова Н. А. ,Малаховская О. В. «Музей в твоем классе (для 1-6 классов). – М.: Академкнига/Учебник.


Список репродукций:

    1. Хруцкий И.В. «Цветы и фрукты» 1855.

    2. Серебрякова З.Е. «За завтраком (за обедом)» 1914.

    3. Серебрякова З.Е. «На кухне. Портрет Кати» 1924.

    4. Поленов В.Д. «Московский дворик» 1878.

    5. Левин И.И. «Свежий ветер. Волга» 1895.

    6. Кустодиев Б.М. «Морозный день» 1913.

    7. Кустодиев Б.М. «Масленица» 1916.

    8. Федотов П.А. «Сватовство майора» 1848.

    9. Брюллов К.П. «Последний день Помпеи» 1833.

    10. Горюшкин – Сорокопудов И.С. «Базарный день старом городе» 1910.

    11. Горюшкин – Сорокопудов И.С. «Сцена из 17-го столетия» 1934.

    12. Маковский В.Е. «Две сестры (две дочери)» 1893.

    13. Маковский В.Е. «Две матери. Мать приемная и родная» 1905-1906.

    14. Нестеров М.В. «Три старца» 1915.

    15. Коровин К.А. «За чайным столом» 1888.

    16. Коровин К.А. «Алупка» 1912.

    17. Репин И.Е. «Портрет Павла Михайловича Третьякова» 1901.