Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Проектная деятельность»
на 2016– 2017 учебный год
Класс: 9
Руководитель факультативного курса: Пак Марина Юрьевна
Пояснительная записка.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности старшеклассников и предназначена для реализации проектно-исследовательской деятельности учащихся (индивидуальный проект).
Курс направлен на формирование способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Цель программы: создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о способах обработки и нахождения информации.
Задачи:
развивать творческую исследовательскую активность;
способствовать формированию у учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
стимулировать интерес к познанию и самостоятельной работе;
способствовать формированию коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развивать умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности);
способствовать формированию позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения.
Принципы реализации программы внеурочной деятельности:
Непрерывность образования и воспитания личностных качеств, школьника как механизма обеспечения полноты и целостности образовательного и воспитательного процесса;
Признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педагогами;
Принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
Принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;
Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях освоения каждого конкретного предмета;
Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
Принцип гуманизации и гуманитаризации – ориентация обучающихся в системе ценностей и содействие включению в диалог разных культур;
Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты
Возможность свободного самоопределения и самореализации
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка
Принцип экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир
Ресурсная база школы даст возможность осуществить с учетом возрастных особенностей учащихся:
Взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования
Непрерывность дополнительного образования
Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности
Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования
Системность организации управления учебно-воспитательным процессом
Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:
Дидактические принципы реализации программы-
Общая характеристика факультативного курса
В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с одаренными детьми.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в том числе и проектная, связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
3. Ценностные ориентиры содержания факультативного курса
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка.
В рамках данной программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности учащегося, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания. Организация научно-исследовательской деятельности старшеклассников в течение всего учебного года в школе обусловлена и объективным фактором: в настоящее время наука все в большей мере становится непосредственной производительной силой не только в сфере идей. Современный учащийся как творческая, социально активная личность нового типа может формироваться только в процессе исследовательской, поисковой работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью.
Научно-исследовательская деятельность школьников позволяет перейти от школы памяти к школе мышления как необходимого условия развития таких проявлений деятельности, как творчество, воображение и фантазия, что позволяет расширить кругозор учащихся и развивать их интерес к научно-исследовательской работе, формировать креативные способности, интеллектуальные умения и навыки.
4. Место факультативного курса в учебном плане:
В соответствии с федеральным базисным планом по внеурочной деятельности факультативный курс изучается с 5 по 9 класс по 1 часу в неделю.
9 класс - 34 часов в год (1 час в неделю, 34 учебных недели).
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса.
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения ксобственным поступкам; сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду;
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоенность социальных норм, правил поведения в школе, на уроке;
развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
владение основами самоконтроля, самооценки;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение, участвовать в обсуждении прочитанного;
овладение отдельными навыками смыслового чтения текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
осознание значимости чтения и изучения литературы; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа и человечества.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
6. Содержание программы:
9 класс:
Введение. Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
Реферат как научная работа. Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.
Практическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.
Способы получения и переработки информации (2 ч). Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написаниятезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования кцитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
Практическая работа № 2. Использование каталогов и поисковых программ.
Проект. Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. Практическая работа № 3 . Работа над проектом.
Исследовательская работа. Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты исследовательской работы: таблицы, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
Практическая работа № 4. Работа над введением научного исследования.
Практическая работа № 5. Работа над основной частью исследования. Создание компьютерной презентации.
Публичное выступление
Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.
Практическая работа №6. Публичное выступление.
В ходе освоения программы «Проектная деятельность» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):
проектировочные | исследовательские | информационные | кооперативные |
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. | Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. | Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного. | Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения. |
коммуникативные | экспериментальные | рефлексивные | презентационные |
Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. | Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. | Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки. | Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы. |
Календарно-тематическое планирование курса
«Проектная деятельность»
9 класс 1 час в неделю (34 часа в год)
№ п/п | Кол-во часов | Тема |
Введение (2 часа) |
1 | 1 | Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. |
2 | | Особенности научного познания. |
Реферат как научная работа (2 часа) |
3 | 1 | Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. |
4 | 1 | Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект. |
Способы получения и переработки информации (2 часа) |
5 | 1 | Виды источников информации. |
6 | 1 | Использование каталогов и поисковых программ. Рецензия, отзыв. |
Проект (10 часов) |
7 | 1 | Особенности и структура проекта. Критерии оценки. Этапы работы над проектом |
8 | 1 | Виды проектов |
9 | 1 | Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально. |
10 | 1 | Составление плана работы. Сбор материалов, информации. |
11 | 1 | Выбор формы реализации проекта. Самооценка своей деятельности |
12-13 | 2 | Оформление проекта в выбранной форме |
14-15 | 2 | Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме |
16 | 1 | Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта |
Исследовательская работа (13 часов) |
17 | 1 | Структура, этапы исследовательской работы. |
18 | 1 | Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности. |
19-20 | 2 | Методы исследования |
21-22 | 2 | Работа с научными источниками литературы. Формирование культуры научного исследования. |
23-24 | 2 | Результаты исследовательской работы: таблицы, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. |
25 | 1 | Обсуждение основных требований к оформлению исследовательских работ. |
26-27 | 2 | Тезисы и компьютерная презентация |
28-29 | 2 | Отзыв. Рецензия |
Публичное выступление (5 часов) |
30 | 1 | Публичное выступление на трибуне и личность |
31 | 1 | Культура выступления. Ораторское искусство. Подготовка и презентация защитной речи. |
32-33 | 2 | Защита исследовательских работ |
34 | 1 | Подведение итогов школьной научно-практической конференции. Анализ результатов |
8. Учебно-методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение:
Проектор;
Компьютер с соответствующим программным обеспечением.
Информационное обеспечение:
Школьная библиотека;
Городская детская библиотека;
Интернет.
Учебно-методическое обеспечение:
Голуб Т.Е., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника/ Под ред. проф. Е.Я. Когана. – М.: Издательский дом «Фёдоров», 2006.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. – М.: «Просвещение», 2010.
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. – Директор школы № 6, 1995 г.
Чернобай Е.В. Технология урока в современной информационной образовательной среде. – М.: Просвещение, 2012.
Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2007.
Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность. (мастер-класс) http://festival.1september.ru/articles/517978/
Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2012 г.