СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 9-х классов "Проектная деятельность"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс направлен на формирование способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 9-х классов "Проектная деятельность"»


Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Проектная деятельность»

на 2016– 2017 учебный год







Класс: 9

Руководитель факультативного курса: Пак Марина Юрьевна



  1. Пояснительная записка.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности старшеклассников и предназначена для реализации проектно-исследовательской деятельности учащихся (индивидуальный проект).

Курс направлен на формирование способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Цель программы: создание условий, способствующих  развитию исследовательских умений; приобретение знаний о способах обработки и нахождения информации.

Задачи:

  • развивать творческую исследовательскую активность;

  • способствовать формированию у учащихся способности к организации исследовательской деятельности;

  • стимулировать интерес к познанию и самостоятельной работе;

  • способствовать формированию коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развивать умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности);

  • способствовать формированию позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения.


Принципы реализации программы внеурочной деятельности:

  • Непрерывность образования и воспитания личностных качеств, школьника как механизма обеспечения полноты и целостности образовательного и воспитательного процесса;

  • Признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педагогами;

  • Принцип связи обучения и воспитания с жизнью;

  • Принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;

  • Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях освоения каждого конкретного предмета;

  • Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;

  • Принцип гуманизации и гуманитаризации – ориентация обучающихся в системе ценностей и содействие включению в диалог разных культур;

  • Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты

  • Возможность свободного самоопределения и самореализации

  • Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка

  • Принцип экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир

Ресурсная база школы даст возможность осуществить с учетом возрастных особенностей учащихся:

  • Взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования

  • Непрерывность дополнительного образования

  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности

  • Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования

  • Системность организации управления учебно-воспитательным процессом

Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:

  • Дифференциации

  • Проектной деятельности

  • Игровые

  • Здоровьесберегающие

  • Информационные и коммуникативные

Дидактические принципы реализации программы-

  • Занимательность

  • Сознательность и активность

  • Научность

  • Наглядность

  • Доступность

  • Связь теории с практикой

  • Индивидуальный подход к учащимся


  1. Общая характеристика факультативного курса


В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с одаренными детьми.

Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в том числе и проектная, связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.


3. Ценностные ориентиры содержания факультативного курса

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка.

В рамках данной программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности учащегося, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания. Организация научно-исследовательской деятельности старшеклассников в течение всего учебного года в школе обусловлена и объективным фактором: в настоящее время наука все в большей мере становится непосредственной производительной силой не только в сфере идей. Современный учащийся как творческая, социально активная личность нового типа может формироваться только в процессе исследовательской, поисковой работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью.

Научно-исследовательская деятельность школьников позволяет перейти от школы памяти к школе мышления как необходимого условия развития таких проявлений деятельности, как творчество, воображение и фантазия, что позволяет расширить кругозор учащихся и развивать их интерес к научно-исследовательской работе, формировать креативные способности, интеллектуальные умения и навыки.


4. Место факультативного курса в учебном плане:

В соответствии с федеральным базисным планом по внеурочной деятельности факультативный курс изучается с 5 по 9 класс по 1 часу в неделю.

9 класс - 34 часов в год (1 час в неделю, 34 учебных недели).


5. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса.

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения ксобственным поступкам; сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду;

  • уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоенность социальных норм, правил поведения в школе, на уроке;

  • развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия России, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

  • умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • умение планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • владение основами самоконтроля, самооценки;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные результаты:

  • воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение, участвовать в обсуждении прочитанного;

  • овладение отдельными навыками смыслового чтения текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

  • осознание значимости чтения и изучения литературы; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа и человечества.


Способы проверки результатов освоения программы.

В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ учащихся;

  • конференции по защите исследовательских проектов и научно-исследовательских работ.


6. Содержание программы:

9 класс:

Введение. Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.


Реферат как научная работа. Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

Практическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.


Способы получения и переработки информации (2 ч). Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написаниятезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования кцитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

Практическая работа № 2. Использование каталогов и поисковых программ.


Проект. Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. Практическая работа № 3 . Работа над проектом.


Исследовательская работа. Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты исследовательской работы: таблицы, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.

Практическая работа № 4. Работа над введением научного исследования.

Практическая работа № 5. Работа над основной частью исследования. Создание компьютерной презентации.


Публичное выступление

Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.

Практическая работа №6. Публичное выступление.


В ходе освоения программы «Проектная деятельность» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):

проектировочные

исследовательские

информационные

кооперативные

Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.

Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

коммуникативные

экспериментальные

рефлексивные

презентационные

Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.



Календарно-тематическое планирование курса

«Проектная деятельность»

9 класс 1 час в неделю (34 часа в год)


п/п

Кол-во часов

Тема

Введение (2 часа)

1

1

Образование как ценность. Роль науки в развитии общества.

2


Особенности научного познания.

Реферат как научная работа (2 часа)

3

1

Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки.

4

1

Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема,

предмет и объект.

Способы получения и переработки информации (2 часа)

5

1

Виды источников информации.

6

1

Использование каталогов и поисковых программ. Рецензия, отзыв.

Проект (10 часов)

7

1

Особенности и структура проекта. Критерии оценки. Этапы работы над проектом

8

1

Виды проектов

9

1

Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально.

10

1

Составление плана работы. Сбор материалов, информации.

11

1

Выбор формы реализации проекта. Самооценка своей деятельности

12-13

2

Оформление проекта в выбранной форме

14-15

2

Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме

16

1

Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта

Исследовательская работа (13 часов)

17

1

Структура, этапы исследовательской работы.

18

1

Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности.

19-20

2

Методы исследования

21-22

2

Работа с научными источниками литературы. Формирование культуры научного исследования.

23-24

2

Результаты исследовательской работы: таблицы, иллюстрации; анализ, выводы, заключение.

25

1

Обсуждение основных требований к оформлению исследовательских работ.

26-27

2

Тезисы и компьютерная презентация

28-29

2

Отзыв. Рецензия

Публичное выступление (5 часов)

30

1

Публичное выступление на трибуне и личность

31

1

Культура выступления. Ораторское искусство. Подготовка и презентация защитной речи.

32-33

2

Защита исследовательских работ

34

1

Подведение итогов школьной научно-практической конференции. Анализ результатов



8. Учебно-методическое обеспечение


Материально-техническое обеспечение:

Проектор;

Компьютер с соответствующим программным обеспечением.


Информационное обеспечение:

Школьная библиотека;

Городская детская библиотека;

Интернет.


Учебно-методическое обеспечение:

  1. Голуб Т.Е., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника/ Под ред. проф. Е.Я. Когана. – М.: Издательский дом «Фёдоров», 2006.

  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. – М.: «Просвещение», 2010.

  3. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. – Директор школы № 6, 1995 г.

  4. Чернобай Е.В. Технология урока в современной информационной образовательной среде. – М.: Просвещение, 2012.

  5. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2007.

  6. Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность. (мастер-класс) http://festival.1september.ru/articles/517978/

  7. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2012 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!