Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская средняя общеобразовательная школа № 1
РАССМОТРЕНА на методическом объединении учителей начальных классов протокол от 27.08.2021г. №1 | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета, протокол от 30.08.2021г. № 15 | УТВЕРЖДЕНА Приказом директора _______ Л.Ф. Бабкина от 31 августа 2021г. № 405 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
курса «Доноведение»
для 2 «В» класса
на 2021-2022 учебный год
Учитель: Склярова Татьяна Викторовна
п. Орловский
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Доноведение» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред В.А. Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с. /, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы по внеурочной деятельности «Доноведение» кандидата педагогических наук Е. Ю. Сухаревской; Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС» 2014г.
Авторская программа Е. Ю. Сухаревской «Доноведение» рассчитана на 4 года обучения: 1 класс – 33 часа в год (1 час в неделю); 2 - 4 классы – 34 часа год (1 час в неделю).
Рабочая программа для 2 класса рассчитана на 1 час в неделю - 34 учебные недели (34 часа в год) в соответствии с учебным планом МБОУ ОСОШ № 1 на 2021 – 2022 учебный год.
В связи с фактическим количеством учебных дней, с учётом календарного учебного графика и расписания занятий, обеспечено выполнение рабочей программы в полном объёме - 34 часа.
Рабочая программа опирается на: Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2017-19г. Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (2 класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2019 г.
Цель программы:
Развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у обучающихся начальной школы.
Формировать у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи программы:
Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Обучение проводится по двум направлениям:
усвоение теоретических знаний;
формирование практических навыков.
Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как беседа, рассказ, объяснение. Выполнение практических заданий: итоги работы демонстрируются во время общих праздников, деловые игры, викторины, коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков, проекты, исследования.
Формы контроля.
Подведением итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Поскольку дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных работ, коллективное обсуждение и выявление лучших работ. Именно такая форма позволит детям объективно оценивать не только чужие, но и свои работы.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире: анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
Метапредметные результаты:
ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
оценивать собственные знания и умения;
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
Предметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих умений:
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице;
Содержание курса внеурочной деятельности 2 года обучения
Я и окружающий мир
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
Человек и природа
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Жизнь на Дону
Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)
С днём рождения, родное село.
Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения села.
Вместе дружная семья.
Экскурсии
«Родное село», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края», «День освобождения» (экскурсия в музей РДК Колос»)
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»
Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»
Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг».
Календарно-тематическое планирование занятий курса "Доноведение".
№ п/п | Дата | Скорректированная дата | Тема | Количество часов | Примечания |
| | | 1 четверть - 9 часов Я и окружающий мир | | |
1. | 02.09.2021 | | С чего начинается Родина… | 1 | Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села, улицы, на которой стоит школа, историей школы. Проект «История моей улицы», «Улица моего детства» |
2. | 09.09.2021 | | С днём рождения, родное село! Экскурсия по родному селу. | 1 | Познакомить с историей появления родного села, его достопримечательностями |
| | | Жизнь на Дону. | | |
3. | 16.09.2021 | | Школа – светлая гавань детства. | | |
| | | Я и окружающий мир | | |
4. | 23.09.2021 | | Дорога от дома до школы (экскурсия). | | Познакомить с правилами безопасного поведения на улице: –правила перехода через проезжую часть; -сигналы светофора; -правила посадки и высадки из общественного транспорта; -дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и другие. Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры». Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест. |
| | | Природа Донского края | | |
5. | 30.09.2021 | | «Учимся наблюдать». Природа (экскурсия). | | Углубить понятия о живой и неживой природе родного края. |
6. | 07.10.2021 | | Викторина «Живая и неживая природа родного края». | | |
7. | 14.10.2021 | | Село и природа. | | Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного села», «Фауна родного села» |
8. | 21.10.2021 | | Что за дерево такое? | | Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4) вида. Игра «У кого детки с этой ветки?» |
9. | 28.10.2021 | | Кустарники. | | Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края). Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края» |
| | | 2 четверть – 7 часов | | |
10. | 11.11.2021 | | Растения и мы. | | Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека; -показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. -воспитывать бережное отношение к растениям родного края. Композиционное панно из растений. |
11. | 18.11.2021 | | Травушка-муравушка. | | Игра «Природная лечебница». Изготовление справочника лекарственных трав |
12. | 25.11.2021 | | Краски Тихого Дона. | | Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам. Чтение стихов о родном крае, рисование пейзажей родного края. |
| | | Я и окружающий мир | | |
13. | 02.12.2021 | | Мои имя, фамилия, отчество… Вместе - дружная семья. | | 1.Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. 2.Углубить понятие «семья». 3.Рассмотреть на основе знаний понятие «семейная родословная». Проект «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник» |
14. | 09.12.2021 | | Что ты знаешь о роде своём… | | Проект «Моё генеалогическое древо» |
| | | Жизнь на Дону. | | |
15. | 16.12.2021 | | Обряды на Дону. | | Дать общее представление о зимних обрядах на Дону. Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы Масленички. |
16. | 23.12.2021 | | Зимние обряды. | | |
| | | 3 четверть – 11 часов Природа Донского края | | |
17. | 13.01.2022 | | Животный мир Ростовской области . | | Расширить представление о животном мире родного края. Наблюдение за животными в природе, дома. |
18. | 20.01.2022 | | Домашняя мохнатая азбука. | | 1.Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида) 2. Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты. Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы» Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …» |
19. | 27.01.2022 | | Мой домашний милый друг. | | 1.Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве РО. 2. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Наблюдение за животными дома. Мини-сочинение о своём домашнем животном. |
20. | 03.02.2022 | | Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми. | | Закрепить правила безопасного обращения с животными. Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» |
21. | 10.02.2022 | | Родные просторы. Экскурсия. | | Познакомить с особенностями поверхности родного края. Наблюдение и изучение форм поверхности родного края. Игра «Помоги кузнечику добраться до дома» |
22. | 17.02.2022 | | День освобождения! Экскурсия в музей. | | Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле. |
23. | 24.02.2022 | | Чем богаты наши недра? | | Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края. Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края. |
24. | 03.03.2022 | | Чем богаты наши недра? | | Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?» |
| | | Человек и природа | | |
25. | 10.03.2022 | | Что такое почва? | | 1.Познакомить с понятием «почва», её составом, образованием. 2. Проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ. Исследование состава почвы. |
26. | 17.03.2022 | | Почва нам и стол, и дом. | | |
27. | 24.03.2022 | | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка. Экскурсия. | | Познакомить с общими представлениями о природных сообществах. Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края. |
| | | 4 четверть – 7 часов | | |
28. | 07.04.2022 | | Человек – хозяин природы? | | Показать влияние человека на природное сообщество. Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества. |
29. | 14.04.2022 | | Спасём и сохраним! (открытое праздничное мероприятие, посвящённое защите природы) | | Закрепить знания о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края. |
| | | Жизнь на Дону | | |
30. | 21.04.2022 | | Вместе дружная семья. | | Сплочение людей разных национальностей, населяющих Донской край. |
31. | 28.04.2022 | | Вместе дружная семья. | | Песни, танцы народов, населяющих родной край, их национальные традиции и блюда |
32. | 05.05.2022 | | День освобождения Донской земли. | | Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике. |
33. | 12.05.2022 | | Жизнь на Дону. Повторение. | | |
34. | 19.05.2022 | | Обобщающий урок. | | |