СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Доноведение» для 2 класса на 2021-2022 учебный год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Доноведение" для 2 класса на 2021-2022 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Доноведение» для 2 класса на 2021-2022 учебный год.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловская средняя общеобразовательная школа № 1

РАССМОТРЕНА

на методическом объединении

учителей начальных классов

протокол от 27.08.2021г. №1


ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета,

протокол от 30.08.2021г. № 15

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора

_______ Л.Ф. Бабкина

от 31 августа 2021г. № 405



Рабочая программа

внеурочной деятельности

курса «Доноведение»

для 2 «В» класса

на 2021-2022 учебный год

Учитель: Склярова Татьяна Викторовна

п. Орловский

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Доноведение» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред В.А. Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с. /, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы по внеурочной деятельности «Доноведение» кандидата педагогических наук Е. Ю. Сухаревской; Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС» 2014г.

Авторская программа Е. Ю. Сухаревской «Доноведение» рассчитана на 4 года обучения: 1 класс – 33 часа в год (1 час в неделю); 2 - 4 классы – 34 часа год (1 час в неделю).

Рабочая программа для 2 класса рассчитана на 1 час в неделю - 34 учебные недели (34 часа в год) в соответствии с учебным планом МБОУ ОСОШ № 1 на 2021 – 2022 учебный год.

В связи с фактическим количеством учебных дней, с учётом календарного учебного графика и расписания занятий, обеспечено выполнение рабочей программы в полном объёме - 34 часа.

Рабочая программа опирается на: Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2017-19г. Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (2 класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2019 г.

Цель программы:

  1. Развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у обучающихся начальной школы.

  2. Формировать у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Задачи программы:

  1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

  2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

  3. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

  4. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

  5. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

  6. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.

Обучение проводится по двум направлениям:

  • усвоение теоретических знаний;

  • формирование практических навыков.

  • Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как беседа, рассказ, объяснение. Выполнение практических заданий: итоги работы демонстрируются во время общих праздников, деловые игры, викторины, коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков, проекты, исследования.

Формы контроля.

Подведением итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Поскольку дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных работ, коллективное обсуждение и выявление лучших работ. Именно такая форма позволит детям объективно оценивать не только чужие, но и свои работы.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире: анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

  • объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

Метапредметные результаты:

  • ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

  • составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

  • вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

  • оценивать собственные знания и умения;

  • находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

  • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

Предметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих умений:

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

  • описывать наиболее важные события истории родного края;

  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

  • объекты неживой и живой природы Ростовской области;

  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

  • водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

  • правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

  • государственную символику Ростовской области, своего района;

  • важнейшие события в истории родного края;

  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

  • родственные связи в семье;

  • правила поведения в общественных местах и на улице;

Содержание курса внеурочной деятельности 2 года обучения

Я и окружающий мир

С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.

Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.

Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.

Природа Донского края

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.

Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.

Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.

Почва Донского края и её значение для растений и животных.

Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).

Человек и природа

Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.

Жизнь на Дону

Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)

С днём рождения, родное село.

Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения села.

Вместе дружная семья.

Экскурсии

«Родное село», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края», «День освобождения» (экскурсия в музей РДК Колос»)

Исследовательские, проектные и практические работы

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»

Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.

Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг».


Календарно-тематическое планирование занятий курса "Доноведение".

№ п/п

Дата

Скорректированная дата

Тема

Количество часов

Примечания




1 четверть - 9 часов

Я и окружающий мир



1.

02.09.2021


С чего начинается Родина…

1

Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села, улицы, на которой стоит школа, историей школы.

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства»

2.

09.09.2021


С днём рождения, родное село! Экскурсия по родному селу.

1

Познакомить с историей появления родного села, его достопримечательностями




Жизнь на Дону.



3.

16.09.2021


Школа – светлая гавань детства.






Я и окружающий мир



4.

23.09.2021


Дорога от дома до школы (экскурсия).



Познакомить с правилами безопасного поведения на улице:

–правила перехода через проезжую часть;

-сигналы светофора;

-правила посадки и высадки из общественного транспорта;

-дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и другие.

Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.




Природа Донского края



5.

30.09.2021


«Учимся наблюдать». Природа (экскурсия).


Углубить понятия о живой и неживой природе родного края.

6.

07.10.2021


Викторина «Живая и неживая природа родного края».



7.

14.10.2021


Село и природа.



Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного села», «Фауна родного села»

8.

21.10.2021


Что за дерево такое?


Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4) вида.

Игра «У кого детки с этой ветки?»

9.

28.10.2021


Кустарники.


Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края).

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»





2 четверть – 7 часов



10.

11.11.2021


Растения и мы.



Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека;

-показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли.

-воспитывать бережное отношение к растениям родного края.

Композиционное панно из растений.

11.

18.11.2021


Травушка-муравушка.



Игра «Природная лечебница». Изготовление справочника лекарственных трав

12.

25.11.2021


Краски Тихого Дона.


Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам.

Чтение стихов о родном крае, рисование пейзажей родного края.




Я и окружающий мир



13.

02.12.2021


Мои имя, фамилия, отчество…

Вместе - дружная семья.


1.Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону.

2.Углубить понятие «семья».

3.Рассмотреть на основе знаний понятие «семейная родословная».

Проект «Откуда моя фамилия».

Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

14.

09.12.2021


Что ты знаешь о роде своём…


Проект «Моё генеалогическое древо»




Жизнь на Дону.



15.

16.12.2021


Обряды на Дону.



Дать общее представление о зимних обрядах на Дону.

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы Масленички.

16.

23.12.2021


Зимние обряды.






3 четверть – 11 часов

Природа Донского края



17.

13.01.2022


Животный мир Ростовской области .


Расширить представление о животном мире родного края. Наблюдение за животными в природе, дома.

18.

20.01.2022


Домашняя мохнатая азбука.



1.Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида)

2. Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты.

Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы» Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …»

19.

27.01.2022


Мой домашний милый друг.



1.Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве РО.

2. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними.

Наблюдение за животными дома. Мини-сочинение о своём домашнем животном.

20.

03.02.2022


Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми.


Закрепить правила безопасного обращения с животными.

Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг»

21.

10.02.2022


Родные просторы. Экскурсия.



Познакомить с особенностями поверхности родного края.

Наблюдение и изучение форм поверхности родного края.

Игра «Помоги кузнечику добраться до дома»

22.

17.02.2022


День освобождения!

Экскурсия в музей.


Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле.

23.

24.02.2022


Чем богаты наши недра?



Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края. Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края.

24.

03.03.2022


Чем богаты наши недра?



Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?»




Человек и природа



25.

10.03.2022


Что такое почва?


1.Познакомить с понятием «почва», её составом, образованием.

2. Проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ.

Исследование состава почвы.

26.

17.03.2022


Почва нам и стол, и дом.



27.

24.03.2022


Рядом с домом лес и луг, озеро и речка. Экскурсия.


Познакомить с общими представлениями о природных сообществах.

Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края.




4 четверть – 7 часов




28.

07.04.2022




Человек – хозяин природы?



Показать влияние человека на природное сообщество.

Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества.

29.

14.04.2022




Спасём и сохраним! (открытое праздничное мероприятие, посвящённое защите природы)


Закрепить знания о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края.




Жизнь на Дону



30.

21.04.2022


Вместе дружная семья.


Сплочение людей разных национальностей, населяющих Донской край.

31.

28.04.2022


Вместе дружная семья.


Песни, танцы народов, населяющих родной край, их национальные традиции и блюда

32.

05.05.2022


День освобождения Донской земли.



Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике.

33.

12.05.2022


Жизнь на Дону. Повторение.



34.

19.05.2022


Обобщающий урок.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!