СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «дорожная азбука»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Дорожная азбука» направлена на социальную адаптацию детей в обществе, формирование общей культуры пешехода. Программа призвана обеспечить вход детей во взрослую жизнь, дает им возможность чувствовать себя увереннее в окружающем мире.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «дорожная азбука»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

(социальное направление)

3 класс




Составитель:

Красных Анастасия Юрьевна

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах


Курс IV

Группа 145















Благовещенск, 2020


Пояснительная записка

Нормативно - правовая база:

  1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-Ф3 «О безопасности дорожного движения».

  2. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения».

  3. Распоряжение Правительства РФ от 7 октября 2012 г. №1995- р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»».

Назначение программы: образовательной программы - социально-педагогическая. Программа «Дорожная азбука» направлена на социальную адаптацию детей в обществе, формирование общей культуры пешехода. Программа призвана обеспечить вход детей во взрослую жизнь, дает им возможность чувствовать себя увереннее в окружающем мире.

Автомобилизация, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на дорогах создают объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками движения и особенно с детьми.

Анализ статистических данных показывает, что зачастую дорожно-транспортные происшествия с детьми происходят из-за их недисциплинированности, однако бывают и такие случаи, когда ребенок не знает даже необходимых правил дорожного движения.

В предупреждении дорожно-транспортных происшествий с детьми важную роль играет работа школ и учреждений дополнительного образования по обеспечению детей требуемым уровнем знаний, умений, навыков по безопасности дорожного движения.

Преподавание Правил дорожного движения в школах ведется в рамках курса ОБЖ с ограниченным числом часов, поэтому просто необходимо дополнительное обучение детей Правилам дорожного движения.

Актуальность программы «Дорожная азбука» основана на активизации творческой деятельности детей в освоении основ безопасности дорожного движения, привлечь их к участию в мероприятиях, к разработке и реализации социально значимых акций и дел. Программа дает возможность практически отработать умения, полученные на занятиях.  

Программа «Дорожная азбука»  разработана с учетом  требований к организации внеурочной деятельности (социальное направление) в образовательном учреждении в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

        Перспективность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одной из главных особенностей образовательных стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

             Отличительными особенностями данной программы являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

  Так же перспективность курса обусловлена основными идеями и принципами программы:

Идеи:

  • личностно – ориентированный подход к каждому ребенку – обеспечение педагогическими средствами естественного, свободного процесса становления личности;

  • общественно и личностно значимые мотивы деятельности;

  • гуманизация    отношений     «педагог – ребенок»   -   это гуманное (человеческое) отношение к ребенку, умение видеть в нем человека и принимать его таким, какой он есть, а не пытаться его «подогнать», переделать, это партнерские отношения между педагогом и детьми;

  • активное взаимодействие образовательных учреждений с ГИБДД;

  • холизм – каждый ребенок должен видеть и знать свою вовлеченность в круговорот материальных процессов, в ход природной и человеческой истории, оставаясь при этом активной творческой индивидуальностью.

        Принципы:

  • преемственности - построение образовательного процесса таким образом, чтобы каждая новая ступень обучения должна опираться на уже усвоенное ранее;

  • комплексности, системности и последовательности - построение образовательного процесса таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже освоено;

  • сознательности - заинтересованность, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений;

  • наглядности - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления дорожной обстановки;  

  • единства воспитания и обучения – на всех этапах обучения воспитание у детей культуры поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и транспорте;

  • непрерывности - определяется постепенным и поэтапным становлением и развитием культуры поведения на дорогах, предполагает организацию обучения на всех этапах начального и основного образования;

  • социализации – выстраивание педагогически целесообразных партнёрских отношений с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями.


Цель программы: Создание условий для  формирования осознанного безопасного поведения детей в реальных дорожных условиях через изучение правил дорожного движения и их отработку на уровне привычки.

Задачи программы:

обучающие: - обучить правилам поведения на дороге, необходимым для безопасного движения в качестве пешехода, водителя велосипеда (мопеда) и пассажира;

развивающие: - способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки»- ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности;

- развивать внимание, наблюдательность, активность.

воспитательные: - воспитывать правопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей,

- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;

- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.

Форма и режим занятий.

Форма занятий: групповая

Возраст детей: 9 – 10 лет

Режим занятий: 1 час в неделю, 22 часа в год.




Структура курса:

Основные разделы

Количество часов

1

Улица

9

2

Транспорт и дороги

5

3

Правила дорожного движения

8


В процессе изучения программы у учащихся будут сформированы такие УУД как:

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • оценивать и осознавать то, что уже усвоено при обыгрывании дорожных ситуаций на разметке (в школе, в кабинете, на макете и т.п.) и при выходе на улицу.

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Познавательные УУД:

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя и из документальных источников;

  • ориентироваться в системе дорожных знаков (разрешающие, предупреждающие, запрещающие);

  • проводить предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе по правилам дорожного движения;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по рисункам, схемам.

Коммуникативные УУД:

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;


Личностные результаты:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

  • наблюдать за дорогой;

  • правильно оценивать дорожную обстановку;

  • предвидеть, избегать опасность.








Учебно-методический план 3 класс

п/п

Содержание темы

Количество часов

Всего

Теорет.

Практ.

Улица

1

Мы идем в школу

2

1

1

2

Что такое закрытый обзор

2

1

1

3

Движение по улицам

4

2

2

Транспорт и дороги

4

Дорожно- транспортные происшествия

2

1

1

5

Осенние дороги

3

1

2

Правила дорожного движения

6

Это должны знать все

2

1

1

7

Знатоки дорожных знаков

3

1

2

8

Я пешеход

2

1

1

9

Наши верные друзья

2

1

1






10

Повторение пройденных тем. Инструктаж перед летними школьными каникулами.


2

1

1

11

Итого

22

8

5


Содержание программы:

3 класс.

Тема 1. Мы идем в школу- 2 часа.

Микрорайон, в котором находится школа. Улицы вокруг школы. На каком транспорте можно доехать до школы? Остановки маршрутного транспорта рядом со школой.

Тема 2. Что такое закрытый обзор- 2 часа.

Дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешеходов за кустами, деревьями, стоящим или движущимся транспортом.

Тема 3. Движение по улицам- 2 часа.

Движение пешеходов по тротуарам, улицы и обочине дороги. Правостороннее движение и история происхождения этого правила- Перекрестки и их виды. Тема может быть раскрыта практическим занятием и на конкретных примерах участников дорожного движения на улице около школы.

Тема 4. Дорожно- транспортное происшествия- 2 часа.

Виды происшествий. Причины их возникновения. Как правильно вести себя на улице, чтоб не произошло несчастье.

Тема 5. Осенние дороги- 2 часа.

Особенности осенних погодных условий, затрудняющих дорожное движение (лужи, грязь, дождь). Плохая видимость в дождь и туман.

Тема 6. Это должны знать все- 2 часа.

Правила дорожного движения- закон для водителей и пешеходов. Примеры о последствиях нарушений ПДД. Какой вред приносят нарушители правил.

Тема 7. Знатоки дорожных знаков- 2 часа.

Какие существуют группы знаков, их символика и назначение.

Тема 8. Я пешеход- 2 часа.

Умение правильно выбрать наиболее безопасный путь. Как пройти по более сложному маршруту к школе. Где и как правильно перейти улицу? Не можешь сам перейти улицу- попроси взрослого помочь.

Тема 9. Наши верные друзья- 2 часа.

Технические средства регулирования дорожным движением, дорожные знаки, пешеходные переходы и их виды, «ИДН»- искусственная дорожная неровность, «лежащий полицейский».

Тема 10. Повторение пройденных тем. Инструктаж перед летними школьными каникулами – 2 часа.




Информационно – методическое обеспечение

1. Учебная книжка – тетрадь для 3 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.

2. «Добрая дорога детства».

3. Методическое пособие “Профилактика детского дорожно– транспортного травматизма”, автор: Е.А.Козловская.Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.

4. Федеральный образовательный портал по «Основам безопасности жизнедеятельности».

5. “Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы: В.Е.Амелина и др. Москва. “Глобус”, 2008 г.



Предполагаемая результативность курса:


  • 1 уровень - приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;


  • 2 уровень - формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;


  • 3 уровень - приобретение опыта самостоятельного социального действия.