СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственного направления по курсу «Музейное дело» для 5-7 классов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа нацелена на реализацию предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" и ориентирована на использование учебного пособия для обучающихся Л.В. Пантелеевой "Музей и дети". В условиях, когда становится особенно актуальным семейное воспитание, музей способствует тесным связям с социумом, осуществляя совместные мероприятия с участием родителей и детей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственного направления по курсу «Музейное дело» для 5-7 классов»

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №3»

«Рассмотрено»

на заседании методического

совета школы. Протокол №1

от «30» августа 2015года

«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР_____О.В. Краснова

от «30» августа 2015года



«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 3

________Т.Н. Соколовская

от «31» августа 2015года




Рабочая программа


внеурочной деятельности

духовно – нравственного направления

по курсу «Музейное дело»

для 5-7 классов



1 час в неделю (всего 35 часов)













Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

высшей категории

Белоусова Ирина Ягофаровна











Пояснительная записка.


Рабочая программа внеурочной деятельности «Музейное дело» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, с учётом авторской программы Белоусовой И.Я. «Музейное дело» (рецензии составили: кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и педагогического управления Омского государственного педагогического университета Т.И. Лаздина и кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и музееведения Тюменского государственного института искусств и культуры В.И. Семенова) с использованием методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности Д.В. Григорьева, П.В. Степанова (Григорьев А.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010).

Данная программа нацелена на реализацию предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и ориентирована на использование учебного пособия для обучающихся Л.В. Пантелеевой «Музей и дети» (М.: Карапуз, 2000).

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что в современных условиях школьный музей  становится центром учебно-воспитательной работы и дополнительного образования, интегрирован в учебный процесс (материалы  музея используются на уроках литературы, МХК, экологии, географии, истории, ИЗО, технологии). В условиях, когда становится особенно актуальным семейное воспитание, музей способствует тесным связям с социумом, осуществляя совместные мероприятия с участием родителей и детей.

Данная рабочая программа внеурочной деятельности по музейному делу рассчитана на 3года. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в постоянных группах 5-7 классов - 35 часов в год, одно занятие в неделю продолжительностью 40 минут.

Программой предусмотрено проведение 18 практических работ.

Рабочая программа имеет целью создание условий для формирования способности школьников к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности обучающихся, их интеллектуального развития путём вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность и способствует решению следующих задач:

  • совершенствование содержания, форм и методов поисковой, собирательской, исследовательской деятельности;

  • активизация проведения экскурсий, научно-фондовой, научно-просветительной деятельности в школьном музее;

  • развитие навыков исследовательской, проектной, творческой деятельности при работе с различными видами источников.



Специфика реализации программы «Музейное дело» требует особой организации учебной деятельности школьников в форме теоретических и практических занятий.

Обучение по программе «Музейное дело» даёт возможность развивать у учащихся:

в обучающей сфере – приобретение обучающимися знаний по музееведению, усиление интереса обучающихся к музейной деятельности  (активность в создании самостоятельных исследований и проектов);

в воспитательной сфере - воспитание у обучающихся чувства уважения к истории, людям труда - создателям материальной культуры.

в развивающей сфере -  достижение обучающимися высокого уровня умений и навыков по научно-музейной обработке, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, проведению экскурсий по экспозициям музея. Развитие творческих способностей обучающихся в процессе создания презентаций и  творческих работ по профилю музея; развитие у обучающихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, сознания школьников.  

Отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ в том, что в школе необходимо ввести музей в сферу жизненных интересов учащихся, научить их рассматривать музей как источник знаний и место отдыха. Отличительная черта музейного урока – использование музейного экспоната, интерактивность (метод «погружение в прошлое»), наглядность и максимальная занимательность.

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:

- систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;

- проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;

- использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм внеучебной работы: музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.;

- обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;

- строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов;

- организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.

Рабочая программа разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются:

- в принципах обучения: занятия с детьми организуются с учетом индивидуальных особенностей, в доступной форме, с учетом преемственности и результативности;

- в формах и методах обучения: на занятиях используются групповые и дифференцированные формы организации деятельности детей, а так же индивидуальная работа. Занятия проводятся не только в стандартной форме, но и в нетрадиционной форме, а в виде конкурсов, соревнований, экскурсий, походов и т.п.

- в методах контроля и управления образовательным процессом: наглядность и анализ результатов работы, результатов тестирования, конкурсов и соревнований и т.д.

- в средствах обучения: все необходимое для организации занятий оборудование, материалы и инструменты в музее есть. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелиевая ручка, фломастер, маркер, гуашевые и акварельные краски, аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, документы, карты, иллюстрации, музыкальные записи, инвентарь, литературные произведения, специальные тетради, альбомы, таблицы, плакаты, видеофильмы и др.

Рабочая программа учитывает психолого-педагогические особенности и поведенческие навыки детей. При разработке экскурсий и работе над проектом роли распределяются согласно способностям детей. Таким образом, осуществляется личностно - ориентированный и системно - деятельностный подходы к обучающимся. Кроме данных педагогических технологий предполагается применение проектной и исследовательской деятельности.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением «О текущей и промежуточной аттестации после прохождения теоретического блока в форме практических занятий:

  • самостоятельное заполнение: книги поступлений, акта приемки – сдачи, карточки–

описания поступающих экспонатов.

  • составление тематико-экспозиционного плана, монтаж экспозиций и выставок

музея, оформление этикетажа и сопроводительного текста экспозиций.

  • разработка и проведение экскурсий.

  • изучение коллекций школьного музея.

  • в конце года обучения проведение деловой игры «Создаем музей», создание и

  • защита собственных проектов музейного дела.



Содержание программы.

          Содержание программы построено на сочетании теоретических и практических видов занятий.

В разделе 1 «Что такое музей» работа строится на первичном ознакомлении обучающихся с историей появления музеев, их классификации. Для закрепления материала - завершается экскурсиями в музеи разного профиля.

Раздел 2 «Музейная экспозиция» раскрывает принципы построения экспозиции, её отличие от выставки, даёт теоретические основы построения экспозиции музея. Практическое занятие строится на создании собственной выставки по лично интересующей ребенка тематике.

Раздел 3 дает представление о музейных предметах, музейных экспонатах, предметах  музейного назначения. Завершается практикой в школьном музее.

Раздел 4 дает представление о том, как формируются фонды музея, даёт понятие об основном и вспомогательном фондах. Учащиеся на практике овладевают правилами ведения музейной документации, учёта и хранения музейных предметов.

Раздел 5 знакомит с правилами проведения экскурсии и завершается практической работой – самостоятельно подготовленной экскурсией по школьному музею или виртуальной экскурсией (в  виде презентации) по музеям России.

Заключительный раздел программы, «Исследовательская деятельность в музее», включает в себя лекции по методике исследовательской деятельности и практические занятия. Итогом может быть защита собственного исследовательского проекта.

Требования к уровню освоения обучающимися программы:

в результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.


Ресурсное обеспечение рабочей программы



Книги

Однотомные издания

1.     Ванслова Е. Г.    Музей и культура. Экспериментальное методическое пособие

Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.

2.     Марченко О.П. Музеи образовательных учреждений. М.: 2001

3.     Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М.: 1964

4. Музееведение. На пути к музею 21 века: музейная экспозиция. М.:1996

5.     Музейные экспозиции и выставки / Музейное дело России М.: 2003.

6.     Музей в современной культуре. Сб. науч. тр. СПб Академии культуры. – СПб.: 1997.

Тельчаров А.Д. Основы музейного дела  Издательство: Омега-Л, 2005 г.

7.      Музей и школа. Пособие для учителя. М.: 1985.

8.      Музейная эстетика и архитектура музеев. М.: 1972.

9.      Нагорский Н.В.   Музей в духовной жизни общества.– СПб: 2004. – С. 380

10. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?). М:2003.

11.    Современная историографическая ситуация и проблемы исторических экспозиций

музеев. М.: 2002.

12. Сто великих музеев мира/ авт.-сост. И.А. Ионина. М.: Вече, 2002

Литература для обучающихся:

Книги

Однотомные издания

1.     Коваль М.Ю.    Дети в музее: размышления психолога. – М.:1989.

2. Пантелеева Л.В. Музей и дети. М.: Карапуз, 2000.

2.     Полякова Т.П. «Как делать музей?» М.: 2003

3.     Титов Б.А.  Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – СПб: 2003.

Электронные ресурсы

http://www.museumforum.ru/index.php   Музейный форум

http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp  Российская музейная энциклопедия

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html


Онлайн энциклопедия Кругосвет