Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №3»
«Рассмотрено» на заседании методического совета школы. Протокол №1 от «30» августа 2015года | «Согласовано»: Заместитель директора по УВР_____О.В. Краснова от «30» августа 2015года | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 3 ________Т.Н. Соколовская от «31» августа 2015года |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
духовно – нравственного направления
по курсу «Музейное дело»
для 5-7 классов
1 час в неделю (всего 35 часов)
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
высшей категории
Белоусова Ирина Ягофаровна
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Музейное дело» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, с учётом авторской программы Белоусовой И.Я. «Музейное дело» (рецензии составили: кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и педагогического управления Омского государственного педагогического университета Т.И. Лаздина и кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и музееведения Тюменского государственного института искусств и культуры В.И. Семенова) с использованием методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности Д.В. Григорьева, П.В. Степанова (Григорьев А.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010).
Данная программа нацелена на реализацию предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и ориентирована на использование учебного пособия для обучающихся Л.В. Пантелеевой «Музей и дети» (М.: Карапуз, 2000).
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что в современных условиях школьный музей становится центром учебно-воспитательной работы и дополнительного образования, интегрирован в учебный процесс (материалы музея используются на уроках литературы, МХК, экологии, географии, истории, ИЗО, технологии). В условиях, когда становится особенно актуальным семейное воспитание, музей способствует тесным связям с социумом, осуществляя совместные мероприятия с участием родителей и детей.
Данная рабочая программа внеурочной деятельности по музейному делу рассчитана на 3года. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в постоянных группах 5-7 классов - 35 часов в год, одно занятие в неделю продолжительностью 40 минут.
Программой предусмотрено проведение 18 практических работ.
Рабочая программа имеет целью создание условий для формирования способности школьников к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности обучающихся, их интеллектуального развития путём вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность и способствует решению следующих задач:
совершенствование содержания, форм и методов поисковой, собирательской, исследовательской деятельности;
активизация проведения экскурсий, научно-фондовой, научно-просветительной деятельности в школьном музее;
развитие навыков исследовательской, проектной, творческой деятельности при работе с различными видами источников.
Специфика реализации программы «Музейное дело» требует особой организации учебной деятельности школьников в форме теоретических и практических занятий.
Обучение по программе «Музейное дело» даёт возможность развивать у учащихся:
в обучающей сфере – приобретение обучающимися знаний по музееведению, усиление интереса обучающихся к музейной деятельности (активность в создании самостоятельных исследований и проектов);
в воспитательной сфере - воспитание у обучающихся чувства уважения к истории, людям труда - создателям материальной культуры.
в развивающей сфере - достижение обучающимися высокого уровня умений и навыков по научно-музейной обработке, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, проведению экскурсий по экспозициям музея. Развитие творческих способностей обучающихся в процессе создания презентаций и творческих работ по профилю музея; развитие у обучающихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, сознания школьников.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ в том, что в школе необходимо ввести музей в сферу жизненных интересов учащихся, научить их рассматривать музей как источник знаний и место отдыха. Отличительная черта музейного урока – использование музейного экспоната, интерактивность (метод «погружение в прошлое»), наглядность и максимальная занимательность.
Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:
- систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
- проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
- использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм внеучебной работы: музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.;
- обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
- строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов;
- организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.
Рабочая программа разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются:
- в принципах обучения: занятия с детьми организуются с учетом индивидуальных особенностей, в доступной форме, с учетом преемственности и результативности;
- в формах и методах обучения: на занятиях используются групповые и дифференцированные формы организации деятельности детей, а так же индивидуальная работа. Занятия проводятся не только в стандартной форме, но и в нетрадиционной форме, а в виде конкурсов, соревнований, экскурсий, походов и т.п.
- в методах контроля и управления образовательным процессом: наглядность и анализ результатов работы, результатов тестирования, конкурсов и соревнований и т.д.
- в средствах обучения: все необходимое для организации занятий оборудование, материалы и инструменты в музее есть. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелиевая ручка, фломастер, маркер, гуашевые и акварельные краски, аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, документы, карты, иллюстрации, музыкальные записи, инвентарь, литературные произведения, специальные тетради, альбомы, таблицы, плакаты, видеофильмы и др.
Рабочая программа учитывает психолого-педагогические особенности и поведенческие навыки детей. При разработке экскурсий и работе над проектом роли распределяются согласно способностям детей. Таким образом, осуществляется личностно - ориентированный и системно - деятельностный подходы к обучающимся. Кроме данных педагогических технологий предполагается применение проектной и исследовательской деятельности.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением «О текущей и промежуточной аттестации после прохождения теоретического блока в форме практических занятий:
описания поступающих экспонатов.
музея, оформление этикетажа и сопроводительного текста экспозиций.
разработка и проведение экскурсий.
изучение коллекций школьного музея.
в конце года обучения проведение деловой игры «Создаем музей», создание и
защита собственных проектов музейного дела.
Содержание программы.
Содержание программы построено на сочетании теоретических и практических видов занятий.
В разделе 1 «Что такое музей» работа строится на первичном ознакомлении обучающихся с историей появления музеев, их классификации. Для закрепления материала - завершается экскурсиями в музеи разного профиля.
Раздел 2 «Музейная экспозиция» раскрывает принципы построения экспозиции, её отличие от выставки, даёт теоретические основы построения экспозиции музея. Практическое занятие строится на создании собственной выставки по лично интересующей ребенка тематике.
Раздел 3 дает представление о музейных предметах, музейных экспонатах, предметах музейного назначения. Завершается практикой в школьном музее.
Раздел 4 дает представление о том, как формируются фонды музея, даёт понятие об основном и вспомогательном фондах. Учащиеся на практике овладевают правилами ведения музейной документации, учёта и хранения музейных предметов.
Раздел 5 знакомит с правилами проведения экскурсии и завершается практической работой – самостоятельно подготовленной экскурсией по школьному музею или виртуальной экскурсией (в виде презентации) по музеям России.
Заключительный раздел программы, «Исследовательская деятельность в музее», включает в себя лекции по методике исследовательской деятельности и практические занятия. Итогом может быть защита собственного исследовательского проекта.
Требования к уровню освоения обучающимися программы:
в результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Книги
Однотомные издания
1. Ванслова Е. Г. Музей и культура. Экспериментальное методическое пособие
Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.
2. Марченко О.П. Музеи образовательных учреждений. М.: 2001
3. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М.: 1964
4. Музееведение. На пути к музею 21 века: музейная экспозиция. М.:1996
5. Музейные экспозиции и выставки / Музейное дело России М.: 2003.
6. Музей в современной культуре. Сб. науч. тр. СПб Академии культуры. – СПб.: 1997.
Тельчаров А.Д. Основы музейного дела Издательство: Омега-Л, 2005 г.
7. Музей и школа. Пособие для учителя. М.: 1985.
8. Музейная эстетика и архитектура музеев. М.: 1972.
9. Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества.– СПб: 2004. – С. 380
10. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?). М:2003.
11. Современная историографическая ситуация и проблемы исторических экспозиций
музеев. М.: 2002.
12. Сто великих музеев мира/ авт.-сост. И.А. Ионина. М.: Вече, 2002
Литература для обучающихся:
Книги
Однотомные издания
1. Коваль М.Ю. Дети в музее: размышления психолога. – М.:1989.
2. Пантелеева Л.В. Музей и дети. М.: Карапуз, 2000.
2. Полякова Т.П. «Как делать музей?» М.: 2003
3. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – СПб: 2003.
Электронные ресурсы
http://www.museumforum.ru/index.php Музейный форум
http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp Российская музейная энциклопедия
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html
Онлайн энциклопедия Кругосвет