СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 4 класса. Содержит целевой раздел, содержание данного курса, КТП на учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 23

имени Петра Андреевича Акинфиева города Димитровграда Ульяновской области»


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВР Директор МБОУ СШ №23

_______Е.А. Волкова им. П. А. Акинфиева ____________М. П. Хуртина

«___» ____2022 г. «_____» _____________2022 г.


Приложение к Основной образовательной программе НОО

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность», 4 б класс


Тип программы: образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности

Направление: общеинтеллектуальное

Срок реализации: 2022-2023 год

Возраст участников: 10 -11 лет

Количество часов по учебному плану: всего 35 часов в год, в неделю 1 час

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе пособия: Финансовая грамотность / сост. Г.Д. Гловели, Е.Е. Роппе. Издательство: - Министерство финансов Российской Федерации, 2018, ООО «Вако», 2018



Рабочую программу составила: учитель начальных классов______________ Андреева Екатерина Николаевна


г. Димитровград



Содержание

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

  2. Содержание учебного курса

  3. Календарно-тематическое планирование







        1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения данного курса являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.



Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей


Познавательные УУД

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;


Коммуникативные УУД

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной

деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов.


Результаты первого уровня.

— приобретение младшим школьником знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий, формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность;



Результаты второго уровня.

— младший школьник самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать;



Результаты третьего уровня.

— младший школьник самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. 



Выпускник научится:

  • анализировать свои потребности, выделять жизненно важные потребности;

  • определять источники удовлетворения жизненно важных потребностей;

  • пользоваться деньгами;

  • определять источники доходов и расходов;

  • объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;

  • совершать элементарные покупки в магазине;

  • анализировать возможности домашнего, местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей;

  • решать простейшие экономические задачи;

  • экономно и бережно относиться к школьному имуществу, ресурсам, в частности времени;

  • систематизировать ранее полученную экономическую информацию;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.



Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать себя гражданином, будущим работником, участником социально-экономических проблем региона, школы, семьи;

  • работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, осуществлять обоснованный выбор и отвечать за последствия этого выбора;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совме­стно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной обра­зовательной среде;

  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в со­вместной деятельности, адекватно оценивать собствен­ное поведение и поведение окружающих.

  • проектировать и выполнять проект, предусматриваемый удовлетворение определённой потребности, рациональное использование ресурсов, необходимость выбора



















2. Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают

Тема 1.Как появились деньги.

Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

Основные понятия

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

Компетенции

    • Объяснять выгоды обмена.

    • Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

    • Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

    • Описывать ситуации, в которых используются деньги.

    • Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

    • Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

    • Составлять задачи с денежными расчётами.


Тема 2-3. Из истории российских денег. Какие бывают деньги.

Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.

Основные понятия

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл».«Решка».

Компетенции

  • Объяснять, почему появились монеты.

  • Описывать устройство монеты.

  • Приводить примеры первых монет.

  • Описывать старинны е российские деньги.

  • Объяснять происхождение названий денег.


Тема 3. Какие бывают деньги.

Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.

Основные понятия

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Компетенции

  • Объяснять, почему появились бумажные деньги.

  • Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.

  • Приводить примеры первых бумажных денег.

  • Описывать первые российские бумажные деньги.

  • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.


Тема 4-5. Банки, банкоматы и банковские карты. Безналичные деньги и платежи.

Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.

Основные понятия

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Компетенции

    • Сравнивать виды денег.

    • Объяснять роль банков.

    • Объяснять условия вкладов и кредитов.

    • Рассчитывать проценты на простых примерах.

    • Объяснять принцип работы пластиковой карты.


Тема 6-7.Что такое валюта. Проверим, что мы узнали о том, как изменились деньги.

Валюта—денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

Основные понятия

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Компетенции

    • Приводить примеры валют.

    • Объяснять,что такое резервная валюта.

    • Объяснять понятие валютного курса.

    • Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье

Тема 1-2Откуда в семье берутся деньги. Подсчитаем все доходы семьи.

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.

Основные понятия

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

Компетенции

  • Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

  • Объяснять причины различий в заработной плате.

  • Объяснять, как связаны профессии и образование.

  • Объяснять, что взять деньги в займы можно у знакомых и в банке.

  • Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.


Модуль 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

Тема 1-2. На что семьи тратят деньги. Подсчитаем все доходы семьи.

Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр.Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.

Основные понятия

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Компетенции

  • Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

  • Описывать направления расходов семьи.

  • Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

  • Сравнивать и оценивать виды рекламы.

  • Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

  • Составлять собственный план расходов.


Модуль 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал


Тема 1-3 . Как правильно планировать семейный бюджет. Правила составления семейного бюджета. Учимся составлять семейный бюджет.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.

Основные понятия

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Компетенции

    • Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

    • Объяснять последствия образования долгов.

    • Составлять семейный бюджет на условных примерах.


Формы работы:

1. Занятие

2. Игра

3. Коллективная работа

4. Индивидуальная работа

5. Групповая работа

6. Беседа

7. Практические занятия

8. Нестандартные:

Конкурс Знатоков, олимпиада, диагностические задания, проектная деятельность (проект)



Формы оценивания:

Текущая аттестация:

  • устный опрос;

  • письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;

  • тестовое задание;

  • решение задач;

  • решение кроссворда и анаграммы;

  • мини-исследование;

  • графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

  • творческая работа: постер, компьютерная презентация.

Итоговая аттестация:

  • викторина;

  • тест;

  • творческая работа;

  • проект.


Система оценивания:

Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.



Критерии оценивания:

    1. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.

    2. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

    3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

    4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.

    5. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.

    6. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.

    7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразитель­ных средств, качество оформления.

Вид работы

A

(5 бал­лов)

B

(5 бал­лов)

C

(5 бал­лов)

D

(5 бал­лов)

E

(5 бал­лов)

F

(5 бал­лов)

G

(5 бал­лов)

Макси­мальное коли­чество

баллов

Тест, кроссворд, анаграмма







5

Задача






5-10

Графическая работа





15

Кейс



20-25

Доклад, сообщение




20

Ролевая игра



15-20

Постер




20

Компьютерная пре­зентация




20

Мини-исследование





15

Проект

15-35



Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть изменено учителем в зависимости от сложности того или ино­го задания. Например, сложность задач может варьировать от простого зна­ния формул до поиска логических связей. Доклад может носить характер простого изложения одного источника, а может быть основан на нескольких источниках и собственном опыте. Масштаб проекта зависит от поставлен­ной задачи. При групповом проекте или ролевой игре баллы дополняются оценкой группы личного участия в работе каждого участника.


Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

1

Как появились деньги и какими они бывают

18

2

Из чего складываются доходы в семье

4

3

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

4

4

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

9

Итого

35


























3. Календарно-тематическое планирование



Тема

занятия

Планируемые результаты

Кол-во

часов

План

Факт


Предметные

Метапредметные и Личностные УУД





Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают (18 часов)

1

Как появились деньги

- осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;

-определять актуальные и потенциальные источники доходов;

-анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;

выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков;

- оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту;

- оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств;

-сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;

оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;

оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.

Знать: Виды денег: наличные, безналичные. Этапы развития денег; изменение ценности денег в связи с инфляцией.

Личностные характеристики и установки: Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. Понимание сути современных денег; понимание роли инфляции в семейных доходах.

Уметь: Считать наличные деньги (купюры и монеты); произвести безналичный платеж, внеся денежные купюры в платежный терминал; правильно сосчитать сдачуРазличать товарные и символические деньги.

Компетенции: Различать виды денег. Оценивать стоимость денег в связи с ситуационными обстоятельствами.

Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на занятие. Учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

1




2

Как появились деньги

1




3

Как появились деньги

1




4

История монет

1




5

История монет

1




6

История монет

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие.

1




7

Представление творческих работ.

1




8

Бумажные деньги

1




9

Бумажные деньги

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

1




10

Бумажные деньги

1




11

Безналичные деньги

Добывать новые знания:  

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятие.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. 

1




12

Безналичные деньги

1




13

Безналичные деньги

Составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.


1




14

Безналичные деньги

1




15

Представление результатов исследований

1




16

Валюты.

1




17

Валюты.

1




18

Викторина по теме «Деньги»

1




Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье (4 часа)


19

Откуда в семье берутся деньги

Знать: Семейный бюджет.

Личностные характеристики и установки: Понимание целесообразности построения семейного бюджета как способа разумного управления доходами и расходами семьи.

Уметь: Составлять на бумаге или с помощью компьютера простейший бюджет семьи, рассчитывать дефицит семейного бюджета.

Компетенции: Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

1




20

Откуда в семье берутся деньги

1




21

Откуда в семье берутся деньги

1




22

Откуда в семье берутся деньги

Составление правил.

1




Модуль 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (4 часа)


23

На что семьи тратят деньги

Знать: Варианты уровня жизни, прожиточный минимум.

Личностные характеристики и установки: Понимание различия между уровнями жизниПонимание прожиточного минимума.

Уметь: Оценивать свой уровень жизни и планировать финансовые доходы и расходы в соответствии с прожиточным уровнем.

Компетенции: Планирование финансов в соответствии с прожиточным уровнем.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


1




24

На что семьи тратят деньги

1




25

На что семьи тратят деньги

1





26

На что семьи тратят деньги

Слушать и понимать речь других.



1




Модуль 4. Деньги счет любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (9 часов)

27

Как правильно планировать семейный бюджет.

Знать: Виды кредитов.

Личностные характеристики и установки: Понимание вариантов использования кредитов на разных стадиях жизненного цикла семьи.

Уметь: Соотнести вид кредита с целью кредита.

Компетенции: Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


1




28

Как правильно планировать семейный бюджет.

1




29

Как правильно планировать семейный бюджет.

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятие.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. 


1




30

Как правильно планировать семейный бюджет.

1




31

Как правильно планировать семейный бюджет.

1




32

Как правильно планировать семейный бюджет.

Социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром

1




33

Итоговая диагностика

1




34

Обзорный урок. Рефлексия.

1




35

Обзорный урок.

1