10
Реквизиты общеобразовательной организации
_____________________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол от __.08.2022г.№ __ Руководитель ШМО __________/_____________/ | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _________ /____________/ __.08. 2022 г. | УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ «Винницкая школа» __________/________________/ приказ МБОУ _______________ от 01.09.2022г. №_____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
(социальное направление)
«Формирование функциональной грамотности»
Класс: 1 - 4, ФГОС
Уровень образования – начальное общее образование
Срок реализации программы – 2022/2023 учебный год
Количество часов по учебному плану – 1 ч/неделю, всего – 135 ч/год
Рабочую программу составили –
____________________________________, учителя начальных классов
Год составления – июнь 2022 г.
_______________, 2022
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Формирование функциональной грамотности» для 1-4 классов разработана в соответствии:
- с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286);
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020г. №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
- методическими рекомендациями «Об организации образовательного процесса в начальной школе общеобразовательных организаций Республики Крым в 2022/2023 учебном году»;
- с методическими рекомендациями «Об организации обучения в 1-м классе общеобразовательных организаций Республики Крым в 2022/2023 учебном году»;
- с Программой внеурочной деятельности «Функциональная грамотность». 1-4 класс. / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
Программа курса внеурочной деятельности «Формирование функциональной грамотности» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Содержание программы
1 класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
2 класс
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность: особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
4 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность: томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность: потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
Планируемые результаты
Личностные
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные
Познавательные
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
-овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные
Читательская грамотность
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Естественно-научная грамотность
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Математическая грамотность
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Финансовая грамотность
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Раздел программы | Кол-во часов | Формы внеурочной деятельности |
1 | Читательская грамотность | 8 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
2. | Математическая грамотность | 8 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
3. | Финансовая грамотность | 8 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
4. | Естественно-научная грамотность | 9 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 33 | |
2 класс
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Формы внеурочной деятельности |
1 | Читательская грамотность | 8,5 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
2. | Математическая грамотность | 8,5 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
3. | Финансовая грамотность | 8,5 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
4. | Естественно-научная грамотность | 8,5 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 34 | |
3 класс
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Формы внеурочной деятельности |
1 | Читательская грамотность | 8 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
2. | Естественно-научная грамотность | 9 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
3. | Финансовая грамотность | 8 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
4. | Математическая грамотность | 9 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 34 | |
4 класс
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Формы внеурочной деятельности |
1 | Читательская грамотность | 8 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
2. | Естественно-научная грамотность | 9 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
3. | Финансовая грамотность | 9 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
4. | Математическая грамотность | 8 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 34 | |