1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального и духовно-нравственного направления «Формирование читательской грамотности. Учимся работать с текстом» составлена для 6 класса.
Нормативные акты и учебно-методические документц
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ
ФГОС ООО и Концепция духовно-нравственного воспитания граждан России
Нормативные требования СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ»
Устав школы
Образовательная программа школы
Годовой календарный учебный график на 2020-2021 учебный год
Расписание занятий внеурочной деятельности на 2020-2021 учебный год
Сборник «Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Mеждунар. науч. конф.» (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.) под ред. Г.Д.Ахметовой. — СПб.: Свое издательство, 2015г.
Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО). Авторы: Васильева В. В., Ежова Е. В.
УМК: Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 6 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 126 с.
1.2 Общие цели и задачи программы внеурочной деятельности
Цель программы:
формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания.
Задачи программы:
формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству.
1.3 Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа внеурочной деятельности
В соответствии с планом внеурочной деятельности, с годовым календарным учебным графиком, с расписанием внеурочной деятельности на реализацию программы в 6 классе отведено 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Обоснование выбора содержания части программы по внеурочной деятельности, формируемой участниками образовательного процесса
Отличительные особенности рабочей программы внеурочной деятельности для 6 класса от «Программы курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО). Авторы: Васильева В. В., Ежова Е. В. из сборника «Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Mеждунар. науч. конф.» (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.) под ред. Г.Д.Ахметовой. — СПб.: Свое издательство, 2015. — vi, 128 с.
2. Общая характеристика и содержание программы внеурочной деятельности
Программа «Формирование читательской грамотности. Учимся работать с текстом» направлена на развитие духовно -нравственного воспитания обучающихся на ступени основного общего образования и является неотъемлемой частью Основной образовательной программы основного общего образования.
В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит:
− учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным1; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;
− учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом.
Формирование этих навыков легло в основу целевого блока программы курса.
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». Учащиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением.
Обучающиеся овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию создания собственного речевого высказывания, отвечающего конкретной учебной задаче. Данное направление деятельности помогает формированию коммуникативной компетенции, в частности:
− формированию познавательного интереса (это достигается подбором текстов, интересных, личностно значимых, затрагивающих серьёзные проблемы, позволяющих расширить кругозор обучающихся);
− формированию навыков смыслового чтения (умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства с текстом, осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов, определение основной и второстепенной информации);
− формированию познавательных умений: осуществление анализа, синтеза, классификации информации, установление причинно-следственных связей, структурирование сведений, понимание логики построения текста, умение составлять к тексту вопросы различных видов;
− формированию умения выдвигать и формулировать тезис, приводить доказательства, учитывая наличие иного мнения у партнёров по коммуникативному взаимодействию, умения строить диалогическое и монологическое устное высказывание.
ФГОС ООО предусматривает обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие, данная программа предполагает целенаправленную работу по формированию у обучающихся информационной компетентности как способности и умении самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом и др.) при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Навык чтения лежит в основе образования любого человека. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс.
В современном обществе дети неохотно и мало читают. Почему так происходит? Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Таким образом, констатируется низкий уровень читательской грамотности и необходимость обучения детей смысловому чтению.
Основная цель курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Формирование читательской грамотности» в соответствии с требованиями ФГОС ООО — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.
Работа с текстом в данной программе представлена в трех разделах:
1. Поиск информации и понимание прочитанного;
2. Преобразование и интерпретация информации;
3. Оценка информации.
2.1 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»-12ч
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по задан - ному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»- 14ч
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации» - 8ч
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.
Виды деятельности: чтение, пересказ, анализ текста, лекция, беседа, занятия-консультации, выполнение практических работ, создание проблемных ситуаций, различные виды игр, конкурсов, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, дискуссии, круглые столы, написание рассказов, писем, сообщение, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов, проектов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, защита проектов, сжато, выборочно составлять тексты различных жанров, оборудование классных уголков кабинета русского языка, мини-проекты, презентации.
Формы организации: индивидуальные, групповые, фронтальная, применяется работа в малых группах.
2.2 Планируемые результаты изучения программы внеурочной деятельности
Содержание внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Формирование читательской грамотности. Учимся работать с текстом. » обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами являются:
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме;
способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены;
познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач;
умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Учитывая специфику курса «Формирование читательской грамотности», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.
Выпускник научится:
-определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
-подбирать аргументы, формулировать выводы;
-составлять разные виды планов;
-объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
-сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного икритического понимания текста:
− определять назначение разных видов текстов;
− ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный моментинформацию;
− различать темы и подтемы специального текста;
− выделять не только главную, но и избыточную информацию;
− прогнозировать последовательность изложения идей текста;
− сопоставлять разные точки зрения и разные источ-ники информации по заданной теме;
− выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
− формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
− понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
− сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
− обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
− делать выводы из сформулированных посылок;
− выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
− связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
− оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
− находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения
о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля:
устный опрос,
письменный опрос,
различные виды пересказа,
различные виды чтения,
практические работы по содержанию изучаемого материала,
тестовые задания,
творческие задания (сочинения, изложения),
формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.
Календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (12) |
1 | Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. «Русский язык» (№1-5) | 1 | |
2 | Типология текстов. Речевая ситуация. «Русский язык» (№6-10) | 1 | |
3 | Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). «Шахматов» (№1-5) | 1 | |
4 | Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. «Шахматов» (№6-10) | 1 | |
5 | Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства. «Имя числительное» (№1-5) | 1 | |
6 | Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. «Имя числительное» (№6-10) | 1 | |
7 | Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. «Правописание»(№1-5) | 1 | |
8 | Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. «Правописание»(№ 6-10) | 1 | |
9 | Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. «Правописание суффиксов имен прилагательных» (№1-5) | 1 | |
10 | Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. «Правописание суффиксов имен прилагательных» (№6-10) | 1 | |
11 | Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака. «Тестовые задания с выбором ответа» (задания типа А) (№1-5) | 1 | |
12 | Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. «Тестовые задания с выбором ответа» (задания типа А) (№6-10) | 1 | |
«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (14) |
13 | Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). «Тестовые задания с краткой записью ответа» (задания типа В) (№1-5) | 1 | |
14 | Вопросы по содержанию текста. «Тестовые задания с краткой записью ответа» (задания типа В) (№6-10) | 1 | |
15 | Формулирование выводов, основанных на содержании текста. «Тестовые задания с развернутым ответом на вопрос» (задания типа С) | 1 | |
16 | Аргументы, подтверждающие вывод. « Учимся логически мыслить» | 1 | |
17 | Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. «Сыроежка» (№1-5) | 1 | |
18 | Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. «Сыроежка» (№6-10) | 1 | |
19 | Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. «Необыкновенная история» (№1-5) | 1 | |
20 | Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу «Необыкновенная история» (№6-10) | 1 | |
21 | Составление схем с опорой на прочитанный текст. «Мать» (№1-5) | 1 | |
22 | Составление схем с опорой на прочитанный текст. «Добрая книга» (№1-5) | 1 | |
23 | Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. «Иностранный язык» (№6-10) | 1 | |
24 | Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. «Азбука» (№1-5) | 1 | |
25 | Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию. «Жизнь на Земле» (№6-10) | 1 | |
26 | Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). «Лилия» (№1-5) | 1 | |
Раздел «Работа с текстом: оценка информации» (9) |
27 | Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. «Конкурс» (№6-10) | 1 | |
28 | Выражение собственного мнения о прочитанном. «Текстовые связи» (№1-5) | 1 | |
29 | Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация. «Текстовые связи» (№6-10) | 1 | |
30 | Достоверность и недостоверность информации в тексте. Текст задачи «Крыжовник» (№1-5) | 1 | |
31 | Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник» (№6-10) | 1 | |
32 | Пути восполнения недостающей информации. «Белокуриха» | 1 | |
33 | Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. «Золотые кони хана Батыя» | 1 | |
34 | Сопоставление различных точек зрения на информацию. «Дятловы горы» | 1 | |