СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Формирование читательской грамотности. Учимся работать с текстом"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель курса внеурочной деятельности «Формирование читательской грамотности»  — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Формирование читательской грамотности. Учимся работать с текстом"»


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1 Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального и духовно-нравственного направления «Формирование читательской грамотности. Учимся работать с текстом» составлена для 6 класса.

Нормативные акты и учебно-методические документц

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ

  2. ФГОС ООО и Концепция духовно-нравственного воспитания граждан России

  3. Нормативные требования СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ»

  4. Устав школы

  5. Образовательная программа школы

  6. Годовой календарный учебный график на 2020-2021 учебный год

  7. Расписание занятий внеурочной деятельности на 2020-2021 учебный год

  8. Сборник «Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Mеждунар. науч. конф.» (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.) под ред. Г.Д.Ахметовой. — СПб.: Свое издательство, 2015г.

  9. Программа курса внеурочной учебной деятельности  «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО). Авторы: Васильева В. В., Ежова Е. В.

  10. УМК: Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 6 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 126 с.

1.2 Общие цели и задачи программы внеурочной деятельности

Цель программы:

  • формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания.

Задачи программы:

  • формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;

  • формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

  • приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

  • духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству.

1.3 Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа внеурочной деятельности

В соответствии с планом внеурочной деятельности, с годовым календарным учебным графиком, с расписанием внеурочной деятельности на реализацию программы в 6 классе отведено 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Обоснование выбора содержания части программы по внеурочной деятельности, формируемой участниками образовательного процесса

Отличительные особенности рабочей программы внеурочной деятельности для 6 класса от «Программы курса внеурочной учебной деятельности  «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО). Авторы: Васильева В. В., Ежова Е. В. из сборника «Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Mеждунар. науч. конф.» (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.) под ред. Г.Д.Ахметовой. — СПб.: Свое издательство, 2015. — vi, 128 с.

2. Общая характеристика и содержание программы внеурочной деятельности

Программа «Формирование читательской грамотности. Учимся работать с текстом» направлена на развитие духовно -нравственного воспитания обучающихся на ступени основного общего образования и является неотъемлемой частью Основной образовательной программы основного общего образования.

В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит:

− учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным1; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;

− учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом.

Формирование этих навыков легло в основу целевого блока программы курса.

В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». Учащиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением.

Обучающиеся овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию создания собственного речевого высказывания, отвечающего конкретной учебной задаче. Данное направление деятельности помогает формированию коммуникативной компетенции, в частности:

− формированию познавательного интереса (это достигается подбором текстов, интересных, личностно значимых, затрагивающих серьёзные проблемы, позволяющих расширить кругозор обучающихся);

− формированию навыков смыслового чтения (умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства с текстом, осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов, определение основной и второстепенной информации);

− формированию познавательных умений: осуществление анализа, синтеза, классификации информации, установление причинно-следственных связей, структурирование сведений, понимание логики построения текста, умение составлять к тексту вопросы различных видов;

− формированию умения выдвигать и формулировать тезис, приводить доказательства, учитывая наличие иного мнения у партнёров по коммуникативному взаимодействию, умения строить диалогическое и монологическое устное высказывание.

ФГОС ООО предусматривает обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие, данная программа предполагает целенаправленную работу по формированию у обучающихся информационной компетентности как способности и умении самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом и др.) при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Навык чтения лежит в основе образования любого человека. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс.

В современном обществе дети неохотно и мало читают. Почему так происходит? Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Таким образом, констатируется низкий уровень читательской грамотности и необходимость обучения детей смысловому чтению.

Основная цель курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Формирование читательской грамотности» в соответствии с требованиями ФГОС ООО — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.

Работа с текстом в данной программе представлена в трех разделах:

1. Поиск информации и понимание прочитанного;

2. Преобразование и интерпретация информации;

3. Оценка информации.

2.1 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»-12ч

Восприятие на слух и понимание различных видов со­общений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функци­онально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения ин­тереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, ос­новная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, за­данных в явном виде. Основные события, содержа­щиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, те­зисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по задан - ному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы пред­ставления информации: словесно, в виде, символа, та­блицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, из­учающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.

Использование формальных элементов текста (подза­головки, сноски) для поиска нужной информации.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»- 14ч

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование вы­водов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содер­жащейся в разных частях текста информации. Состав­ление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из та­блицы в связный текст. Преобразование информации, по­лученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка ис­пользуемой литературы и других информационных источ­ников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на ос­нове предложенного набора действий, включающего из­быточные шаги).

Создание собственных письменных материалов на ос­нове прочитанных текстов: выписки из прочитанных тек­стов с учётом цели их дальнейшего использования, не­большие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных пись­менных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, со­ставление инструкции (алгоритма) к выполненному дей­ствию. Выступление перед аудиторией сверстников с не­большими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Раздел «Работа с текстом: оценка информации» - 8ч

Оценка содержания, языковых особенностей и струк­туры текста. Выражение собственного мнения о прочи­танном, его аргументация. Достоверность и недостовер­ность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей инфор­мации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочи­танного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.

Виды деятельности: чтение, пересказ, анализ текста, лекция, беседа, занятия-консультации, выполнение практических работ, создание проблемных ситуаций, различные виды игр, конкурсов, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, дискуссии, круглые столы, написание рассказов, писем, сообщение, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов, проектов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, защита проектов, сжато, выборочно составлять тексты различных жанров, оборудование классных уголков кабинета русского языка, мини-проекты, презентации.

Формы организации: индивидуальные, групповые, фронтальная, применяется работа в малых группах.

2.2 Планируемые результаты изучения программы внеурочной деятельности

Содержание внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Формирование читательской грамотности. Учимся работать с текстом. » обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностными результатами являются:

  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме;

  • способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены;

  • познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

  • способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач;

  • умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Учитывая специфику курса «Формирование читательской грамотности», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.

Выпускник научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

-определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;

-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

-подбирать аргументы, формулировать выводы;

-составлять разные виды планов;

-объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;

-сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного икритического понимания текста:

− определять назначение разных видов текстов;

− ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный моментинформацию;

− различать темы и подтемы специального текста;

− выделять не только главную, но и избыточную информацию;

− прогнозировать последовательность изложения идей текста;

− сопоставлять разные точки зрения и разные источ-ники информации по заданной теме;

− выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

− формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

− понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

− сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

− обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

− делать выводы из сформулированных посылок;

− выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

• откликаться на содержание текста:

− связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

− оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

− находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения

о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля:

  • устный опрос,

  • письменный опрос,

  • различные виды пересказа,

  • различные виды чтения,

  • практические работы по содержанию изучаемого материала,

  • тестовые задания,

  • творческие задания (сочинения, изложения),

  • формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.




Календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (12)

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. «Русский язык» (№1-5)

1


2

Типология текстов. Речевая ситуация. «Русский язык» (№6-10)

1


3

Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). «Шахматов» (№1-5)

1


4

Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. «Шахматов» (№6-10)

1


5

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства. «Имя числительное» (№1-5)

1


6

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. «Имя числительное» (№6-10)

1


7

Текст, тема текста, ос­новная мысль, идея. Авторская позиция. «Правописание»(№1-5)

1


8

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. «Правописание»(№ 6-10)

1


9

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. «Правописание суффиксов имен прилагательных» (№1-5)

1


10

Простой, сложный, те­зисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. «Правописание суффиксов имен прилагательных» (№6-10)

1


11

Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака. «Тестовые задания с выбором ответа» (задания типа А) (№1-5)

1


12

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. «Тестовые задания с выбором ответа» (задания типа А) (№6-10)

1


«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (14)

13

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). «Тестовые задания с краткой записью ответа» (задания типа В) (№1-5)

1


14

Вопросы по содержанию текста. «Тестовые задания с краткой записью ответа» (задания типа В) (№6-10)

1


15

Формулирование выводов, основанных на содержании текста. «Тестовые задания с развернутым ответом на вопрос» (задания типа С)

1


16

Аргументы, подтверждающие вывод. « Учимся логически мыслить»

1


17

Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. «Сыроежка» (№1-5)

1


18

Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. «Сыроежка» (№6-10)

1


19

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. «Необыкновенная история» (№1-5)

1


20

Преобразование та­блицы в связный текст, информации, по­лученной из схемы, в текстовую задачу «Необыкновенная история» (№6-10)

1


21

Составление схем с опорой на прочитанный текст. «Мать» (№1-5)

1


22

Составление схем с опорой на прочитанный текст. «Добрая книга» (№1-5)

1


23

Формирование списка ис­пользуемой литературы и других информационных источ­ников. «Иностранный язык» (№6-10)

1


24

Создание собственных письменных материалов на ос­нове прочитанных текстов: выписки из прочитанных тек­стов с учётом цели их дальнейшего использования, не­большие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. «Азбука» (№1-5)

1


25

Создание небольших пись­менных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, со­ставление инструкции к выполненному дей­ствию. «Жизнь на Земле» (№6-10)

1


26

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). «Лилия» (№1-5)

1


Раздел «Работа с текстом: оценка информации» (9)

27

Оценка содержания, языковых особенностей и струк­туры текста. «Конкурс» (№6-10)

1


28

Выражение собственного мнения о прочи­танном. «Текстовые связи» (№1-5)

1


29

Выражение собственного мнения о прочи­танном и его аргументация. «Текстовые связи» (№6-10)

1


30

Достоверность и недостовер­ность информации в тексте. Текст задачи «Крыжовник» (№1-5)

1


31

Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник» (№6-10)

1


32

Пути восполнения недостающей инфор­мации. «Белокуриха»

1


33

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочи­танного или прослушанного текста. «Золотые кони хана Батыя»

1


34

Сопоставление различных точек зрения на информацию. «Дятловы горы»

1