СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа п. Парфино»



СОГЛАСОВАНО

                УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим

                Директор                                                    

советом МАОУСШ п.Парфино

                МАОУСШ п.Парфино


                  _____________Л.И.Родионова

Протокол № 9

                 «  » _________ 2020 года

От «25» августа 2020 года

               



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я — пешеход и пассажир»



Направление: Спортивно-оздоровительное

Возраст учащихся: 2 класс (8 – 9 лет)



Срок реализации: 1 год (34 часа)







Автор//составитель:

Белянкина Галина Алексеевна,

учитель начальных классов










2020 год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Я — пешеход и пассажир» Н.Ф. Виноградовой и Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой.- М.: Вентана-Граф, 2011г.)

Программа «Я — пешеход и пассажир» спортивно – оздоровительного направления,

предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения (ПДД) и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.


Актуальность программы.

На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данных занятий во внеурочной деятельности в начальной школе.

Программа курса внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир»:

1) позволит в полной мере реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

2) дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний предметного цикла «Безопасность жизнедеятельности».

Содержание программы «Я – пешеход и пассажир» отличается своей развернутостью, личностной ориентацией и экзоцентрическим подходом. Преимущество данной программы состоит и в том, что построена она таким образом, что можно начинать обучение с любого года в условиях, когда отсутствует возможность последовательно обеспечить четырехлетний курс.

Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Задачи программы:

1. Обучение школьников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах.

2. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице.

3. Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

4. Воспитание любви к ближнему: ценности чужой жизни.

Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги. Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить  моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.

Общая характеристика

На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Проблема сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения – социальная. К итогам, которые подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках ФГОС, относится способность к решению учебно - практических и учебно-познавательных задач на основе:

 системы знаний о природе, обществе, человеке;

 умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;

 коммуникативных и информационных умений;

 системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Это направление внеурочной деятельности включает практическую деятельность детей в рамках занятий кружка «Я — пешеход и пассажир».


Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.


Программа способствует:

- умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

- нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;

- трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);

- физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.


Программа построена с учетом следующих принципов:


— доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей

познавательной деятельности детей 6–10 лет;

— личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;

— линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

— деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.


С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы:

Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.

Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.

Приёмы методы реализации программы:

Внушение. Дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается при использовании ярких образных формы, наглядных примеров.

Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому для его убеждения достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером. В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.

Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание. Пример действует на ребенка намного сильнее, чем слово. Поэтому важно окружить младших школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

Упражнение. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.

Поощрение. Это положительная оценка безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность.

Условия реализации программы

Форма обучения:

Занятия проводятся с использованием различных форм организации учебной деятельности - групповая, коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Выбор методов обучения зависит от дидактических целей, от характера содержания занятия, от уровня развития детей. В реализации программы используются как традиционные методы обучения (словесные, наглядные, практические), так и активные и интерактивные методы обучения, игровые технологии, метод проектов, учебно-исследовательская деятельность учащихся, что обеспечивает реализацию поставленной цели и задач.

Методы, приемы обучения:

- наглядный показ различных дорожных ситуаций;

- беседа о верном и неверном поведении на дороге;

- разучивание стихов, песен;

- моделирование дорожной ситуации;

- изготовление наглядной агитации, макетов;

- рисование, занятия по прикладному и техническому творчеству;

- просмотр документальных и учебных фильмов;

- работа с учебной и специальной литературой;

- совместное патрулирование дорог с инспекторами ГИБДД;

- рефлексия, обобщение и осознание полученного опыта.


Формы занятий:

По особенностям коммуникативного взаимодействия:

игровые и тренинговые занятия, интеллектуальная игра, занятие-путешествие, выставки, конкурсы, соревнования, просмотр видеоматериалов по ПДД (мультфильмов и видеороликов), экскурсии, викторина, «мозговой штурм», занятие – ярмарка идей, защита проектов, выступления агитбригад, праздники, репетиция, презентация, практическое занятие, творческий отчет, встречи с работниками ГИБДД, изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения.

По дидактической цели: вводные занятия, изучение новой информации, занятия по формированию новых умений, обобщение и систематизация изученного, практические занятия, комбинированные формы занятий, контрольно-проверочные занятия.

По типу: комбинированное, теоретическое, практическое, диагностическое, тренировочное и др


Место учебного курса в учебном плане.

Программа внеурочной деятельности младших школьников «Я - пешеход и пассажир» рассчитана на детей 1 - 4 класса.


Возраст детей участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности –

8 – 9 лет.


Объем программы:

Программа внеурочной деятельности младших школьников «Я - пешеход и пассажир» рассчитана в 1 классе на 33 учебные недели; 2-4 класс на 34 учебные недели. Итого за курс начальной школы: 135 часов.


Сроки реализации программы – 1 год (34 недели)


Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 1 академический час (40 минут), с установленными перерывами в соответствии с СанПиН.



Планируемые результаты освоения программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы


В результате освоения программы учебного курса «Я – пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:


- выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

- объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);

- находить и исправлять ошибки в графическом изображении до­рожных ситуаций;

- раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

- разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пе­шеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их пове­дения в зависимости от ситуации.


Метапредметные результаты освоения программы:


- умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

- формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

- формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

- формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Личностные результаты:

- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  

«Ты - пешеход и пассажир»»;

- способность к самооценке;

- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.


Коммуникативные:

В процессе обучения дети учатся:

- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

- ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Универсальные учебные действия за 2 класс:


  1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

- сравнивать предметы по их положению в пространстве;

- определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;

- соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;

- самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);

- различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.


2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

- определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие);

- ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);

- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;

- различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);

- в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;

- объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);

- различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота; - оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;

- группировать транспортные средства по видам: общественный, личный.


Личностные результаты:

У ученика будут сформированы умения:

• выполнять правила безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

• наблюдать за дорогой;

• правильно оценивать дорожную обстановку во всей ее изменчивости;

• видеть, слушать, предвидеть, избегать опасность.


Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие

Виды контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся. Проводится в начале года в виде фронтального, индивидуального и группового опроса по всем видам учебной деятельности.

Текущий контроль

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков в конце полугодия и учебного года)

Формы и методы контроля: тестирование, практические работы, творческие работы, викторины, интеллектуальные конкурсы, игры-тренинги; театрализованные представления (агитбригады, праздники), контрольные задания.

Для текущего контроля и оценки знаний и умений по курсу используются выставки рисунков, практические работы, экскурсии по микрорайону школы, ролевые игры, встречи с работниками ГИБДД и др. виды творческих работ.

Итоговая проверка выполнения требований программы проходит в форме мероприятия с приглашением родителей на занятие – викторина «Я знаю ПДД!»

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Критериями освоения программы служат:


• Активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.


• Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций


• Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения (знание знаков дорожной безопасности, действий по сигналу светофора и регулировщика).


Оценочные материалы:

Приложение Контрольно-измерительные материалы

Календарно-тематическое планирование курса

«Я – пешеход и пассажир»

2 класс



№ п/п

Дата

Содержание (Тема занятия)

Кол-во часов


Примечание

Ориентировка в окружающем мире (8 часов)

1


О транспорте

1


2


О транспорте

1


3


Дорога

1


4


Дорога

1


5


Дорога

1


6


Дорога за городом

1


7


Части дороги

1


8


Части дороги

1


Ты — пешеход - (18 часов)

9


Дорожные знаки

1


10


Дорожные знаки

1


11


Внимание! Опасность!

1


12


Внимание! Опасность!

1


13


Внимание! Опасность!

1


14


Внимание! Опасность!

1


15


Мы здесь живём

1


16


Будем уважать людей!

1


17


Мы — пешеходы

1


18


Мы — пешеходы

1


19


Мы — пешеходы

1


20


Мы — пешеходы

1


21


Мы — пешеходы

1


22


Мы — пешеходы

1


23


Перекрёсток

1


24


Перекрёсток

1


25


Регулировщик

1


26


Регулировщик

1



Ты – пассажир (8 часов)

27


Мы — пассажиры

1


28


Мы — пассажиры

1


29


Мы — пассажиры

1


30


Будем уважать водителей

1


31


Мы едем на машине

1


32


Мы покупаем велосипед

1


33


Мы покупаем велосипед

1


34


Проверим себя. Подведение итогов.

1




Содержание курса

2 класс (34 ч)


Содержание

Формы организации . Виды деятельности

Ориентировка в окружающем мире (8 ч)

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.

Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).


Темы 1 – 2. О транспорте

Ролевая игра «Международная выставка транспорта». Роли: посетители, экскурсоводы.

Чтение и обсуждение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице», стихотворения Н. Саконской «Песенка о метро»

Задания на классификацию транспорта по признакам: городской – сельский, воздушный – водный – наземный - подземный, пассажирский – грузовой.

Рассказ учителя «Машины специального назначения» (с иллюстративным материалом).


Темы 3 – 5. Дорога

Рассматривание и обсуждение рисунка – схемы «Какие бывают дороги».

Конструирование дороги из строительного материала (лего). Составление памятки «Как нужно вести себя на дорогах».

Рассказы – рассуждения «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах».


Тема 6. Дорога за городом

Рассказ учителя «Если мы находимся на загородном шоссе», Рассматривание и обсуждение рисунка – схемы (часть загородной дороги): поиск ошибок.

Составление памятки «Правила поведения на шоссе за городом».


Тема 7 - 8. Части дороги

Упражнение «Закончи предложения»: «Дороги могут быть городские и ….»; «Городская дорога имеет следующие части: ..»; «Проезжая часть – это..»; «Тротуар – это» и т. Д.

Заполнение рисунка – схемы «Городская дорога», «Загородное шоссе».


Ты — пешеход (18 ч)

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

Темы 9 – 10. Дорожные знаки

Беседа «Вспомним, зачем нужны знаки дорожного движения».

Упражнение на классификацию знаков по цвету и форме. Рассказ – объяснение о значении запрещающих, предупреждающих, предписывающих, информационных знаков.

Упражнение на классификацию знаков дорожного движения по значению и функциям.


Темы 11 – 14. Внимание! Опасность!

Беседа на тему «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала),

Обсуждение проблемной ситуации «Может ли несчастье произойти в тихом дворике жилого дома?». Коллективное сочинение истории «Что случилось на прогулке?»

Чтение и обсуждение значения пословиц и поговорок: «Поспешишь – людей насмешишь», «Поспешай, да не торопись», «Спеши медленно», «Спех людям на смех», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Торопись, да оглядывайся».

Рассматривание иллюстраций «Осторожно, опасность!» ( о несоблюдении ПДД).

Коллективная работа: создание плаката «Осторожно, дорога!».


Тема 15. Мы здесь живем

Рассказы детей «Мой дом и мой двор».

Беседа «Где и как играть во дворе». Создание графического макета «Наш двор» с учетом ПДД.


Тема 16. Будем уважать людей

Рассказ учителя «Почему человек должен быть внимательным и заботливым?».

Беседа «Можно ли смеяться над больным человеком?». Обсуждение ситуаций «Как мы можем помочь другим людям?».


Темы 17 – 22. Мы – пешеходы

Обсуждение ситуации «Если бы на свете отменили все правила…».

Ролевая игра «К нам в гости пришел сотрудник ГИБДД. Зададим ему вопросы».

Дидактическая игра «Найдем знаки». Ролевая игра «Объясним малышам, как нужно переходить улицу».

Коллективная работа: конструирование знаков «светофор», «пешеходный переход», разметки «зебра». Создание плаката «Переходи улицу правильно!».


Темы 23 - 24. Перекрёсток

Сравнение двух рисунков-схем «Регулируемый и нерегулируемый перекрёсток». Коллективное разгадывание кроссворда.


Темы 25 - 26. Регулировщик

Просмотр видеофильма (или иллюстраций) «Как работает регулиров­щик».

Сюжетно-подвижная игра «Как ребята улицу переходили» (прово­дится в физкультурном зале, на спортивной площадке). Роли: регулировщик, пешеходы. (Сначала в роли регулировщика выступает учитель.)



Ты – пассажир (8 ч)

В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сиденье ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.


Темы 27 - 29. Мы — пассажиры

Дидактическая игра «Найдём знаки».

Ролевая игра «Расскажи ма­лышу, как нужно вести себя в автобусе».

Дидактическая игра «Спраши­ваем — отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте.


Тема 30. Будем уважать водителей

Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и транспортным средствам?».

Демонстрация опытов: может ли автомашина быстро остановиться.

Обсуждение ситуаций: «Идёт дождь», «На улице туман», «Тёмное время суток».

Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем».


Тема 31. Мы едем на машине

Рассматривание схемы «Салон автомобиля».

Рассказ учителя «По­чему в личном автотранспорте нужно соблюдать правила безопасного по­ведения?».

Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай».


Темы 32 - 33. Мы покупаем велосипед

Упражнение на классификацию знаков дорожного движения.

Ролевая игра «Мы выбираем велосипед» (с использованием иллю­стративного материала). Роли: покупатель, продавец.

Рассказы детей «Объясним малышу правила езды на велосипеде».

Игра-соревнование «Учимся правильно кататься на велосипеде».


Тема 34. Проверим себя

Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.



«Организационно-педагогические условия реализации программы»


Библиотечный фонд (Книгопечатная продукция)


1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – Москва Издательский центр « Вентана – Граф» 2012


2. Аксонов И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы/ И.Я. Аксонов.- М.: Наука, 1985


3. Газета «Добрая Дорога Детства»


4. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. М.:ВАКО, 2004 (Мастерская учителя)


5. Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей Правилам дорожного движения (рекомендации разработаны в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрена Министерством образования РФ)/авт. Кол. Под рук. С.В. Барканова, О.А. Никоновой.-М., 2001


6. Методические рекомендации по обучению школьников Правилам дорожного движения / под общ. ред. А.В. Рубина. – Красноярск, СибЮИ МВД России, 2009. – 192 с.


7. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / авт.-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006

8. ПДД в начальной школе: конспекты занятий по ознакомлению учащихся с ПДД, перспективное планирование по профилактике ДДТТ, работа с родителями / Н.В. Елжова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 245, 1 с.: ил.


9. Правила дорожного движения – М.: Издательство «ИнформБюро», 2014. – 64 с.: ил.


10. Рекомендации по организации работы общеобразовательных учреждений по предупреждению ДДТТ // Добрая дорога детства. – 2010. – 17 сент. (№ 17). – С. 2.


11. Сборник методических материалов по безопасности дорожного движения: сборник / сост. Н. А. Горохова, О. А. Коновалова, Е. В. Лежнина, С. В. Кочеткова; Гос. автоном. образоват. уч-е доп. проф. обр-е Свердл. обл. «Институт развития образования».- Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013 .- 23 с


12. Учебная книжка – тетрадь для 2 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А. Козловская, С.А. Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.


Литература, рекомендуемая для обучающихся и родителей

1. Азбука дорожного движения: рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста / Л.Б. Баряева. – М.: Дрофа, 2010. – 2-е изд., стереотип. – 15, 1 с.: ил.


2. Газета «Добрая Дорога Детства»


3. Правила безопасного поведения на дороге / Г.Н. Элькин. – С-Пб.: Издательский Дом Литера, 2010. – 65 с.: ил.


4. Правила дорожного движения – М.: Издательство «ИнформБюро», 2014. – 64 с.: ил.


Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения


Технические средства обучения:

1. Мультимедийный проектор

2. Экран для мультимедийного проектора

3. Мультимедийный компьютер

4. Доска


Интернет ресурсы

1. Сайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей - http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8

2. Правила дорожного движения - тренажѐр http://cafel.narod.ru/index.htm

3. Видео-, аудиоматериалы:

• Мультфильмы «Азбука безопасности» от Смешариков

•Мультфильмы «Уроки тетушки Совы»



Дидактические материалы для организации занятий:

- методическая и учебная литература по правилам безопасности на транспорте и проезжей части;

- электронные презентации и видеофильмы о безопасном движении;

- электронные игры-тренажёры по ПДД;

- разработки сценариев детских праздников, игр, агитбригад по ПДД;

- разработки конкурсных программ, викторин, смотров знаний по ПДД.




Приложение

Контрольно-измерительные материалы

Тест “Подбери слова”

Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.

Инструкция: Учитель называет определение, например, воздушный транспорт. Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет, вертолет, воздушный шар).

1. Наземный транспорт

2. Воздушный транспорт

3. Предупреждающие знаки

4. Запрещающие знаки

5. Знаки сервиса

6. Сигналы светофора

7. Действия человека

Норма для детей 15-20 слов из различных групп.



Методика “Продолжи предложение”

Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления. Задача детей: продолжить предложение.

1. Пешеходы всегда должны двигаться…….

2. Я никогда не нарушаю………

3. Светофор состоит из……..

4. Я знаю, что знаки бывают……..

5. Я помню случай, когда на дороге…….

6. Плохо, когда взрослые…..

7. Регулировщик, это человек, который…..

8. Пассажирам автобуса запрещается…….

9. Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……



Тест “Дорожная история”.

Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного запаса и воображения.

Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и затем пересказать ее. История может включать разные ситуации, которые произошли либо самим ребенком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными персонажами из сказок, мультфильмов.

При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность сюжета, разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ должен состоять из полных предложений.

Оценка результатов:

отлично” - ставится за историю, необычную и оригинальную, свидетельствующую о незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе.

хорошо” - если история простая, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные.

плохо” - ребенок не сумел придумать историю.



Тест “Проверь себя”

Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам дорожного движения Задача ребенка найти лишнее слово.

1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).

2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).

3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).

4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).

5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).

6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).

7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).

8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).

9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).

10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).

Норма для детей 7-8 правильных ответов.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!