РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЯЗЫК И ТЕКСТ»
Класс 11В
Учитель Ходыревская А.Н.
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Язык и текст» создана для сопровождения изучения основного предмета "Русский язык" в 11 классе (линия УМК Т. М. Пахновой «Русский язык, 10-11классы») с целью восполнения пробелов в области русского языка, а также успешного выполнения задания ЕГЭ по русскому языку творческой направленности «Информационно-смысловая переработка текста». Данная программа учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер. Поскольку программа обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, она может быть использована в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов любого профиля при подготовке к ЕГЭ. Содержание опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения творческих заданий ЕГЭ. Вместе с тем программа даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 учебный час в неделю).
Результаты освоения рабочей программы
Ожидаемые результаты освоения программы – это сформированные практические умения самостоятельного анализа и оценки текстов разного стиля, навыки написания творческой работы по данной проблематике, умение формулировать проблему, поставленную автором, умения составлять комментарий, определять авторскую позицию, опираясь на текст, аргументировать собственное мнение, создавать письменное высказывание на основе прочитанного текста. Также должны быть сформированы умения
работать с информацией различного рода, формулировать проблемы и находить пути их решения, организовывать свою деятельность и адекватно оценивать её результаты; применять навыки работы с компьютером, пользоваться Интернет-ресурсами в учебной деятельности и в повседневной жизни.
Личностными результатами изучения курса «Язык и текст» являются следующие умения учащихся:
- понимание произведений русской литературы как одной из основных национально-культурных ценностей;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
- осознание эстетической ценности художественного слова писателей;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование словарного запаса достаточного объема для свободного выражения мыслей и чувств в процессе написания сочинения;
- формирование способности к самооценке на основе анализа художественных произведений;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет- ресурсы и др.).
Метапредметными результатами изучения курса являются следующие умения:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметными результатами изучения курса «Язык и текст» являются следующие умения учащихся:
- умение понимать ключевые проблемы изученных произведений;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев;
- владеть элементарной литературоведческой терминологией во процессе привлечения литературных произведений в качестве аргументации;
- умение формулировать собственное отношение к проблеме;
- понимание авторской позиции, умение выразить свое отношение к ней.
- умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;
- умение писать сочинения на темы, связанные с проблематикой исходных текстов и изученных произведений.
Данная рабочая программа позволит учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания 27 на ЕГЭ, совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения, формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью.
Содержание рабочей программы
№ | Наименование раздела | Количество часов | Формы контроля |
1 | Текст как речевое произведение | 18 | ПР №1 ПР №2 |
2 | Речевое оформление письменного высказывания | 8 | |
3 | Языковые средства выразительности | 4 | |
4 | Создание письменного высказывания | 2 | |
5 | Грамотность письменного высказывания | 2 | |
6 | Итого: | 34 | 2 |
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Язык и текст» в 11В классе (34 часа)
№ п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
| Текст как речевое произведение (18ч.) | | | https://therules.ru Правила русского языка по орфографии и пунктуации. http://www.slovari.ru/ Словари русского языка. http://gramma.ru/ Культура письменной речи . https://best-language.ru/ Правила русского языка по орфографии и пунктуации. http://uchi.ru/ Образовательная платформа «Учи.ру». http://totaldict.ru/ Тотальный диктант. http://russkiiyazyk.ru/ РЯ. Русский язык. https://ruscorpora.ru/new/ Национальный корпус русского языка. https://povto.ru/ Русские словари и справочники. http://gramota.ru/ Грамота .ру. http://dict.mosmetod.ru/ Интерактивный диктант. https://rus.1sept.ru/ Журнал «Русский язык». https://rus-ege.sdamgia.ru/ Сдам ГИА: решу ЕГЭ-русский язык. http://www.riash.ru Научно-методический журнал «Русский язык в школе». https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа. http://umoslovo.ru/ Сайт отделения учителей русского языка и литературы Курской области. https://kopilkaurokov.ru/ Сайт «Копилка уроков». https://урок.рф/ Сайт педагогического сообщества «Урок РФ». https://videouroki.net/ Учительский портал «Видеоурокиnet». https://multiurok.ru/ Учительский портал «Мультиурок». https://obuchonok.ru/ Сайт исследовательских работ и проектов «Обучонок». https://www.yaklass.ru/ Образовательная платформа «Якласс». |
1 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 | 05.09.2023 |
2 | Типы речи. Логические отношения в тексте: причинно-следственные, временные, противопоставление и т.п. | 1 | 12.09.2023 |
3 | Средства связи в тексте: лексические, морфологические, синтаксические. | 1 | 19.09.2023 |
4 | Восприятие и анализ текста. Определение темы и идеи текста. Выделение в тексте ключевых (опорных слов). Проблема текста. | 1 | 26.09.2023 |
5 | Восприятие и анализ текста. Определение темы и идеи текста. Выделение в тексте ключевых (опорных слов). Проблема текста. Практикум. | 1 | 03.10.2023 |
6 | Основные способы определения проблемы текста. | 1 | 10.10.2023 |
7 | Основные способы определения проблемы текста. Практикум | 1 | 17.10.2023 |
8 | Авторская позиция. Связь авторской позиции и проблемы текста. | 1 | 24.10.2023 |
9 | Комментирование сформулированной проблемы исходного текста. Примеры-иллюстрации. | 1 | 07.11.2023 |
10 | Комментирование сформулированной проблемы исходного текста. Примеры-иллюстрации. Практикум. | 1 | 14.11.2023 |
11 | Комментирование сформулированной проблемы исходного текста. Пояснение к примерам-иллюстрациям. | 1 | 21.11.2023 |
12 | Комментирование сформулированной проблемы исходного текста. Пояснение к примерам-иллюстрациям. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале. | 1 | 28.11.2023 |
13 | Комментирование сформулированной проблемы исходного текста. Виды смысловой связи между примерами-иллюстрациями. | 1 | 05.12.2023 |
14 | Комментирование сформулированной проблемы исходного текста. Виды смысловой связи между примерами-иллюстрациями. Практикум. | 1 | 12.12.2023 |
15 | Практическая работа №1 «Комментирование сформулированной проблемы исходного текста» | 1 | 19.12.2023 |
16 | Обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Собственное мнение и его аргументация. | 1 | 26.12.2023 |
17 | Обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Собственное мнение и его аргументация. Практикум. | 1 | 16.01.2024 |
18 | Практическая работа №2 по теме «Собственное мнение и его аргументация». | 1 | 23.01.2024 |
| Речевое оформление письменного высказывания (8ч) | | |
19 | Смысловая цельность, речевая связность, последовательность текста. | 1 | 30.01.202 |
20 | Использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка. | 1 | 06.02.2024 |
21 | Точность и выразительность речи. | 1 | 13.02.2024 |
22 | Грамотность текста. Соблюдение орфографических, пунктуационных языковых и речевых норм. | 1 | 20.02.24 |
23 | Грамотность текста. Соблюдение орфографических, пунктуационных языковых и речевых норм. Практикум. | 1 | 27.02.2024 |
24 | Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения. Этические нормы. | 1 | 05.03.2024 |
25 | Грамотность текста. Соблюдение фактологической точности. | 1 | 12.03.2024 |
26 | Точность и выразительность речи. Принцип коммуникативной целесообразности. Как избежать ошибок? | 1 | 19.03.2024 |
| Языковые средства выразительности (4ч.) | | |
27 | Выразительно-изобразительные средства русского языка. | 1 | 02.04.2024 |
28 | Лексические средства выразительности | 1 | 09.04.2024 |
29 | Синтаксические средства выразительности | 1 | 16.04.2024 |
30 | Выразительно-изобразительные средства русского языка (практикум) | 1 | 23.04.2024 |
| Создание письменного высказывания (2ч.) | | |
31 | Создание собственного высказывания на основе прочитанного текста. | 1 | 07.05.2024 |
32 | Творческий отчёт. Создание собственного высказывания на основе прочитанного текста. | 1 | 14.05.2024 |
| Грамотность письменного высказывания (2ч.) | | |
33 | Применение в практике основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка. | 1 | 21.05.2024 |
34 | Применение в практике орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка. | 1 |
Список используемой литературы
1. Драбкина, С.В. Субботин, Д.И. Русский язык. ЕГЭ. Учимся писать сочинение. М.:
Издательство «Интеллект-Центр», 2021.
2. Егораева, Г.Т. Тренажер по русскому языку. Учимся писать сочинение ЕГЭ. М.: Издательсво «Экзамен», 2022.
3. Сенина, Н.А., Нарушевич, А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов н/Д: Легион, 2022.
4. Сенина, Н.А., Гармаш, С.В. Русский язык. ЕГЭ-2024.Тематический тренинг. Ростов н/Д: Легион,2023.
Интернет-ресурсы
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://минобрнауки.рф/ – официальный сайт Министерства образования и науки РФ