М
Согласована
Зам. директора по УВР
__________
_________________ 2021 г.
УНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ … СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Принята на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла _______________ ______2021г. Протокол № __ _______________ ______2018г. Протокол № __ | | Приложение № 10-РП-ООО к ООП СОО Утверждена приказом директора №___от_________2021г. |
Рабочая программа
элективного курса «История русской культуры»
среднее общее образование,
базовый уровень
10-11 классы
(ФГОС СОО)
Структура рабочей программы
1. | Планируемые результаты освоения учебного предмета «История русской культуры»…............................................. | 3 |
2. | Содержание учебного предмета «История русской культуры»…..................................................................................... | 7 |
3. | Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы ............................ | 9 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «История русской культуры»
Курс «История русской культуры» предназначен для изучения в 10-11 классах.
Предмет курса – отечественная культура от ее зарождения до настоящего времени. Курс расширяет возможности понимания исторического процесса, позволяет ощутить живое движение национального духа, опираясь на знания по истории Отечества.
Цель курса: Создание возможностей для активизации познавательных и духовных потребностей учащихся в осмыслении российской истории; оптимизация подготовки к ЕГЭ, поскольку , как показывает практика, вопросы культуры всегда вызывают большие затруднения при сдаче экзамена. Элективный предмет «История русской культуры» позволит организовать изучение культурологических вопросов, входящих в структуру контрольноизмерительных материалов по истории, на качественно новом уровне, существенно повысить компетентность учащихся в вопросах духовнокультурного аспекта российской истории. В качестве основного метода изучения отечественной культуры выступает диалог, который позволяет обращаться к памятникам культуры, идеям, людям, событиям как собеседникам во времени. Особенность курса состоит в том, что каждая культурно-историческая эпоха представлена в динамике и взаимосвязи культурных и исторических явлений. Это позволяет рассматривать культуру как саморазвивающуюся систему, выявить ее место в российской истории. При таком подходе достигается понимание истории как целостного процесса.
Задачи:
• понимание феномена «культуры», ее понятийного аппарата;
• осознание роли культурного развития на определѐнных этапах в истории;
• осознание особенностей культуры России в процессе ее становления, влияние других государств на нее;
• осмысление роли великих деятелей в судьбе России;
• Осознание непрерывности развития культуры, неотделимость ее от истории государства;
• ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных пионеров русской культуры в различный период истории нашего государства;
• развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
• совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.
• расширить и углубить знания учащихся о русской культуре на определѐнных этапах еѐ развития;
• познакомить учащихся с основными терминами, характерными чертами и важнейшими событиями культурно-исторической эпохи
• определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и процессам развития русской культуры, давать оценку;
• воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;
• воспитывать патриотические чувства.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Результаты работы учеников определяются следующими умениями и навыками:
Знать:
– ключевые понятия культурно-исторической эпохи;
– основные памятники отечественной литературы и искусства, имена крупнейших деятелей культуры;
– базовые подходы к изучению культурных объектов.
Уметь:
– осуществлять поиск, отбор, анализ, обобщение материала, выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
– выявлять культурную доминанту исторического времени через специфику картины мира и системы ценностей;
– классифицировать исторические события через культурный опыт, биографию человека;
– определять культурно-исторические эпохи в истории России через ведущие формы культурного творчества;
– определять стилевые особенности памятников отечественной литературы и искусства, сопоставлять имена крупнейших деятелей культуры с контекстом данной культурно-исторической эпохи;
– систематизировать полученные знания (составлять аннотации, рецензии, схемы, таблицы и т.д.);
– представить результаты своей деятельности в форме исторического эссе, рецензии, презентации, тезисом, реферата, выступления на конференции и т.п.
Содержание учебного предмета «История русской культуры»
Содержание курса «История русской культуры» 10 класс - 34 часа
Культура как смысл истории (1 час)
Понятие «культура». Культура. Человек. История. Культура как человеческое осмысление истории, основа формирования национального самосознания. Культура как способ познания человеком мира. Роль культуры в эпоху глобализирующегося мира. Ключевые понятия: культура, культурно-историческая эпоха, культурный диалог, система жизненных ценностей (ценностные ориентации).
КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ И НОВОГО ВРЕМЕНИ (33 часа)
Раздел I. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ: ИСТОКИ, ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ (12 часов)
Тема 1.Мир культуры Древней Руси как ценностное основание русской культуры (3часа)
Особенности становления и факторы формирования культуры Древней Руси. Специфика сельской общины и древнерусского города. Картина мира древних славян и ее воплощение в языческих божествах. Ценностные ориентации древнерусского человека. Принятие христианства как исторический выбор русской культуры. Вхождение в мир Европы с помощью Византии. Принятие Русью христианства как «культурный переворот»: новые ценностные ориентации и их роль в становлении национального самосознания. Феномен двоеверия в русской культуре: проблема взаимоотношений христианства и язычества. «Золотой век» древнерусской культуры. Письменность, «книжность» и «книжное учение». Рождение литературы. Формы и темы литературного творчества. Храм и икона как образ мира. Культура Руси как разнообразие возможностей. Киев как русский Константинополь. Формирование языка храмового зодчества в Новгороде. Символика архитектурного облика Владимира. Новые черты в изобразительном искусстве. Своеобразие фресковой живописи и самобытность иконописи Новгорода. Целостный образ культуры домонгольской Руси. Ключевые понятия: иерархия, монотеизм, пантеон богов, политеизм, православие, фольклор.
Тема 2.Русская культура в условиях борьбы за независимость и единство в XIII–XV вв. (3 часа)
Изменение условий историко-культурного развития. Последствия монголо-татарского нашествия. Варваризация культуры. Взаимосвязь освободительных и объединительных идей в культуре в условиях борьбы за независимость. Обращение к культурному наследию Киевской Руси. Москва как преемница Киева и символ национального единства. Система ценностных ориентаций в русской культуре XIV–XV вв. Новые черты в русской книжности. Монастыри на Руси в XIV–XV вв. как центры книжного дела. Житийная литература как форма духовного просветительства и ее герои. Александр Невский, Дмитрий Донской – заступники Русской земли. Сергий Радонежский, Стефан Пермский – духовные подвижники. Предвозрожденческие мотивы в живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев как символы самоопределения русской культуры. Москва и Новгород как культурные альтернативы. Москва и тема духовного и политического единства Русской земли. Новгород и тема человеческой личности. Новгородские и псковские ереси как демонстрация самоценности человека в условиях формирования единой государственности. Новаторские черты художественного творчества в Новгороде. Ключевые понятия: Возрождение, гуманизм, ересь, исихазм, культурная альтернатива, культурный герой, Предвозрождение.
Тема 3. Московское царство как культурная эпоха (5 часов)
Особенности историко-культурного процесса конца XV–XVI в. Перспектива Возрождения: несостоявшееся или невозможное? Обсуждение идеи свободы человека в русской общественной мысли в конце XV – начале XVI в. «Лаодикийское послание» Федора Курицына. Рождение и культурное содержание формулы «Москва – третий Рим». Начало «культурного одиночества». Проблема соотношения власти светской и власти духовной в спорах иосифлян и нестяжателей. Идея самодержавия в культуре Московского царства. Трактовка царской власти в духовной литературе и переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского. Иерархия ценностей московского человека. «Домострой». Традиционализм и переходный характер культуры Московского царства. «Московская академия» Максима Грека. Тема «самовластия» человека в спорах «книжных людей». Поиск царства Правды в сочинениях Ф. Карпова и И. Пересветова. Книжная мудрость и книгопечатное дело. Юродивый в русской культуре XVI в. – обличитель и заступник. Художественный язык и эстетическая символика культуры Московского царства. Московский Кремль как символ Московского царства. Складывание единого общерусского национального стиля. Творчество Дионисия: новые мотивы иконописи. Новации в художественном языке и унификация культуры. Ключевые понятия: канон, провиденциализм, традиционализм, унификация.
Раздел II. КУЛЬТУРА РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (12 часов)
Тема 4. Русская культура на пороге Нового времени (3 часа)
Смута как начало выхода из средневекового времени русской культуры. Процесс «обмирщения» культуры как доминанта культурной эпохи. Мироощущение человека «бунташного века». Кризис средневековой системы ценностей. Ослабление позиций церкви. Новые темы в народном творчестве. Персонификация русской жизни в народной культуре. Рационализация картины мира. Новая трактовка времени в исторических сочинениях XVII в. Преодоление «культурного одиночества» как результат изменения представления о пространстве. Культурный смысл церковного раскола. Церковь, власть и секуляризация культуры. Нововведения патриарха Никона и их восприятие обществом. Позиция протопопа Аввакума и его сторонников. Культурные последствия раскола. Нравственное раздвоение русского общества. Новые тенденции в литературном творчестве. Тема человека в народной и житийной литературе. Миссия литературы барокко в русской культуре XVII в. Просветительская литературная деятельность С. Полоцкого, С. Медведева, К. Истомина. Новый язык изобразительного искусства. Поиск национального художественного стиля в архитектуре. Московское барокко. Новые явления в художественном творчестве. Парсунная живопись. С. Ушаков. Десакрализация книги и книжного знания. Светская книга в жизни русского общества. Развитие системы образования. Славяно-греко-латинская академия. Смена внешних культурных ориентиров. Двойственность и противоречивость культуры «бунташного века». Ключевые понятия: десакрализация, житийная литература, иррациональный, «нарышкинское барокко», «обмирщение культуры», парсуна, секуляризация, церковный раскол.
Тема 5. Эпоха Просвещения в России (4 часа)
Культурное содержание термина «эпоха Просвещения». Смысл культурного переворота Петровской эпохи. Проблема культурного заимствования. Просветительская роль государства. Новые ценностные ориентации. Практицизм и рационализм культуры Петровской эпохи. Становление системы государственного светского образования. Модели образования петровского времени. Профессиональная школа. Академическая модель светского образования. Университетский проект Елизаветы Петровны. Проекты воспитания и образования в эпоху Екатерины II. Создание системы массового школьного образования. Реформа образования при Александре I. Культурная значимость создания национальных основ просвещения в России. Место светской книги в культуре XVIII в. Специфика развития книжного дела. Формирование новых средств информации. Газета. Календарь. Просветительская миссия светской книги. Появление слоя «читающей публики». Назидательность литературы и ее жанры. Проблема литературного языка. Русские просветители XVIII в. и их роль в становлении культуры европейского типа. «Ученая дружина» петровского времени. Русские просветители второй половины XVIII в.: типы и судьбы (М.В. Ломоносов, Е.Р. Дашкова, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и др.). Противоречивость культурного процесса в Новое время. Диалог новых и традиционных культурных ценностей. Становление государственной цензуры как завершение формирования системы государственного просветительства в начале XIX в. Проникновение европейского образования в провинцию. Появление различий между столичной и провинциальной культурами. Ключевые понятия: гражданин, просветители, цензура, эпоха Просвещения.
Тема 6. Художественный образ XVIII в.(2 часа)
Художественный образ века Просвещения как воплощение новых ценностей. Проблема истоков светской живописи: заимствование и традиция. Создание Академии художеств. Начало художественного образования. Становление жанров светской живописи. Русский портрет XVIII в. – язык и образ эпохи. Формирование национальной школы портретной живописи. Феномен женского портрета. Особенности портретной живописи начала XIX в. Русское барокко XVIII в. «Бюргерское» барокко в архитектуре Петербурга петровского времени как воплощение нового образа России. Особенности русского барокко середины XVIII в. Мастера и шедевры (Б.К. Растрелли, Ф.Б. Растрелли, Д.В. Ухтомский). Мировоззренческие и художественные истоки русского классицизма. Петербургский и московский классицизм. Русский вариант барокко и классицизма в архитектуре второй половины XVIII в.
Тема 7. «Золотой век» русской культуры (2 часа)
«Пушкинская эпоха» русской культуры. Духовные ценности и приоритеты пушкинского времени. Загадка творчества А.С. Пушкина. Роль творчества Пушкина в становлении национального самосознания. Культурная жизнь российского общества в первой трети XIX в. Культурная доминанта пушкинского времени. Классицизм и романтизм в художественной культуре. Проблема культурного заимствования и собственные истоки ампира в России. Особенности русского ампира. Создание имперского образа Петербурга. Особенности творчества русских архитекторов (А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, Ж. Тома де Томон). Художественный язык архитектуры К. Росси. Ампир как «всеобщий стиль» русской культуры начала XIX в. Ключевые понятия: Ренессанс, ампир.
Раздел III КЛАССИЧЕСКАЯ РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX в. (8 часов)
Тема 8. Дискуссия о национальной идее в 1830 – 1850-х гг. (3 часа)
Социальные и политические бури в Европе и новые тенденции в сознании российского общества второй четверти XIX в. Рождение государственной «русской идеи». Политика государства в области просвещения и духовной жизни. Историко-культурные основы и содержание формулы «официальной народности». Художественное воплощение «государственной русской идеи». «Национальная идея» в общественной мысли 1830 – 1850-х гг. Истоки формирования русской интеллигенции, особенности ее положения в обществе. «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева и начало интеллектуальных дискуссий о «русской идее». Размышления о культуре и судьбе России в спорах «славянофилов» и «западников». Особенности интеллектуальной деятельности русской интеллигенции в 1830 – 1850-е гг. Формирование ведущей роли литературы и литературно критики в культурном процессе. Открытия Н.В. Гоголя. Культурная доминанта эпохи. Ключевые понятия: литературоцентризм, классическая русская литература.
Тема 9. Традиционная культура в XIX в.: провинция, усадьба, крестьянский мир (3 часа)
Содержание понятия «традиционная культура». Феномен российской провинции. Особенности культурной среды провинциального города. Механизмы функционирования и развития культуры провинциального города. Образование и просветительство в провинции. Сферы художественного творчества и «культурные герои» провинциального мира. Дворянская усадьба как культурный феномен конца XVIII – начала XIX в. Усадьба как «действующая модель идеального мира» дворянина. Элементы столичности и провинциальности в усадебном укладе жизни, в художественном облике барской усадьбы. Знаменитые «культурные гнезда»: Архангельское, Остафьево, Тарханы и др. Неповторимость каждой усадьбы как результат персонифицированности усадебной жизни. Крестьянский компонент культуры дворянской усадьбы. Синтетизм усадебной культуры. Место и роль дворянской усадебной культуры в становлении национального самосознания. Содержание понятия «народная культура». Изменение условий существования культуры крестьянского мира в XIX в. Трансформация традиционных, интеллектуальных и духовных ценностей крестьянской культуры. Особенности художественного языка и образов крестьянской культуры. Расцвет народных промыслов в XIX в. (Палех, Мстера, Федоскино, Хохлома, Полхов-Майдан, городецкая роспись и др.). Традиции и новации в крестьянской культуре XIX в. Ключевые понятия: «культурное гнездо», народные промыслы, провинция, традиционный, традиция, усадебная культура.
Тема 10. Русская культура второй половины XIX – начала XX в.(2 часа)
Демократический вариант русской культуры 1860-х гг. Реформаторский «дух времени» и его влияние на самосознание общества. Гласность и цензурная реформа. Перемены в общественной жизни. Университеты как центры просветительства и науки. Реформирование школьного дела. Эпоха Великих реформ как третья волна просветительства в России. Усиление роли интеллигенции в жизни общества. Роль литературы как «учителя жизни» в обновляющемся обществе. Становление критического реализма в литературе. И.С. Тургенев. Н.А. Некрасов. Ф.И. Тютчев. Формирование реализма в живописи. Феномен «передвижничества». Художественный язык передвижников. Явления и события общественной жизни в картинах художников. Деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок». Передвижничество в музыкальной культуре. Меценатство как составная часть демократической культуры второй половины XIX в. Кризис передвижничества. Обогащение художественного языка в реалистической живописи 1870–1890-х гг. (В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.В. Верещагин, Н.Н. Ге, Н.А. Ярошенко, И.Н. Крамской, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, И.И. Левитан). Диалог центра и провинции в эпоху реформаторства. Ключевые понятия: гласность, меценатство, передвижничество, реализм.
Содержание курса «История русской культуры ХХ в.» 11 класс -34 часа
Культура и человек в XX в. (1 час)
Катастрофичность XX в. в России в ее культурных моделях. Массовая культура и массовая информация как технологии современного общества. «Опасность информационной культуры» для человека. Необходимость умения работать с большим объемом культурной информации в современном мире. Необходимость поиска культурного языка для диалога Запада и Востока в эпоху глобализирующегося мира.
КУЛЬТУРА XX В.(33 часа)
Раздел I. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕГО АЛЬТЕРНАТИВЫ (13 часов)
Тема 1. «Новая» русская культура рубежа веков (4 часов)
Понятие «культура Серебряного века» и ее хронологические рамки, мировоззренческие истоки. «Новый гуманизм» в философии B.C. Соловьева. «Сюжет человеческой души» в творчестве Ф.М. Достоевского. Декаданс как реакция на уходящий век и как новый порыв национального духа. Всемирные истоки художественной культуры Серебряного века. Новый интерес к культуре античного мира. Возрождение национальных художественных традиций: научное изучение русской старины, «открытие» русской иконы. «Русские сезоны» и новое «открытие» живописи XVIII в. Новое поколение русской интеллигенции. Поиски и открытия в литературе. Символизм как новое миропонимание и новая поэзия (В.Я. Брюсов, А.А. Блок, А. Белый). «Молодое поколение» символистов 1910-х гг. (О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий). Новые формы творческой жизни в начале XX в. Философские и литературные объединения интеллигенции. Журналы «нового искусства» и направления их деятельности. Многообразие и поисковый характер культурного творчества начала XX в. Художественный язык модерна. Движение «Мир искусства» как обновление культуры. Самобытность стилистики «Голубой розы». «Союз русских художников» как национальный вариант модерна. Особенности проявления модерна в архитектуре. Модерн как «большой стиль» культуры начала XX в. Тяготение к синтезу искусств. Идеология нового театра (В.Э. Мейерхольд, Н.Н. Евреинов). 10 Модерн начала XX в. как стиль жизни. Роль меценатства в культурной жизни России конца XIX – начала XX в. Культура Серебряного века как культура нового типа. Новые явления в классической культуре начала XX в. Трансформация критического реализма в творчестве Л.Н. Толстого. «Литературная революция» А.П. Чехова. М. Горький как основатель нового направления в литературе начала XX в.
Тема 2. Условия появления и формы массовой городской культуры в России (4 часа)
Факторы формирования массовой культуры. Город как лидер культурного движения. Новая техническая эпоха и развитие системы начального образования. Основные формы и характерные черты массовой культуры в начале XX в. Особенности художественного языка массовой культуры. Культурный смысл искусства «авангарда». Предпосылки появления авангарда в России, его ментальные и мировоззренческие основы. Основные творческие и выставочные объединения художниковавангардистов. «Бубновый валет» как экспериментальная площадка авангардного искусства. Эксперименты художников авангардистов в области художественного языка (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, К.С. Малевич, В.Е. Татлин). Место и роль авангарда в культуре России начала XX в. Футуризм как авангардистский поиск в поэзии (В.В. Маяковский, В.В. Хлебников). Кризис «русской идеи» в начале XX в. Опыт первой русской революции в национальном самосознании. Нарастание радикализма в общественном сознании в 1910-е гг. Сборник «Вехи» как попытка изменить ценностные установки и тип общественного поведения русской интеллигенции. Нравственные установки в самосознании интеллигенции 1910-х гг. Поиски национальной идеи накануне Первой мировой войны и революции.
Тема 3. Революция и судьба культуры (3 часа)
«Революционный романтизм» культуры. Утопическая картина будущего в футуристическом проекте «Живое творчество масс». Идея и программа проекта «Пролетарская культура». Активизация поиска новых культурных форм и авангардного художественного языка. Новации революционного авангарда в архитектуре и дизайне (В.Е. Татлин, К.С. Мельников). Революция в театральном деле (В.Э. Мейерхольд) и кинематографе (С.М. Эйзенштейн). Отношение новой власти к новаторским экспериментам авангарда и судьбе культурного наследия. Культурная политика советской власти в 1918 – 1920 гг. Создание государственных органов по управлению культурой. Программа «культурной революции». Эксперименты в области образования. План «монументальной пропаганды» и причины его неудачи. Идеологические задачи и художественное творчество 1920-х гг. Содержание и символика массового политического плаката. Главные тенденции новой культурной политики. Традиции Серебряного века в культуре русской эмиграции. Культурная миссия русской пореволюционной эмиграции. Формирование центров русского зарубежья. Интеллектуальный мир и издательская деятельность. Литературная жизнь русского зарубежья. Судьбы русского искусства. Русский авангард в контексте европейской культуры. Русская музыкальная культура за рубежом. Место классического наследия в культуре пореволюционной эмиграции: А.С. Пушкин как культурный символ русского зарубежья. Вклад культуры русской эмиграции в мировое творческое наследие.
Раздел II. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА (11 часов)
Тема 4. Становление культуры советского общества в 1930 – 1940-е гг. (5 часов)
Культура как средство и объект государственной политики. Введение государственного контроля над духовной культурой и интеллигенцией. Изживание литературного многообразия 1920-х гг. Литературное творчество и идеологические задачи. Постановление ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г. «О политике партии в области художественной литературы» и его влияние на литературное творчество. Создание Ассоциации художников революционной России (АХРР). Борьба за классовую чистоту художественного творчества. Отказ от педагогических исканий 1920-х гг. Превращение образования в средство политики. Формирование новой социалистической интеллигенции и «перевоспитание» «старой». Государственный диктат над научной деятельностью. Утверждение идеологического единства как главного направления политики государства по отношению к культуре. Человек в системе культуры советского общества. Классовое воспитание человека нового общества. Картина мира и система ценностей советского человека. Стиль жизни человека советской культуры. Иерархизация и унификации жизненного пространства. Темы и герои литературы социалистического реализма. Феномен советского кино. Язык социалистического реализма в живописи, в театральном искусстве, в архитектуре. Ценности и идеалы советской культуры. Служение идее и свобода творчества в культуре советского общества 1930 – 1940-х гг. Культ слова в культуре. Мифы советской культуры. Социалистический реализм как мировоззрение и как художественный метод. Достижения и уроки культуры социалистического реализма. Культура как основа формирования советского менталитета.
Тема 5. Официальное и неофициальное пространство советской культуры(6 часов)
Послевоенное советское общество как «общество надежд». Новая волна борьбы с инакомыслием. Постановления ЦК ВКП (б) 1946—1948 гг. по вопросам литературы и искусства как начало новой волны ужесточения идеологического контроля над культурным творчеством. Кампания борьбы с «космополитизмом» и ее результаты. Культурный эффект «оттепели». Научно-технический прогресс как символ «освобожденного» общества. Ускорение динамики жизни. Открытия литературы 1950 – 1960-х гг. Эффект поэтического творчества в освобождении личности. «Двоецентрие» в литературе как выражение сущностных черт «оттепели». «Новый мир» и начало процесса десталинизации сознания советского общества. Поиск возможностей и форм свободного творчества в театральном искусстве, в кинематографе. Обращение к «отложенной» литературе 1920 – 1940-х гг. Творчество как способ сопротивления идеологизации и унификации культуры. Границы свободы творчества в период «оттепели». Библиотека «отложенной литературы» 1960 – 1970-х гг. Феномен «самиздата». «Шестидесятники» и начало кризиса общественного сознания. Судьбы И.А. Бродского, А.А. Галича и других писателей, вынужденных покинуть Родину. Особенности стиля жизни советского человека 1960-х гг. Варианты культурных героев времени. Разочарования периода «оттепели» и начало полосы «похолодания» в культурной жизни советского общества. Культурное «двоемирие» 1970 – 1980-х гг. Дистанцирование официальной государственной культуры от культурного творчества народа. Новая волна идеологизации культурной политики после «оттепели». Особенности культурного процесса в 1970 – 1980-е гг. Формы культурного сопротивления огосударствлению духовной жизни. Диссидентство как духовный опыт поколения 1970-х гг. Пространство «неофициальной» культуры 1970 – 1980- х г: авторская песня, «народный театр», андеграунд, этажная бытовая культура. Ирония и смех в культуре 1970 – 1980-х гг
Раздел III. КУЛЬТУРА ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ (7 часов)
Тема 6. Историческое самосознание и ценностные ориентиры постсоветского общества(3 часа)
Изменение внешних условий для культуры в середине 1980 – 1990-х гг. Феномен новой гласности. Трансформация исторического самосознания в условиях новой социокультурной ситуации. Публицистичность культуры перестроечного времени. Изменение образа национальной истории в общественном сознании. Активизация интереса к историко-культурному наследию и современная трактовка «национальной идеи». Изучение «локальной истории» как возможность осмысления истории через связь времен. Духовный кризис человека и общества постсоветского времени. Варваризация вкусов. Кризис культурной идентичности на уровне общества и на уровне личности. Язык как знак культуры, как «диагностика» социокультурного кризиса. Социальная направленность литературы и искусства в 1990-е гг. Разрушение иерархии социалистических идеалов и жизненных ценностей. Роль средств массовой информации в общественном движении «перестройки». Этапы эволюции СМИ от функции информации общества к функции развлечения.
Тема 7. Культурное пространство постсоветского общества(4 часов)
Формирование массовой культуры в постсоветском обществе и ее ценности. Причины снижения культурного вкуса. Роль рекламы в культуре повседневности. «Плюсы» и «минусы» массовой культуры в современном мире. Фундаментальная культура в структуре современной духовной жизни и противоречивость современного культурного процесса. Трансформация социальной литературы. Сюжеты и герои кинематографа современной России. Обретение нового образа в театральном творчестве. Переосмысление культурного наследия в изобразительном искусстве. Альтернативные формы и темы современного творчества. Феномен «другой литературы». Причины позиции «безыдейности» литературного творчества. Поиск новых форм художественного творчества в конце XX – XXI в. Интеллектуальные основания национального самосознания в современной культуре.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс
Номер урока | Тема урока | Содержание урока | Количество часов |
КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ И НОВОГО ВРЕМЕНИ (33 часа) |
КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ: ИСТОКИ, ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ (12 часов) |
1 | Культура как смысл истории | Понятие «культура». Культура. Человек. История. Культура как человеческое осмысление истории, основа формирования национального самосознания. Культура как способ познания человеком мира. Роль культуры в эпоху глобализирующегося мира. | 1 |
Мир культуры Древней Руси как ценностное основание русской культуры (3часа) |
2 | Особенности становления и факторы формирования культуры Древней Руси | Специфика сельской общины и древнерусского города. Картина мира древних славян и ее воплощение в языческих божествах. Ценностные ориентации древнерусского человека. | 1 |
3 | Принятие христианства как исторический выбор русской культуры | Вхождение в мир Европы с помощью Византии. Принятие Русью христианства как «культурный переворот»: новые ценностные ориентации и их роль в становлении национального самосознания. Феномен двоеверия в русской культуре: проблема взаимоотношений христианства и язычества. | 1 |
4 | «Золотой век» древнерусской культуры. Храм и икона как образ мира | Письменность, «книжность» и «книжное учение». Рождение литературы. Формы и темы литературного творчества. Культура Руси как разнообразие возможностей. Киев как русский Константинополь. Формирование языка храмового зодчества в Новгороде. Символика архитектурного облика Владимира. Новые черты в изобразительном искусстве. Своеобразие фресковой живописи и самобытность иконописи Новгорода. Целостный образ культуры домонгольской Руси. | 1 |
5 | Стартовая диагностическая работа | 1 |
Русская культура в условиях борьбы за независимость и единство в XIII–XV вв. (3 часа) |
6 | Изменение условий историко-культурного развития. Культурный подъем XIV – XV вв. | Последствия монголо-татарского нашествия. Варваризация культуры. Взаимосвязь освободительных и объединительных идей в культуре в условиях борьбы за независимость. Обращение к культурному наследию Киевской Руси. Москва как преемница Киева и символ национального единства. | 1 |
7 | Система ценностных ориентаций в русской культуре XIV – XV вв. | Система ценностных ориентаций в русской культуре XIV–XV вв. Новые черты в русской книжности. Монастыри на Руси в XIV–XV вв. как центры книжного дела. Житийная литература как форма духовного просветительства и ее герои. Александр Невский, Дмитрий Донской – заступники Русской земли. Сергий Радонежский, Стефан Пермский – духовные подвижники. Предвозрожденческие мотивы в живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев как символы самоопределения русской культуры. | 1 |
8 | Москва и Новгород как культурные альтернативы | Москва и тема духовного и политического единства Русской земли. Новгород и тема человеческой личности. Новгородские и псковские ереси как демонстрация самоценности человека в условиях формирования единой государственности. Новаторские черты художественного творчества в Новгороде. | 1 |
Московское царство как культурная эпоха (3 часа) |
9 | Особенности культурного процесса конца XV – XVI вв. Рождение и культурное содержание формулы «Москва – третий Рим» | Перспектива Возрождения: несостоявшееся или невозможное? Обсуждение идеи свободы человека в русской общественной мысли в конце XV – начале XVI в. «Лаодикийское послание» Федора Курицына. Начало «культурного одиночества». Проблема соотношения власти светской и власти духовной в спорах иосифлян и нестяжателей. | 1 |
10 | Идея самодержавия и иерархия ценностей московского человека в культуре Московского царства | Трактовка царской власти в духовной литературе и переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского. «Домострой». Традиционализм и переходный характер культуры Московского царства. «Московская академия» Максима Грека. Тема «самовластия» человека в спорах «книжных людей». Поиск царства Правды в сочинениях Ф. Карпова и И. Пересветова. Книжная мудрость и книгопечатное дело. Юродивый в русской культуре XVI в. – обличитель и заступник. | 1 |
11 | Художественный язык и эстетическая символика культуры Московского царства | Московский Кремль как символ Московского царства. Складывание единого общерусского национального стиля. Творчество Дионисия: новые мотивы иконописи. Новации в художественном языке и унификация культуры. | 1 |
12 | Контрольная работа по теме: «Культура средневековой Руси: истоки, ценностные основания, содержание» | 1 |
КУЛЬТУРА РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (12 часов) |
Русская культура на пороге Нового времени (3 часа) |
13 | Кризис средневековой системы ценностей | Смута как начало выхода из средневекового времени русской культуры. Процесс «обмирщения» культуры как доминанта культурной эпохи. Мироощущение человека «бунташного века». Ослабление позиций церкви. Новые темы в народном творчестве. Персонификация русской жизни в народной культуре. Рационализация картины мира. Новая трактовка времени в исторических сочинениях XVII в. Преодоление «культурного одиночества» как результат изменения представления о пространстве. | 1 |
14 | Культурный смысл церковного раскола | Церковь, власть и секуляризация культуры. Нововведения патриарха Никона и их восприятие обществом. Позиция протопопа Аввакума и его сторонников. Культурные последствия раскола. Нравственное раздвоение русского общества. | 1 |
15 | Новые тенденции художественного и литературного творчества. Смена внешних культурных ориентиров. | Тема человека в народной и житийной литературе. Миссия литературы барокко в русской культуре XVII в. Просветительская литературная деятельность С. Полоцкого, С. Медведева, К. Истомина. Новый язык изобразительного искусства. Поиск национального художественного стиля в архитектуре. Московское барокко. Парсунная живопись. С. Ушаков. Десакрализация книги и книжного знания. Светская книга в жизни русского общества. Развитие системы образования. Славяно-греко-латинская академия. Двойственность и противоречивость культуры «бунташного века». | 1 |
Эпоха Просвещения в России (4 часа) |
16 | Культурный переворот Петровской эпохи | Культурное содержание термина «эпоха Просвещения». Проблема культурного заимствования. Просветительская роль государства. Новые ценностные ориентации. Практицизм и рационализм культуры Петровской эпохи. | 1 |
17 | Становление системы государственного светского образования. | Модели образования петровского времени. Профессиональная школа. Академическая модель светского образования. Университетский проект Елизаветы Петровны. Проекты воспитания и образования в эпоху Екатерины II. Создание системы массового школьного образования. Реформа образования при Александре I. Культурная значимость создания национальных основ просвещения в России. | 1 |
18 | Книжное дело и литература XVIIIв. | Место светской книги в культуре XVIII в. Специфика развития книжного дела. Формирование новых средств информации. Газета. Календарь. Просветительская миссия светской книги. Появление слоя «читающей публики». Назидательность литературы и ее жанры. Проблема литературного языка. | 1 |
19 | Просветители XVIII в. Противоречивость культурного процесса в Новое время. | Русские просветители XVIII в. и их роль в становлении культуры европейского типа. «Ученая дружина» петровского времени. Русские просветители второй половины XVIII в.: типы и судьбы (М.В. Ломоносов, Е.Р. Дашкова, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и др.). Диалог новых и традиционных культурных ценностей. Становление государственной цензуры как завершение формирования системы государственного просветительства в начале XIX в. Проникновение европейского образования в провинцию. Появление различий между столичной и провинциальной культурами. | 1 |
Художественный образ XVIII в.(2 часа) |
20 | Рождение светской живописи в России. Эволюция русского портрета XVIII – начала XIXв. | Художественный образ века Просвещения как воплощение новых ценностей. Проблема истоков светской живописи: заимствование и традиция. Создание Академии художеств. Начало художественного образования. Становление жанров светской живописи. Русский портрет XVIII в. – язык и образ эпохи. Формирование национальной школы портретной живописи. Феномен женского портрета. Особенности портретной живописи начала XIX в. | 1 |
21 | Русское барокко XVIII в. Мировоззренческие и художественные истоки русского классицизма. | «Бюргерское» барокко в архитектуре Петербурга петровского времени как воплощение нового образа России. Особенности русского барокко середины XVIII в. Мастера и шедевры (Б.К. Растрелли, Ф.Б. Растрелли, Д.В. Ухтомский). Петербургский и московский классицизм. Русский вариант барокко и классицизма в архитектуре второй половины XVIII в. | 1 |
«Золотой век» русской культуры (2 часа) |
22 | «Пушкинская эпоха» русской культуры | Духовные ценности и приоритеты пушкинского времени. Загадка творчества А.С. Пушкина. Роль творчества Пушкина в становлении национального самосознания. Культурная жизнь российского общества в первой трети XIX в. Культурная доминанта пушкинского времени. Классицизм и романтизм в художественной культуре. | 1 |
23 | Духовный смысл и художественный язык русского ампира | Проблема культурного заимствования и собственные истоки ампира в России. Особенности русского ампира. Создание имперского образа Петербурга. Особенности творчества русских архитекторов (А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, Ж. Тома де Томон). Художественный язык архитектуры К. Росси. Ампир как «всеобщий стиль» русской культуры начала XIX в. | 1 |
24 | Контрольная работа по теме: «Культура русского Просвещения» | 1 |
КЛАССИЧЕСКАЯ РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX в. (8 часов) |
Дискуссия о национальной идее в 1830 – 1850-х гг. (3 часа) |
25 | Рождение государственной «русской идеи». | Социальные и политические бури в Европе и новые тенденции в сознании российского общества второй четверти XIX в. Политика государства в области просвещения и духовной жизни. Историко-культурные основы и содержание формулы «официальной народности». Художественное воплощение «государственной русской идеи». | 1 |
26 | «Национальная идея» в общественной мысли 1830 – 1850-х гг. | Истоки формирования русской интеллигенции, особенности ее положения в обществе. «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева и начало интеллектуальных дискуссий о «русской идее». Размышления о культуре и судьбе России в спорах «славянофилов» и «западников». Особенности интеллектуальной деятельности русской интеллигенции в 1830 – 1850-е гг. | 1 |
27 | Формирование литературоцентризма русской культуры. | Формирование ведущей роли литературы и литературно критики в культурном процессе. Открытия Н.В. Гоголя. Культурная доминанта эпохи. | 1 |
Традиционная культура в XIX в.: провинция, усадьба, крестьянский мир (3 часа) |
28 | Культурная среда русской провинции | Содержание понятия «традиционная культура». Феномен российской провинции. Особенности культурной среды провинциального города. Механизмы функционирования и развития культуры провинциального города. Образование и просветительство в провинции. Сферы художественного творчества и «культурные герои» провинциального мира. | 1 |
29 | Феномен усадьбы конца XVIII - начала XIXв. | Дворянская усадьба как культурный феномен конца XVIII – начала XIX в. Усадьба как «действующая модель идеального мира» дворянина. Элементы столичности и провинциальности в усадебном укладе жизни, в художественном облике барской усадьбы. Знаменитые «культурные гнезда»: Архангельское, Остафьево, Тарханы и др. Неповторимость каждой усадьбы как результат персонифицированности усадебной жизни. Крестьянский компонент культуры дворянской усадьбы. Синтетизм усадебной культуры. Место и роль дворянской усадебной культуры в становлении национального самосознания. | 1 |
30 | Традиции и новации в крестьянской культуре XIX в. | Содержание понятия «народная культура». Изменение условий существования культуры крестьянского мира в XIX в. Трансформация традиционных, интеллектуальных и духовных ценностей крестьянской культуры. Особенности художественного языка и образов крестьянской культуры. Расцвет народных промыслов в XIX в. (Палех, Мстера, Федоскино, Хохлома, Полхов-Майдан, городецкая роспись и др.). | 1 |
Русская культура второй половины XIX – начала XX в.(2 часа) |
31 | Просвещение и дух эпохи 1860-х гг. Роль литературы как «учителя жизни» в обновляющемся обществе | Демократический вариант русской культуры 1860-х гг. Реформаторский «дух времени» и его влияние на самосознание общества. Гласность и цензурная реформа. Перемены в общественной жизни. Университеты как центры просветительства и науки. Реформирование школьного дела. Эпоха Великих реформ как третья волна просветительства в России. Усиление роли интеллигенции в жизни общества. Становление критического реализма в литературе. И.С. Тургенев. Н.А. Некрасов. Ф.И. Тютчев. Формирование реализма в живописи. | 1 |
32 | Феномен «передвижничества» | Художественный язык передвижников. Явления и события общественной жизни в картинах художников. Деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок». Передвижничество в музыкальной культуре. Меценатство как составная часть демократической культуры второй половины XIX в. Кризис передвижничества. Обогащение художественного языка в реалистической живописи 1870–1890-х гг. (В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.В. Верещагин, Н.Н. Ге, Н.А. Ярошенко, И.Н. Крамской, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, И.И. Левитан). Диалог центра и провинции в эпоху реформаторства. | 1 |
33 | Контрольная работа на тему: «Классическая русская культура XIX в. | 1 |
34 | Итоговая диагностическая работа | 1 |
11 класс
Номер урока | Тема урока | Содержание урока | Количество часов |
КУЛЬТУРА XX В.(33 часа) |
1 | Культура и человек в XX в. | Катастрофичность XX в. в России в ее культурных моделях. Массовая культура и массовая информация как технологии современного общества. «Опасность информационной культуры» для человека. Необходимость умения работать с большим объемом культурной информации в современном мире. Необходимость поиска культурного языка для диалога Запада и Востока в эпоху глобализирующегося мира. | 1 |
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕГО АЛЬТЕРНАТИВЫ (13 часов) |
«Новая» русская культура рубежа веков (4 часа) |
2 | Культура Серебряного века | Понятие, хронологические рамки, мировоззренческие истоки. «Новый гуманизм» в философии B.C. Соловьева. «Сюжет человеческой души» в творчестве Ф.М. Достоевского. Декаданс как реакция на уходящий век и как новый порыв национального духа. Всемирные истоки художественной культуры Серебряного века. Новый интерес к культуре античного мира. Возрождение национальных художественных традиций: научное изучение русской старины, «открытие» русской иконы. «Русские сезоны» и новое «открытие» живописи XVIII в. Новое поколение русской интеллигенции. | 1 |
3 | Поиски и открытия поэтического символизма. Новые формы творческой жизни в начале XX в. | Поиски и открытия в литературе. Символизм как новое миропонимание и новая поэзия (В.Я. Брюсов, А.А. Блок, А. Белый). «Молодое поколение» символистов 1910-х гг. (О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий). Философские и литературные объединения интеллигенции. Журналы «нового искусства» и направления их деятельности. Многообразие и поисковый характер культурного творчества начала XX в. | 1 |
4 | Художественный язык модерна | Движение «Мир искусства» как обновление культуры. Самобытность стилистики «Голубой розы». «Союз русских художников» как национальный вариант модерна. Особенности проявления модерна в архитектуре. Модерн как «большой стиль» культуры начала XX в. Тяготение к синтезу искусств. Идеология нового театра (В.Э. Мейерхольд, Н.Н. Евреинов). 10 Модерн начала XX в. как стиль жизни. | 1 |
5 | Культура Серебряного века как культура нового типа. | Роль меценатства в культурной жизни России конца XIX – начала XX в. Новые явления в классической культуре начала XX в. Трансформация критического реализма в творчестве Л.Н. Толстого. «Литературная революция» А.П. Чехова. М. Горький как основатель нового направления в литературе начала XX в. | 1 |
6 | Стартовая диагностическая работа | 1 |
Условия появления и формы массовой городской культуры в России (4 часа) |
7 | Основные формы и характерные черты массовой культуры в начале XX в. | Факторы формирования массовой культуры. Город как лидер культурного движения. Новая техническая эпоха и развитие системы начального образования. Особенности художественного языка массовой культуры. | 1 |
8 | Авангардные направления в искусстве Серебряного века | Культурный смысл искусства «авангарда». Предпосылки появления авангарда в России, его ментальные и мировоззренческие основы. Основные творческие и выставочные объединения художников авангардистов. «Бубновый валет» как экспериментальная площадка авангардного искусства. | 1 |
9 | Место и роль авангарда в культуре России начала XX в. | Эксперименты художников авангардистов в области художественного языка (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, К.С. Малевич, В.Е. Татлин). Футуризм как авангардистский поиск в поэзии (В.В. Маяковский, В.В. Хлебников). | 1 |
10 | Кризис «русской идеи» в начале XX в. | Кризис «русской идеи» в начале XX в. Опыт первой русской революции в национальном самосознании. Нарастание радикализма в общественном сознании в 1910-е гг. Сборник «Вехи» как попытка изменить ценностные установки и тип общественного поведения русской интеллигенции. Нравственные установки в самосознании интеллигенции 1910-х гг. Поиски национальной идеи накануне Первой мировой войны и революции. | 1 |
Революция и судьба культуры (3 часа) |
11 | «Революционный романтизм» культуры | Утопическая картина будущего в футуристическом проекте «Живое творчество масс». Идея и программа проекта «Пролетарская культура». Активизация поиска новых культурных форм и авангардного художественного языка. Новации революционного авангарда в архитектуре и дизайне (В.Е. Татлин, К.С. Мельников). Революция в театральном деле (В.Э. Мейерхольд) и кинематографе (С.М. Эйзенштейн). Отношение новой власти к новаторским экспериментам авангарда и судьбе культурного наследия. | 1 |
12 | Культурная политика советской власти в 1918 – 1920 гг. | Создание государственных органов по управлению культурой. Программа «культурной революции». Эксперименты в области образования. План «монументальной пропаганды» и причины его неудачи. Идеологические задачи и художественное творчество 1920-х гг. Содержание и символика массового политического плаката. Главные тенденции новой культурной политики. | 1 |
13 | Традиции Серебряного века в культуре русской эмиграции | Культурная миссия русской пореволюционной эмиграции. Формирование центров русского зарубежья. Интеллектуальный мир и издательская деятельность. Литературная жизнь русского зарубежья. Судьбы русского искусства. Русский авангард в контексте европейской культуры. Русская музыкальная культура за рубежом. Место классического наследия в культуре пореволюционной эмиграции: А.С. Пушкин как культурный символ русского зарубежья. Вклад культуры русской эмиграции в мировое творческое наследие. | 1 |
14 | Контрольная работа по теме: «Серебряный век русской культуры и его альтернативы» | 1 |
КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА (11 часов) |
Становление культуры советского общества в 1930 – 1940-е гг. (5 часов) |
15 | Культура как средство и объект государственной политики | Введение государственного контроля над духовной культурой и интеллигенцией. Создание Ассоциации художников революционной России (АХРР). Борьба за классовую чистоту художественного творчества. Отказ от педагогических исканий 1920-х гг. Превращение образования в средство политики. Формирование новой социалистической интеллигенции и «перевоспитание» «старой». Государственный диктат над научной деятельностью. Утверждение идеологического единства как главного направления политики государства по отношению к культуре. | 1 |
16 | Литературное творчество и идеологические задачи. | Изживание литературного многообразия 1920-х гг. Постановление ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г. «О политике партии в области художественной литературы» и его влияние на литературное творчество. | 1 |
17 | Человек в системе советской культуры | Классовое воспитание человека нового общества. Картина мира и система ценностей советского человека. Стиль жизни человека советской культуры. Иерархизация и унификации жизненного пространства. | 1 |
18 | Социалистический реализм: достижения и потери | Темы и герои литературы социалистического реализма. Феномен советского кино. Язык социалистического реализма в живописи, в театральном искусстве, в архитектуре. | 1 |
19 | Ценности и идеалы советской культуры. | Служение идее и свобода творчества в культуре советского общества 1930 – 1940-х гг. Культ слова в культуре. Мифы советской культуры. Социалистический реализм как мировоззрение и как художественный метод. Достижения и уроки культуры социалистического реализма. Культура как основа формирования советского менталитета. | 1 |
| Официальное и неофициальное пространство советской культуры(5 часов) | |
20 | Культурный эффект «оттепели» | Послевоенное советское общество как «общество надежд». Новая волна борьбы с инакомыслием. Постановления ЦК ВКП (б) 1946 – 1948 гг. по вопросам литературы и искусства как начало новой волны ужесточения идеологического контроля над культурным творчеством. Кампания борьбы с «космополитизмом» и ее результаты. | 1 |
21 | Идеи и потенциал «отложенной литературы» | Научно-технический прогресс как символ «освобожденного» общества. Ускорение динамики жизни. Открытия литературы 1950 – 1960-х гг. Эффект поэтического творчества в освобождении личности. «Двоецентрие» в литературе как выражение сущностных черт «оттепели». | 1 |
22 | «Новый мир» и начало процесса десталинизации сознания советского общества | Поиск возможностей и форм свободного творчества в театральном искусстве, в кинематографе. Обращение к «отложенной» литературе 1920 – 1940-х гг. Творчество как способ сопротивления идеологизации и унификации культуры. Границы свободы творчества в период «оттепели». Библиотека «отложенной литературы» 1960 – 1970-х гг. Феномен «самиздата». «Шестидесятники» и начало кризиса общественного сознания. Судьбы И.А. Бродского, А.А. Галича и других писателей, вынужденных покинуть Родину. | 1 |
23 | Стиль жизни и культурные герои «оттепели» | Особенности стиля жизни советского человека 1960-х гг. Варианты культурных героев времени. Разочарования периода «оттепели» и начало полосы «похолодания» в культурной жизни советского общества. Культурное «двоемирие» 1970 – 1980-х гг. Дистанцирование официальной государственной культуры от культурного творчества народа. Новая волна идеологизации культурной политики после «оттепели». | 1 |
24 | Государственная политика и культурные процессы 1970 – 1980-х гг. | Особенности культурного процесса в 1970 – 1980-е гг. Формы культурного сопротивления огосударствлению духовной жизни. Диссидентство как духовный опыт поколения 1970-х гг. Пространство «неофициальной» культуры 1970 – 1980- х г: авторская песня, «народный театр», андеграунд, этажная бытовая культура. Ирония и смех в культуре 1970 – 1980-х гг | 1 |
25 | Контрольная работа по теме: «Культура советского общества» | 1 |
КУЛЬТУРА ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ (7 часов) |
Историческое самосознание и ценностные ориентиры постсоветского общества(3 часа) |
26 | Изменение внешних условий для культуры в середине 1980 – 1990-х гг. | Феномен новой гласности. Трансформация исторического самосознания в условиях новой социокультурной ситуации. Публицистичность культуры перестроечного времени. Изменение образа национальной истории в общественном сознании. Активизация интереса к историко-культурному наследию и современная трактовка «национальной идеи». Изучение «локальной истории» как возможность осмысления истории через связь времен. | 1 |
27 | Духовный кризис человека и общества постсоветского времени. | Варваризация вкусов. Кризис культурной идентичности на уровне общества и на уровне личности. Язык как знак культуры, как «диагностика» социокультурного кризиса. Социальная направленность литературы и искусства в 1990-е гг. Разрушение иерархии социалистических идеалов и жизненных ценностей. | 1 |
28 | Средства массовой информации и массовой коммуникации | Роль средств массовой информации в общественном движении «перестройки». Этапы эволюции СМИ от функции информации общества к функции развлечения. | 1 |
Культурное пространство постсоветского общества(3 часа) |
29 | Массовая и информационная культура постсоветского общества | Формирование массовой культуры в постсоветском обществе и ее ценности. Причины снижения культурного вкуса. Роль рекламы в культуре повседневности. «Плюсы» и «минусы» массовой культуры в современном мире. | 1 |
30 | Фундаментальная культура в структуре современной духовной жизни | Противоречивость современного культурного процесса. Трансформация социальной литературы. Сюжеты и герои кинематографа современной России. Обретение нового образа в театральном творчестве. Переосмысление культурного наследия в изобразительном искусстве. | 1 |
31 | Альтернативные формы и темы Современного творчества | Феномен «другой литературы». Причины позиции «безыдейности» литературного творчества. Поиск новых форм художественного творчества в конце XX – XXI в. Интеллектуальные основания национального самосознания в современной культуре. | 1 |
32 | Контрольная работа по теме: «Культура постсоветской России» | 1 |
33 | Итоговая диагностическая работа | 1 |
34 | Резерв | 1 |