СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «История в лицах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «История в лицах»»




Рабочая программа внеурочной деятельности

«История в лицах»


9 класс


Пояснительная записка


Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011- стр.48), разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

В рамках школьных курсов истории внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный курс.

Курс «История в лицах» рассчитан на 34 часа изучения в 9 классе по 1 часу в неделю и предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей XIX века.

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков.

Цели курса:

1. Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей.

2. Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории.

3. Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.

Задачи курса:

1. Способствовать развитию интереса у учащихся к истории;

2. Полнее раскрыть роль человеческого фактора.

3. Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.

4. Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.

5. Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.

6. Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

7. Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.

Основные методы работы:

- анализ исторической литературы и исторических источников;

- эвристическая беседа;

- лекция;

- дискуссия (дебаты);

- подготовка и обсуждение сообщений учащихся;

- «мозговой штурм»

Требования к результатам обучения

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
    осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

  • способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
    готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
    умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
    готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.



Учебно-тематический план


Наименование

раздела

Количество

часов

1

Введение. Знакомство с целями и задачами курса

1

2

Исторические личности первой половины XIX века


13

3

Исторические личности второй половины XIX века


17

4

Заключительное занятие. Роль личности в истории

1


Резерв

2


Итого

34


Содержание тем учебного курса

34 часа

Часть I. Исторические личности первой половины XIX века (18ч).


Личность Александра Первого.Переворот 11 марта 1801г. И первые преобразования Александра I. Проект Ф.Лагарпа. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Тильзитский мир 1807г. И его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.


Личность М.М. Сперанского. Реформы М.М.Сперанского. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка М.М.Сперанского: причины и последствия.

Биография А.А. Аракчеева. Экономический кризис 1812 – 1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д.А.Гурьева. Развитие промышленности и торговли.


Личность М.И. Кутузова. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. М.И.Кутузов Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.

Личность Наполеона Бонапарта.

Портреты героев. Их роль в войне 1812 года.

Биография декабристов. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И.Пестеля и Н.М.Муравьева. Власть и общественные движения. Восстание декабристов. Смерть Александра I и возникновение династического кризиса. Восстание 14 декабря 1825г. и его значение. Выступление Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Личность Николая Первого. Укрепление роли государственного аппарата. Укрепление социальной базы царизма. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом. Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями.

Личность Е.Ф. Канкрина. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева. Рост городов.

Роль А.С. Пушкина в истории и культуре России.

Деятельность А.И.Герцена.

Биография. Роль Чаадаева С.С. в истории.

Крымская война и ее герои: Нахимов, Корнилов, Истомин, Пирогов.


Часть II. Исторические личности второй половины XIX века (13ч).


Личность Александра Второго. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIXв. Настроения в обществе. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861г. Значение отмены крепостного права.

Личность революционеров. Особенности российского либерализма середины 1850 -1860 гг. Тверской адрес 1862г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М.Н.Катков. Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н.Г.Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев. Народнические организации. С.Г.Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. «Народная воля». С.Перовская, А.Желябов.

«Тигренок» Бакунина (С.Г. Нечаев). Личность в истории.

«Белый генерал»  (М.Д.Скобелев)

Биография. Основные направления внешней политики России. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877-1878гг.

От  реформ к контрреформам (Александр Третий и К.П.Победоносцев).

Биография К.П.Победоносцева. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

Ученый мыслитель, революционер (П.А.Кропоткин).

Биография. Роль личности в истории.

Культура «золотого века»: художники, писатели, театр.

Заключительное занятие. Роль личности в истории.

Требования к уровню подготовки учащихся:


Учащиеся должны:


знать:

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира в XIX веке и выдающихся деятелей истории;

  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;

  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

  • уметь анализировать исторические явления, процессы факты; группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в XIX веке, достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.


Учебно – методическое обеспечение


1. История России в портретах. В 2-х тт.»Русич» Смоленск  1996.

2. Федоров В.А. М.М.Сперанский и А.А.Аракчеев. М.,  1997.

3. Балязин В.Н. Император Александр I. М., 1999.

4. Балязин В.Н. Михаил Кутузов. М., 1991.

5. Сироткин В.Г. Отечественная война 1812 года. М., 1988.

6.Томсинов В.А. Временщик (А.А.Аракчеев).М.,  1991.

7. Гордин Я.А. Мятеж реформаторов.М., 1998.

8. Декабристы: Биографический справочник. М., 1988.

9. Мироненко С.В. Николай  I. Российские самодержцы: 1801-1917. М., 1994.

10.Троицкий И.М. III– е отделение при Николае I. Л., 1990.

11.Русское общество 40-50-х годов ХIXвека. М., 1991.

12. Великие реформы в России. 1856-1874. Сборник /Под ред. Л.Г.Захаровой. М.,

      1992.

13. Ляшенко Л.М. Царь-освободитель. М., 1994.

14.Толмачев В.П. Александр II и его время. М., 1998.

15. Карастоянов Г. Верность за верность: повесть.- София. 1969.

16. Васильев Б. Были и небыли: Роман.- М., 1981.

17. Костин Б.А. Скобелев. 1843-1882. М., 1990.

18. Ляшенко Л.М. Революционные народники. М., 1989.

19. Боханов А.Н. Император Александр III. М., 1998.

20. Чулков Г.И.Императоры: Психологические портреты. М., :Моск. Рабочий. 1991

21. Россия под скипетром Романовых. М.: Интербук,  1990

22. Ударцев С.Ф.Кропоткин. М., 1989

 

 




Календарно-тематическое планирование


№урока




Тема раздела, урока



Кол-во

часов


дата

проведения



Материалы и

оборудование



Основные термины

и

понятия



1


Введение. Знакомство с целями и задачами курса.



1





Учебник, тетрадь.








Раздел 1: Исторические личности первой половины XIX века.18 часов

2

«Якобинец всея Руси» ( Александр Первый)


1



Портрет Александра I .Презентация

«Негласный комитет», амнистия, манифест, либерализм




3


Реформы царя

1



4


Реформатор от бюрократии (М.М.Сперанский)


1



Портрет М.М.Сперанского. Презентация


Идеолог, консерватизм




5

Судьба М.М. Сперанского

1



6

«Без  лести предан»  (А.А.Аракчеев)

1


Портрет А.А. Аракчеева. Презентация

Военные поселения, аракчеевщина возрастной и имущественный ценз, «Уставная грамота Российской империи».


7

Аракчеевщина

1



8


«Великий патриот земли русской…»  (М.И. Кутузов).


1




Портрет М.И. Кутузова. Презентация

партизаны, Бородинское сражение, флеши, редут, батарея, фураж, народное ополчение




9


Наполеон Бонапарт

1



10


Герои войны 1812 года (М.Б.Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, Д.В.Давыдов)

1




Портреты М.Б. Барклая-де-Толли, П.И.Багратиона, Д.В.Давыдова. Презентация

заграничные походы русской армии, Венский конгресс, Священный союз




11


Герои - костромичи

1



12


Декабристы ( С.П.Трубецкой, П.И.Пестель, Н. Муравьев)


1



Портреты С.П.Трубецкого, П.И.Пестеля, Н. Муравьева. Презентация



13


Семья Волконских

1


Портреты Волконских



14

«Апогей самодержавия» (Николай Первый)

1




Портрет Николая Первого. Презентация

жандармерия



15

А. И. Герцен

1



16

 Министр финансов – граф Е.Ф.Канкрин

1




Портрет Е.Ф. Канкрина. Презентация


Ассигнации, интендант, ростовщичество



17

А.С. Пушкин и история

1


Портрет А.С. Пушкина



18

Сумасшедший по «Высочайшему повелению» (С.С.Чаадаев)

 



1



Портрет С.С. Чаадаева. Презентация




19

Герои Севастополя (Корнилов, Истомин, Нахимов)

1


Портреты Корнилова, Истомина, Нахимова

Недоимки, политический режим


20

Н.И. Пирогов

1


Портрет



21

Трагедия реформатора (Александр Второй)

1


Портрет Александра Второго. Презентация




22

 Судьбы революционного народничества (М.А.Бакунин, П.Л.Лавров,П.Н.Ткачев)

1


Портрет М.А.Бакунина, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачева. Презентация

конспирация




23


С.Перовская и А.Желябов

1


Портреты С.Перовской и А.Желябова

революционер, народничество, «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел»



24

 «Тигренок» Бакунина (С.Г. Нечаев)

1




Портрет С.Г. Нечаева. Презентация



25


«Белый генерал»  (М.Д.Скобелев)


1


Портрет М.Д. Скобелева. Презентация



26


От  реформ к контрреформам (Александр Третий и К.П.Победоносцев)

1




Портрет Александра Третьего и К.П.Победоносцева. Презентация

Инспектор, крамола, переселенческая политика, сектанты




27


Живописцы «Золотого века»

(И.Е. Репин, И.И.Левитан и др.

1


Портреты



28

Писатели «Золотого века»

(Л.Н. Толстой
И.С. Тургенев, А.Н. и др.)


Островский и др.)


1



Портреты





29

Русский театр (М. Ермолова)

1


Портреты



30

Ученый мыслитель, революционер (П.А.Кропоткин)


1



Портреты



31

Русские меценаты (С. Мамонтов, В.Третьяков)

1


Портреты



32

 Заключительное занятие. Роль личности в истории

1




Сообщения учащихся, презентации





33-34

Резерв







5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!