СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик" для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс направлен на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка в рамках реализации ФГОС НОО и адресован обучающимся 3  классов . Система заданий курса “ Юный математик” позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии, умений исследовательской работы, коммуникативных качеств, самостоятельности. Курс направлен и на формирование у учащихся интереса к познавательной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик" для 3 класса»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Г.В.Зимина» г.Калуги



















Рабочая программа внеурочной деятельности

«Юный математик»

для 3 класса

на 2020-2021 учебный год

























Калуга, 2020 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Юный математик»



Личностные результаты :

• развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

• развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

• воспитание чувства справедливости, ответственности;

• развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации.

Метапредметные результаты :

Регулятивные УУД:

• умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

• умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.

• умение принимать и сохранять учебную задачу;

• умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями;

• умение определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

Познавательные УУД:

• умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• умение использовать знаково-символические средства;

• умение формулировать собственное мнение и позицию.

• умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

• слушать и понимать речь других;

• пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

• выразительно читать и пересказывать текст;

• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Предметные результаты :

• решение разных видов задач; воспроизведение способа решения задачи; выбор наиболее эффективных способов решения;

• решение задач в 2-3 действия ;

• находить периметр и площадь прямоугольника(квадрата)с помощью соответствующих формул;

  • узнавать и называть объемные фигуры;

  • создавать объёмные фигуры из развёрток;

  • записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;

• поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации;

• решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность;

• умения складывать и вычитать в пределах 1000, таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;

• умение правильно выполнять арифметические действия;

• умение рассуждать логически грамотно;

• умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины);

• умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Универсальные учебные действия

• Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

• Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

• Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

• Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

• Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

• Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

• Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения.

• Использовать критерии для обоснования своего суждения.

• Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

• Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Занятия включают групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Содержание курса включает в себя разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленные на развитие математических способностей учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Дает возможность учащимся работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности и при самостоятельной работе. Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.

  1. Исторические сведения о математике (3 ч)



Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций. Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.

2. Числа. Арифметические действия. (12 ч.)

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Составление и сравнение числовых выражений; упорядочивание чисел и числовых выражений по заданному правилу; классификация чисел и числовых выражений по разным основаниям; числовые цепочки и «Круговые примеры»; числовые головоломки, лабиринты, ребусы, задания «Расшифруй», «Магические квадраты», «Занимательные рамки». Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку и др.). Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Математические игры, эстафета. Числа от 1до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.Числа-великаны (миллион и др.).Числовой палиндром:число,которое читается одинаково слева направо и справа налево.

3.Мир занимательных задач.(11ч))

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Занимательные задачи в стихах. Задачи- смекалки .

4.Геометрическая мозаика.(4ч.)

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида. Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

5. Олимпиады. (1ч)

6.Проект.(3ч)



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»

Разделы, темы

Кол-во часов

1

1. Исторические сведения о математике

2

Числа. Арифметические действия

12ч

3

Мир занимательных задач

11ч

4

Геометрическая мозаика

5

Олимпиады

6

Проектная деятельность

Итого:


34ч























КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»



№ п/п

Разделы, темы

Содержание занятия,

формы организации

Кол-во ча-сов

Виды и средства контроля

Характеристика основных видов деятельности

Дата проведе-

ния


1

Когда родилась математиа, и что явилось причиной ее возникновения? Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи


Зарубки на палках.Арабские числа и египетские. Развитие творческих способностей, интереса к математике.

1

Игровая деятельность

Ориентироваться в системе знаний, определять и формулировать цель своей деятельности.






2

Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры. Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.

Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры. Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.

1

Коллективная, игровая деятельность

Анализировать, сравнивать, группи -ровать, устанавливать причинно-следственные связи


3

Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи

Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи

1

Коллективная, игровая деятельность

Анализировать, сравнивать, группи -ровать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.



4

Математические пирамиды: «Сложение и

вычитание в пределах 100»

Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид. .



1

Коллективная, игровая деятельность

Анализировать, сравнивать, группи -ровать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.


5

Числовые головоломки.

Числовые головоломки .Решение и составление ребусов, содержащих числа. Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.
Числовые ряды.

1

Практическая деятельность


Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.


6


Магические квадраты, судоку, занимательные рамки, ребусы.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Математические игры, эстафета.

Решение задач повышенной трудности.

1

Коллективная Практическая деятельность

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на занятии.


Анализировать, сравнивать, группи -ровать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.


7

Математическая эстафета.

Занимательные задания с римскими цифрами.

Соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Составление и сравнение числовых выражений; упорядочивание чисел и числовых выражений по заданному правилу; классификация чисел и числовых выражений по разным основаниям и т.д.

1

Коллективная, игровая деятельность

Развивать умения применять полученные знания в новых нестандартных задачах.


8

Игра «Крестики-нолики».

Развитие правильной

математической речи, умений работать в группе.

1

Игровая деятельность

Развивать умения применять полученные знания в новых нестандартных задачах. Развивать умение работать в группе.


9

Математические игры. Занимательные задания с римскими цифрами.

Занимательные задания с римскими цифрами. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

1

Коллективная, игровая деятельность

Анализировать, сравнивать, группи -ровать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.








10

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100» «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки

с зонтиками» (по выбору учащихся).

1

Практическая деятельность

Развивать умения применять полученные знания в новых нестандартных задачах.


11-13

Числа от 1до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.


3

Практическая деятельность, игровая деятельность

Анализировать, сравнивать, группи -ровать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.


14-15

Числа-великаны (миллион и др.).Числовой палиндром:число,которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Практическая деятельность

Занимательные задания

2

Практическая деятельность

Занимательные задания

Развивать умения применять полученные знания в новых нестандартных задачах


16

Геометрия вокруг нас. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Геометрические упражнения.

1

Тренинг, игровая деятельность

Развивать пространственное мышление и воображение.


17

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки..

Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида.

Загадки о геометрических инструментах. Практическая работа

1

Тренинг, игровая деятельность

Развивать пространственное мышление и воображение. Владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.






Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


18

Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации.

Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации.

1

Тренинг, игровая, практическая деятельность,


Развивать пространственное мышление и воображение. Владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.


19

Геометрический калейдоскоп

Решение задач с геометрическим содержанием.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. Поиск нескольких возможных вариантов решения

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции.

1

Практическая деятельность

Развивать пространственное мышление и воображение. Владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других .

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


20-21

Секреты задач

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. . Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Развитие логического мышления, умения решать текстовые задачи.

2

Практическая деятельность

Анализировать задачи, устанавливать зависимости . Формировать умения объяснять выбор верного решения задания.

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Находить и выбирать способ решения.

Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами. Решать задачи творческого и поискового характера.


22-23

Секреты задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Обратные задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Развитие логического мышления, умения решать задачи.

2

Практическая деятельность

Анализировать задачи, устанавливать зависимости между.

Формировать умения объяснять выбор верного решения задания. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Находить и выбирать способ решения.

Формировать умения объяснять выбор верного решения задания.



24

Решение задач

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Развитие логического мышления, умения решать задачи.

1

Практическая деятельность

Решать задачи творческого и поискового характера. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. Формировать умения объяснять выбор верного решения задания.


25

Старинные задачи

Развитие логического мышления, умения решать старинные задачи.

1

Практическая деятельность

Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.


26-27

Логические задачи

Развитие логического мышления, умения решать логические задачи.

2

Практическая деятельность

Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.


28-29

Задачи на переливание

Развитие логического мышления, умения решать задачи на переливание.

2

Практическая деятельность

Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.


30

Решение задач

Развитие логического мышления, умения решать нестандартные, занимательные задачи ,задачи в стихах.

1

Практическая деятельность

Анализировать, сравнивать, группи -ровать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Формировать умения объяснять выбор верного решения задания.


31

Проект №1

Составление задач и заданий аналогичных рассмотренным.(Работа в группах).

1

Практическая деятельность, проверка оформления результатов деятельности

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Развивать умение работать в группе.


32

Олимпиада

Решение заданий повышенной трудности.


1

Итоговая диагностика

Развивать умения применять полученные знания в новых нестандартных задачах.

Прогнозировать результат вычисления. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма.



33-34

В царстве смекалки. Проект №2.

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

2

Практическая деятельность, проверка оформления результатов деятельности. Защита проектов.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Мыслить оригинально и самостоятельно решать творческие задачи. Развивать умение работать в группе.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя