СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности Юнармия

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности Юнармия

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности Юнармия»


Приложение

к ООП ООО

МБОУ СШ №6










Рабочая программа курса внеурочной деятельности

Направление программы: Гражданско-патриотическое

Название программы: «Юнармия»

Класс: 7

Срок реализации программы: 1 год























  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юнармия» для учащихся 7-х классов, разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;

  5. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 января 2016 года № 01/476-16-24 «О внедрении санитарных норм и правил»;

  6. Профессиональный стандарт педагога. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н

  7. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев (и др.) – М., Федеральный институт развития образования;

  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

  10. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

  11. Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» от 28.05.2016 г.

  12. Положение о региональных отделениях, местных отделениях Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», утвержденное решением Главного штаба ВВПОД «Юнармия», протокол № 4 от 26.01.2017 г.


Актуальность программы курса внеурочной деятельности «Юнармия» заключается в необходимости реализации основной цели ВВПОД «Юнармия» - развитие и поддержка инициативы в освоении истории отечественного воинского искусства, вооружения и воинских традиций, освоения воинских профессий, подготовки обучающихся к службе в рядах вооруженных сил.

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.

Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.


Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

Цель программы: развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, высокой ответственности и дисциплинированности.

Задачи программы:

  • приобщать к боевым и трудовым традициям российской и советской армии, разъяснять истоки героизма и самоотверженности российского народа;

  • помочь интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.

  • воспитывать гордость за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им;

  • учить применять полученные знания на практике

  • создавать условия для физического, психического, нравственного развития учащихся;

  • прививать навыки здорового образа жизни;

  • воспитывать дисциплинированность, добросовестность отношения к порученному делу при выполнении тренировочных заданий.

Решение вышеназванных задач основано на проведении регулярных практических и теоретических занятий по дисциплинам физическая подготовка, туризм, ориентирование, ПДД, ПМП, военно-историческая викторина, фигурное вождение велосипеда, боевое пожарное развёртывание, спасание утопающего, туризм и различные конкурсы.

Занятия по данной программе комплексные – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: объяснение, беседы, проекты, презентации, игры, викторины, практические занятия.

Место внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юнармия» для учащихся 7-х классов рассчитана на 34 часа учебного времени, в МБОУ СШ № 6 г. Выкса на 2022– 2023 учебный год, на данный курс предусмотрено 1 час в неделю.

Формы организации внеурочной деятельности: Теоретические и практические занятия физкульткрно-спортивной и военно-патриотической направленности, курса основ безопасности жизнедеятельности и истории;

Формы контроля:
  1. Опрос, беседа, зачет
  2. Зачетные нормативы по физической и огневой подготовке
  3. Участие в спортивных и военно-патриотических мероприятиях
Форма проведения промежуточной аттестации: Сдача контрольных нормативов.


  1. Содержание курса внеурочной деятельности


Программа состоит из 8 разделов: "Никто не забыт, ничто не забыто"; строевая подготовка ; юный спасатель ; дорожная грамота; виды вооружений; основы выживания в сложных условиях; опасная зона; зачет личный и командный зачет по курсу «Патриот».

При реализации данной программы основываюсь на базовые знания обучающихся, полученные на уроках ОБЖ и физической культуры. Реализация данной программы позволяет подготовить подростков к военной службе в соответствии с требованиями Федеральных законов «Об образовании» и «О воинской обязанности и военной службе».


Вводное занятие. Знакомство с основными разделами программы. Правила безопасного поведения на занятиях.

Раздел 1. "Никто не забыт, ничто не забыто"

Теория: Воинская слава России. Армия и флот России XX века. Виды и рода войск ВС РФ. Вооружение Российской армии на современном этапе. Ракетные войска. Сухопутные войска. Военно-воздушные силы. Военно-морской флот. Пограничные войска. Внутренние войска. Роль и место традиций и ритуалов в жизнедеятельности воинских коллективов. Система воинских традиций и ритуалов. Боевое знамя воинской части. История военной присяги и порядок ее принятия. Флаг. Герб. Гимн. Геральдика. Знаки отличия. Полководцы XX века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский, Антонов, Конев. Создание новых видов и родов вооруженных сил. Герои Советского Союза. Военачальники. Героизм женщин.

Практика:

Практическое занятие: викторина «Государственная символика».

Практическое занятие: викторина «Защитники отечества».

Раздел 2. Строевая подготовка

Теория: Основные команды командира отделения при его построении и техника их выполнения.

Элементы. Виды. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю. Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!». Повороты «Налево!», «Направо!», «Кругом!». Строевой шаг. Походный шаг. Построение в шеренгу, колонну. Перестроения. Движение в колонне в обход, по кругу. Движение в колонну по одному, по два, по три. Строевая стойка. Выход из строя и возвращение в строй, ответ на приветствие. Отдание воинской чести в движении. Отработка последовательности подаваемых команд при проведении строевого смотра на соревнованиях «Зарница»

Практика: Подготовка к зачету по строевой подготовке.



Раздел 3. Юный спасатель

Теория: Алгоритм оказания первой помощи при травмах верхних и нижних конечностей (ссадина, ушиб, ожог). Обработка ран, наложение повязок. Виды ранений. Обработка ран. Виды и правила наложения повязок на раны. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений. Правила наложения жгута. Вывихи, растяжения, разрывы связок. Переломы конечностей. Оказание первой помощи. Правила наложения шин.

Практика:

Практические занятия: наложение повязок на различные части тела, наложение жгута.

Практические занятия: наложение шин при различных переломах.

Практические занятия: простейшие способы транспортировки пострадавших с различными травмами.



Раздел 4. Дорожная грамота

Теория: Правила дорожного движения для основных участников дорожного движения. Изучение правил дорожного движения, работа с тестами, разбор ситуаций на дороге. Изучение знаков дорожного движения, работа с тестами, разбор ситуаций на дороге. Изучение правил дорожного движения для велосипедистов, тренировка навыков безопасного поведения на дороге, фигурное вождение велосипеда.

Практика:

Практическое занятие: отработка фигурного вождения на велосипеде.

Раздел 5. Виды вооружений

Теория: Примитивное оружие. Средневековое оружие. Оружие современности. Оружие массового поражения. Холодное, огнестрельное, метательное. Стрельба из положения стоя и из положения лежа с упором. Устройство, назначение, тактико-технические характеристики.

Практика:

Практические занятия: Кроссворд «Виды оружия».

Практические занятия: сборка и разборка автомата на время, стрельба из положения стоя и из положения лежа.

Раздел 6. Основы выживания в сложных условиях

Теория: Карты и схемы. Правила работы с картой. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Ориентирование с помощью компаса и карты. Ориентирование с картой без компаса. Погрешности в ориентировании. Определение азимута и отработка навыков по азимуту. Сопоставление способов ориентирования. Назначение привалов, их периодичность и продолжительность. Личное и групповое снаряжение. Ночлег в полевых условиях: выбор места, распределение обязанностей при устройстве бивака. Меры безопасности при ночлегах в полевых условиях. Охрана природы в месте ночлегов. Виды узлов. Узлы для связывания верёвок одинакового и разного диаметров. Узлы для закрепления концов верёвок. Специальные узлы.

Практика:

Практическое занятие: чтение карты и определение своего местонахождения на карте.

Поиск контрольных пунктов на местности.

Практические занятия: отработка приёмов вязания различных узлов.

Раздел 7. Опасная зона

Теория: Преодоление зоны заражения. Устройство противогаза, правила его надевания, отработка нормативов по времени надевания, техника преодоления зон заражения. Преодоление в нем зоны заражения. Устройство ОЗК, правила его надевания, отработка нормативов по времени надевания,

техника преодоления зон заражения.



Раздел 8. Зачет личный и командный зачет (Промежуточная аттестация).


Выполнение дисциплин с оценкой уровня индивидуальной и коллективной подготовки

Практические занятия: бег на дистанции 100 и 1500 м, отжимание от пола, подтягивание на перекладине, подъём туловища из положения «лёжа».

Спортивные игры, упражнения для развития ловкости, силы, выносливости.

Итоговое занятие. Подведение итогов года, итоговое тестирование.



3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности



  1. Личностные:
  • Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему

народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция.

  • Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

  • Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; сформированная коммуникативная компетенция.

  • Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

  • Понимание и осознание взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека.

  • Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье.

  • Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье.

  • Представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

  • Потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни.


  1. Метапредметные:

Регулятивные:

  • Умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;

  • Умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях и смотрах);

  • Формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;

  • Демонстрация приемов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.

Познавательные:

  • Умение осознавать свое место в военно-патриотических акциях;

  • навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных конструкторов и действий полководцев;

  • Анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;

  • Умение самостоятельно находить требуемую информацию, устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями;

  • Критическое оценивание содержания и форм современных внутригосударственных и международных событий;

  • Овладение культурой активного использования печатных изданий и интернет ресурсами.

Коммуникативные

  • Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в отряде;

  • Приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;

  • Умение находить общее решение и разрешать конфликты

  1. Предметные:

Обучающиеся научатся:

  • Использовать элементарные теоретические знания по истории техники и вооружения;

  • Применять основы строевой подготовки и дисциплины строя;

  • Отличать истинные намерения своего государства и западных держав от того, что предлагают современные СМИ.

Обучающиеся получат возможность научиться:


  • Правильно применять и использовать приемы владения стрелковым оружием;

  • Владеть навыками управления строем;

  • Готовить и проводить военно-патриотические мероприятия;

  • Участвовать в соревнованиях и смотрах-конкурсах по военно-патриотической тематике разного уровня.




4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности






Дата

Тема занятия

Количество

Вид

занятия

часов

деятельности


тео

прак



рия

ктика


1. "Никто не забыт, ничто не забыто" 5 часов

1.


Вводное занятие. Знакомство с основными разделами программы.

Правила безопасного поведения на занятиях.



1




Учебно-познавательная

Аналитическая

Анализировать уровень значимости















2.


Виды вооруженных сил



1



-

Армия России на современном этапе. Виды и рода войск ВС РФ.

Вооружение Российской армии на современном этапе. Ракетные войска. Сухопутные войска. Военно- воздушные силы. Военно-морской

флот. Пограничные войска. Внутренние войска.



3.




Символы воинской чести







.



0,5



0,5

Сила воинских традиций. Роль и место традиций и ритуалов в

жизнедеятельности воинских коллективов. Система воинских традиций и ритуалов.

Боевое знамя воинской части. История военной присяги и порядок ее принятия. Флаг. Герб. Гимн.

Геральдика. Знаки отличия.

Практическое занятие: викторина

«Государственная символика».

4.


Полководцы и герои России



0,5



0,5

Полководцы XX века. Создание новых видов и родов вооруженных сил. Герои Советского Союза.

Военачальники. Героизм женщин.

Практическое занятие: викторина

«Защитники отечества».









5.



Викторины по истории Отечества



1



-

Учебно-познавательная

Знакомство с перечнем вопросов викторины.

Аналитическая

Выявление вопросов, требующих дополнительного поиска

информации и проработки Практическая

Поиск и изучение информации по

данным вопросам.

2. Строевая подготовка - 12 часов

6.


Основные команды

1

3

Учебно-познавательная

командира

Знакомство с техникой выполнения

отделения при его

строевых приемов

построении и

Аналитическая

техника их

Анализ возможных ошибок в

выполнения.

технике выполнения строевых


приемов


Практическая


Отработка навыков строевых


приемов

7.


Движение походным

-

3

Учебно-познавательная

и строевым шагом. Учёт

силовых качеств: подтягивание.

Подвижные игры с бегом.




Знакомство с техникой выполнения


строевых приемов


Аналитическая


Анализ возможных ошибок в


технике выполнения строевых


приемов


Практическая


Отработка навыков строевых


приемов

8.


Выполнение

-

1

Учебно-познавательная

воинского

Знакомство с техникой выполнения

приветствия и песни в строю



строевых приемов

в движении.

Аналитическая








Анализ возможных ошибок в

Приемов. Практическая Отработка

навыков строевых приемов.

9.


Воинская честь. Строевые приемы.



1



1

Учебно-познавательная

Знакомство с конкурсной программой выполнения по строевой подготовке.

Обсуждение рекомендаций по слаженности выполнения строевых приемов по конкурсной программе Аналитическая

Анализ допущенных ошибок и способов коррекции недостатков Практическая

Тренировка конкурсной программы строевой подготовки



10-11.




Строевой смотр






2



Учебно-познавательная Обсуждение рекомендаций по

слаженности выполнения строевых приемов по конкурсной программе Аналитическая

Анализ допущенных ошибок и способов коррекции недостатков Практическая. Выполнение конкурсной программы

строевой подготовки

3. Юный спасатель – 11 часов

12.


Оказание первой помощи

пострадавшим

1

1

Учебно-познавательная Знакомство с общей характеристикой травм,

алгоритмами действий в ситуации, средствами оказания первой помощи

Освоение правил оказания первой помощи в ситуации Аналитическая

Анализ возможных последствий различных повреждений и травм Практическая.Отработка алгоритмов оказания первой помощи.



13.




Ранения и кровотечения



1



1

Виды ранений. Обработка ран. Виды и правила наложения повязок на раны. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений. Правила наложения жгута.

Практические занятия: наложение повязок на различные части тела,

наложение жгута.

14-15.


Травмы опорно-

двигательного аппарата

2

2

Вывихи, растяжения, разрывы связок.

Переломы конечностей. Оказание








первой помощи. Правила наложения шин.

Практические занятия: наложение шин при различных переломах.



16.


Способы транспортировки пострадавших



1



2

Практические занятия: простейшие способы транспортировки

пострадавших с различными травмами.

4. Дорожная грамота - 8 часов




17.


Правила дорожного

движения для основных участников дорожного движения



1



2

Учебно-познавательная Изучение правил дорожного

движения, причин ДТП, освоение правил поведения на дороге.

Аналитическая

Анализ последствий опасных ситуаций на дороге, причин их возникновения

Практическая

Тренировка навыков моделирования ситуации и выработки алгоритма

безопасного поведения на дороге



18.




Знаки дорожного движения



1



1

Учебно-познавательная. Изучение знаков дорожного движения, причин ДТП, освоение правил поведения на дороге. Аналитическая . Анализ последствий опасных

ситуаций на дороге, причин их возникновения

Практическая. Тренировка навыков моделирования ситуации и выработки алгоритма безопасного поведения на

дороге






19-20.






Велосипедист на дороге




1





2

Учебно-познавательная Изучение правил дорожного

движения, причин ДТП, освоение правил поведения на дороге.

Аналитическая

Анализ последствий опасных ситуаций на дороге, причин их возникновения

Практическая. Тренировка навыков моделирования ситуации и выработки алгоритма безопасного поведения на дороге, фигурное вождение велосипеда(прохождение трассы на








соревнованиях «Зарница»)

5. Виды вооружений (13 часа)



21.




Виды вооружения Российской армии.



1



1

Холодное, огнестрельное, метательное.

Практические занятия: работа по карточке «Классификация оружия Российской армии».



22-23.


Пневматическая винтовка. Стрельба из положения стоя и из положения лежа с упором



1



3

Учебно-познавательная

Знакомство и освоение устройства пневматической винтовки, техникой безопасной и эффективной работы с ней

Аналитическая.

Анализ возможных последствий при нарушении правил безопасного поведения на полигоне.

Корректировка стрельбы по результату пристрелочных выстрелов.



24-25.


Автомат Калашникова. Сборка-разборка Автомата



1



3



Учебно-познавательная

Знакомство с устройством автомата и особенностями сборки-разборки АК-74 и АК-103.

Аналитическая.

Анализ возможных последствий при нарушении правил безопасности при сборке- разборке автомата.

Практическая. Отработка нормативов по сборке- разборке автомата





26.





Поражение цели учебной гранатой.




1




2

Учебно-познавательная

Знакомство усвоения устройства учебной гранаты и техникой выполнения броска Аналитическая

Анализ возможных последствий при нарушении правил безопасного поведения на полигоне.

Анализ ошибок в технике выполнения броска гранаты Практическая

Тренировка поражения горизонтальной цели гранатой

6. Основы выживания в сложных условиях (12 часа)

27.


Основы ориентирования

2

3

Карты и схемы. Правила работы с





на местности.



картой. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Ориентирование с помощью компаса и карты. Ориентирование с картой без компаса. Погрешности в ориентировании. Определение азимута и отработка навыков по азимуту. Сопоставление способов ориентирования.

Практическое занятие: чтение карты и определение своего

местонахождения на карте. Поиск контрольных пунктов на местности



28.




Привалы и ночлеги.



1



1

Назначение привалов, их периодичность и продолжительность. Личное и групповое снаряжение.

Ночлег в полевых условиях: выбор места, распределение обязанностей при устройстве бивака. Меры

безопасности при ночлегах в полевых условиях. Охрана природы в месте ночлегов.

Практическое занятие: установка палатки, оборудование бивака.

29-30.


Виды узлов. Способы переправы.



1



2



Виды узлов. Узлы для связывания верёвок одинакового и разного

диаметров. Узлы для закрепления концов верёвок. Специальные узлы. Практические занятия: отработка приёмов вязания различных узлов.



31-32.


Ориентирование на местности

-

2

Определение азимута. Практические занятия: отработка навыков движения по азимуту.

7. Опасная зона - 7 часа

33.


Правила надевания противогазов ГП-5, ГП-7. Преодоление зоны заражения

1

2

Учебно-познавательная

Знакомство и освоение устройства противогаза ГП-5, ГП-7 и правил одевания и снятия противогаза.

Усвоение понятия «зона заражения» и её преодоление.

Аналитическая

Анализ возможных последствий неправильной работы с








противогазом

Практическая. Отработка нормативов по времени надевания ГП-5, правильному снятию, уходу за противогазом, техники преодоления

зон заражения

34.


Правила надевания ОЗК. Преодоление в нем зоны заражения

1

2

Учебно-познавательная

Знакомство с ОЗК и правилами одевания и снятия Усвоение понятия

«зона заражения» и её преодоление. Аналитическая

Анализ возможных последствий неправильной работы с ОЗК Практическая

Отработка нормативов по времени надевания ОЗК, правильному

снятию. Уход за ОЗК, техника преодоления зон заражения

8. Зачет личный и командный зачет (1 час)

35.


Промежуточная аттестация.

Сдача контрольных нормативов


1

Учебно-познавательная Усвоить знания, полученные на курсе.

Аналитическая

Анализ ошибок, допущенных при проведении зачета, их причин и способах устранения.

Анализ индивидуального и командного роста по результатам освоения курса.

Практическая

Сдача зачета по всем тематическим линиям курса.


Список литературы



  1. Бачевский В.И. Дидактические аспекты повышения эффективности обучения учащихся по основам безопасности жизнедеятельности и военной службы. Н.Новгород, 2002.

  2. Общевоинские уставы вооруженных сил Российской Федерации.М.: Военное издательство, 1994

  3. Символы воинской славы / Н. А. Печень. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 320 с.

  4. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу « Государственная символика»: Гимн. Герб.Флаг._ М.: ВАКО, 2005, -192 с.

  5. Пудовина Е.И. Государственные праздники Российской Федерации: Методическое пособие._ М.: Айрис-пресс, 2004.- 64 с. – (Методика)

  6. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам : сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр.-изд. 2-е, испр../ авт.-сост. М.В.Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2006.- 280 с.

  7. Е. Н Булатов, Д.А.Аристархов, Н. В. Таланов, В. С. Ильина. Во имя жизни. Ратные и трудовые подвиги жителей Советского района в годы войны. 1941 – 1945 гг.-Нижний Новгород, 2005.- 305 с. – 60 лет Победы.

  8. Петров С.В. Действия при дорожно- транспортных происшествиях: Практ. Пособие. _М.: Изд- во НЦ ЭНАС, 2005.

  9. Петров С.В., Бубнов В.Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практ. Пособие. _М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

  10. Крюкова М.А., Никитина Т.И., Сергеева Ю.С. экстренная психологическая помощь: Практ. Пособие. _М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.

  11. Кузнецов М.И., Латчук В.Н., Мишин Б.И. Личная безопасность школьника: Практ. Пособие.

_М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

  1. Р. М. Янгсон. Мини- энциклопедия. Первая помощь. ООО « Издательство Астрель», 2002.

  2. Иткин Э.С. Дни воинской славы России. Книга 2:учебно-методическое пособие.-Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования,2010.-472с.

  3. П.А Курцев «Медико-санитарная подготовка учащихся» Москва; Просвещение 1988г -112с

  4. А.П. Пашкович «Дни воинской славы в России» г.Москва «Глобус»

  5. Г.Н.Кириллова «Безопасность и защита населения чрезвычайной ситуациях» г.Москва

«Издательство НЦ ЭНАС» 2003г,

  1. http://pandia.ru/text/79/186/8766.php

  2. Общевоинские уставы ВС РФ. – М.: Военное издательство, 1994. - 157с.

  3. Бачевский В.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для преподавателей. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. - 262 с.

  4. Бачевский В.И. Подготовка граждан к военной службе. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004.

  5. Виснев В.А. Основы подготовки к военной службе. Методическое пособие.

– М.: Просвещение, 2002г.

  1. Выдрин С.А. Нижегородская школа безопасности – Зарница. Методическое пособие. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. - 100 с.

  2. Конституция Российской Федерации.

  3. Конвенция о правах ребенка.

  4. Наставление по физической подготовке. – М.: Военное издательство, 1987.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!