СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности ИЗО

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности ИЗО»

Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы:

- Закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010.№1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года);

- Примерные программы по учебным предметам «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.;

- авторской программы «Академия художников» (изобразительное искусство и дизайн) Н.А. Фроловой, типовых программ по изобразительному искусству, внеурочной деятельности.

- Учебного плана МБОУ г. Мурманска СОШ № 56 2021-2022 учебный год.

- Авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» автор: Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: – М.:Просвещение, 2017;

- Настоящего положения. В соответствии с учебным планом школы на 2021-2022 уч.год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).


Учебно-методический комплекс

Изобразительное искусство 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Н.А. Горяева О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского – 8-е изд. М.: Просвещение, 2017г./


Цели и задачи учебного предмета

Цель программы: формирование художественной культуры учащихся, развитие художественного мышления, способности к творческой деятельности. Программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, планируемые результаты, содержание курса, тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение.

Задачами курса являются:

-формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

-освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

-развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

-формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, этической и личностно-значимой ценности;

-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;

-развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

-овладение средствами художественного изображения;

-овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно прикладного искусства. Изображения в зрелищных  экранных искусствах. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.



Планируемые результаты освоения учебного предмета изобразительное искусство


Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство » должны отражать (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования").


Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования являются следующие универсальные учебные умения (УУД):

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия декоративно-прикладного творчества народов России и мира;

  • формирование мотивации к обучению;

  • развитие личностной рефлексии, толерантности;

– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

– развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;;

– принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство» должны отражать:

– формирование основ декоративно-прикладного творчества как части общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, художественного вкуса и творческого воображения;

– освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах;

– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве;

– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах декоративно-прикладного искусства (художественная роспись, народная игрушка, изонить и т.п.) и дизайна.

– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках,

– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, анализа произведений искусства.

Метапредметными результатами являются следующие универсальные учебные умения (УУД):

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством художественных знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.


Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие: работать в парах, выполнять коллективную работу;

- добывать недостающую информацию с помощью вопросов.


Ученик научится:

- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;

- об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции.

Ученик получит возможность научиться:

- передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;

- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;

- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;

- передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;

- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;


Содержание учебного предмета

Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству в 5 классе основывается на принципах коллективности, патриотической направленности, проектной деятельности, диалога культур, поддержки самоопределения обучающегося.

Основная идея программы внеурочной деятельности учащихся в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом на развитие специальных предметных способностей художественного творчества. Именно поэтому внеурочная деятельность в сфере художественного творчества строится вокруг синтетических видов художественного творчества и изобразительных видах искусства.

Синтетические виды художественного творчества – любительский театр, видео-творчество, фотография, дизайн и т.п. – позволяют вывести подростка на проблему управления социокультурным пространством своего существования за счет таких инструментов как философия и технология дизайна. Изобразительные виды искусства позволяют реализовать художественные идеи в различных проектах синтетических видов искусства.


Содержание учебного предмета

В учебном плане в 5 классе на внеурочную деятельность изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 36 часов.

Учащиеся знакомятся с искусством народных промыслов и историей их возникновения, различными видами декоративно-прикладного творчества как особой и необходимой формой духовной культуры общества.

Обучение в этом классе строится через познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.



Общая тема: Декоративно-прикладное искусство

Целостный курс внеурочной деятельности по изобразительному искусству в 5 классе делится на 8 разделов:

  1. раздел: Вводная часть.

  2. раздел: Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.

  3. раздел: Декор – человек, общество, время Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.

  4. раздел: Изображение растительного мира. Изображение животного мира.

  5. раздел: Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.

  6. раздел: Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.

  7. раздел: Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.

  8. раздел: Тематическое рисование. Подготовка к конкурсам рисунков.



























Тема раздела


Содержание


Кол-во часов


1

Вводная часть

Вводный инструктаж по ОТ. Введение в программу внеурочной деятельности.

1

Источники наших знаний об изобразительном искусстве.

1

2

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.

Знакомство с графическими материалами для уроков изобразительного искусства.

1

Выразительность линейного рисунка

1

Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. Изображаем силуэт дерева.

1

Изображать можно в объёме. Свет и тень.

1

3

Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.

Первичные цвета. Цветовая гамма.

1

Теплые и холодные цвета. «Времена года».

1

Глухие и звонкие цвета. «Мажор и минор».

1

Красоту нужно уметь замечать.

1

Рисуем дерево штампованием.

1

4

Изображение растительного мира. Изображение животного мира.

В гостях у зимы.

1

Графическое изображение деревьев .

1

Красивые рыбы.

1

В Новогоднем лесу.

1

5

Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.


Узор из кругов и треугольников.

1

Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек.

1

Праздничные краски узоров дымковской игрушки.

1

Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика.

1

Башкирский орнамент.

1

Узор из кругов и треугольников.

1

6

Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.

Сказка в декоративном искусстве.

1

Искусство «Агидели».

1

Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись.

1

Рисование кистью элементов городецкого растительного узора.

1

Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки «Синее чудо».

1

Жостовская роспись «Букеты цветов на подносе».

1

7

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт


Выдающиеся русские художники.

1

Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов.

1

Городские и сельские стройки

1


Изображение фигуры человека в движении


1

Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко.


1

Натюрморт из геометрических тел.

1

8

Тематическое рисование. Подготовка к конкурсам рисунков.

«Этот День Победы». Поиск и выбор композиции.

Рисунок в цвете.


1




Итого:

34










Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела программы

Часы

Тема урока

Дата

Коррекция

По плану

По факту




Вводная часть.

2 ч.



.



1

1ч.

Вводный инструктаж по ОТ. Введение в программу внеурочной деятельности.

1 нед. сент.



2

1ч.

Источники наших знаний об изобразительном искусстве.

2 нед. - сент.




Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.

5 ч.






3

1ч.

Знакомство с графическими материалами для уроков изобразительного искусства.

3 нед-сент.




4

1ч.

Выразительность линейного рисунка

4 нед сент.



5

1ч.

Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. Изображаем силуэт дерева.

1 нед. окт.



6

1ч.

Изображать можно в объёме. Свет и тень.

2 нед. окт.




Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.

4 ч.





7

1ч.

Первичные цвета. Цветовая гамма.

3 нед. окт.



8

1ч.

Теплые и холодные цвета. «Времена года».

4 нед. окт.



9

1ч.

Глухие и звонкие цвета. «Мажор и минор».

2 нед. нояб.



10

1ч.

Красоту нужно уметь замечать.


3 нед. нояб.



11

1ч.

Рисуем дерево штампованием.

4 нед. нояб.





Изображение растительного мира. Изображение животного мира.

4 ч.





12

1ч.


В гостях у зимы.

1 нед. дек.



13

1ч.

Графическое изображение деревьев .

2 нед. дек.




14

1ч.

Красивые рыбы.

3 нед. дек.




15

1ч.

В Новогоднем лесу.

4 нед. дек.







Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.


5 ч.





16

1ч.

Узор из кругов и треугольников.

3 нед. янв.




17

1ч.

Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек.

4 нед. янв.



18

1ч.

Праздничные краски узоров дымковской игрушки.

5 нед. янв.




19

1ч.

Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика.

1 нед. фев.



20


1ч.

Башкирский орнамент.

2 нед. фев.




Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.


6ч.






21


1ч.

Сказка в декоративном искусстве.

3 нед. фев.



22


1ч.



Искусство «Агидели».

4 нед. фев.



23


1ч.

Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись.

1 нед. март



24

1ч.

Рисование кистью элементов городецкого растительного узора.

2 нед. март



25

1ч.

Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки «Синее чудо».

3 нед. март



26

1ч.

Жостовская роспись «Букеты цветов на подносе».

1 нед. апр.




Жанры

изобразительного

искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.


6ч.





27

1ч.

Выдающиеся русские художники.

2 нед. апр.



28

1ч.

Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов.

2 нед. апр.



29

1ч.


Городские и сельские стройки

3 нед. апр.



30


1ч.

Изображение фигуры человека в движении

4 нед. апр.



31


1ч.

Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко.

1 нед. май



32

1ч.


Натюрморт из геометрических тел.

2 нед. май




Тематическое рисование



3 ч.






33


1ч.

«Этот День Победы». Поиск и выбор композиции. Рисунок в карандаше.


3 нед. май



34

1ч.

«Этот День Победы». Рисунок в цвете

4 нед. май




34ч.









Учебно-методическое обеспечение

Программа по курсу внеурочной деятельности «Изобразительное искусство»:

- Авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» автор: Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: – М.:Просвещение, 2017

Для учащихся:

  1. Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2013.- 123 с.

  2. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2013. – 124 с.

  3. Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2011. – 122 с.

  4. Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2012. – 123 с.

  5. Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 37 с.



Интернет-ресурсы:

  1. http:www.viku.rdf.ru.

  2. http:www.rusedu.ru.

  3. http://school-collection.edu.ru/

  4. www.center.fio.ru

  5. http://www.maro.newmail.ru

  6. http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html

  7. http://www.int-edu.ni




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!