Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы:
- Закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010.№1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года);
- Примерные программы по учебным предметам «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.;
- авторской программы «Академия художников» (изобразительное искусство и дизайн) Н.А. Фроловой, типовых программ по изобразительному искусству, внеурочной деятельности.
- Учебного плана МБОУ г. Мурманска СОШ № 56 2021-2022 учебный год.
- Авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» автор: Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: – М.:Просвещение, 2017;
- Настоящего положения. В соответствии с учебным планом школы на 2021-2022 уч.год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Учебно-методический комплекс
Изобразительное искусство 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Н.А. Горяева О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского – 8-е изд. М.: Просвещение, 2017г./
Цели и задачи учебного предмета
Цель программы: формирование художественной культуры учащихся, развитие художественного мышления, способности к творческой деятельности. Программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, планируемые результаты, содержание курса, тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение.
Задачами курса являются:
-формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
-освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
-развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
-формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, этической и личностно-значимой ценности;
-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
-развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
-овладение средствами художественного изображения;
-овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно прикладного искусства. Изображения в зрелищных экранных искусствах. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Планируемые результаты освоения учебного предмета изобразительное искусство
Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство » должны отражать (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования").
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования являются следующие универсальные учебные умения (УУД):
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия декоративно-прикладного творчества народов России и мира;
формирование мотивации к обучению;
развитие личностной рефлексии, толерантности;
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
– развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;;
– принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство» должны отражать:
– формирование основ декоративно-прикладного творчества как части общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, художественного вкуса и творческого воображения;
– освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах;
– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве;
– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах декоративно-прикладного искусства (художественная роспись, народная игрушка, изонить и т.п.) и дизайна.
– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках,
– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, анализа произведений искусства.
Метапредметными результатами являются следующие универсальные учебные умения (УУД):
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством художественных знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие: работать в парах, выполнять коллективную работу;
- добывать недостающую информацию с помощью вопросов.
Ученик научится:
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;
- об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции.
Ученик получит возможность научиться:
- передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;
- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;
- передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;
- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;
Содержание учебного предмета
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству в 5 классе основывается на принципах коллективности, патриотической направленности, проектной деятельности, диалога культур, поддержки самоопределения обучающегося.
Основная идея программы внеурочной деятельности учащихся в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом на развитие специальных предметных способностей художественного творчества. Именно поэтому внеурочная деятельность в сфере художественного творчества строится вокруг синтетических видов художественного творчества и изобразительных видах искусства.
Синтетические виды художественного творчества – любительский театр, видео-творчество, фотография, дизайн и т.п. – позволяют вывести подростка на проблему управления социокультурным пространством своего существования за счет таких инструментов как философия и технология дизайна. Изобразительные виды искусства позволяют реализовать художественные идеи в различных проектах синтетических видов искусства.
Содержание учебного предмета
В учебном плане в 5 классе на внеурочную деятельность изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 36 часов.
Учащиеся знакомятся с искусством народных промыслов и историей их возникновения, различными видами декоративно-прикладного творчества как особой и необходимой формой духовной культуры общества.
Обучение в этом классе строится через познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.
Общая тема: Декоративно-прикладное искусство
Целостный курс внеурочной деятельности по изобразительному искусству в 5 классе делится на 8 разделов:
раздел: Вводная часть.
раздел: Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.
раздел: Декор – человек, общество, время Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.
раздел: Изображение растительного мира. Изображение животного мира.
раздел: Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.
раздел: Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.
раздел: Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.
раздел: Тематическое рисование. Подготовка к конкурсам рисунков.
№ | Тема раздела | Содержание | Кол-во часов |
1 | Вводная часть | Вводный инструктаж по ОТ. Введение в программу внеурочной деятельности. | 1 |
Источники наших знаний об изобразительном искусстве. | 1 |
2 | Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. | Знакомство с графическими материалами для уроков изобразительного искусства. | 1 |
Выразительность линейного рисунка | 1 |
Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. Изображаем силуэт дерева. | 1 |
Изображать можно в объёме. Свет и тень. | 1 |
3 | Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. | Первичные цвета. Цветовая гамма. | 1 |
Теплые и холодные цвета. «Времена года». | 1 |
Глухие и звонкие цвета. «Мажор и минор». | 1 |
Красоту нужно уметь замечать. | 1 |
Рисуем дерево штампованием. | 1 |
4 | Изображение растительного мира. Изображение животного мира. | В гостях у зимы. | 1 |
Графическое изображение деревьев . | 1 |
Красивые рыбы. | 1 |
В Новогоднем лесу. | 1 |
5 | Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. | Узор из кругов и треугольников. | 1 |
Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек. | 1 |
Праздничные краски узоров дымковской игрушки. | 1 |
Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика. | 1 |
Башкирский орнамент. | 1 |
Узор из кругов и треугольников. | 1 |
6 | Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам. | Сказка в декоративном искусстве. | 1 |
Искусство «Агидели». | 1 |
Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись. | 1 |
Рисование кистью элементов городецкого растительного узора. | 1 |
Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки «Синее чудо». | 1 |
Жостовская роспись «Букеты цветов на подносе». | 1 |
7 | Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт | Выдающиеся русские художники. | 1 |
Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов. | 1 |
Городские и сельские стройки | 1 |
Изображение фигуры человека в движении | 1 |
Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко. | 1 |
Натюрморт из геометрических тел. | 1 |
8 | Тематическое рисование. Подготовка к конкурсам рисунков. | «Этот День Победы». Поиск и выбор композиции. Рисунок в цвете. | 1 |
| Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела программы | Часы | Тема урока | Дата | Коррекция |
По плану | По факту |
| Вводная часть. | 2 ч. | | . | | |
1 | 1ч. | Вводный инструктаж по ОТ. Введение в программу внеурочной деятельности. | 1 нед. сент. | | |
2 | 1ч. | Источники наших знаний об изобразительном искусстве. | 2 нед. - сент. | | |
| Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. | 5 ч. | | | | |
3 | 1ч. | Знакомство с графическими материалами для уроков изобразительного искусства. | 3 нед-сент. | | |
4 | 1ч. | Выразительность линейного рисунка | 4 нед сент. | | |
5 | 1ч. | Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. Изображаем силуэт дерева. | 1 нед. окт. | | |
6 | 1ч. | Изображать можно в объёме. Свет и тень. | 2 нед. окт. | | |
| Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. | 4 ч. | | | | |
7 | 1ч. | Первичные цвета. Цветовая гамма. | 3 нед. окт. | | |
8 | 1ч. | Теплые и холодные цвета. «Времена года». | 4 нед. окт. | | |
9 | 1ч. | Глухие и звонкие цвета. «Мажор и минор». | 2 нед. нояб. | | |
10 | 1ч. | Красоту нужно уметь замечать. | 3 нед. нояб. | | |
11 | 1ч. | Рисуем дерево штампованием. | 4 нед. нояб. | | |
| Изображение растительного мира. Изображение животного мира. | 4 ч. | | | | |
12 | 1ч. | В гостях у зимы. | 1 нед. дек. | | |
13 | 1ч. | Графическое изображение деревьев . | 2 нед. дек. | | |
14 | 1ч. | Красивые рыбы. | 3 нед. дек. | | |
15 | 1ч. | В Новогоднем лесу. | 4 нед. дек. | | |
| Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. | 5 ч. | | | | |
16 | 1ч. | Узор из кругов и треугольников. | 3 нед. янв. | | |
17 | 1ч. | Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек. | 4 нед. янв. | | |
18 | 1ч. | Праздничные краски узоров дымковской игрушки. | 5 нед. янв. | | |
19 | 1ч. | Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика. | 1 нед. фев. | | |
20 | 1ч. | Башкирский орнамент. | 2 нед. фев. | | |
| Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам. | 6ч. | | | | |
21 | 1ч. | Сказка в декоративном искусстве. | 3 нед. фев. | | |
22 | 1ч. | Искусство «Агидели». | 4 нед. фев. | | |
23 | 1ч. | Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись. | 1 нед. март | | |
24 | 1ч. | Рисование кистью элементов городецкого растительного узора. | 2 нед. март | | |
25 | 1ч. | Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки «Синее чудо». | 3 нед. март | | |
26 | 1ч. | Жостовская роспись «Букеты цветов на подносе». | 1 нед. апр. | | |
| Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт. | 6ч. | | | | |
27 | 1ч. | Выдающиеся русские художники. | 2 нед. апр. | | |
28 | 1ч. | Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов. | 2 нед. апр. | | |
29 | 1ч. | Городские и сельские стройки | 3 нед. апр. | | |
30 | 1ч. | Изображение фигуры человека в движении | 4 нед. апр. | | |
31 | 1ч. | Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко. | 1 нед. май | | |
32 | 1ч. | Натюрморт из геометрических тел. | 2 нед. май | | |
| Тематическое рисование | 3 ч. | | | | |
33 | 1ч. | «Этот День Победы». Поиск и выбор композиции. Рисунок в карандаше. | 3 нед. май | | |
34 | 1ч. | «Этот День Победы». Рисунок в цвете | 4 нед. май | | |
| 34ч. | | | | |
Учебно-методическое обеспечение
Программа по курсу внеурочной деятельности «Изобразительное искусство»:
- Авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» автор: Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: – М.:Просвещение, 2017
Для учащихся:
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2013.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2013. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2011. – 122 с.
Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2012. – 123 с.
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 37 с.
Интернет-ресурсы:
http:www.viku.rdf.ru.
http:www.rusedu.ru.
http://school-collection.edu.ru/
www.center.fio.ru
http://www.maro.newmail.ru
http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
http://www.int-edu.ni