СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно – эстетического направления

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно – творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

Задания направлены на основе языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно – прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного и материала) и бумажной пластики. Кроме того, предлагается творческая работа с природными материалами.

На занятиях вводятся игровые драматизации по изучаемой теме, и  широко прослеживаются взаимосвязь связи с музыкой, с литературой, природоведением, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого вводятся коллективные задания. Коллективное творчество учащихся применяется в оформлении праздников.

Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучению произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляются практической работой  учащихся.

В практической работе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения.

Постоянное личное участие учащихся в этих видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью.

Занятия построены в виде игры – путешествия по сказочным странам (в гости к краскам, к кисточкам, к палочкам и т.д.). Основная цель этих превращений в веселую игру занятий – научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.

Просмотр содержимого документа
«РП изо внеур. зан. Молчанова И.А.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА п. ХАРП





Рассмотрено «Утверждаю»

На заседании МС Директор МОУ «Харпская НОШ»

протокол № __________________

от «____»__________201_ года «____»____________201_ года



Рабочая программа

внеурочной деятельности

художественно – эстетического направления


«Палитра»


для учащихся 1-4 классов


Количество часов в неделю - 1


Составлена на основе Примерной программы внеурочной деятельности, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого по заказу Министерства образования и науки РФ; авторской программы В.А. Горского, А.А. Тимофеева, Д.В. Смирнова, - Москва, Просвещение,2010





Согласовано Разработала

Зам. директора по ВР Молчанова И.А.

_________ ____________. учитель изобразительного искусства «______» ________201_ г. высшей квалификационной категории








п. Харп


Рабочая программа внеурочной деятельности

художественно – эстетического направления


(для четырехлетней начальной школы)

Содержание:

  1. Пояснительная записка

  2. Таблица распределения количества часов по годам обучения

  3. Содержание тем учебного курса

  4. Планируемые результаты освоения программы

  5. Планируемые результаты реализации программы

  6. Инструментарий и техническое обеспечение



Пояснительная записка

Составлена на основе Примерной программы внеурочной деятельности, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого по заказу Министерства образования и науки РФ; авторской программы В.А. Горского, А.А. Тимофеева, Д.В. Смирнова, - Москва, Просвещение,2010.


Изобразительное искусство, как один из учебных предметов начальной общеобразовательной школы имеет важное значение обучении и воспитании учащихся.

Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявлять себя, творчески раскрываться в области различных видов искусств.

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобрази­тельному искусству; обогащение нравственного опыта, пред­ставлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусст­во;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприя­тию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • овладение элементарной художественной грамотой; фор­мирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятель­ности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

Учебные задачи:

- освоение детьми основных правил изображения;

- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

- развитие стремления к общению с искусством;

Воспитательные задачи:

- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

- развитие умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

Творческие задачи:

- умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи;

- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно – творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

Задания направлены на основе языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно – прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного и материала) и бумажной пластики. Кроме того, предлагается творческая работа с природными материалами.

На занятиях вводятся игровые драматизации по изучаемой теме, и широко прослеживаются взаимосвязь связи с музыкой, с литературой, природоведением, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого вводятся коллективные задания. Коллективное творчество учащихся применяется в оформлении праздников.

Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучению произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляются практической работой учащихся.

В практической работе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения.

Постоянное личное участие учащихся в этих видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью.

Занятия построены в виде игры – путешествия по сказочным странам (в гости к краскам, к кисточкам, к палочкам и т.д.). Основная цель этих превращений в веселую игру занятий – научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.

Обучение строится на следующих принципах:

- единство и постепенность погружения в мир искусства;

- сравнение на основе воспринятых впечатлений в жизни и в произведениях живописи;

-доступность и простота изучаемого.

Методы работы:

- беседа;

- пересказ;

- наблюдения;

- объяснение с демонстрацией;

- заочные путешествия;

- выставки творческих работ.

В учебном плане на изучение программы внеурочной деятельности «Мир – прекрасное творение» отводится 1 ч в неделю, всего 264 часов. Количество часов может изменяться от календарных дней.





Таблица распределения количества часов по годам обучения

п/п

Темы

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

1

Живопись

9

8

8

8

2

Графика

6

5

5

6

3

Скульптура

2

4

2

3

4

Аппликация

5

4

5

4

5

Бумажная пластика

5

7

3

5

6

Работа с природными материалами

2

2

2

2

7

Декоративно – прикладное искусство

7

5

9

5

8

Беседы

1

1

2

2

9

Организация и обслуживание выставки детских работ

Выставки детских работ после каждого занятия


Итого

36

36

36

36

Программа рассчитана на детей 7-11 лет (1 класс – 7-8 лет, 2 класс – 8-9 лет, 3 класс - 9-10 лет, 4 класс - 10-11 лет).

Конечная цель – формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.

Учебно - тематический план


1 год обучения


п/п


Темы

Всего часов

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

аудиторные

внеаудиторные

1

Живопись

10



Использовать свои наблю­дения за природными явлени­ями в художественно-творчес­кой деятельности.

Использовать различные художественные материалы и средства для создания выра­зительных образов природы.

Передавать характер при­родных явлений выразитель­ными средствами изобрази­тельного искусства (цвет, ли­ния, форма, объём).

Определять и характери­зовать эмоции, которые вы­зывают цвет в живописи, зву­ки в музыке, слова в стихах.

Образно воспринимать ис­кусство и окружающую действительность.

Находить ассоциации при­родных форм, предметов быта, состояний природы, про­изведений различных видов искусства и т. д.

Создавать простые художе­ственные изделия

Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин, бумага и др.).

Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета

Продумывать композицию рисунка, аппликации.

2

Графика

6

6


3

Скульптура

2

1

1

4

Аппликация

5

4

1

5

Бумажная пластика

5

5


6

Работа с природными материалами

2

2


7

Декоративно – прикладное искусство

7

6

1

8

Беседы

1

1


9

Организация и обслуживание выставки детских работ





Итого

36

33

3

2 год обучения

п/п

Темы

Всего часов

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

аудиторные

внеаудиторные

1

Живопись

8



Использовать свои наблю­дения за природными явлени­ями в художественно-творчес­кой деятельности.

Создавать простые художе­ственные изделия

Передавать характер при­родных явлений выразитель­ными средствами изобрази­тельного искусства (цвет, ли­ния, форма, объём).

Выражать собственное мне­ние при посещении художест­венных музеев и выставок.

Передавать характер при­родных явлений выразитель­ными средствами изобрази­тельного искусства (цвет, ли­ния, пятно, форма, объём, композиция).

Иметь представление о

различных видах и жанрах пластических искусств.

Выполнять композицию на обозначен­ные темы живописными средствами.

Сравнивать различные ви­ды и жанры изобразительного искусства (графика, живо­пись, декоративно-прикладное искусство).

Определять основные ви­ды и жанры пластических ис­кусств.

Использовать художест­венные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин, бумага и др.).

Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета, составлять разнооб­разные оттенки цвета.

Продумывать и выстраи­вать композицию рисунка, аппликации.

Вычленять основные фор­мы и использовать их в ри­сунке, лепке и бумажной пластике.

2

Графика

5



3

Скульптура

4

2

2

4

Аппликация

4

4


5

Бумажная пластика

7

7


6

Работа с природными материалами

2

2


7

Декоративно – прикладное искусство

5

16

2

8

Беседы

1

4

1

9

Организация и обслуживание выставки детских работ


2



Итого

36

31

5



3 год обучения

п/п

Темы

Всего часов

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

аудиторные

внеаудиторные

1

Живопись

8

8


Иметь представление о

различных видах и жанрах пластических искусств.

Выполнять композицию по представлению на обозначен­ные темы графическими и живописными средствами.

Понимать и самостоятель­но оценивать

2

Графика

5

4

1

3

Скульптура

2

1

1

4

Аппликация

5

5


5

Бумажная пластика

3

3


6

Работа с природными материалами

2

2


7

Декоративно – прикладное искусство

9

8

1




Беседы


2


2



замысел ху­дожника, воплощённый в

кар­тине или скульптуре.

Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок.

Сравнивать различные ви­ды и жанры изобразительного искусства (графика, живо­пись, декоративно-прикладное искусство).

Создавать сюжетные ком­позиции на основе произве­дений искусства разных исто­рических эпох в технике аппликации, коллажа, батика, объём­но-пространственных коллек­тивных композиций.

Определять основные ви­ды и жанры пластических ис­кусств.

Использовать художест­венные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин, глина, бумага и др.).

Применять средства худо­жественной выразительности в рисунке и живописи, деко­ративных и конструктивных работах, иллюстрациях к про­изведениям литературы и му­зыки.

Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета, контраст­ные и нюансные цветовые от­ношения, составлять разнооб­разные оттенки цвета.

Продумывать и выстраи­вать композицию рисунка, аппликации.

Вычленять основные фор­мы и использовать их в ри­сунке, лепке и бумажной пластике.




Организация и обслуживание выставки детских работ






Итого

36

33

3

4 год обучения

п/п


Темы


Всего часов

Кол-во

часов

аудиторные

внеаудиторные

1

Живопись

8

8


2

Графика

6

5

1

3

Скульптура

3

2

1

4

Аппликация

5

5


5

Бумажная пластика

5

5


6

Работа с природными материалами

2

2


7

Декоративно – прикладное искусство

5

5


8

Беседы

2

1

1

9

Организация и обслуживание выставки детских работ





Итого

36

33

3

Содержание курса

  1. Живопись.

Первый год обучения (10ч). Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение, сказочных животных и птиц, растений, трав.

Второй год обучения (8 ч) Углубление знаний об основных составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.

Третий год обучения (8 ч). Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зеленый, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Практическая работа: изображение с натуры объектов природы – цветов, веток, фантастических фигурок.

Четвёртый год обучения (8 ч). Развитие у детей цветовосприятия через выполнения ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветным пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов – освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.


  1. Графика

Первый год обучения (6 ч). Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичное представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых тканей.

Второй год обучения (5 ч).

Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с графическими материалами - углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в в создании графического образа.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предмета быта.

Третий год обучения (5 ч). Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма Элемента контраста тёмного и светлого пятен и т. д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя – тремя планами.

Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры, тканей.

Четвёртый год обучения (6 ч). Закрепление знание о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача – рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начало и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток, и т. д.) рука не отрывается от поверхности листа.

Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.


  1. Скульптура

Первый год обучения (2 ч). Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

Второй год обучения (4 ч). Развитие навыков использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т. д.) со скульптурными материалами – глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы ( изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.

Третий год обучения (2 ч). Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.

Четвёртый год обучения (3 ч). Новые знания и навыки – работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластиковой плиты около изображения, т.е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого матариала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.

Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.


  1. Аппликация

Первый год обучения (5 ч). Знакомство с разными техниками аппликациями, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вывезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

Второй год обучения (4 ч). Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трех цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

Третий год обучения. (5 ч). Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.

Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.

Четвёртый год обучения (4 ч). Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.


  1. Бумажная пластика

Первый год обучения (5 ч). Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т. д.

Второй год обучения. (7 ч). Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании худо­жественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объек­тов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

Третий год обучения. (3 ч). Закрепление навыков работы с бе­лой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручи­вания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в ко­торой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).

Четвёртый год обучения. (5 ч). Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.


  1. Работа с природными материалами

Первый год обучения (2 ч). В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, кора деревьев и т. д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

Второй год обучения. (2 ч). Разнообразие природных материа­лов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по вы­бору детей).

Третий год обучения. (2 ч). Особенностью работы с природны­ми материалами является использование более крупных при­родных форм. Например, при выборе камней отдаётся пред­почтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлага­ется разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.

Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.

Четвёртый год обучения. (2 ч). Новые творческие задачи в ра­боте с природным материалом - выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят ком­позиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.


  1. Декоративно – прикладное искусство

Первый год обучения (7 ч). Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек.

Практическая работа: Изображение праздничных открыток, выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных цветов, листьев;

Раскрашивание изделий;

Украшение варежки узорами;

Изображение новогодних открыток;

На основе декоративного изображения узоров для украшения карнавального костюма;

Изображение сувениров росписи Гжель.

Второй год обучения. (5 ч). Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву, по фарфору (Гжель), народной вышивкой, резьбой по дереву, украшениями изделий в стиле северных узоров. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.

Для развития детского творчества в эскизах для украшения простейших предметов применяется узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.

Практическая работа:

- Изображение праздничных открыток, выполнение эскиза украшения изделий из декоративно переработанных цветов, листьев;

Третий год обучения. (9 ч). Знакомство с новыми видами декоративно-прикладного искусства: художественной росписью, народной вышивкой, кружевом.

Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, современной технической и елочной игрушкой.

В работе над эскизами учащиеся постепенно учатся понимать простейшую

Связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них начинает формироваться представление о том, что родная природа близкая и известная (ягоды, цветы, листья, птицы), служит основой для творчества народного мастера.

Приобщения к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известных центров народных, художественных промыслов.

Практическая работа:

Выполнение эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в полосе, прямоугольнике, круге на основе декоративного изображения цветов, листьев, ягод, птиц, рыб, животных; выполнение эскизов карнавальных принадлежностей; выполнение эскизов предмета быта, украшенных узором; выполнение эскизов сувениров; упражнение простейших приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод, трав.

Четвёртый год обучения. (5 ч). Развитие умения самостоятельно исполнять эскизы оформления предметов быта. Расширение и углубление знаний учащихся о народном декоративно-прикладном искусстве. Развитие умения создавать выразительные декоративные композиции, творчески используя стилизацию формы, цвета и другие изобразительные приемы декоративного рисования. Развитие творческого воображения.

Примерные задания:

Составление эскизов карнавальных костюмов к Новому году:

Выполнение эскиза праздничной открытки;

Составление эскиза декоративного оформления предметов разных народностей.


  1. Беседы

Первый год обучения.

Примерные темы: Знакомство с красками;

Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве;

Разновидность бумаги и её свойства;

Красота зимней природы в изобразительной деятельности;

Красота весенней природы в изобразительной деятельности;

Русское народное творчество в декоративно - прикладном искусстве (Гжель)

Второй год обучения.

Примерные темы:

-русские и советские художники;

-красота народного декоративно - прикладного искусства;

-охрана исторических памятников народного искусства и уважение к труду народных мастеров;

-иллюстрация как произведение искусства;

-красота родной природы в изобразительном искусстве

-действительность и фантастика в произведениях художников.

Третий год обучения. (2 ч).

Рекомендуемые произведения искусства для бесед:

В.Бяльницкий-Бируля. Калужница зацвела.

Ф.Васильев. Перед дождем.

В.Васнецов. Ковер-самолет.

М.Врублев. Царевна-Лебедь.

В.Ватагин. Рисунки животных.

С. Герасимов. Лед прошел.

И.Левитан. Золотая осень. Первая зелень. Марш.

И.Остроухов. Золотая осень.

В. Серов. Рисунки животных.

И.Шишкин. Утро в сосновом лесу.

К.Юон. Мартовское солнце.

Ю. Васнецов. Иллюстрации к книгам.

Народные игрушки. Современная техническая игрушка. Русское кружево и вышивка.

Четвёртый год обучения. ( 2 ч).

-Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас;

-искусство родного края;

-общее представление о видах и жанрах изобразительного искусства.


  1. Организация и обслуживание выставки детских работ

Первый год обучения Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессов обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

Второй год обучения. При организации выставки педа-ог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроиз-;ести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали га занятиях.

Третий год обучения. Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их: реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полу­ченных за год.

Четвёртый год обучения. Обсуждение достигнутых ре­зультатов позволяет подвести итог художественного развития, как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результа­те восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной вырази­тельности изобразительного искусства.

Формы и виды контроля

В 1-2 классах проводятся выставки работ в классе после завершения каждой темы, проходит обсуждение и анализ работ, создается «Альбом наших достижений».

В 3 классе выставки проводятся на школьном уровне, учащиеся активно участвуют в различных художественно-эстетических конкурсах. Продолжается работа по созданию «Альбома».

В 4 классе учащиеся приобретают опыт самостоятельного социального действия. Формой отчетности являются защита творческих проектов, выполнение декораций к оформление праздничных аудиторий.


Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.


1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

самостоятельно

- определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,

- делать выбор, какой поступок совершить.


- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;

- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

самостоятельно определять и

- высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,

- делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).


- оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события), с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; - оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения,

- делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.


- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям)

- приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цве­та, формы, пространства музыки, мимики и движения;

- умение свободно выражать свое «Я» с помощью цвета, ли­нии, звука, мимики, пластики движений;

- приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;

- способность нестандартно мыслить, работая с разными мате­риалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их;

- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства;

- способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

- сформированное представление о жанрах в живописи — натюрморте, портрете, автопортрете, пейзаже;

- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения;

- владение изобразительной терминологией: пространство, форма, цвет, перспектива, гармония, колорит и др.


Метапредметными результатами

Обучающийся научится:


Регулятивные УУД

определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на занятиях;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

учиться готовить рабочее место и

-выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.


- определять цель деятельности на занятиях с помощью учителя и самостоятельно;

учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

учиться планировать практическую деятельность на занятиях;

с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.




самостоятельно формулировать цель занятий после предварительного обсуждения;

уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

самостоятельно формулировать цель занятий после предварительного обсуждения;

уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.


Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

добывать новые знания:

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

перерабатывать полученную информацию:

-делать выводы в результате совместной работы всего класса;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Средством формирования этих действий служат

ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.

искать и отбирать необходимые для источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и класифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития –

искать и отбирать необходимые источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и класифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных

учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.


чувствовать мир, искусство.


проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.


Коммуникативные УУД

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

договариваться сообща;

учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.



донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.



донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.


Планируемые результаты реализации программы:

Результаты первого уровня. Приобретение школьниками новых знаний, опыта решения творческих задач по различным художественным направлениям.

Результат выражается в понимании детьми сути творческой деятельности, умение поэтапно решать творческие задачи.

Результаты второго уровня. Получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (семье, Родине, природе) в частности к образованию и самообразованию.

Результат проявляется в активном использовании школьниками творческой деятельности, умение использовать различные ма­териалы и средства художественной выразительности для пе­редачи замысла в собственной художественной деятельности.

Результаты третьего уровня. Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия. Проявляется в участии школьников в творческих выставках.

Итоги реализации программы могут быть представлены через участие в конкурсах по разным направлениям.

Учет и оценка достижений внеурочной деятельности школьников осуществляется на основании Положения о внутренней системе оценки результатов освоения основной образовательной программы НОО начального общего образования МОУ «Харпская НОШ», принятом на педагогическом совете 30.08.2011г. / протокол от 30.08.2011 года.


Инструментарий и техническое обеспечение


Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Примечание

1

Библиотечный фонд


1.1

Примерная программа начального общего образования внеурочной деятельности по изобразительному искусству.

Примерная программа, авторские программы входят в состав обязательного программно – методического обеспечения кабинета изобразительного искусства.

1.2

Авторские рабочие программы по изобразительному искусству


1.3

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению занятий)


1.4

Учебник по изобразительному искусству для начальной школы

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных МОН РФ

1.5

Справочные пособия (энциклопедии и т.п.)


1.6

Дидактические материалы по всем курсам.


Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам.

1.7

Научно- популярная литература к разделам, изучаемым на уроках изобразительного искусства и технологии.


1.8

Поурочная литература и литература для более углублённого изучения рекомендуемая учащихся по ИЗО и технологии.


2

Печатные пособия


2.1

Плакаты.

Портреты русских и зарубежных художников.

Таблицы, схемы представлены в виде демонстрационного (настенного), полиграфического издания и в цифровом виде.

2.2

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.


2.3

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметы быта.

Таблицы, схемы могут представлены в демонстрационном и индивидуально-раздаточном вариантах.

2.4

Схемы по правилам рисования предметов


2.5

Таблицы по народным промыслам, декоративно- прикладному искусству.


2.6

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте


3

Демонстрационный материал


3.1

Набор чучел


3.2

Набор мягких игрушек


3.3

Набор гипсовых фигур


3.4

Набор фигурных сосудов


3.5

Набор натурной посуды


3.6

Набор муляжей овощей и фруктов


3.7

Декоративные сувениры


3.8

Скульптурные фигуры


3.9

Гипсовые слепки


3.10

Стеки скульптурные


4.

Информационно-коммуникативные средства


4.1

Мультимедийные обучающие художественные программы

Учебно- методические комплекты ориентированные на различные формы учебной деятельности,носящий проблемно- тематический характер обеспечивающий дополнительные условия для изучения предметных тем и разделов программы.


5.


Технические средства обучения


5.1

CD и DVD - проигрователь


5.2

Телевизор


5.3

Магнитофон


5.4

Видеомагнитофон


5.5

Компьютер с художественным программным обеспечение


5.6

Слайд-проектор


5.7

Мультимедиа проигрыватель


5.8

Экран


5.9

Принтер


6

Экранно- звуковые пособия


6.1

Аудиозаписи музыки к литературным произведениям.


6.2

Видиофильмы и DYD-фильмы и презентации

Произведения искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы

7.

Учебно - практическое оборудование


7.1

Мольберты


7.2

Краски акварельные


7.3

Гуашевые краски


7.4

Кисти


7.5

Пастель


7.6

Перья


7.7

Фломастеры


7.8

Тушь


7.9

Восковые мелки


7.10

Ёмкости для воды


7.11

Клей


7.12

Ножницы


7.13

Стеки


7.14

Пластилин/ глина


7.15

Бумага А3, А4


7.16

Подручный материал для изготовления поделок

Ткань, нити, бусы, крупа, ракушки и т. д.







22