МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАРОРОМАНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА »
МГЛИНСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено: на заседании МО Утверждено:
Председатель МО МБОУ Директор МБОУ
«Староромановская ООШ» «Староромановская ООШ
___________/ Щигарцов В.М./ _______________/Щигарцова Е.И./
Протокол № 1 от 27.08.2021г. Приказ № 33-П от 30.08.2021 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
« Брянский край»
для 1-3-х классов
на 2022-2023 уч.год
Составитель: учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Болотина Татьяна Анатольевна
2022г
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Природа родного края» для 2 класса составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Староромановская ООШ», на основе примерной рабочей программы курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова. Рекомендовано Департаментом общего и профессионального образования Брянской области.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Культура родного края: учебное пособие для 4 класса / В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова.- Брянск: «Курсив», 2018.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), исходя из продолжительности учебного года – 34 учебные недели.
I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами изучения курса являются:
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Метапредметными результатами изучения курса «Природа родного края» являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Природа родного края» является знание наиболее типичных представителей животного мира России, Брянской области;
какую пользу приносят представители животного мира;
некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
планета Земля - наш большой дом;
Солнце - источник жизни на Земле;
неживое и живое в природе Брянской области;
основные группы растительных и животных организмов Брянской области и их приспособленность к условиям существования (примеры);
влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
самоценность любого организма;
значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
различия съедобных и несъедобных грибов;
позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
способы сохранения окружающей природы Брянской области;
что такое наблюдение и опыт;
экология - наука об общем доме;
экологически сообразные правила поведения в природе.
Умения:
- узнавать животных и птиц родного края на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, трофические цепи;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1 Знакомство с учебником. Конкурс знатоков природы.
Знакомство с программой работы, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа: Игра «Поле чудес»
В гостях у осени 9ч
Тема 2. Вводное занятие: В гостях у осени. Краски осени. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Тема 3. В царстве растений Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра «Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев. Практическая работа в группах - «Раскрась»
Тема 4. Осенние прогулки по брянскому лесу. Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.
Тема 5. Загадки. Пословицы, поговорки об осени Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 6. В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. Формировать представления детей о приспособлениях птиц и зверей в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Работа по определению птиц и зверей края. Работа в группах – «Собери мозаику»
Тема 7. В царстве рыб Классификация рыб Брянской области. Отгадывание кроссворда Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 8. Народные приметы осени Неживая и живая природа.
Формирование представлений о живой и неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления живой и неживой природы осенью вокруг меня».
Тема 9. Происхождение названий месяцев. Чтение сказки «12месяцев» С.Маршака. Беседа о месяцах. Легенда происхождения названий. Деление на составные части. Инсценировка эпизода сказки.
Тема 10. Викторина «Что? Где ? Когда?» на тему «ОСЕНЬ» Итоговое повторение материала по разделу «В гостях у осени»
В гости к зиме 8ч
Тема 11. В гости к зиме. Зимние месяцы. Беседа о зимних месяцах, особенностях изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений. Игра: «Поле чудес»
Тема 12Народный зимний календарь Предсказание погоды по народным приметам
Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных.
Тема 13.. Для самых любознательных. Новый год
работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 14. Зимние слова. Февраль в народном календаре
Игра – викторина «Зимние слова»
Тема 15. Жизнь животных зимой Кабан - дикий родственник домашней свиньи.
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан». Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.
Тема 16. Для самых любознательных. Красная книга Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Брянской области. Разгадывание загадок.
Тема 17. Растения зимой Дикорастущие растения луга, водоёма, леса в зимнее время.
Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.
Тема 18. Зимние мотивы-стихи, песни, забавы. Практическое занятие «Зимние забавы»
В гости к весне 9ч
Тема 19. В гости к весне. К истокам слова Знакомство с происхождением слова и особенностями изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений, разгадывание кроссворда, загадок
Тема 20.. Растения весной Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов.
Тема 21. Первоцветы Брянского края Подготовка и проведение акции «Сохраним первоцвет!». Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге Брянской области. Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов).
Тема 22. Береза-символ России. Иллюстрации на тему, аппликации «Берёза – родное дерево»
Тема 23. Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья
Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». КВН - крылатая компания. Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах Брянской области.
Тема 24. . Верные друзья
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Тема 25Звери весной
Конкурс знатоков жизни лесной.
Тема 26 Проснулись ящерицы, змеи, лягушки
Викторина «Кто это?»
Тема 27.. Первые насекомые
Конкурс рисунков «Мир бабочек»
В гостях у лета 7ч
Тема 28. В гостях у Лета. К истокам слова
Признаки лета. Лето в брянском краю. Виртуальная экскурсия «Вот оно, какое наше лето!»
Тема 29. Признаки хорошей погоды. Ненастья Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»
Тема 30. Как образуется дождь?
Составление схемы образования дождя. Составление загадок о дожде.
Тема 31 Почему бывают грозы?
Просмотр видеофильма «Почемучкам о грозе». Правила поведения во время грозы.
Тема 32.. Отчего бывает радуга?
Просмотр видеофильма «Почемучкам о радуге». Игра «Разноцветная радуга»
Тема 33 Охраняемые природные территории и объекты.
Виртуальная экскурсия в заповедник «Брянский лес»
Тема 34.. Игра – путешествие «Природа родного края» Итоговое повторение, изученного материала .
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата проведения | Количество часов, | Раздел (количество часов) Тема урока |
1 | | 1 | Знакомство с учебником. Конкурс знатоков природы |
| 9 | В гостях у осени.(9часов) |
2 | | 1 | В гостях у осени. |
3 | | 1 | В царстве растений. Экскурсия. |
4 | | 1 | Осенние прогулки по брянскому лесу. |
5 | | 1 | Загадки. Пословицы, поговорки об осени |
6 | | 1 | В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. |
7 | | 1 | В царстве рыб |
8 | | 1 | Народные приметы осени |
9 | | 1 | Происхождение названий месяцев. |
10 | | 1 | Викторина «Что? Где ? Когда?» на тему «ОСЕНЬ» |
| 8 | В гости к зиме(8 часов) |
11 | | 1 | В гости к зиме |
12 | | 1 | Народный зимний календарь |
13 | | 1 | Для самых любознательных. Новый год |
14 | | 1 | Зимние слова. Февраль в народном календаре |
15 | | 1 | Жизнь животных зимой |
16 | | 1 | Для самых любознательных. Красная книга |
17 | | 1 | Растения зимой |
18 | | 1 | Зимние мотивы-стихи, песни, забавы |
| 9 | В гости к весне (9 часов) |
19 | | 1 | В гости к Весне. К истокам слова |
20 | | 1 | Растения весной |
21 | | 1 | Первоцветы Брянского края |
22 | | 1 | Береза-символ России. |
23 | | 1 | Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья |
24 | | 1 | Верные друзья |
25 | | 1 | Звери весной |
26 | | 1 | Проснулись ящерицы, змеи, лягушки |
27 | | 1 | Первые насекомые |
| 7 | В гостях у лета.(7 часов) |
28 | | 1 | В гостях у Лета. К истокам слова |
29 | | 1 | Признаки хорошей погоды. Ненастья |
30 | | 1 | Как образуется дождь? |
31 | | 1 | Почему бывают грозы? |
32 | | 1 | Отчего бывает радуга? |
33 | | 1 | Охраняемые природные территории и объекты. |
34 | | 1 | Игра - путешествие « Природа родного края» |
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «История родного края» для 3 класса составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Староромановская ООШ»,на основе примерной рабочей программы курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника История родного края. Учебное пособие для учащихся 3-х кл. общеобразовательных школ. Авт. – сост. В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова.- Брянск: «Курсив», 2018.
Программа рассчитана на 34ч (из расчёта 1ч в неделю),исходя из продолжительности учебного года-34 учебные недели
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «История родного края», к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– смысловому восприятию познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.
Предметные
В процессе освоения содержания курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О чем рассказывает наука история. Богиня Клио - покровительница науки истории. Брянская область.
История времени. « Лента времени». События на ленте времени. Календарь Древней Руси.
Исторические источники. Исторические памятники Брянской области. Чашин курган - колыбель города Брянска.
Ареология-наука древностей. Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди .Виды археологических памятников.
Славянская письменность. Письменные источники. Летописи. «Повесть временных лет». Брянские города в русских летописях. Берястяные грамоты. Буквы славянского алфавита.
Геральдика. Основные формы гербовых щитов. Правила гербоведения.
Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. Флаг, города Брянска. Флаг Брянской области. Гимн Брянской области.
Моя родословная. Наука генеология. Генеологическое древо. Краткая родословная князей Трубецких.
Мое имя. Наука ономастика. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена.
Имена на карте. Наука топонимика. Как люди выбирали названия. Названия населенных пунктов на географической карте.
Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края. Вщиж. Историческая карта. Соседи древних славян.
Откуда пошла Русь. Династия Рюриковичей.
Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском. Древний город. Древние города Брянского края.
Не посрамим Русской земли. Основные крепости на Брянской земле. Севская крепость. Куликовская битва.
Брянский край при Петре 1. Жители Брянского края в боевых сражениях при Петре 1. Брянский край и Отечественная война 1812г. Народное ополчение.
Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края. Брянская область сегодня.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Кор - ка |
1 | О чём рассказывает наука история. | 1 | 04.09. | |
2 | Календари | 1 | 11.09. | |
3 | Исторические источники | 1 | 18.09. | |
4 | История времени | 1 | 25.09. | |
5 | Чашин курган—колыбель города Брянск | 1 | 02.10. | |
6 | Археология- наука древностей | 1 | 09.10. | |
7 | Археологические памятники Брянской области | 1 | 16.10. | |
8 | Как жили древние люди | 1 | 23.10. | |
9 | Славянская письменность | 1 | 07.11. | |
10 | Брянские города в русских летописях | 1 | 13.11. | |
11 | Геральдика | 1 | 20.11. | |
12 | Символы Брянского края | 1 | 27.11. | |
13 | Гимн Брянской области | 1 | 04.12 | |
14 | Моя родословная | 1 | 11.12. | |
15 | Краткая родословная князей Трубецких | 1 | 18.12. | |
16 | Мое имя | 1 | 25.12 | |
17 | Как давали имена на Руси | 1 | 15.01. | |
18 | Имена на карте | 1 | 22.01. | |
19 | Как люди выбирали названия | 1 | 29.01. | |
20 | Откуда мы родом | 1 | 05.02. | |
21 | Славяне на территории Брянского края | 1 | 12.02. | |
22 | Вщиж | 1 | 19.02. | |
23 | Соседи древних славян | 1 | 26.02. | |
24 | Откуда пошла Русь. Первые русский князья | 1 | 04.03. | |
25 | Брянское княжество | 1 | 11.03. | |
26 | Древний город | 1 | 18.03. | |
27 | Древние города Брянской области | 1 | 01.04. | |
28 | Не посрамим русской земли | 1 | 08.04. | |
29 | Куликовская битва | 1 | 15.04. | |
30 | Брянский край при Петре Первом | 1 | 22.04. | |
31 | Брянский край и Отечественная война 1812 ода | 1 | 29.04. | |
32 | Брянский край в годы Великой Отечественной войны | 1 | 06.05. | |
33 | Юные герои Брянского края | 1 | 13.05. | |
34 | Брянская область сегодня | 1 | 20.05. | |
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «С Азбукой по родному краю» для 1 класса составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Староромановская ООШ», на основе примерной рабочей программы курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова. Рекомендовано Департаментом общего и профессионального образования Брянской области.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: С Азбукой по родному краю: учебное пособие для 1 класса / В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова.- Брянск: «Курсив», 2018.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю), исходя из продолжительности учебного года – 33 учебные недели.
1. Планируемые результаты освоения предмета: личностные, метапредметные и предметные
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «История родного края», к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– смысловому восприятию познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
В процессе освоения содержания курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
2. Содержания учебного курса
Для реализации программного содержания используются различные формы проведения занятий : познавательные игры, викторины, заочные путешествия и др. В программе рассматриваются такие темы, как « Символика Брянского края», « Селения и города», « Реки и озера , «Животный и растительный мир Брянского края», книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова, «Путешествие по населённым пунктам» ,«Брянские леса» по К. Паустовскому, И. Швец ,«Нашим городом можно гордиться» , «Путешествие по населённым пунктам», И. Швец «Наша Брянская область».
Азбука – к мудрости ступенька. – 4 часа.
Учимся разгадывать ребусы и загадки. – 2 часа.
Сказки Брянского леса. – 2 часа.
Животный мир Брянской области. – 2 часа.
Природа родного края. –2 часа.
Поэтическая Брянщина. –2 часа.
Происхождение названий городов, сел и рек Брянской области.—3 часа
Из истории Брянского края. –4 часа.
Герб Брянской области. – 1 час.
Легенды Брянского края. – 2 часа.
Памятники природы.—2 часа.
К истокам слова. – 1 час.
Суровые годы войны. – 2 часа.
Учимся работать с картой Брянской области. –2 часа.
Занимательное азбуковедение. – 2 часа.
3.Тематическое планирование
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение. «3емля Пересвета» | 1 ч | |
2 | Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. Аист - символ счастья и удачи. | 1 ч | |
3 | Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б']. Родной наш Брянск | 1 ч | |
4 | Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка» | 1 ч | |
5 | Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской области. | 1 ч | |
6 | Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна. | 1 ч | |
7 | Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э]. Реки Брянской области. | 1 ч | |
8 | Гласные буквы Е, ё, обозначающие два звука [й о]. Памятники природы. | 1 ч | |
9 | Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село Вщиж. | 1 ч | |
10 | Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з'] Город Злынка.. | 1 ч | |
11 | Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Ипуть-река. | 1 ч | |
12 | Согласные буквы И, й, обозначающие согласный звук [и']. И. Швец «Наша Брянская область». | 1 ч | |
13 | Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']. Клинцы,, Красный Рог, Карачев. | 1 ч | |
14 | Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л']. Легенды брянского леса. | 1 ч | |
15 | Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м']. Путешествие по населённым пунктам. Мглин. | 1 ч | |
16 | Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Новозыбков, Навля. | 1 ч | |
17 | Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге. | 1 ч | |
18 | Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п']. Брянский боярин, герой Куликовской битвы − Александр Пересвет. | 1 ч | |
19 | Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Ревна. Рогнедино. | 1 ч | |
20 | Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [с']. Брянский Сусанин. | 1 ч | |
21 | Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого. | 1 ч | |
22 | Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по населённым пунктам. Унеча. | 1 ч | |
23 | Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина. | 1 ч | |
24 | Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале. | 1 ч | |
25 | Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Птицы Брянского края. | 1 ч | |
26 | Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Грибы Брянского края. | 1 ч | |
27 | Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16в. Шеломы. | 1 ч | |
28 | Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ']. Сещенское подполье. | 1 ч | |
29 | Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому. Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова | 1 ч | |
30 | Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы]. Реки и поселения Брянского края. | 1 ч | |
31 | Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э]. И. Швец «Нашим городом можно гордиться». | 1 ч | |
32 | Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [йу]. На стоянку первобытного человека в Юдиново. | 1 ч | |
33 | Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка. Брянск - наш край родной. | 1 ч | |
| Итого | 33 ч | |