СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности. Курс "В мире книг" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «В мире книг» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности. Курс "В мире книг" 3 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа курса «В мире книг» разработана в соответствии с: Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования « (с изменениями и дополнениями);

основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Криволесская ОШ»

Рабочая программа курса «В мире книг» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Цель: создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

Задачи:

  • расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.

Формы работы:

  • литературные игры;

  • конкурсы-кроссворды;

  • библиотечные уроки,

  • путешествия по страницам книг;

  • проекты;

  • уроки-спектакли.

На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг: детскими периодическими и электронными изданиями.

На изучение курса «В мире книг» в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 ч за учебный год.


  1. Планируемые результаты

Личностные

  • осознание значимости чтения для личного развития;

  • формирование потребности в систематическом чтении.

Предметные

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Метапредметные

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнениеи аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формироватьсвою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке.


  1. Содержание программы

История книги. Библиотеки

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания). Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя. Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников». Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Книги-сборники. Басни и баснописцы

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Книги о родной природе

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление). Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Книги Л.Н. Толстого для детей

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах). Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Животные — герои детской литературы

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги. Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных». Художники-оформители книг о животных. Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Дети — герои книг

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.). Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?». По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Проект «Расскажи о любимом писателе».

Книги зарубежных писателей

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей. Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.

Книги о детях войны

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление. Аннотация. Каталожная карточка. Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном». Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Газеты и журналы для детей

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк». Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

«Книги, книги, книги…»

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Справочная литература. Энциклопедии для детей. Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники. Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

Планируемые результаты освоения курса 3 класса

  • Ученик получит возможность научиться:

  • работать с книгой-сборником басен;

  • сравнивать басни по структуре и сюжету;

  • выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;

  • собирать информацию для библиографической справки об авторе;

  • составлять таблицу жанров произведений писателя;

  • выполнять поисковую работу по проекту;

  • презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

  • готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;

  • находить по каталогу нужную книгу;

  • заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

  • писать отзыв о книге или героях книги;

  • пользоваться библиографическим справочником;

  • рассматривать и читать детские газеты и журналы;

  • находить нужную информацию в газетах и журналах;

  • собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;

  • готовить материал для классной и школьной газеты;

  • пользоваться электронными газетами и журналами.

4.Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем


Всего часов

Примечание


I

История книги. Библиотеки

4


1.1

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

1


1.2

Первые книги. Библия. Детская библия.

1


1.3

Летописи. Рукописные книги.

1


1.4

История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

1


II

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные

3


2.1

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина».

1


2.2

Сказки бытовые, волшебные, о животных.

1


2.3

Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

1


III

Книги-сборники. Басни и баснописцы

3


3.1

История басни. Аппарат книги-сборника.

1


3.2

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. Герои басен.

1


3.3

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. Инсценирование басен.

1


IV

Книги о родной природе

3


4.1

Родные поэты.

1


4.2

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова,А. Фета, Н.Некрасова.

1


4.3

Проект «Краски и звуки поэтического слова».

1


V

Книги Л.Н. Толстого для детей

3


5.1

Книги Л.Н. Толстого для детей.

1


5.2

Книги Л.Н. Толстого для детей.

1


5.3

Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок.

1


VI

Животные — герои детской литературы

4


6.1

Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.

1


6.2

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу

А. Куприна «Ю-ю».

1


6.3

Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв.

1


6.4

Художники-иллюстраторы книг о животных.

1


VII

Дети — герои книг

3


7.1

Дети — герои книг. Типы книг.

1


7.2

Книги-сборники произведений о детях.

1


7.3

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках».

1


VIII

Книги зарубежных писателей

2


8.1

Книги зарубежных писателей.

1


8.2

Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях.

1


IX

Книги о детях войны

3


9.1

Книги о детях войны. Л.Воронкова «Девочка из города». Аннотация.

1


9.2

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».

1


9.3

Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой»

1


X

Газеты и журналы для детей

3


10.1

Библиотечный урок: детская периодика.

1


10.2

Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка»

1


10.3

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др.

1


XI

«Книги, книги, книги…»

2+1


11.1


Создание классной газеты «Книгочей».

1


11.2

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея.

1


11.3

Итоговое занятие.

1



Итого:


34 часа



5.Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности


  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с.

  • Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1999

  • Пособие «Учусь быть читателем» /М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина, А. И. Самедова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011