СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности  "В мире книг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности  "В мире книг". Направление внеурочной деятельности – общекультурное. Предназначена для начального общего образования,  1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности  "В мире книг"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Каракульская средняя общеобразовательная школа»










Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "В мире книг"

(направление внеурочной деятельности – общекультурное)

начального общего образования

для 1 класса





























Разработчик:

Вайгель Татьяна Павловна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория




с. Каракульское


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011).

Программа «В мире книг» реализует общекультурноенаправление.

Программа «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика - читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цель: создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

Задачи:

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.

На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Общая характеристика курса

Содержание программы «Экологический клуб «Почемучки» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.

Программа «Экологический клуб «Почемучки» относится к общекультурному направлению

Место курса внеурочной деятельности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с планом внеурочной деятельности МОУ «Каракульская СОШ» на текущий учебный год.

Объём - 33 часа, 1 час в неделю.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Метапредметные

Регулятивные:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.


Коммуникативные:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.


Личностные

  • навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

  • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

  • заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

  • устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  • эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.


Содержание курса внеурочной деятельности


Здравствуй, книга (2 ч)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).

Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация

(определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам

(работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.

Правила поведения в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе (2 ч)

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели детям (3 ч)

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л.Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

По страницам книг В. Сутеева (3 ч)

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В. Сутеев — автор и художник-оформитель.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира (3 ч)

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги русских писателей-сказочников (3 ч)

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Детскиеписатели (3 ч)

Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.

Сказки зарубежных писателей (3 ч)

Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро

«Красная шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.

Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.

Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)

Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Бе-

рестова, С. Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Литературная игра «Послушай и назови».

Дети — герои книг (3 ч)

Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка

и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино»,

Ш. Перро «Красная шапочка».

Парад героев сказок.

Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».

Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.

Книги о животных (3 ч)

Книги-сборники о животных.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.

Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).

Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.

Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».


Тематическое планирование


Тема

Количество часов

Дата проведения

Вид деятельности


Здравствуй, книга (1 ч)

1

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

1


Знакомство с библиотекарем и библиотекой.

Правила поведения в библиотеке,

порядок выдачи книг

2

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

1



Книги о Родине и родной природе (2 ч)

3

Структура книги, справочный аппарат книги.

1


Экскурсия в библиотеку

Беседа, рассматривание, слушание

4

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник)

1



Писатели детям (3 ч)

5

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

1


Беседа, чтение учителем, просмотр видеофайла

6

Книги-сборники писателей-классиков о детях.

1


7

Книги современных писателей о детях.

1



Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)

8

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки».

1


Раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках.

9

Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».

1



По страницам книг В. Сутеева (4 ч)

10

Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

1


Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина.

11

По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения).

1


12

В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей.

1


13

Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева».

1



Сказки народов мира (3 ч)

14

Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.

1


Игры с буквами. Чтение учителем, заучивание наизусть, игры и хороводы.

15

Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением.

1


16

Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.

1



Книги русских писателей-сказочников (2 ч)

17

Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

1


Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадок- букв.

Чтение стихов учителем, заучивание наизусть, игры.

18

По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй.

1



Детскиеписатели (3 ч)

19

Книги С. Маршака. Выставка книг.

1


Разучивание скороговорок и считалок, игры пожеланию детей.

Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление.

20

Книги-сборники произведений К. Чуковского.

1


21

Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг.

1



Сказки зарубежных писателей (3 ч)

22

Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

1


Просмотр и обсуждение спектакля (видеофайл),

обмен впечатлениями.

Подготовка к празднику,

мероприятие.

23

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».

1


24

В гостях у сказки.

1



Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)

25

Стихотворения для детей. Книги-сборники.

1


Чтение учителем, заучивание наизусть, игры и хороводы.

26

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

1



Дети — герои книг (3 ч)

27

Дети — герои книг детских писателей.

1


Чтение учителем, заучивание наизусть, игры и хороводы.

28

Литературная игра «Вопросы и ответы».

1



Книги о животных (4 ч)

29

Книги В. Бианки, Г. Скребицкого

1


Чтение учителем, заучивание наизусть, подготовка к выставке (презентация проектов)

30

Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

1


31

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных»

1


32

Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».

1


33

Итоговый.По страницам любимых книг. Выставка книг.

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!