СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности. Курс "В мире книг" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «В мире книг» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности. Курс "В мире книг" 1 класс»

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «В мире книг» разработана в соответствии с: Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования « (с изменениями и дополнениями);

основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Криволесская ОШ».

Рабочая программа курса «В мире книг» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Цель программы: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг путем расширения литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Задачи программы:

  • Создание возможности для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран;

  • создание условий для овладения основами самостоятельной читательской деятельности.

  • развивитие памяти, внимания, воображения.

  • создание условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности.

Формы и методы организации работы:

литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями родного края, уроки-спектакли и т. д.

Характеристика учебного предмета

Актуальность программы состоит в том, что она способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика – читателя.

Занятия курса помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

На занятиях курса предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Место курса в учебном плане

Программа внеурочной деятельности «В мире книг» рассчитана на 33 часа в год с проведением одного занятия в неделю продолжительностью 35 минут.


Планируемые результаты

В результате освоения программы курса «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

— находить книгу в открытом библиотечном фонде;

— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

— сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

— формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

— характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

— сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

— слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

— пользоваться аппаратом книги;

— овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

— систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Содержание учебного предмета

Здравствуй, книга (2 ч)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе (2 ч)

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели детям (3 ч)

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

По страницам книг В. Сутеева (3 ч)

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В. Сутеев — автор и художник-оформитель.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира (3 ч)

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги русских писателей-сказочников (3 ч)

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Детские писатели (3 ч)

Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.

Сказки зарубежных писателей (3 ч)

Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».

Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.

Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.

Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)

Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Литературная игра «Послушай и назови».

Дети — герои книг (3 ч)

Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».

Парад героев сказок.

Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».

Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.

Книги о животных (3 ч)

Книги-сборники о животных.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).

Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.

Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».




Учебно-тематический план

раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Экскурсии

Проекты

1.

Здравствуй, книга

2



2.

Книги о Родине и родной природе

2

1


3.

Писатели детям

3



4.

Народная мудрость. Книги-сборники

2



5.

По страницам книг В.Сутеева

3



6.

Сказки народов мира

3

1

1

7.

Книги русских писателей-сказочников

3


1

8.

Детские писатели

3

1


9.

Сказки зарубежных писателей

3



10.

Книги-сборники стихотворений для детей

2

1


11.

Дети – герои книг

3



12.

Книги о животных

3


1

Итого

33

4

3


Методы реализации программы:

  • методы организации познавательной деятельности:

– словесные, наглядные, практические;

– репродуктивные, проблемно-поисковые;

– методы самостоятельной работы и работы под руководством;

  • методы стимулирования и мотивации:

  • интерактивные методы обучения


Формы работы

  • индивидуальная

  • групповая

  • парная

  • коллективная


Формы организации занятий: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.


Виды деятельности

  • Слушание объяснений учителя.

  • Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

  • Работа с научно-популярной литературой.

  • Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

  • Наблюдение за демонстрациями учителя.

  • Просмотр учебных фильмов.

  • Анализ графиков, таблиц, схем.

  • Объяснение наблюдаемых явлений.


Формы представления результатов учащихся по курсу «В мире книг» представление участие в школьных , муниципальных , региональных конкурсах

Календарно - тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

Книги о Родине и природе.

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

Книги-сборники писателей-классиков о детях.

Книги современных писателей о детях.

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки».

Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения).

В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей.

Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.

Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением

Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.

Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй.

Книги С. Маршака. Выставка книг

Книги-сборники произведений К. Чуковского.

Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг

Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».

В гостях у сказки.

Стихотворения для детей. Книги-сборники.

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

Дети — герои книг детских писателей.

Литературная игра «Вопросы и ответы».

Книги В. Бианки, Г. Скребицкого.

Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

По страницам любимых книг. Выставка книг.

32,33

По страницам любимых книг. Выставка книг.



Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

Авторская программа курса «В мире книг» 1 класс Л.А.Ефросинина (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф.Виноградовой) – М.:Вентана- Граф, 2014

Интернет-ресурсы:

1. Сайт ru.wikipedia.org

2.Сайт www.kidsbook.ru

3.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru9шцйй