Рабочая программа внеурочной деятельности «Магия математики»
Класс: 8
Учитель: Анисимова Айыына Алексеевна
Срок реализации программы: Количество часов по учебному плану: 35 часов (1 час в неделю)
Рабочую программу составила________________________/Анисимова А.А./
подпись расшифровка подписи
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
Данная программа дополнительного образования призвана вызвать интерес к предмету, способствовать развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки учащихся.
Важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Актуальность программы обусловлена необходимостью создания условий для развития интеллектуальных возможностей, стремления детей к творческому мышлению, умения принимать неожиданные и оригинальные решения в нестандартных ситуациях, так как, если развитием этих способностей специально не заниматься, то они угасают. Программа позволит решить проблемы мотивации к обучению.
Цели внеурочной деятельности:
Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности; развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.
Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи обучения:
учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;
учить быть критичными слушателями; -учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;
учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;
учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения;
изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;
демонстрировать высокий уровень надпредметных умений;
достигать более высоких показателей в основной учебе;
синтезировать знания. Развивающие задачи - повышать интерес к математике;
развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
развивать эмоциональную отзывчивость - развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции;
воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи; - формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления; развивать пространственное воображение;
формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;
воспитывать трудолюбие; - формировать систему нравственных межличностных отношений;
формировать доброе отношение друг к другу.
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
У обучающихся могут быть сформированы личностные результаты:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
иметь опыт публичного выступления перед учащимися своего класса и на научно-практической ученической конференции;
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
Регулятивные: обучающиеся получат возможность научиться:
составлять план и последовательность действий;
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических заданий, в том числе с использованием при необходимости и компьютера;
выполнять творческий проект по плану;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
логически мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий, а также свои действия;
адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
Познавательные: обучающиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
Коммуникативные: обучающиеся получат возможность научиться:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
работать в группе; оценивать свою работу.
слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.
Предметные: учащиеся получат возможность научиться:
решать задачи на делимость чисел и отгадывание чисел
разделять фигуры на части по заданному условию и из частей конструировать различные фигуры;
решать задачи на нахождение площади и объёма фигур, отгадывать геометрические головоломки;
решать сложные задачи на движение;
решать логические задачи;
применять алгоритм решения задач на переливание с использованием сосудов, на перекладывание предметов, на взвешивание предметов;
решать сложные задачи на проценты;
решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять практические расчёты;
решать занимательные задачи;
анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков, графов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников и другой литературой для нахождения информации;
находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства;
строить плоские и пространственные фигуры; делать оригами, изображать бордюры, орнаменты.
правильно употреблять термины «множество», «подмножество»;
составлять различные подмножества данного множества»;
определять число подмножеств, удовлетворяющих данному условию;
решать задачи, используя круги Эйлера
правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
понимать и применять смысл различных игр, фокусов с числами;
знать старинные меры измерения длин, площадей.
Содержание курса внеурочной деятельности
В данной дополнительной образовательной программе большое внимание уделено следующим разделам:
- уравнения и функции с модулем;
- рассказы по истории математики;
- решение задач повышенной трудности;
- целочисленное деление выражения;
- разложение на множители;
- игры, тесты (играя, проверяем, что умеем и знаем);
- занимательные и логические задачи;
- биографические миниатюры;
- олимпиадные задачи;
- задачи на проценты;
- задачи из ЕГЭ;
- геометрические задачи из ЕГЭ.
- доклады.
Программа опирается на применение информационно-коммуникативных технологий.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Тематическое планирование
Тематическое планирование № п/п | Тема учебного занятия | Форма проведения учебного занятия | Дата |
план | факт |
| Вводное занятие. Задачи на сообразительность, внимание, смекалку. | Практикум | 6.09 | |
| Решение логических задач. Задачи – таблицы. | Практикум | 13.09 | |
| Круги Эйлера | Практикум | 20.09 | |
| Чередование. Четность. Нечетность. Разбиение на пары. | Лекция | 27.09 | |
| Чередование. Четность. Нечетность. Разбиение на пары. | Практикум | 4.10 | |
| Решение олимпиадных задач. | Практикум | 11.10 | |
| Разбор заданий школьного тура математической олимпиады. | Практикум | 18.10 | |
| Простые и составные числа. Деление с остатком в натуральных числах. | Практикум | 25.10 | |
| Признаки делимости. НОД чисел | Практикум | 1.11 | |
| Решение олимпиадных задач прошлых лет. | Практикум | 15.11 | |
| Решение олимпиадных задач прошлых лет. | Самостоятельная работа | 22.11 | |
| Графики функций, содержащие знак модуля | Лекция | 29.11 | |
| Графики функций, содержащие знак модуля | Практикум | 6.12 | |
| Решение олимпиадных задач муниципального уровня Всероссийской олимпиады школьников | Лекция | 13.12 | |
| Решение олимпиадных задач муниципального уровня Всероссийской олимпиады школьников | Практикум | 20.12 | |
| Решение геометрических задач | Практикум | 27.12 | |
| Решение геометрических задач | Практикум | 17.01 | |
| Решение геометрических задач | Практикум | 24.01 | |
| Построения с помощью циркуля и линейки | Практикум | 31.01 | |
| Построения с помощью циркуля и линейки | Практикум | 7.02 | |
| Элементарная комбинаторика | Лекция | 14.02 | |
| Элементарная комбинаторика | Практикум | 21.02 | |
| Решение логических задач. | Практикум | 28.02 | |
| Инвариант. | Лекция | 7.03 | |
| Инвариант. | Практикум | 14.03 | |
| Геометрия в пространстве | Лекция | 21.03 | |
| Решение олимпиадных задач прошлых лет. | Практикум | 4.04 | |
| Решение олимпиадных задач прошлых лет. | Самостоятельная работа | 11.04 | |
| Текстовые задачи и техника их решения | Лекция | 18.04 | |
| Задачи на движение | Практикум | 25.04 | |
| Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. | Практикум | 2.05 | |
| Решение задач на сплав, смеси, растворы | Практикум | 9.05 | |
| Геометрические задачи. | Практикум | 16.05 | |
| Математическая игра «Брейн-Ринг» | | 23.05 | |
| Несколько математических софизмов | Практикум | 30.05 | |
Список используемой литературы:
Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков. Пособие для учителей. М.
Просвещение, 1971
Генкин С.А., Итенберг И. В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки
Пособие для внеклассной работы. Киров: АСА, 1994 год Депман И.Л. Рассказы о математике. ГИДЛМП Ленинград 1994 год.
Нагибин Ф.Ф., Канан Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение 1999 год.
Перельман Я.И. Занимательная арифметика. Триада-Литера Москва 2000 год.
Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры, М., Просвещение, 1990 год.
Приложение к учебно-методической газете «Первое сентября», Математика, издательский дом Первое сентября, 2007 год.
Совайленко В.К., Лебедева О.В. Математика. Сборник развивающих задач для учащихся 5-6 классов. Ростов – на – Дону.Легион, 2005 год.
Соколова И.В. Математический кружок в VI классе. Краснодар 2005 год.
Фарков А.В. Математические кружки в школе 5-8 класс. Москва. Айрис-пресс 2007 год.
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия: Учебное пособие для учащихся V –VI классов. М.МИРОС, 1995 год.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5 – 6 классов общеобразовательных учреждений. М.Просвещение, 1995 год.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. М. Просвещение 2006 год.