СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир человека"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вершинотёйская средняя общеобразовательная школа

Аскизского района Республика Хакасия






















Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Мир человека»

духовно-нравственное направления

для 7а,7б классов




























п. Вершина Теи





Пояснительная записка


Внеурочная деятельность является составной частью образовательной деятельности и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Настоящая программа создаёт условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Программа внеурочной деятельности “Мир человека” духовно-нравственного направления разработана для обучающихся 7 класса

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Программа направлена на усиление внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьников.

Внеурочные занятия по нравственному воспитанию носят эмоциональный характер, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы, используются материалы художественной литературы, яркой наглядности, а также электронные ресурсы. В качестве домашнего задания рекомендовано детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями (законными представителями), воспитателями. На занятиях отводится внимание активности школьника, его участия в обсуждениях жизненных ситуаций.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у обучающихся

Задачи:

обучающие:

-обучение приёмам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение собеседника;

-раскрытие сущности нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;

развивающие:

-формирование представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;

-формирование правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

воспитывающие:

-воспитание уважительного отношения к героическому, культурному и историческому прошлому Родины, её истории, традициям и традициям семьи;

-воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Формы работы с обучающимися

Групповая. В течение всего периода обучения дети делятся на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач, выполнения определённой работы, успех которой зависит от вклада каждого члена группы. Состав группы меняется в зависимости от цели деятельности.

Игровая. Позволяет активно включить детей в деятельность, решить задачу воссоздания и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Дистанционные технологии. Предполагает организацию опосредованного (на расстоянии) взаимодействия обучающихся и педагога с применением информационно-телекоммуникационных сетей (применяются при продолжении обучения в условиях ограничений очного пребывания, обучающихся на занятиях).

Электронное обучение. Позволяет организовать образовательную деятельность с применением содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Занятия проводятся так же в форме викторин, тренингов и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание вне учебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение обучающихся со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Учащийся включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников среднего возраста. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Программа даёт возможность повысить духовно – нравственный уровень обучающихся, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний отечественной истории и культуры, коммуникативную толерантность.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Мир человека»

Личностные результаты:

обучающийся научится:

-ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знанию основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитию этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.


обучающийся получит возможность научиться:

-способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживанием, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

обучающий получит возможность научиться:

-способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной, нравственной действительности;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, ситуацией и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные базовые учебные действия:

обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

Коммуникативные базовые учебные действия:

обучающийся получит возможность научиться:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Предметные результаты:

обучающийся получит возможность научиться:

-усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования;

-овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;

Планируемые результаты распределяются по трём уровням:

-первый уровень результатов - обучающиеся приобретают социальные знания. На первом уровне обучающиеся получает знания о духовно-нравственных ценностях;

-второй уровень результатов - обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. На втором уровне ценности усваиваться школьниками в форме отдельных нравственно-ориентированных поступков;

-третий уровень результатов - обучающиеся получают опыт самостоятельного общественного действия, у них формируются социально приемлемые модели поведения. На третьем уровне обучающиеся принимают участие в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности и приобретают элементы опыта духовно-нравственного поведения.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают показатели эффективной деятельности: Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской и социокультурной компетентности.


Содержание курса «Мир человека»


Ученик – патриот и гражданин

Символы России. Государственные символы Кемеровской области, города Новокузнецка. Посещение Краеведческого музея. Права и обязанности гражданина России. Беседа «Патриотический долг».

Ученик и его нравственность

Диспут «Может ли доброта исцелить человека?» Беседа «Скромность и тщеславие» Игровое моделирование речевых ситуаций. «Взаимное уважение». Игровая деятельность «В поисках справедливости» Тренинг «Давайте жить дружно!» Поздравление мам «Славим руки матери!»

Ученик и его отношение к труду

КТД «Новогодний праздник». Изготовление кормушек для птиц в акции «Помоги птицам зимой» Игровые ситуации «Мир профессий» Презентация увлечений и хобби «Мир моих увлечений». Беседа «Как стать дисциплинированным?». Литературно-музыкальная композиция «Почётная профессия -защищать Родину». Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне», посвящённый Дню вывода Советских войск из Афганистана.

Ученик и природа

Литературно-музыкальная композиция «Цветы для мамы». Беседа «Что такое экологическая безопасность». День птиц. Брей ринг «Природа и мы».

Ученик и его здоровье

День Здоровья «Виват, спорт!». Час общения «Правильное питание» Беседа «Здоровый образ жизни». Акция «Сигареты – на конфету!». Конкурс на лучшего знатока ПДД «Безопасное колесо».

Ученик и Мир прекрасного 

«Для Вас ветеран» литературно-музыкальная гостиная. Экскурсия в музей. «Забота о родителях – дело совести каждого», классный час с родителями. Беседа «Красивые и некрасивые поступки»







Тематический план курса «Мир человека»


Тема

количество часов

1

Ученик – патриот и гражданин

5

2

Ученик и его нравственность

7

3

Ученик и его отношение к труду

8

4

Ученик и природа

4

5

Ученик и его здоровье

5

6

Ученик и Мир прекрасного 

5

Итого

34




Календарно-тематическое планирование


п/п

тема занятия


кол-во часов

дата проведения

план

факт

1

Символы России. 

1



2

 Государственные символы Республики Хакасия

1



3

Посещение музея

1



4

Права и обязанности гражданина России.

1



5

Беседа «Патриотический долг»

1



6

Диспут «Может ли доброта исцелить человека?»

1



7

Беседа «Скромность и тщеславие». Игровое моделирование речевых ситуаций

1



8

«Взаимное уважение».

1



9

Игровая деятельность «В поисках справедливости» 

1



10

Игровая деятельность «Давайте жить дружно!»

1



11

Поздравление мам «Славим руки матери!»

1



12

Игра «Новогодний праздник».

1



13

Изготовление кормушек для птиц в акции «Помоги птицам зимой»

1



14

Игровые ситуации «Мир профессий»

1



15

Игровые ситуации «Мир профессий»




16

Презентация увлечений и хобби «Мир моих увлечений».

1



17

Беседа «Как стать дисциплинированным?».

1



18

Литературно-музыкальная композиция «Почётная профессия -защищать Родину».

1



19

Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне», посвящённый Дню вывода Советских войск из Афганистана.

1



20

Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне», посвящённый Дню вывода Советских войск из Афганистана.

1



21

Литературно-музыкальная композиция «Цветы для мамы».

1



22

Беседа «Что такое экологическая безопасность».

1



23

День птиц.

1



24

Брей ринг «Природа и мы».

1



25

День Здоровья «Виват, спорт!».

1



26

Час общения «Правильное питание»

1



27

Беседа «Здоровый образ жизни». 

1



28

 Акция «Сигареты – на конфету!».

1



29

Конкурс на лучшего знатока ПДД «Безопасное колесо».

1



30

«Для Вас ветеран» литературно-музыкальная гостиная.

1



31

Экскурсия в музей. «Забота о родителях – дело совести каждого».

1



32

«Забота о родителях – дело совести каждого», классный час с родителями. 

1



33

Беседа «Красивые и некрасивые поступки»

1



34

Тематический час «Навстречу лету!».

1