Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вершинотёйская средняя общеобразовательная школа
Аскизского района Республика Хакасия
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мир человека»
духовно-нравственное направления
для 7а,7б классов
п. Вершина Теи
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью образовательной деятельности и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Настоящая программа создаёт условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Программа внеурочной деятельности “Мир человека” духовно-нравственного направления разработана для обучающихся 7 класса
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Программа направлена на усиление внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьников.
Внеурочные занятия по нравственному воспитанию носят эмоциональный характер, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы, используются материалы художественной литературы, яркой наглядности, а также электронные ресурсы. В качестве домашнего задания рекомендовано детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями (законными представителями), воспитателями. На занятиях отводится внимание активности школьника, его участия в обсуждениях жизненных ситуаций.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у обучающихся
Задачи:
обучающие:
-обучение приёмам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение собеседника;
-раскрытие сущности нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
развивающие:
-формирование представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;
-формирование правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
воспитывающие:
-воспитание уважительного отношения к героическому, культурному и историческому прошлому Родины, её истории, традициям и традициям семьи;
-воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Формы работы с обучающимися
Групповая. В течение всего периода обучения дети делятся на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач, выполнения определённой работы, успех которой зависит от вклада каждого члена группы. Состав группы меняется в зависимости от цели деятельности.
Игровая. Позволяет активно включить детей в деятельность, решить задачу воссоздания и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Дистанционные технологии. Предполагает организацию опосредованного (на расстоянии) взаимодействия обучающихся и педагога с применением информационно-телекоммуникационных сетей (применяются при продолжении обучения в условиях ограничений очного пребывания, обучающихся на занятиях).
Электронное обучение. Позволяет организовать образовательную деятельность с применением содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Занятия проводятся так же в форме викторин, тренингов и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание вне учебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение обучающихся со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Учащийся включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников среднего возраста. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Программа даёт возможность повысить духовно – нравственный уровень обучающихся, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний отечественной истории и культуры, коммуникативную толерантность.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Мир человека»
Личностные результаты:
обучающийся научится:
-ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знанию основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитию этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.
обучающийся получит возможность научиться:
-способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживанием, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
обучающий получит возможность научиться:
-способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной, нравственной действительности;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, ситуацией и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные базовые учебные действия:
обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные базовые учебные действия:
обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты:
обучающийся получит возможность научиться:
-усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования;
-овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
Планируемые результаты распределяются по трём уровням:
-первый уровень результатов - обучающиеся приобретают социальные знания. На первом уровне обучающиеся получает знания о духовно-нравственных ценностях;
-второй уровень результатов - обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. На втором уровне ценности усваиваться школьниками в форме отдельных нравственно-ориентированных поступков;
-третий уровень результатов - обучающиеся получают опыт самостоятельного общественного действия, у них формируются социально приемлемые модели поведения. На третьем уровне обучающиеся принимают участие в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности и приобретают элементы опыта духовно-нравственного поведения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают показатели эффективной деятельности: Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской и социокультурной компетентности.
Содержание курса «Мир человека»
Ученик – патриот и гражданин
Символы России. Государственные символы Кемеровской области, города Новокузнецка. Посещение Краеведческого музея. Права и обязанности гражданина России. Беседа «Патриотический долг».
Ученик и его нравственность
Диспут «Может ли доброта исцелить человека?» Беседа «Скромность и тщеславие» Игровое моделирование речевых ситуаций. «Взаимное уважение». Игровая деятельность «В поисках справедливости» Тренинг «Давайте жить дружно!» Поздравление мам «Славим руки матери!»
Ученик и его отношение к труду
КТД «Новогодний праздник». Изготовление кормушек для птиц в акции «Помоги птицам зимой» Игровые ситуации «Мир профессий» Презентация увлечений и хобби «Мир моих увлечений». Беседа «Как стать дисциплинированным?». Литературно-музыкальная композиция «Почётная профессия -защищать Родину». Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне», посвящённый Дню вывода Советских войск из Афганистана.
Ученик и природа
Литературно-музыкальная композиция «Цветы для мамы». Беседа «Что такое экологическая безопасность». День птиц. Брей ринг «Природа и мы».
Ученик и его здоровье
День Здоровья «Виват, спорт!». Час общения «Правильное питание» Беседа «Здоровый образ жизни». Акция «Сигареты – на конфету!». Конкурс на лучшего знатока ПДД «Безопасное колесо».
Ученик и Мир прекрасного
«Для Вас ветеран» литературно-музыкальная гостиная. Экскурсия в музей. «Забота о родителях – дело совести каждого», классный час с родителями. Беседа «Красивые и некрасивые поступки»
Тематический план курса «Мир человека»
№ | Тема | количество часов | 1 | Ученик – патриот и гражданин | 5 | 2 | Ученик и его нравственность | 7 | 3 | Ученик и его отношение к труду | 8 | 4 | Ученик и природа | 4 | 5 | Ученик и его здоровье | 5 | 6 | Ученик и Мир прекрасного | 5 | Итого | 34 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | тема занятия | кол-во часов | дата проведения |
план | факт |
1 | Символы России. | 1 | | |
2 | Государственные символы Республики Хакасия | 1 | | |
3 | Посещение музея | 1 | | |
4 | Права и обязанности гражданина России. | 1 | | |
5 | Беседа «Патриотический долг» | 1 | | |
6 | Диспут «Может ли доброта исцелить человека?» | 1 | | |
7 | Беседа «Скромность и тщеславие». Игровое моделирование речевых ситуаций | 1 | | |
8 | «Взаимное уважение». | 1 | | |
9 | Игровая деятельность «В поисках справедливости» | 1 | | |
10 | Игровая деятельность «Давайте жить дружно!» | 1 | | |
11 | Поздравление мам «Славим руки матери!» | 1 | | |
12 | Игра «Новогодний праздник». | 1 | | |
13 | Изготовление кормушек для птиц в акции «Помоги птицам зимой» | 1 | | |
14 | Игровые ситуации «Мир профессий» | 1 | | |
15 | Игровые ситуации «Мир профессий» | | | |
16 | Презентация увлечений и хобби «Мир моих увлечений». | 1 | | |
17 | Беседа «Как стать дисциплинированным?». | 1 | | |
18 | Литературно-музыкальная композиция «Почётная профессия -защищать Родину». | 1 | | |
19 | Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне», посвящённый Дню вывода Советских войск из Афганистана. | 1 | | |
20 | Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне», посвящённый Дню вывода Советских войск из Афганистана. | 1 | | |
21 | Литературно-музыкальная композиция «Цветы для мамы». | 1 | | |
22 | Беседа «Что такое экологическая безопасность». | 1 | | |
23 | День птиц. | 1 | | |
24 | Брей ринг «Природа и мы». | 1 | | |
25 | День Здоровья «Виват, спорт!». | 1 | | |
26 | Час общения «Правильное питание» | 1 | | |
27 | Беседа «Здоровый образ жизни». | 1 | | |
28 | Акция «Сигареты – на конфету!». | 1 | | |
29 | Конкурс на лучшего знатока ПДД «Безопасное колесо». | 1 | | |
30 | «Для Вас ветеран» литературно-музыкальная гостиная. | 1 | | |
31 | Экскурсия в музей. «Забота о родителях – дело совести каждого». | 1 | | |
32 | «Забота о родителях – дело совести каждого», классный час с родителями. | 1 | | |
33 | Беседа «Красивые и некрасивые поступки» | 1 | | |
34 | Тематический час «Навстречу лету!». | 1 | | |