Программа внеурочной деятельности «Мир книги» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В работе с детьми большое значение имеет обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, приговорки, прибаутки, наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Психолого-педагогические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью обусловливают слабое усвоение этими детьми всех необходимых умений и навыков.
Известно, что дети с нарушением интеллекта очень поздно начинают интересоваться книгами, поэтому не всегда правильно умеют обращаться с ними. С большим трудом дети воспринимают прочитанное на слух, не всегда умеют адекватно воспринять картинки к книжным сюжетам. Дети с раннего возраста не проявляют интереса ни к слушанию, ни к чтению, ни к рассматриванию картинок. Характерно, что и сосредоточение на сюжетной картинке в книжке возможно для такого ребенка лишь на короткое время. Оно тоже фрагментарно, выхватываются отдельные значимые для ребенка детали, и плохо воспринимается общий смысл.
Программа развивает интерес детей к книгам, литературе. Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего гармоничного развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека. Коррекционные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания.
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс "Мир книги” в 2 классе рассчитан на 34 часов (34 учебные недели).
Количество часов в неделю, отводимых на уроки “Мир книги” в 2 классе, определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составляет 1 час в неделю.
Содержание программы коррекционного курса «Волшебный мир книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Содержание коррекционных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, прослушивать. В программу включены экскурсии в библиотеку.
Рассматривание книги. Формирование представлений о создании книги. Формирование бережного отношения к книге, закрепление правил пользования книгой. Формирование эмоционального отклика на иллюстрации. Формирование представлений о частях книги (обложка, страницы, переплет). Участие в игре-викторине на основе любимых сказок. Создание выставки любимых книг и работ по сюжетам произведений.
Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения.
Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения.
№ | Тема | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Содержание курса | Дата проведения |
Мир книги |
1 | Правила работы с книгой. Рассматривание книги. | 1 | Рассматривание книги. Просмотр презентации о правилах пользования книгой. Ремонт старых книг. Создание книжного уголка в классе. Закреплять умение выполнять задание учителя. Знакомство с библиотекой, ее отделами. Знакомство с профессией библиотекарь. | Рассматривание книги. Формирование представлений о создании книги. Формирование бережного отношения к книге, закрепление правил пользования книгой. Вызвать эмоциональный отклик на иллюстрации. Формирование представлений о частях книги (обложка, страницы, переплет). | |
2 | “Откуда книга пришла”. Формирование представлений о создании книги. | 1 | |
3 | Создание книжного уголка. Формирование представлений о значении книг. | 1 | |
4 | Беседа об экскурсии в библиотеку | 1 | |
По страницам любимых книг |
5 | Прослушивание русской народной сказки “Репка” | 1 | Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций. | Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения. | |
В гости к сказке |
6 | “Репка” Настольный театр. | 1 | Прослушивание сказки. Рассматривание книги и иллюстраций. Настольный театр. Следить за развитием действия, принимать участие в рассказывании сказки. Выполнение различных игровых заданий. Сопереживание героям. | Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения. | |
По страницам любимых книг |
7 | Прослушивание русской народной сказки “Заюшкина избушка” | 1 | Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций. | Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения. | |
В гости к сказке |
8 | Конструирование по мотивам сказки “Заюшкина избушка” | 1 | Вспомнить сказку “Заяц-хваста”. Рассмотреть книгу, иллюстрации в ней. Конструирование избушки из конструктора. | Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения. | |
По страницам любимых книг |
9 | Прослушивание русской народной сказки "Заяц-хваста” | 1 | Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций. | Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения. | |
В гости к сказке |
10 | Создание иллюстрации к сказке “Заяц-хваста”. Коллективная работа. | 1 | Вспомнить сказку “Заяц-хваста”. Рассмотреть книгу, иллюстрации в ней. Создание иллюстрации к сказке. | Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения. | |
По страницам любимых книг |
11 | Прослушивание сказки “Теремок” в разных обработках | 1 | Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций. | Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения. | |
В гости к сказке |
12 | Инсценировка сказки “Теремок”. | 1 | Вспомнить сказку “Теремок”. Рассмотреть книгу, иллюстрации к сказке. Имитировать действие персонажей сказки, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей. Уметь согласовывать свои действия с другими детьми - героями сказки. | Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения. | |
По страницам любимых книг |
13 | Прослушивание русской народной сказки “Три медведя” | 1 | Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций. | Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения. | |
В гости к сказке |
14 | Дидактическая игра “В гостях у трех медведей” | 1 | Вспомнить сказку “Три медведя”. Рассмотреть книгу, иллюстрации к сказке. Имитировать действие персонажей сказки, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей. Уметь согласовывать свои действия с другими детьми - героями сказки. | Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения. | |
По страницам любимых книг |
15 | Прослушивание русской народной сказки “Курочка Ряба” | 1 | Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций. | Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения. | |
В гости к сказке |
16 | Настольный театр “Курочка ряба” | 1 | Прослушивание сказки. Рассматривание книги и иллюстраций. Настольный театр. Следить за развитием действия, принимать участие в рассказывании сказки. Выполнение различных игровых заданий. Сопереживание героям. | Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения. | |
По страницам любимых книг |
17 | Прослушивание русской народной сказки “Как собака друга искала” | 1 | Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций. | Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения. | |
В гости к сказке |
18 | Создание сюжетной аппликации по мотивам сказки “Как собака друга искала” | 1 | Вспомнить сказку “Как собака друга искала”. Рассмотреть книгу, иллюстрации в ней. Создание сюжетной аппликации. | Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения. | |
По страницам любимых книг |
19 | Прослушивание сказки в стихах К.И. Чуковского “Мойдодыр” | 1 | Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций. | Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения. | |
В гости к сказке |
20 | Игра-драматизация по сказке К.И. Чуковского “Мойдодыр” | 1 | Вспомнить сказку “Мойдодыр”. Рассмотреть книгу, иллюстрации в ней. Следить за развитием действия, принимать участие в рассказывании сказки. Формирование культурно-гигиенических навыков. | Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения. | |
По страницам любимых книг |
21 | Прослушивание русской народной сказки “Колобок” | 1 | Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций. | Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения. | |
В гости к сказке |
22 | Лепка по сюжету сказки “Колобок”. | 1 | Вспомнить сказку “Колобок”. Рассмотреть книгу, иллюстрации в ней. Эмоционально отзываться к процессу лепки, к игровым персонажам. Лепка “колобка” из пластилина. | Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения. | |
По страницам любимых книг |
23 | Прослушивание рассказа Н.Н. Носова “Живая шляпа” | 1 | Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций. | Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения. | |
В гости к сказке |
24 | Игра-драматизация “Живая шляпа” | 1 | Вспомнить рассказ “Живая шляпа”. Рассмотреть книгу, иллюстрации к сказке. Имитировать действие персонажей рассказа, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей. Уметь согласовывать свои действия с другими детьми - героями рассказа. | Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения. | |
По страницам любимых книг |
25 | Прослушивание рассказа Н.Н. Носова “Заплатка”. | 1 | Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций. | Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения. | |
В гости к сказке |
26 | Дидактическая игра по сюжету “Мамины помощники” | 1 | Вспомнить рассказ “Живая шляпа”. Рассмотреть книгу, иллюстрации к рассказу. передавать несложные эмоциональные состояния персонажей. Уметь согласовывать свои действия с другими детьми - героями рассказа. Принимать правила игры и выполнять несложные игровые действия. | Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения. | |
По страницам любимых книг |
27 | Прослушивание сказки “Сказка про жадность” Ирис Ревю | 1 | Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций. | Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения. | |
В гости к сказке |
28 | Игра-драматизация по сюжету “Сказки про жадность! Ирис Ревю | 1 | Вспомнить сказку “Сказка про жадность”. Рассмотреть книгу, иллюстрации к рассказу. передавать несложные эмоциональные состояния персонажей. Уметь согласовывать свои действия с другими детьми - героями сказки. Принимать правила игры и выполнять несложные игровые действия. | Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения. | |
По страницам любимых книг |
29 | Прослушивание поучительной сказки про еду | 1 | Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций. | Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения. | |
В гости к сказке |
30 | Создание иллюстрации к поучительной сказке про еду | 1 | Вспомнить поучительную сказку про еду. Рассмотреть книгу, иллюстрации в ней. Беседа по сюжету сказки. Создание иллюстрации к сказке. | Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения. | |
По страницам любимых книг |
31 | Прослушивание русской народной сказки “Волк и семеро козлят” | 1 | Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций. | Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения. | |
В гости к сказке |
32 | Собирание пазла-сказки “Волк и семеро козлят. | 1 | Вспомнить сказку “Волк и семеро козлят”. Рассмотреть книгу, иллюстрации в ней. Собрать пазл по сюжету сказки. | Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения. | |
Мир книги |
33 | Игра-викторина “Вспомни сказку” | 1 | Узнавание сказки или сказочного персонажа по словесному описанию. Узнавание иллюстраций к знакомым произведениям. | Рассматривание книги. Формирование представлений о создании книги. Формирование бережного отношения к книге, закрепление правил пользования книгой. Формирование эмоционального отклика на иллюстрации. Участие в игре-викторине на основе любимых сказок. Создание выставки любимых книг и работ по сюжетам произведений. | |
34 | Создание выставки любимых книг и работ по сюжетам произведений | 1 | Выбор любимой книги. Помощь педагогу в создании выставки. Обмен книгами с другими детьми. | |