СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир книги" 2 класс (2 вариант)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана для детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир книги" 2 класс (2 вариант)»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мир книги» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель: формирование интереса к художественной литературе.

Задачи:

  • Прививать интерес к положительным героям произведений;

  • Побуждать желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему;

  • Поощрять желание прослушать произведение еще раз;

  • Побуждать задавать вопросы о прочитанном

  • Развивать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действий, сопереживать героям произведения;

  • Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, “победе” положительного героя;

  • Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов;

  • Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как себя вести;

  • Развивать умение с помощью педагога инсценировать и драматизировать народные сказки.

Общая характеристика внеурочной деятельности

В работе с детьми большое значение имеет обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, приговорки, прибаутки, наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Психолого-педагогические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью обусловливают слабое усвоение этими детьми всех необходимых умений и навыков.

Известно, что дети с нарушением интеллекта очень поздно начинают интересоваться книгами, поэтому не всегда правильно умеют обращаться с ними. С большим трудом дети воспринимают прочитанное на слух, не всегда умеют адекватно воспринять картинки к книжным сюжетам. Дети с раннего возраста не проявляют интереса ни к слушанию, ни к чтению, ни к рассматриванию картинок. Характерно, что и сосредоточение на сюжетной картинке в книжке возможно для такого ребенка лишь на короткое время. Оно тоже фрагментарно, выхватываются отдельные значимые для ребенка детали, и плохо воспринимается общий смысл.

Программа развивает интерес детей к книгам, литературе. Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего гармоничного развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека. Коррекционные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания.

Описание места внеурочной деятельности в учебном плане

В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс "Мир книги” в 2 классе рассчитан на 34 часов (34 учебные недели).

Количество часов в неделю, отводимых на уроки “Мир книги” в 2 классе, определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составляет 1 час в неделю.

Личностные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности «Мир книги».

Личностные:

  • Эмоционально переживать содержанию, героям произведения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

  • Проявление уважения к людям старшего возраста;

  • Осознание, что может, а что ему пока не удается;

  • Понимание эмоционального состояния других людей;

  • Понимание языка эмоций (позы, мимика, жесты и т.д)

  • Проявление собственных чувств;

  • Умение устанавливать и поддерживать контакты;

  • Умение кооперироваться и сотрудничать;

  • Умение избегать конфликтных ситуаций;

  • Умение пользоваться речевыми и жестовыми формами взаимодействия.

Предметные:

  • Слушать произведения художественной литературы (сказки, рассказы, стихи);

  • Отвечать на вопросы по содержанию произведения;

  • Анализировать явления, события, поступки литературных героев и оценивать их;

  • Передавать свои впечатления от прочитанного в других видах деятельности (рисовании, игре, музыке);

  • С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки;

  • Уметь отвечать на поставленные вопросы;

  • Узнавать героев сказок и соотносить их с произведениями;

  • Расширение словарного запаса

  • Расширение представлений об окружающем мире

Содержание коррекционного курса

Содержание программы коррекционного курса «Волшебный мир книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Содержание коррекционных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, прослушивать. В программу включены экскурсии в библиотеку.

Содержание внеурочной деятельности “Мир книги” включает в себя 3 раздела:

  • Мир книги

Рассматривание книги. Формирование представлений о создании книги. Формирование бережного отношения к книге, закрепление правил пользования книгой. Формирование эмоционального отклика на иллюстрации. Формирование представлений о частях книги (обложка, страницы, переплет). Участие в игре-викторине на основе любимых сказок. Создание выставки любимых книг и работ по сюжетам произведений.

  • По страницам любимых книг

Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения.

  • В гости к сказке

Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения.

Учебно-тематический план

Тема/Раздел

Кол-во часов

1

Мир книги

6

2

По страницам любимых книг

14

3

В гости к сказке

14



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  • Магнитофон

  • Проектор

  • Детские книги

  • Иллюстрации к сказкам и рассказам

  • Конструктор

  • Пазл-сказка

  • Пластилин, доски для лепки

  • Цветные карандаши, альбом

  • Настольный театр (деревянный)

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности

Содержание курса

Дата проведения

Мир книги

1

Правила работы с книгой. Рассматривание книги.

1

Рассматривание книги. Просмотр презентации о правилах пользования книгой. Ремонт старых книг. Создание книжного уголка в классе. Закреплять умение выполнять задание учителя. Знакомство с библиотекой, ее отделами. Знакомство с профессией библиотекарь.

Рассматривание книги. Формирование представлений о создании книги. Формирование бережного отношения к книге, закрепление правил пользования книгой. Вызвать эмоциональный отклик на иллюстрации. Формирование представлений о частях книги (обложка, страницы, переплет).


2

“Откуда книга пришла”. Формирование представлений о создании книги.

1


3

Создание книжного уголка. Формирование представлений о значении книг.

1


4

Беседа об экскурсии в библиотеку

1


По страницам любимых книг

5

Прослушивание русской народной сказки “Репка”

1

Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций.

Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения.


В гости к сказке

6

“Репка” Настольный театр.

1

Прослушивание сказки. Рассматривание книги и иллюстраций. Настольный театр. Следить за развитием действия, принимать участие в рассказывании сказки. Выполнение различных игровых заданий. Сопереживание героям.

Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения.


По страницам любимых книг

7

Прослушивание русской народной сказки “Заюшкина избушка”

1

Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций.


Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения.


В гости к сказке

8

Конструирование по мотивам сказки “Заюшкина избушка”

1

Вспомнить сказку “Заяц-хваста”. Рассмотреть книгу, иллюстрации в ней.

Конструирование избушки из конструктора.

Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения.


По страницам любимых книг

9

Прослушивание русской народной сказки "Заяц-хваста”

1

Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций.


Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения.


В гости к сказке

10

Создание иллюстрации к сказке “Заяц-хваста”. Коллективная работа.

1

Вспомнить сказку “Заяц-хваста”. Рассмотреть книгу, иллюстрации в ней. Создание иллюстрации к сказке.


Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения.


По страницам любимых книг

11

Прослушивание сказки “Теремок” в разных обработках

1

Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций.

Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения.


В гости к сказке

12

Инсценировка сказки “Теремок”.

1

Вспомнить сказку “Теремок”. Рассмотреть книгу, иллюстрации к сказке. Имитировать действие персонажей сказки, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей. Уметь согласовывать свои действия с другими детьми - героями сказки.

Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения.


По страницам любимых книг

13

Прослушивание русской народной сказки “Три медведя”


1

Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций.

Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения.


В гости к сказке

14

Дидактическая игра “В гостях у трех медведей”

1

Вспомнить сказку “Три медведя”. Рассмотреть книгу, иллюстрации к сказке. Имитировать действие персонажей сказки, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей. Уметь согласовывать свои действия с другими детьми - героями сказки.


Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения.


По страницам любимых книг

15

Прослушивание русской народной сказки “Курочка Ряба”

1

Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций.

Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения.


В гости к сказке

16

Настольный театр “Курочка ряба”

1

Прослушивание сказки. Рассматривание книги и иллюстраций. Настольный театр. Следить за развитием действия, принимать участие в рассказывании сказки. Выполнение различных игровых заданий. Сопереживание героям.

Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения.


По страницам любимых книг

17

Прослушивание русской народной сказки “Как собака друга искала”

1

Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций.

Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения.


В гости к сказке

18

Создание сюжетной аппликации по мотивам сказки “Как собака друга искала”

1

Вспомнить сказку “Как собака друга искала”. Рассмотреть книгу, иллюстрации в ней. Создание сюжетной аппликации.

Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения.


По страницам любимых книг

19

Прослушивание сказки в стихах К.И. Чуковского “Мойдодыр”

1

Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций.

Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения.


В гости к сказке

20

Игра-драматизация по сказке К.И. Чуковского “Мойдодыр”

1

Вспомнить сказку “Мойдодыр”. Рассмотреть книгу, иллюстрации в ней. Следить за развитием действия, принимать участие в рассказывании сказки. Формирование культурно-гигиенических навыков.

Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения.


По страницам любимых книг

21

Прослушивание русской народной сказки “Колобок”

1

Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций.

Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения.


В гости к сказке

22

Лепка по сюжету сказки “Колобок”.

1

Вспомнить сказку “Колобок”. Рассмотреть книгу, иллюстрации в ней. Эмоционально отзываться к процессу лепки, к игровым персонажам. Лепка “колобка” из пластилина.

Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения.


По страницам любимых книг

23

Прослушивание рассказа Н.Н. Носова “Живая шляпа”

1

Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций.

Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения.


В гости к сказке

24

Игра-драматизация “Живая шляпа”

1

Вспомнить рассказ “Живая шляпа”. Рассмотреть книгу, иллюстрации к сказке. Имитировать действие персонажей рассказа, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей. Уметь согласовывать свои действия с другими детьми - героями рассказа.


Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения.


По страницам любимых книг

25

Прослушивание рассказа Н.Н. Носова “Заплатка”.

1

Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций.

Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения.


В гости к сказке

26

Дидактическая игра по сюжету “Мамины помощники”

1

Вспомнить рассказ “Живая шляпа”. Рассмотреть книгу, иллюстрации к рассказу. передавать несложные эмоциональные состояния персонажей. Уметь согласовывать свои действия с другими детьми - героями рассказа. Принимать правила игры и выполнять несложные игровые действия.

Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения.


По страницам любимых книг

27

Прослушивание сказки “Сказка про жадность” Ирис Ревю

1

Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций.


Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения.


В гости к сказке

28

Игра-драматизация по сюжету “Сказки про жадность! Ирис Ревю

1

Вспомнить сказку “Сказка про жадность”. Рассмотреть книгу, иллюстрации к рассказу. передавать несложные эмоциональные состояния персонажей. Уметь согласовывать свои действия с другими детьми - героями сказки. Принимать правила игры и выполнять несложные игровые действия.

Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения.


По страницам любимых книг

29

Прослушивание поучительной сказки про еду

1

Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций.

Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения.


В гости к сказке

30

Создание иллюстрации к поучительной сказке про еду

1

Вспомнить поучительную сказку про еду. Рассмотреть книгу, иллюстрации в ней. Беседа по сюжету сказки. Создание иллюстрации к сказке.


Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения.


По страницам любимых книг

31

Прослушивание русской народной сказки “Волк и семеро козлят”

1

Прослушивание художественного произведения от начала до конца. Ответы на вопросы по сюжету сказки. Рассматривание книги и иллюстраций.


Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения.


В гости к сказке

32

Собирание пазла-сказки “Волк и семеро козлят.

1

Вспомнить сказку “Волк и семеро козлят”. Рассмотреть книгу, иллюстрации в ней.

Собрать пазл по сюжету сказки.


Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения.


Мир книги

33

Игра-викторина “Вспомни сказку”

1

Узнавание сказки или сказочного персонажа по словесному описанию. Узнавание иллюстраций к знакомым произведениям.

Рассматривание книги. Формирование представлений о создании книги. Формирование бережного отношения к книге, закрепление правил пользования книгой. Формирование эмоционального отклика на иллюстрации. Участие в игре-викторине на основе любимых сказок. Создание выставки любимых книг и работ по сюжетам произведений.


34

Создание выставки любимых книг и работ по сюжетам произведений

1

Выбор любимой книги. Помощь педагогу в создании выставки. Обмен книгами с другими детьми.