Мир профессий
5-9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мыски 2019
Рабочая программа разработана учителем истории и обществознания Петрова К.С.
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Мир профессий» 5-9 классы составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 4» с учетом программ, включенных в ее структуру.
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Мир профессий» 5-9 классы составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 4» с учетом программ, включенных в ее структуру.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Мир профессий»
К концу обучения учащегося основного уровня определяются следующие планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.
Личностные результаты включают:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Планируемые метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
Представления:
1) о профессионально значимых способностях и личностных качествах;
2) о мире профессий;
3) о психологических особенностях основных видов деятельности;
4) о профессиональной деятельности;
5) осознание детей ценности и важности профессии;
Умения:
1) самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей;
2) описывать признаки предметов, профессий и узнавать предметы и профессии по их признакам;
3) выделять существенные признаки предметов;
4) обобщать, делать выводы;
5) классифицировать явления, предметы;
6) определять последовательность выполнения операций;
7) давать определения тем или иным понятиям;
8) осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов, способность добывать новую информацию из различных источников.
9) отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю;
10) уметь пользоваться правилами выбора профессии.
Содержание курса «Мир профессий»
5-й класс (34 ч.)
Введение (2 ч.)
Обсуждение понятий труд, профессия. Донесение целей и задач курса. Классификация профессий (пирамида Е.А. Климова).
Виды деятельности: участие в игре “Собери пословицу о труде”, составление мини-рассказа о профессиях, краткое конспектирование по рассказу учителя.
Профессии “Человек-человек” (6 ч.)
Профессии особой социальной значимости. Качества, которыми должны обладать люди, выбравшие профессию цикла “Человек - человек”. Поведение, недопустимое для специалистов этой сферы труда. Профессии педагогического профиля (воспитатель, учитель, педагог-организатор, педагог – психолог, педагог – дефектолог, социальный педагог).
Виды деятельности: участие в разыгрывании сценки “На уроке”, участие в конкурсе загадок на тему “Школа”, составление плана урока, участие в мероприятии, посвященном дню учителя “Необыкновенный урок”.
Профессии «Человек -художественный образ» (6 ч.)
Люди искусства – какие они? Залог успеха: талант или трудолюбие? Цели, которые должен ставить перед собой человек, выбирающий профессии данной сферы.
Знакомство с профессией архитектора, скульптора, фотографа, дизайнера. Беседа о предмете деятельности.
Виды деятельности: участие в создании фотоколлажа, участие в создании журнала модной одежды.
Профессии «Человек - техника» (6 ч.)
Ориентированность профессий типа “Человек - техника”. Сферы деятельности, в которых востребованы люди профессий данного типа.
Обсуждение профессий слесаря, штукатура, водителя, пожарного.
Виды деятельности: рассказы детей об известных им машинах, участие в игре “Запомни и воспроизведи”, участие в беседах с представителями профессий “Человек - техника”, экскурсия в пожарную часть.
Профессии «Человек – знаковая система» (6 ч.)
Особенности и разнообразие профессий типа “Человек – знак”.
Знакомство с профессиями бухгалтера, программиста, картографа, библиотекаря.
Виды деятельности: участие в беседах с представителями профессий “Человек – знаковая система”, экскурсия в школьную библиотеку, чтение карт, составление алгоритма, проведение расчетов.
Профессии «Человек - природа» (6 ч.)
Рассмотреть, на что направлен труд, людей, выбравших профессии типа «Человек - природа». Особенность биологических объектов труда.
Знакомство с профессиями цветовода, ветеринара, егеря, лесничего, лесника.
Виды деятельности: участие в беседах с представителями профессий “Человек – природа”, участие в конкурсе рисунков “Лучший букет”, участие в оформлении стенгазеты, посвященной профессиям егеря, лесника, лесничего.
Итоговые занятия (2 ч.)
Виды деятельности: работа над мини - проектом “Профессии моих родителей”, защита мини-проектов.
6-й класс (34 ч.)
Введение (1 ч.)
Повторение классификации профессий (пирамида Е.А. Климова). Обсуждение блока цели труда.
Виды деятельности: участие в беседе.
Профессии “Человек-человек” (6 ч.)
Профессии особой социальной значимости. Соотнесение профессии типа “Человек-человек” с классификацией Е.А. Климова по целям трудовой деятельности.
Профессии медицинского профиля (врач, фельдшер, медицинская сестра).
Виды деятельности: участие в пресс – конференции со школьной медсестрой, экскурсия в больницу, участие в выпуске газеты «Необычные специальности врачей».
Профессии «Человек - художественный образ» (6 ч.)
С какими проблемами могут столкнуться люди искусства. Пути преодоления трудностей, которые могут ожидать людей, выбирающих профессии данного типа. Соотнесение профессий типа «Человек - художественный образ» с классификацией Е.А. Климова по целям трудовой деятельности.
Знакомство с профессиями художника, модели, визажиста, стилиста.
Виды деятельности: составление презентации на тему «Выдающиеся художники», участие в создании стилистического образа, экскурсия в картинную галерею.
Профессии «Человек - техника» (6 ч.)
Соотнесение профессий типа «Человек - техника» с классификацией Е.А. Климова по целям трудовой деятельности. Обсуждение профессий электрик, швея, реставратор, летчик.
Виды деятельности: написание сочинения на тему «Если бы я был летчиком», составление презентации по профессии реставратор, подготовка доклада «Легко ли быть швеей».
Профессии «Человек – знаковая система» (6 ч.)
Соотнесение профессий типа «Человек – знаковая система» с классификацией Е.А. Климова по целям трудовой деятельности.
Знакомство с профессиями провизор, переводчик, штурман, радист.
Виды деятельности: составление презентации на тему «Кто такой штурман», работа с документами, участие в мозговом штурме.
Профессии «Человек - природа» (6 ч.)
Соотнесение профессий типа «Человек – природа» с классификацией Е.А. Климова по целям трудовой деятельности.
Знакомство с профессиями зоотехника, океанолога, эколога, геолога.
Виды деятельности: участие в выпуске газеты «Профессии цикла «Человек - природа»», участие в составлении презентации на тему «Профессия океанолог».
Итоговые занятия (3 ч.)
Виды деятельности: работа над мини - проектом “Древо профессий моей семьи”, защита мини-проектов.
7-й класс (34 ч.)
Введение (1 ч.)
Повторение классификации профессий (пирамида Е.А. Климова). Обсуждение блока средства труда.
Виды деятельности: участие в беседе.
Профессии “Человек-человек” (7 ч.)
Профессии особой социальной значимости. Соотнесение профессии типа “Человек-человек” с классификацией Е.А. Климова по средствам и условиям трудовой деятельности.
Профессии бытового обслуживания (продавец, оператор почтового отделения, парикмахер, проводник пассажирского вагона).
Виды деятельности: экскурсия в почтовое отделение, участие в ролевой игре «Магазин», составление презентации на тему «Особенности труда проводника пассажирского поезда», участие в мастер – классе «Модная прическа».
Профессии «Человек - художественный образ» (7 ч.)
Соотнесение профессий типа «Человек - художественный образ» с классификацией Е.А. Климова по средствам и условиям трудовой деятельности.
Знакомство с профессиями музыкант, композитор, актер, режиссер, юморист.
Виды деятельности: составление презентации на тему «Выдающиеся музыканты», участие в создании сценария юмористической сценки, участие в представлении юмористической сценки.
Профессии «Человек - техника» (6 ч.)
Соотнесение профессий типа «Человек - техника» с классификацией Е.А. Климова по средствам и условиям трудовой деятельности.
Обсуждение профессий автомеханик, маркшейдер, медицинский лабораторный техник, зубной техник,
Виды деятельности: участие в конкурсе по лепке зубных протезов, написание доклада о профессии маркшейдер, составление презентации по профессии медицинский лабораторный техник.
Профессии «Человек – знаковая система» (6 ч.)
Соотнесение профессий типа «Человек – знаковая система» с классификацией Е.А. Климова по средствам и условиям трудовой деятельности.
Знакомство с профессиями андеррайтер, брокер, геодезист, кассир.
Виды деятельности: участие в конкурсе счетоводов, участие в ролевой игре по профессии брокер, составление презентации по профессии геодезист, участие в беседе «Какими качествами должен обладать человек, работающий андеррайтером?».
Профессии «Человек - природа» (7 ч.)
Соотнесение профессий типа «Человек – природа» с классификацией Е.А. Климова по средствам и условиям трудовой деятельности.
Знакомство с профессиями кинолог, пчеловод, метеоролог, биолог.
Виды деятельности: участие в выпуске газеты «Профессии цикла «Человек - природа»», участие в сюжетно – ролевых играх.
8-й класс (34 ч.)
Введение (1 ч.)
Цели курса. Входное анкетирование.
Виды деятельности: участие в анкетировании.
Я выбираю профессию (16 ч.)
Многообразие мира профессий. Понятие профессии, специальности, должности. Особенности выбора профессии в актуальных социально-экономических условиях. Атлас новых профессий.
Стратегия профессионального выбора. Правило хорошего выбора профессии («Хочу» – «Могу» – «Надо»).
Индивидуальная ситуация выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Ролевая игра «Выбор профессии».
Классификации профессий. Обзор классификации профессий по Е.А. Климову. Типология профессий. Типологические требования к профессии. Понятия профессиограммы и психограммы.
Склонности и интересы в профессиональном выборе («Хочу»). Диагностическая процедура: «Карта интересов».
Виды деятельности: участие в «мозговом штурме», участие в диагностической процедуре «Карта интересов», составление презентации на тему «Типология профессий», составление и защита доклада по теме «Новые профессии», участие в ролевой игре «Выбор профессии».
Проект «Мой выбор» (17 ч.)
Определение целей и задач.
Подбор и изучение материалов по теме.
Работа с литературой, анализ других источников.
Разработка плана проекта и его реализация.
Написание проекта.
Оформление проекта.
Защита проекта (презентация, доклад).
Защита личного профессионального плана.
Виды деятельности: работа по написанию, оформлению, защите проекта.
9-й класс (34 ч.)
Введение (1 ч.)
Знакомство с понятием «Профильное обучение». Многообразием видов профилей. Особенности выбора профиля дальнейшего бучения.
Виды деятельности: участие в беседе.
Информационно - технологический, математический профиль (3 ч.)
Изучение содержания профиля обучения, оценка своих интересов и совпадения своих способностей с требованиями, предъявляемыми к ним.
Виды деятельности: прохождение профориентационных тестов, упражнений, заданий.
Физико-технический профиль (3 ч.)
Изучение содержания профиля обучения, оценка своих интересов и совпадения своих способностей с требованиями, предъявляемыми к ним.
Виды деятельности: прохождение профориентационных тестов, упражнений, заданий.
Финансово - экономический профиль (3 ч.)
Изучение содержания профиля обучения, оценка своих интересов и совпадения своих способностей с требованиями, предъявляемыми к ним.
Виды деятельности: прохождение профориентационных тестов, упражнений, заданий.
Естественно — научный профиль (3 ч.)
Изучение содержания профиля обучения, оценка своих интересов и совпадения своих способностей с требованиями, предъявляемыми к ним.
Виды деятельности: прохождение профориентационных тестов, упражнений, заданий.
Производственно — технологический профиль (3 ч.)
Изучение содержания профиля обучения, оценка своих интересов и совпадения своих способностей с требованиями, предъявляемыми к ним.
Виды деятельности: прохождение профориентационных тестов, упражнений, заданий.
Социально — гуманитарный профиль (3 ч.)
Изучение содержания профиля обучения, оценка своих интересов и совпадения своих способностей с требованиями, предъявляемыми к ним.
Виды деятельности: прохождение профориентационных тестов, упражнений, заданий.
Творческий профиль (3 ч.)
Изучение содержания профиля обучения, оценка своих интересов и совпадения своих способностей с требованиями, предъявляемыми к ним. Прохождение профориентационных тестов, упражнений, заданий
Виды деятельности: прохождение профориентационных тестов, упражнений, заданий.
Военно - спортивный профиль (3 ч.)
Изучение содержания профиля обучения, оценка своих интересов и совпадения своих способностей с требованиями, предъявляемыми к ним.
Виды деятельности: прохождение профориентационных тестов, упражнений, заданий.
Определение профиля дальнейшего обучения (1 ч.)
Составление «формулы профессии». Анализ картины восприятия профилей обучения и оценка наиболее подходящего.
Виды деятельности: составление «формулы профессии».
Мои варианты профессионального обучения (8 ч.)
Постановка профессиональных целей, поиск путей их достижения, определение внешних и внутренних ресурсов, способствующих решению задач.
Знакомство с профессиональными учебными заведениями города, региона. Знакомство с направлениями и специальностями подготовки.
Виды деятельности: работа с литературой, документами; участие в анкетировании.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема раздела | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | Всего |
1. | Введение | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 |
2. | Профессии “Человек-человек” | 6 | 6 | 7 | - | - | 19 |
3. | Профессии «Человек -художественный образ | 6 | 6 | 7 | - | - | 19 |
4. | Профессии «Человек – техника | 6 | 6 | 6 | - | - | 18 |
5. | Профессии «Человек – знаковая система» | 6 | 6 | 6 | - | - | 18 |
6. | Профессии «Человек - природа» | 6 | 6 | 7 | - | - | 19 |
7. | Я выбираю профессию | - | - | - | 16 | - | - |
8. | Проект «Мой выбор» | - | - | - | 17 | - | 17 |
9. | Информационно – технологический, математический профиль | - | - | - | - | 3 | 3 |
10. | Физико – технический профиль | - | - | - | - | 3 | 3 |
11. | Финансово – экономический профиль | - | - | - | - | 3 | 3 |
12. | Естественно – научный профиль | - | - | - | - | 3 | 3 |
13. | Производственно – технологический профиль | - | - | - | - | 3 | 3 |
14. | Социально – гуманитарный профиль | - | - | - | - | 3 | 3 |
15. | Творческий профиль | - | - | - | - | 3 | 3 |
16. | Военно – спортивный профиль | - | - | - | - | 3 | 3 |
17. | Определение профиля дальнейшего обучения | - | - | - | - | 1 | 1 |
18. | Мои варианты профессионального обучения | - | - | - | - | 8 | 8 |
19. | Итоговые занятия | 2 | 3 | - | - | - | 5 |
| Итого количество часов: | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 170 |