СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности « Мой проект» (5 -7 классы)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Программа  курса предназначена для обучающихся в 5 -7 классах, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.       Актуальность программы  курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов и в среднем и старшем звене школы.  Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный и деятельностный подходы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности « Мой проект» (5 -7 классы)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия №8" города Можги Удмуртской Республики







Рабочая программа

внеурочной деятельности

« Мой проект»

(5 -7 классы)


Срок реализации – 1 год




Составитель:Пешкова Зинаида Юрьевна,

учитель биологии

первой квалификационной категории



















МОЖГА 2021 г.



Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой проект» составлена в соответствии с образовательной программой МБОУ "Гимназия №8" г.Можги УР, а также с учетом Федерального Государственного стандарта и на основе авторской программы Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Программа рассчитана на 34 ч. учебного времени (1 ч. в неделю). Курс входит в раздел  учебного плана «Внеурочной деятельности», направление -  «Проектная деятельность». 

Программа  курса предназначена для обучающихся в 5 -7 классах, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.       Актуальность программы  курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов и в среднем и старшем звене школы.  Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный и деятельностный подходы.

 

Главная цель:   выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

 Задачи:   

-   познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;       

- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

- прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

- прививать интерес к исследовательской деятельности.

 

       В основе формирования  исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

        Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Мой проект» носит развивающий характер.

Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений средних школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность средних школьников при изучении курса «Мой проект» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

  • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями пятиклассников;

    • проектная деятельность осуществляется в школе, дома;

    • проектная деятельность носит групповой характер и индивидуальный , что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

    • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

    • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

    • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

 

Основные принципы программы

  Принцип системности

Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ­ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш­ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

   В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

        В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

-   понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

- основные источники информации;

- правила оформления списка использованной литературы;

- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

-   выделять объект исследования;

- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

- работать в группе;

- пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;

-   вести наблюдения окружающего мира;

-   планировать и организовывать исследовательскую деятельность.

 

Тематическое  планирование курса «Мой проект»

 

п/п

Наименование тем

Количество
часов

1-2

Что такое проект. Я- проектирую.

2

3

Что такое проблема.

1

4

Мои помощники в работе над проектом.

1

5

Гипотеза – что это?

1

6-7

Удивительные вопросы. Источники информации.

2

8-9

Этапы работы над проектом. Цель моего проекта.

2

10

Актуальность темы проекта.

1

11

Задачи моего проекта.

1

12

Что такое продукт проекта.

1

13

Методы познания. Как проводить опыты?

1

14-18

Практическая часть (работа по выбранной теме)

5

19-20

Компьютер и мой проект.

2

21

Как готовить мини-сообщение. Оформление проекта.

1

22

Аудитория и слушатели. \Практикум

1

23

Защита проектов.

1

 24-25

Самоанализ

2

26

Как можно улучшить мой проект.

1

27-28

Рецензия на проект. Практикум

2

29-31

Мини -проекты в группах

3

32-33

Защита групповых проектов.

2

34

Что мы узнали и чему научились за год

1

 

                                             

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Занятие 1-2.

Тема: Что такое проект. Я проектирую.

Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся старших классов.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся старших классов.

Понятия: проект, проблема, информация, формулировка, тема.

 

Занятие 3.

Тема: Что такое проблема.

Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

 

Занятия 4.

Тема: Мои помощники в работе над проектом.

Цель: знакомство с людьми, которые могут помочь в работе над проектом (родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки и прочие родственники, а также специалисты).

Понятия: помощник, специалист, интервью, мнение, факты, сведения.

 

Занятия 5.

Тема: Гипотеза – что это?

Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, предположение, догадка, план.

 

Занятия 6.

Тема: Удивительные вопросы.

Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.


Занятия 7

Тема: Источники информации.

Цель: знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). Сбор и обработка информации.

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Отбор значимой информации.

Понятия: источник информации, сбор информации, обработка информации.

  

Занятие 8.

Тема: Этапы работы над проектом.

Цель: знакомство с понятием «этап», развитие умения выделять этапы проекта.

Понятия: этап, выделение этапов.

Занятие 9.

Тема: Цель моего проекта.

Цель: знакомство с понятием «цель», развитие умения выделять цель своего проекта.

Понятие: цель проекта

 

Занятие 10.

Тема: Актуальность темы проекта.

Цель: знакомство с понятием «актуальность», развитие умения находить и выделять существенное и значимое для современного общества.

Понятия: актуальность, общество.

 

.


 Занятие 11.

Тема: Задачи моего проекта.

Цель: знакомство со способами и путями достижения цели, развитие умения найти и решить проблему доступными способами.

Понятия: задачи, способы, пути и средства достижения цели.

Занятие 12.

Тема: Что такое продукт проекта.

Цель: знакомство с понятием «продукт проекта», формирование умения различать виды продукта, реализовать полученные знания в практической деятельности.

Понятие: продукт проекта.


Занятие 13.

Тема: Методы познания. Как проводить опыты?

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами, формирование умения различать методы познания и реализовать их в практической деятельности.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Как проводить опыты? Наблюдение за изменениями в природе. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.


Занятие 14-18


Практическая часть (работа по выбранной теме)

Цель: проведение опытов входящих в исследовательскую часть проекта, анализ результатов, составление статистических подсчетов, выводы и работа над продуктом проекта.

Понятие: практическая часть проекта


Занятия19-20

Тема: Компьютер и проект.

Цель: выявление значимости компьютера для создания проекта и необходимости его использования. Научиться работать с программами WORD и POWER POINT.

Понятия: ПК, Компьютерные программы


Занятия 21.

Тема: Как готовить мини-сообщение.

Цель: знакомство с понятием «мини-сообщение», развитие умения высказывать собственную точку зрения, воспитание самостоятельности.

Отбор информации для выступления. План выступления, его создание. Краткое изложение текста.

Понятия: выступление, мини-сообщение, план.


Занятия 22.

Тема: Аудитория и слушатели.

Цель: знакомство с понятием «аудитория», развитие умения высказывать собственную точку зрения, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, уметь задавать вопросы, формировать умение работать в группе, развитие толерантности.

Понятия: аудитория, слушатель, высказывание.


Занятие 23.

Тема: Защита проектов.

Цель: участие в неделе науки.

Понятия: презентация проекта или исследования.

          



Занятие 24-25.

Тема: Самоанализ.

Цель: формировать умение анализировать и оценивать результат своего труда, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Понятия: самоанализ, эрудиция, социальная значимость, портфолио.


Занятие 26.

Тема: Как можно улучшить мой проект?

Цель: Развитие критического мышления и оценочной рефлексии.


Занятия 27-28.

Тема: Рецензия на проект. Практикум.

Цель: развитие умения высказывать собственную точку зрения, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, уметь задавать вопросы и отвечать на них, формировать умение работать в коллективе, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.


Занятие 29-31.

Тема: Мини -проекты в группах.

Цель: развитие коммуникативных навыков, распределения ролей в группе. Умение мобильно подойти к поиску вариантов решения проблемы.


Занятие 32-33

Тема: Защита групповых проектов. Умение презентовать готовый групповой продукт. Навыки распределения равноценной нагрузки на каждого участника группы.



Занятие 34

Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

Цель: систематизировать и обобщить знания ребят по курсу «Мой проект».

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки работ.

 




Планируемые  результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

·       учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·       ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

·       способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

·       основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина.

 Выпускник получит возможность для формирования:

·       внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·       выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·       устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

·       адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

·       эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


 Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·       планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·       учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·       осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·       оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·       адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·       различать способ и результат действия.

 Выпускник получит возможность научиться:

·       в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·       проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·       самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·       осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

·       осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·       строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

·       проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·       устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·       строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

·       осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

·       записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

·       осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·       осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·       осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

·       осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

·       строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 

 Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·       адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·       допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·       учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·       формулировать собственное мнение и позицию;

·       договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·       задавать вопросы;

·       использовать речь для регуляции своего действия;

·       адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

·       учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

·       учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·       понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·       аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·       задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

·       осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·       адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·       адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 

Характеристика результатов

 

Обучающийся будет знать:

- основные особенности проведения исследований разных видов;

- методы исследования;

- правила выбора темы и объекта исследования;

- правила успешной презентации работы.

 

Обучающийся будет уметь:

- самостоятельно выбирать тему исследования;

- выделять главное и второстепенное в собранном материале;

- указывать пути дальнейшего изучения объекта;

- презентовать свою работу.

 

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

- реализовывать право на свободный выбор.

 

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

- общаться с людьми разных возрастов;

- работать в группе, коллективе;

- презентовать работу общественности.

 

 


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

     Наглядные пособия:

1) натуральные живые пособия – комнатные растения; домашние животные,

2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4) географические карты и др.

Оборудование для мультимедийных демонстраций и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса.

 

Литература:

Для учителя

1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

 2.  Гузеев В.В.     Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

 3.  Савенков А. И. Психология исследовательского обучения: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005-  345с.

 4. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула: / Чечель И.Д.  М.: Директор школы, 1998, № 3-   256с.    

 5.  Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.


 8.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

        

 Для обучающихся

1.  Большая Детская энциклопедия. Биология. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.

2. Большой атлас природы России: иллюстрированная эн­циклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.

 3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.


 Электронные ресурсы:

 

 1.     Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

  2.     А.Ликум - Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)

 3.     Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

  4.     Большая Детская энциклопедия. Биология.  [Электронный  ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)

   5.      «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)