Ростовская область, Песчанокопский район, село Песчанокопское
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Песчанокопская средняя образовательная школа №1 имени Г.В. Алисова
Принят на заседании педагогического совета протокол № 1 от «30» августа 2023 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ ПСОШ №1 имени Г.В. Алисова Приказ от 30.08.22 №126 _____________М.В. Дудченко М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
Класс 3 «В»
Учитель: Степанцева Ольга Фёдоровна
Количество часов по учебному плану
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
2023- 2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс внеурочной деятельности «Мой край родной» предполагает формирование у учащихся младших классов представлений о родном Донском крае, знакомит с историей казачества, бытом, традициями, фольклором казаков.
Программа по внеурочной деятельности «Мой край родной» объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, а так же позволяет формировать целостное и системное представление как об основах истории и культуры казачества, так и о своём роде, своей семье,
Актуальность курса заключается в его направленности на воспитание гражданина России, личности, способной «выстраивать» свой жизненный путь на основе единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.
Цель - формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию казачества.
Задачи, решаемые данной программой:
воспитание учащихся патриотами, активными гражданами;
пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
знакомство с укладом жизни казаков, их традициями и обычаями, основными занятиями, ремеслами и промыслами;
приобщение учащихся к традициям и обычаям казаков;
знакомство с некоторыми событиями в истории и современности казачества;
формирование представлений о казачьем войске;
развитие творческих способностей детей;
формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать об основных этапах и ключевых событиях истории;
-рассказывать о видах хозяйственной деятельности и занятия населения;
- использовать на практике знания о целостности процесса развития социумов (семья, населённый пункт, край, страна, мир), религиозных представлениях и особенностях культурного развития первых жителей;
-показывать на карте территорию казачества, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;
-различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;
-работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности;
-отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев - от реальных исторических лиц;
-высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;
-излагать в устной и письменной форме полученные знания по истории казачества, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты); - занимаясь проектной деятельностью;
-описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши и водоёмов;
-оценивать последствия своих действий по отношению к природным компонентам;
-осуществлять поиск информации по краеведческой тематике в местных СМИ, Интернете и т. д., дифференцировать факты и мнения;
-реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе;
-высказывать своё отношение к наиболее значительным событиям истории казачества, историческим деятелям, аргументировать собственную точку зрения;
- понимать образный язык различных видов искусства; оценивать творчество народных мастеров казачества.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
-осознания себя представителем этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданином России;
- воспитания уважения к базовым национальным ценностям, культурным и историческим традициям народов казачества;
-выработки умения общаться с людьми различных национальностей и религиозных взглядов, воспитания художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию.
-создавать научные проекты на краеведческую тему.
Программа «Мой край родной» способствует формированию у школьников следующих личностных качеств:
патриотизм;
терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку казачества;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
неравнодушное отношение к возрождению традиций казачества:
Личностным результатом обучения культуры и истории казачества является формирование:
познавательного интереса к изучению культуры и истории казачества;
всесторонне образованной, развитой личности;
понимания значения культуры казачества;
чувства гордости за свою малую родину;
уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;
представления о казачестве как неотделимой части российской истории;
Метапредметные результаты изучения курса «Мой донской казачий край» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты
Знать (понимать):
- сведения об истории донского казачества, её главные события основные этапы;
- важнейшие достижения культуры донского казачества;
- изученные виды исторических источников.
Уметь:
- соотносить даты событий истории края с обозначением века;
- ориентироваться в последовательности исторических событий;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
- сравнивать свидетельства разных источников;
- показать на карте области границы, города, места главных исторических событий;
- рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, используя при этом значение необходимых фактов, дат, терминов;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- высказывать свою точку зрения в отношении значительных событий и исторических личностей, достижений культуры;
- на практике и повседневной жизни использовать приобретенные знания и умения для понимания исторических причин и влияние этих событий и явлений в современной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенностью построения данной программы является выделение шести основных тематических разделов: «Мой край», «Труд и быт казачьей семьи», «Традиции донских казаков», «Православие в жизни донского казачества», «Традиционная культура и фольклор донского казачества», «Донское казачье войско: история и современность».
Разделы призваны реализовать цель и задачи программы.
1. «Мой край»
Мой край на карте нашей страны. Символика Донского края. Богатство растительного и животного мира Донского края. «Батюшка – Тихий Дон». Красная книга Ростовской области. Ростов – столица нашей области. Казачья станица. Знакомство с историей станицы Егорлыкской. Историческое прошлое родного посёлка.
2. «Труд и быт казачьей семьи»
Казачья семья. Ценности семьи. Уклад казачьей семьи. Как жили казаки. Хата казака. Быт казачьей семьи: двор, домашняя утварь, хозяйство. Казачья пища. Одежда казаков. Легенда «Почему у казаков штаны с красными лампасами?» Занятия казаков. Труд в казачьей семье.
3. «Традиции донских казаков»
Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди. Обычаи: уважение к старшим, взаимопомощь, почитание гостя. Верный друг казака. Календарные праздники и обряды казачества.
4. «Православие в жизни донского казачества»
Казак без веры – не казак. Святые, почитаемые казаками. Икона. День матери – казачки.
5. «Традиционная культура и фольклор Донского казачества».
Песня в жизни казаков. Казачьи пляски. Что мы знаем о народном творчестве Донского края. Казачьи игры: «Надень папаху», «Пятнашки», «Золотые ворота». Уникальный донской говор.
6. «Донское казачье войско: история и современность».
История Донского казачества. Казачья служба. Где служили казаки? Продолжительность службы. Снаряжение казака. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Бои под станицей Егорлыкской. Памятник казакам на территории нашего района. Егорлыкский казачий юрт. «Ими гордится Дон». Заслуженные люди родного посёлка. «В моём роду были…» Казачата – будущие защитники Отечества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Дата проведения |
1 | Мой край. Знакомство с предметом. | 1 | 01.09 |
| Раздел "Мой край"- 7 часов | | |
2 | Мой край на карте нашей страны. Символика Донского края. | 1 | 08.09 |
3-4 | Богатство растительного и животного мира Донского края. | 2 | 15.09 22.09 |
5 | «Батюшка – Тихий Дон». | 1 | 29.09 |
6 | Красная книга Ростовской области | 1 | 06.10 |
7 | Ростов – столица нашей области. | 1 | 13.10 |
8 | Казачья станица. | 1 | 20.10 |
| Раздел «Труд и быт казачьей семьи»- 6 часов | | |
9 | Казачья семья. Ценности семьи. | 1 | 27.10 |
10 | Уклад казачьей семьи. Как жили казаки. Хата казака. | 1 | 10.11 |
11 | Быт казачьей семьи: двор, домашняя утварь, хозяйство. | 1 | 17.11 |
12 | Казачья пища | 1 | 24.11 |
13 | Одежда казаков. Легенда «Почему у казаков штаны с красными лампасами?» | 1 | 01.12 |
14 | Занятия казаков. Труд в казачьей семье. | 1 | 08.12 |
| Раздел «Традиции донских казаков»- 5 часов | | |
15 | Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество | 1 | 15.12 |
16 | Казачьи заповеди | 1 | 22.12 |
17 | Обычаи: уважение к старшим, взаимопомощь, почитание гостя. | 1 | 12.01 |
18 | Верный друг казака | 1 | 19.01 |
19 | Календарные праздники и обряды казачества | 1 | 26.01 |
| Раздел «Православие в жизни донского казачества»- 3 часа | | |
20 | Казак без веры – не казак. | 1 | 02.02 |
21 | Святые, почитаемые казаками. Икона | 1 | 09.02 |
22 | День матери – казачки. | 1 | 16.02 |
| Раздел «Традиционная культура и фольклор Донского казачества»- 5 часов | | |
23 | Песня в жизни казаков. | 1 | 01.03 |
24 | Казачьи пляски. | 1 | 15.03 |
25 | Что мы знаем о народном творчестве Донского края. | 1 | 22.03 |
26 | Казачьи игры: «Надень папаху», «Пятнашки», «Золотые ворота». | 1 | 05.04 |
27 | Уникальный донской говор | 1 | 12.04 |
| Раздел «Донское казачье войско: история и современность»- 7 часов | | |
28 | История Донского казачества. | 1 | 19.04 |
29 | Егорлыкский казачий юрт | 1 | 26.04 |
30 | Казачья служба. Где служили казаки? Продолжительность службы. Снаряжение казака. | 1 | 03.05 |
31 | Казаки в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 17.05 |
32 | Памятник казакам на территории нашего района. «Ими гордится Дон». | 1 | 24.05 |
33 | Заслуженные люди родного села. «В моём роду были…» | 1 | 31.05 |
СПИСОК используемой литературы:
1. Астапенко, М.П. История донского казачества с древнейших времён до 1920 г. [Текст] : учебное пособие / М.П. Астапенко. – Ростов н/Д : ООО «Мини Тайп», 2004. – 608 с.
2. Астапенко, М.П. История Донского края [Текст] : учебное пособие / М.П. Астапенко, Е.М. Астапенко. – Ростов н/Д : ООО «Мини Тайп», 2005. – 684 с.
3. Астапенко, М.П. История Донского края. 1920 – 2006 гг. [Текст] : учебное пособие / М.П. Астапенко, Е.М. Астапенко. – Ростов н/Д : ООО «Мини Тайп», 2007. – 304 с.
4. Астапенко, Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII - XX вв. [Текст] / Г.Д. Астапенко. – Ростов н/Д : «БАРО-ПРЕСС», 2006. – 256 с
5. Водолацкий, В.П. Казачий Дон: очерки истории и культуры [Текст] : учебное пособие / В.П. Водолацкий, А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджьян; под ред. проф. А.П. Скорика. – Ростов н/Д : ООО «Терра», 2005. – 448 с.
6. Гордеев, А.А. История казачества [Текст] / А.А. Гордеев. – М. Вече, 2007. – 640 с.
7. Дулимов, Е.И. Государство и казачество: проблемы взаимодействия [Текст] : монография / Е.И. Дулимов; отв. ред. С.А. Кислицын. – Ростов н/Д : РГУ, 2003. – 336 с.
8. Ильюков, Л.С. Очерки древней истории Донского края [Текст] / Л.С. Ильюков. – Ростов н/Д : «Изд-во БАРО-ПРЕСС», 2004. – 151 с.
9. История донского казачества [Текст] : учебное пособие / А.И. Агафонов, А.В. Венков [и др.]; отв. ред. А.В. Венков. – Ростов н/Д : ООО «Терра», 2005. – 312 с.
10. История казачества России [Текст] : учебное пособие / А.В. Венков, В.П. Водолацкий [и др.]; отв. ред. А.В. Венков. – Ростов н/Д : ООО «Терра», 2005. – 208 с.
11. Казачий сборник [Текст] / отв. ред. Е.И. Дулимов. [Текст] – Ростов н/Д : ДЮИ, 2004. – 443 с.
12. Казачья школа. История и современное казачье образование на Дону [Текст] / составитель Г.Н. Рыковский. – Ростов н/Д : ООО Ростиздат, 2003. – 288 с.
13. Кожанов, А.П. Донское казачество в 20-х годах XX века [Текст] : учебное пособие по спецкурсу / А.П. Кожанов. – Изд.2-е, испр. и доп. – Ростов н/Д : Донской издательский дом, 2005. – 292 с.
14. Лесин, В.И. Ваше величество, это казаки… [Текст] / В.И. Лесин. – М. : Центрполиграф, 2007. – 495 с.
15. Малыхин, К.Г. История Донского края [Текст] : учебное пособие / К.Г. Малыхин. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 256 с.
16. Никитин, В.Ф. Казачество: нация или сословие? [Текст] / В.Ф. Никитин. – М. Эксмо, 2007. – 640 с.
17. Озеров, А.А. Донские казаки: проблемы возрождение и перспективы развития [Текст]. В 2-х ч. Ч. 1. История современного казачества / А.А. Озеров, А.Г. Киблицкий. – Ростов н/Д : ООО «Ростиздат», 2003. – 621 с.