СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы твои друзья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы твои друзья"»

Пояснительная записка.


Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы – твои друзья» для 1 класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами


  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2148-р;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 года Пр.- 271;

  • федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 02 февраля 2011 года, регистрационный номер 19676);

  • федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04 октября 2010 года № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 года, регистрационный номер 19682);

  • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 72);

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года № 19644);

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 5);

  • письмо Минобрнауки РФ «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 19 апреля 2011 года № 03-255;

  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ – СОШ № 38 г. Орлана 2021 – 2022 учебный год;

  • Учебный план МБОУ – СОШ № 38 г. Орлана 2021 – 2022 учебный год;

  • Годовой учебный график на 2021 – 2022 учебный год.

Данная программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы «Мы – твои друзья» А. Г. Макеевой, В. А. Самковой, Е. М. Клемяшовой. – М.: ООО «Нестле Россия», 2018.

Программа реализуется в рамках социального направления и рассчитана на 33 учебных часа в год, 1 час в неделю.



  1. Общая характеристика курса


Центральный объект программы - взаимоотношения человека с домашними животными.

Основной акцент сделан на формировании ценностного, глубоко-эмоционального отношения детей к животным. Важно, чтобы ребенок воспринимал животное не только как объект наблюдения и изучения, но и понимал, что перед ним живое существо, которое может испытывать боль и радость, страх и удовольствие, резвиться и недомогать.

Домашний питомец способен быть преданным и надежным другом, вызывать восхищение своей особой красотой, удивлять физическими способностями.

Основное содержание программы посвящено различным аспектам содержания кошек и собак, так как эти животные являются наиболее распространенными среди домашних питомцев. При этом в программе уделяется внимание и другим животным. Это дает возможность педагогу определять направление беседы с детьми в зависимости от их интересов (какие именно домашние питомцы есть в семьях учащихся, какие животные им интересны и т.д.).

Программа носит интегрированный характер. Будучи направленной на решение конкретных педагогических задач, она создает своеобразное поле проблем, для решения которых требуются определенные знания из различных предметных областей и курсов, изучаемых в начальной школе: окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, музыки.

Содержание программы строится на основе деятельного подхода. Основное условие ее эффективной реализации заключается в постоянном вовлечении учащихся в различные виды деятельности, позволяющей им приобретать новые знания, формировать суждения, осваивать практические навыки. Все это, в свою очередь, становится базой для формирования основ экологической ответственности как одной из наиболее важных черт личности.

Предлагаемые формы реализации программы создают условия не только для восприятия и усвоения знаний, но и побуждают школьников высказывать свои оценки и суждения, анализировать ситуации с использованием нравственных, эстетических категорий, с интересом и вниманием относиться к мнениям и оценочным суждениям других людей.

Воспитательный эффект программы не ограничивается лишь формированием бережного и ответственного отношения к домашним животным. Она создает условия для формирования ценностного отношения младших школьников к миру живой природы развивает экологическую культуру личности.



3. Цель курса.


Цель: сформировать у школьников ответственное отношение к домашним животным. Оно базируется на осведомленности учащихся о нуждах и потребностях четвероногих друзей, понимании — какую роль играет человек в их жизни, готовности заботиться и бережно относиться к питомцам.


4. Задачи курса


Основными задачами программы являются:

-формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира живой природы, понимания связи человека и природы;

-развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным;

-вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами.


    1. Место курса в учебном в учебном плане



Программа рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю для учащихся 1 класса.


    1. Формы проведения занятий


- беседа, диалог, дискуссия; дидактические, сюжетно-ролевые игры;

-тренинги и арт-технологии; конкурсы, викторины, турниры, проектные работы;

-тематические занятия; игровые уроки; практические занятия; конкурсы, соревнования;

- подготовка и проведение игр и праздников;

- просмотр видеоматериалов; организация экскурсий.

Возможно проведение занятий блоками в рамках тематической недели или месячника, фестивалей, олимпиад и т.п. Например, 1 марта — международный День кошек, накануне этого дня в течение недели проводятся тематические уроки и внеурочные мероприятия. Аналогичные мероприятия могут проводиться в рамках других памятных дней: Всемирный день защиты животных (4 октября), международный День собак (1 июня), День кинолога (21 июня) и др.


7. Планируемые результаты


 Личностные:

- интерес к изучению домашних животных;

- умение выражать свое отношение к домашним животным различными художественными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

- готовность внимательно и ответственно относиться к домашним животным; сопереживать и сочувствовать им;

- желание и стремление расширять свои познания, связанные с миром домашних животных за счет самостоятельного поиска информации.


Метапредметные:

- навыки организации своей деятельности: постановка цели, планирование этапов, оценка результатов своей деятельности;

- приемы исследовательской деятельности, связанной с изучением домашних животных: формулирование (с помощью учителя) цели исследования, наблюдение, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;

- навыки работы с источниками информации, связанными с домашними животными: выбор источников информации; поиск, отбор и анализ информации;

- навыки эффективной коммуникации – взаимодействие со сверстниками и взрослыми.


Предметные:

- в ценностно-ориентационной сфере – сформированные представления об экологии как важном элементе культурного опыта человечества;

- в познавательной сфере – сформированные представления о роли домашних животных в жизни человека, понимание важности правильного ухода за домашними животными (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т. д.); представление о нормах и правилах безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;

- в трудовой сфере – использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами;

- в эстетической сфере – умение оценивать красоту животного;

- в сфере физической культуры – элементарные представления о пользе нормированной физической нагрузки для здоровья, выносливости, эмоционального настроя (своего и питомца), понимание того, как ежедневные прогулки и игры с домашним животным могут повлиять на физическую активность хозяина.


























8. Содержание занятий.


п/п

Название раздела

Кол-во часов

Основное содержание раздела

Основные виды учебной деятельности

(формируемые УУД)

Формы организации учебных

занятий

1

Давайте познакомимся! 

8

Почему люди заводят домашних животных. Питомец – животное, за которым ухаживает человек, проявляя при этом ласку и заботу. Какие бывают домашние питомцы. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. Влияние общения с животными на эмоции, настроение и самочувствие человека. Почему важно обсудить приобретение питомца всей семьей. Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев. Общество охраны животных. Справочная литература, периодические издания, телепередачи, интернет-ресурсы, посвященные содержанию животных. Нормативные документы, регулирующие правила содержания домашних питомцев. Права и обязанности хозяев животных.

- Формирование представления учащихся о домашних животных как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека;

- формирование представления об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности;

- пробуждение у учащихся интереса к животным-компаньонам, осознание тех преимуществ, которые получает человек, приобретая домашнего питомца.



Беседа,

ролевые игры,

арт-технология,

выставки,

коллективный проект,

тренинги, просмотр презентаций,

индивидуальные проекты,

конкурсы

2

Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные!

6

Родословное дерево собак и кошек.

История их одомашнивания.

История появления различных пород кошек и собак, их назначение. Различные породы собак и кошек, особенности поведения, характера, привычек.

Различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой.

Собака или кошка? Что необходимо знать, чтобы правильно выбрать себе домашнего питомца. «Мы в ответе за тех, кого приручили»: самое главное качество хозяина питомца – ответственность.

- Первоначальное знакомство младших школьников с домашними питомцами (кошками и собаками) как представителями крупных семейств животных;

- знакомство учащихся с историей одомашнивания кошек и собак, причинах одомашнивания;

- развитие представлений учащихся о разнообразии пород домашних кошек и собак, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания;

- развитие у учащихся понимания того, что не важно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь.

3

Как мы устроены и как за нами ухаживать?

6

Особенности организма собак и кошек. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек.

Что необходимо собакам и кошкам для хорошего самочувствия.

Разный возраст – разные потребности. Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. Животные тоже стареют. Культура содержания собак и кошек в городе. Как должно быть обустроено место для собаки или кошки в городской квартире. Где и как правильно выгуливать собаку в городе. Как защитить собак и кошек от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным.

Почему появляются бездомные кошки и собаки. Помощь бездомным животным.


- Развитие у учащихся понимания родства человека с миром животных, связях, которые их объединяют, важности бережного отношения к природе;

- развитие интереса учащихся к домашним животным, побуждение их восхищаться внешней красотой животных и способностями, которые позволяют животным приспособиться к различным условиям жизни;

- знакомство с основными принципами ухода за домашними питомцами, развитие понимания важности ответственного отношения к домашним животным;

- развитие у учащихся сочувственного отношения к бездомным животным, понимания того, как можно им помочь.

4

Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев

4

Как общаются животные друг с другом и с человеком. Почему важно понимать «язык» животных. Звуковое общение. Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек и собак.

Основные правила воспитания и дрессировки собак и кошек. Особенности воспитания и дрессировки разных пород собак. Методы поощрения в воспитании. Как правильно воспитывать кошек?

Игры с питомцем: проводим время вместе.

Осторожно – незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними кошками и собаками. Правила безопасности при встрече с бездомными собаками.

- Расширить представление учащихся о том, как происходит общение в мире животных, используемых ими способах передачи информации, а также сформировать представление о том, почему важно понимать «язык» домашних питомцев;

- сформировать представление об основных компонентах регулярного ухода за домашними животными как главной форме проявления заботы и любви о питомце;

- формировать навыки безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными.

5

На приеме у Айболита

4

Здоров ли ваш питомец. Первые признаки недомогания у кошек и собак. В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику.

Что нужно знать о прививках собакам и кошкам.

Гигиена – прежде всего! Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку.

Какие правила помогут избежать заражения.

- Познакомить учащихся с признаками, которые могут свидетельствовать о хорошем самочувствии домашнего питомца, а также с признаками, свидетельствующими о появлении какого-либо заболевания, травмы, отравления и т. д.;

- сформировать представление о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм проявления ответственности его хозяина;

- сформировать представление у учащихся о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных;

- развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными.

6

Мы с тобой друзья!

5

Как домашние питомцы вдохновляют художников, писателей, поэтов. Образы собак и кошек в искусстве – в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце.

Знаменитые кошки и собаки. Собаки и кошки – герои. Знаменательные даты, связанные с домашними животными.

Мой питомец – самый лучший! Выставки рисунков, плакатов, фотографий, поделок в рамках тематических недель.

Подведение итогов.

- Знакомство учащихся с понятием «анималистика», анималистическими произведениями в различных жанрах искусства;

- развитие у учащихся эстетических представлений и оценок, готовности высказывать свое личное отношение к произведению искусства;

- развитие представления о роли домашних животных в жизни человека, важности бережного и уважительного отношения к питомцам.




9. Основные требования к уровню подготовки учащихся


К концу 1-го года обучения учащиеся узнают:

- о домашних животных как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека;

- об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности;

- историю одомашнивания животных, причины одомашнивания;

- о разнообразии животных, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания.



к концу 1-го года обучения учащиеся научатся:

- основным принципам ухода за домашними питомцами;

- основным правилам обучения домашнего животного;

- навыкам соблюдения личной гигиены при общении с аквариумными рыбками, домашними грызунами, кроликами;

-правилам правильного кормления домашних питомцев;

-пользоваться различными справочниками по уходу за домашними питомцами.



















10. Календарно-тематическое планирование


Наименование тем и разделов

Дата по плану

Дата по факту

Часы по плану

Часы по факту

Давайте познакомимся! (8 ч)



1

Почему люди заводят домашних животных. Выбор питомца – очень ответственный шаг



1


2

Вместе нам - лучше



1


3

Давайте познакомимся



1


4

Карнавал животных



1


5

Карнавал животных



1


6

Первый шаг – очень ответственный



1


7

Выставка литературы, посвященной домашним питомцам с презентацией книг



1


8

Выставка литературы, посвященной домашним питомцам с презентацией книг



1


Как мы появились в доме человека. Мы – очень разные (6 ч)



9

Как кошки и собаки появились в доме человека



1


10

Знакомимся с родословным деревом кошек и собак



1


11

Удивительные факты про кошачьих и собачьих



1


12

Такие разные собаки, такие разные кошки



1


13

Такие разные и такие прекрасные!



1


14

Газета про хвостатых-полосатых



1


Как мы устроены и как за нами ухаживать (6 ч)



15

Как ухаживать за нашими питомцами



1


16

Четыре лапы, хвост и не только



1


17

Удивительные факты про кошачьих и собачьих



1


18

Как за нами ухаживать



1


19

Как я ухаживаю за своим питомцем



1


20

Каждой кошке и собаке нужен дом



1


Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев (4 ч)



21

Общение в мире животных



1


22

На каком языке общаются кошки и собаки



1


23

Пойми меня! Озвучиваем фильм



1


24

Школа «Четыре лапы». Мой питомец



1


На приеме у Айболита (4 ч)



25

Будь здоров!



1


26

Невидимые, но опасные: кого можно увидеть под микроскопом. На приеме у Айболита



1


27

Конкурс плакатов «Важные правила»



1


28

Конкурс плакатов «Важные правила»



1


Мы с тобой - друзья! (5 ч)



29

Образы животных в произведениях искусства. Знаменитые кошки и собаки



1


30

Необычная прогулка. Про наши праздники и будни. Среди нас тоже есть звезды!



1


31

Коллективный проект «Удивительная выставка»



1


32-33

Резерв



2



Итого

33


33



11. Учебно-методическое обеспечение и материально-техническая база



  1. «Мы – твои друзья» А. Г. Макеевой, В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова. – М.: ООО «Нестле Россия», 2018.

  2. Сайт: www.pet-school.ru


  1. Необходимые материалы:

  2. Бумага формат А3, шариковые ручки, маркеры, цветные карандаши, ватман.

  3. Технические средства:

  4. компьютер, проектор.

  5. Художественное или графическое оформление: рабочие тетради для учащихся, комплект плакатов.