Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы – твои друзья» для 1 класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2148-р;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 года Пр.- 271;
федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 02 февраля 2011 года, регистрационный номер 19676);
федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04 октября 2010 года № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 года, регистрационный номер 19682);
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 72);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года № 19644);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 5);
письмо Минобрнауки РФ «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 19 апреля 2011 года № 03-255;
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ – СОШ № 38 г. Орлана 2021 – 2022 учебный год;
Учебный план МБОУ – СОШ № 38 г. Орлана 2021 – 2022 учебный год;
Годовой учебный график на 2021 – 2022 учебный год.
Данная программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы «Мы – твои друзья» А. Г. Макеевой, В. А. Самковой, Е. М. Клемяшовой. – М.: ООО «Нестле Россия», 2018.
Программа реализуется в рамках социального направления и рассчитана на 33 учебных часа в год, 1 час в неделю.
Общая характеристика курса
Центральный объект программы - взаимоотношения человека с домашними животными.
Основной акцент сделан на формировании ценностного, глубоко-эмоционального отношения детей к животным. Важно, чтобы ребенок воспринимал животное не только как объект наблюдения и изучения, но и понимал, что перед ним живое существо, которое может испытывать боль и радость, страх и удовольствие, резвиться и недомогать.
Домашний питомец способен быть преданным и надежным другом, вызывать восхищение своей особой красотой, удивлять физическими способностями.
Основное содержание программы посвящено различным аспектам содержания кошек и собак, так как эти животные являются наиболее распространенными среди домашних питомцев. При этом в программе уделяется внимание и другим животным. Это дает возможность педагогу определять направление беседы с детьми в зависимости от их интересов (какие именно домашние питомцы есть в семьях учащихся, какие животные им интересны и т.д.).
Программа носит интегрированный характер. Будучи направленной на решение конкретных педагогических задач, она создает своеобразное поле проблем, для решения которых требуются определенные знания из различных предметных областей и курсов, изучаемых в начальной школе: окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, музыки.
Содержание программы строится на основе деятельного подхода. Основное условие ее эффективной реализации заключается в постоянном вовлечении учащихся в различные виды деятельности, позволяющей им приобретать новые знания, формировать суждения, осваивать практические навыки. Все это, в свою очередь, становится базой для формирования основ экологической ответственности как одной из наиболее важных черт личности.
Предлагаемые формы реализации программы создают условия не только для восприятия и усвоения знаний, но и побуждают школьников высказывать свои оценки и суждения, анализировать ситуации с использованием нравственных, эстетических категорий, с интересом и вниманием относиться к мнениям и оценочным суждениям других людей.
Воспитательный эффект программы не ограничивается лишь формированием бережного и ответственного отношения к домашним животным. Она создает условия для формирования ценностного отношения младших школьников к миру живой природы развивает экологическую культуру личности.
3. Цель курса.
Цель: сформировать у школьников ответственное отношение к домашним животным. Оно базируется на осведомленности учащихся о нуждах и потребностях четвероногих друзей, понимании — какую роль играет человек в их жизни, готовности заботиться и бережно относиться к питомцам.
4. Задачи курса
Основными задачами программы являются:
-формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира живой природы, понимания связи человека и природы;
-развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным;
-вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами.
Программа рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю для учащихся 1 класса.
- беседа, диалог, дискуссия; дидактические, сюжетно-ролевые игры;
-тренинги и арт-технологии; конкурсы, викторины, турниры, проектные работы;
-тематические занятия; игровые уроки; практические занятия; конкурсы, соревнования;
- подготовка и проведение игр и праздников;
- просмотр видеоматериалов; организация экскурсий.
Возможно проведение занятий блоками в рамках тематической недели или месячника, фестивалей, олимпиад и т.п. Например, 1 марта — международный День кошек, накануне этого дня в течение недели проводятся тематические уроки и внеурочные мероприятия. Аналогичные мероприятия могут проводиться в рамках других памятных дней: Всемирный день защиты животных (4 октября), международный День собак (1 июня), День кинолога (21 июня) и др.
7. Планируемые результаты
Личностные:
- интерес к изучению домашних животных;
- умение выражать свое отношение к домашним животным различными художественными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
- готовность внимательно и ответственно относиться к домашним животным; сопереживать и сочувствовать им;
- желание и стремление расширять свои познания, связанные с миром домашних животных за счет самостоятельного поиска информации.
Метапредметные:
- навыки организации своей деятельности: постановка цели, планирование этапов, оценка результатов своей деятельности;
- приемы исследовательской деятельности, связанной с изучением домашних животных: формулирование (с помощью учителя) цели исследования, наблюдение, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;
- навыки работы с источниками информации, связанными с домашними животными: выбор источников информации; поиск, отбор и анализ информации;
- навыки эффективной коммуникации – взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Предметные:
- в ценностно-ориентационной сфере – сформированные представления об экологии как важном элементе культурного опыта человечества;
- в познавательной сфере – сформированные представления о роли домашних животных в жизни человека, понимание важности правильного ухода за домашними животными (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т. д.); представление о нормах и правилах безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;
- в трудовой сфере – использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами;
- в эстетической сфере – умение оценивать красоту животного;
- в сфере физической культуры – элементарные представления о пользе нормированной физической нагрузки для здоровья, выносливости, эмоционального настроя (своего и питомца), понимание того, как ежедневные прогулки и игры с домашним животным могут повлиять на физическую активность хозяина.
8. Содержание занятий.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Основное содержание раздела | Основные виды учебной деятельности (формируемые УУД) | Формы организации учебных занятий |
1 | Давайте познакомимся! | 8 | Почему люди заводят домашних животных. Питомец – животное, за которым ухаживает человек, проявляя при этом ласку и заботу. Какие бывают домашние питомцы. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. Влияние общения с животными на эмоции, настроение и самочувствие человека. Почему важно обсудить приобретение питомца всей семьей. Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев. Общество охраны животных. Справочная литература, периодические издания, телепередачи, интернет-ресурсы, посвященные содержанию животных. Нормативные документы, регулирующие правила содержания домашних питомцев. Права и обязанности хозяев животных. | - Формирование представления учащихся о домашних животных как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека; - формирование представления об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности; - пробуждение у учащихся интереса к животным-компаньонам, осознание тех преимуществ, которые получает человек, приобретая домашнего питомца. | Беседа, ролевые игры, арт-технология, выставки, коллективный проект, тренинги, просмотр презентаций, индивидуальные проекты, конкурсы |
2 | Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! | 6 | Родословное дерево собак и кошек. История их одомашнивания. История появления различных пород кошек и собак, их назначение. Различные породы собак и кошек, особенности поведения, характера, привычек. Различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой. Собака или кошка? Что необходимо знать, чтобы правильно выбрать себе домашнего питомца. «Мы в ответе за тех, кого приручили»: самое главное качество хозяина питомца – ответственность. | - Первоначальное знакомство младших школьников с домашними питомцами (кошками и собаками) как представителями крупных семейств животных; - знакомство учащихся с историей одомашнивания кошек и собак, причинах одомашнивания; - развитие представлений учащихся о разнообразии пород домашних кошек и собак, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания; - развитие у учащихся понимания того, что не важно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь. |
3 | Как мы устроены и как за нами ухаживать? | 6 | Особенности организма собак и кошек. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам и кошкам для хорошего самочувствия. Разный возраст – разные потребности. Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. Животные тоже стареют. Культура содержания собак и кошек в городе. Как должно быть обустроено место для собаки или кошки в городской квартире. Где и как правильно выгуливать собаку в городе. Как защитить собак и кошек от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Почему появляются бездомные кошки и собаки. Помощь бездомным животным. | - Развитие у учащихся понимания родства человека с миром животных, связях, которые их объединяют, важности бережного отношения к природе; - развитие интереса учащихся к домашним животным, побуждение их восхищаться внешней красотой животных и способностями, которые позволяют животным приспособиться к различным условиям жизни; - знакомство с основными принципами ухода за домашними питомцами, развитие понимания важности ответственного отношения к домашним животным; - развитие у учащихся сочувственного отношения к бездомным животным, понимания того, как можно им помочь. |
4 | Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев | 4 | Как общаются животные друг с другом и с человеком. Почему важно понимать «язык» животных. Звуковое общение. Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек и собак. Основные правила воспитания и дрессировки собак и кошек. Особенности воспитания и дрессировки разных пород собак. Методы поощрения в воспитании. Как правильно воспитывать кошек? Игры с питомцем: проводим время вместе. Осторожно – незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними кошками и собаками. Правила безопасности при встрече с бездомными собаками. | - Расширить представление учащихся о том, как происходит общение в мире животных, используемых ими способах передачи информации, а также сформировать представление о том, почему важно понимать «язык» домашних питомцев; - сформировать представление об основных компонентах регулярного ухода за домашними животными как главной форме проявления заботы и любви о питомце; - формировать навыки безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными. |
5 | На приеме у Айболита | 4 | Здоров ли ваш питомец. Первые признаки недомогания у кошек и собак. В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику. Что нужно знать о прививках собакам и кошкам. Гигиена – прежде всего! Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку. Какие правила помогут избежать заражения. | - Познакомить учащихся с признаками, которые могут свидетельствовать о хорошем самочувствии домашнего питомца, а также с признаками, свидетельствующими о появлении какого-либо заболевания, травмы, отравления и т. д.; - сформировать представление о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм проявления ответственности его хозяина; - сформировать представление у учащихся о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных; - развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными. |
6 | Мы с тобой друзья! | 5 | Как домашние питомцы вдохновляют художников, писателей, поэтов. Образы собак и кошек в искусстве – в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце. Знаменитые кошки и собаки. Собаки и кошки – герои. Знаменательные даты, связанные с домашними животными. Мой питомец – самый лучший! Выставки рисунков, плакатов, фотографий, поделок в рамках тематических недель. Подведение итогов. | - Знакомство учащихся с понятием «анималистика», анималистическими произведениями в различных жанрах искусства; - развитие у учащихся эстетических представлений и оценок, готовности высказывать свое личное отношение к произведению искусства; - развитие представления о роли домашних животных в жизни человека, важности бережного и уважительного отношения к питомцам. |
9. Основные требования к уровню подготовки учащихся
К концу 1-го года обучения учащиеся узнают:
- о домашних животных как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека;
- об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности;
- историю одомашнивания животных, причины одомашнивания;
- о разнообразии животных, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания.
к концу 1-го года обучения учащиеся научатся:
- основным принципам ухода за домашними питомцами;
- основным правилам обучения домашнего животного;
- навыкам соблюдения личной гигиены при общении с аквариумными рыбками, домашними грызунами, кроликами;
-правилам правильного кормления домашних питомцев;
-пользоваться различными справочниками по уходу за домашними питомцами.
10. Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование тем и разделов | Дата по плану | Дата по факту | Часы по плану | Часы по факту |
Давайте познакомимся! (8 ч) | | |
1 | Почему люди заводят домашних животных. Выбор питомца – очень ответственный шаг | | | 1 | |
2 | Вместе нам - лучше | | | 1 | |
3 | Давайте познакомимся | | | 1 | |
4 | Карнавал животных | | | 1 | |
5 | Карнавал животных | | | 1 | |
6 | Первый шаг – очень ответственный | | | 1 | |
7 | Выставка литературы, посвященной домашним питомцам с презентацией книг | | | 1 | |
8 | Выставка литературы, посвященной домашним питомцам с презентацией книг | | | 1 | |
Как мы появились в доме человека. Мы – очень разные (6 ч) | | |
9 | Как кошки и собаки появились в доме человека | | | 1 | |
10 | Знакомимся с родословным деревом кошек и собак | | | 1 | |
11 | Удивительные факты про кошачьих и собачьих | | | 1 | |
12 | Такие разные собаки, такие разные кошки | | | 1 | |
13 | Такие разные и такие прекрасные! | | | 1 | |
14 | Газета про хвостатых-полосатых | | | 1 | |
Как мы устроены и как за нами ухаживать (6 ч) | | |
15 | Как ухаживать за нашими питомцами | | | 1 | |
16 | Четыре лапы, хвост и не только | | | 1 | |
17 | Удивительные факты про кошачьих и собачьих | | | 1 | |
18 | Как за нами ухаживать | | | 1 | |
19 | Как я ухаживаю за своим питомцем | | | 1 | |
20 | Каждой кошке и собаке нужен дом | | | 1 | |
Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев (4 ч) | | |
21 | Общение в мире животных | | | 1 | |
22 | На каком языке общаются кошки и собаки | | | 1 | |
23 | Пойми меня! Озвучиваем фильм | | | 1 | |
24 | Школа «Четыре лапы». Мой питомец | | | 1 | |
На приеме у Айболита (4 ч) | | |
25 | Будь здоров! | | | 1 | |
26 | Невидимые, но опасные: кого можно увидеть под микроскопом. На приеме у Айболита | | | 1 | |
27 | Конкурс плакатов «Важные правила» | | | 1 | |
28 | Конкурс плакатов «Важные правила» | | | 1 | |
Мы с тобой - друзья! (5 ч) | | |
29 | Образы животных в произведениях искусства. Знаменитые кошки и собаки | | | 1 | |
30 | Необычная прогулка. Про наши праздники и будни. Среди нас тоже есть звезды! | | | 1 | |
31 | Коллективный проект «Удивительная выставка» | | | 1 | |
32-33 | Резерв | | | 2 | |
| Итого | 33 | | 33 | |
11. Учебно-методическое обеспечение и материально-техническая база
«Мы – твои друзья» А. Г. Макеевой, В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова. – М.: ООО «Нестле Россия», 2018.
Сайт: www.pet-school.ru
Необходимые материалы:
Бумага формат А3, шариковые ручки, маркеры, цветные карандаши, ватман.
Технические средства:
компьютер, проектор.
Художественное или графическое оформление: рабочие тетради для учащихся, комплект плакатов.