МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №127 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР _________ Т.Н.Безрукова «____»____________ 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Школа №127 ___________Р.С.Рахимова Приказ № 000 от 00.09.2017 г. |
Рабочая программа
внеурочная деятельность
«Нестандартные задачи по математике»
6 класс
Разработала
Касюк Людмила Викторовна
ФИО педагога
учитель математики
предмет
РАССМОТРЕНО
На заседании МО учителей естественно-
научного цикла
Протокол № 1 от 28.08.2017 г.
Руководитель ШМО
______ /Алмаева М.Н./
Уфа – 2017
Пояснительная записка
Программа строится как углублённое изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление обучающихся. Уроки дают возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией пробелов знаний обучающихся, и внедрять принцип опережения. Регулярно проводимые занятия по расписанию дают возможность разрешить основную задачу: как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого ученика, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала, повысить уровень математической подготовки обучающихся.
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Данная программа составлена на основе:
-«Математика»: учебник для учащихся 6 классов ОО/А.Г.Мерзляк В.Б.Полонский, М.С.Якир - Ветна-Граф, 2016 г. (Раздел «Задачи высокой сложности»),
-«Математические олимпиады», 5-6 классы. Методическое пособие»/автор-составитель А.В.Фарков .-М.:Экзамен 2017 г.,
- «Нестандартные задачи по математике»/ Е.В.Галкин, книга для учащихся 5-11 классов – «Просвещение» - «Учебная литература», Москва, 1996
- «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителей»/ Д.В.Григорьева, П.В. Степанов. – М.: Просвещение,
2011.-223 с.- (Стандарты второго поколения);
-«Задачи на смекалку 5-6классы»/И.Ф. Шарыгин, А.В.Шевкин.-М.: Просвещение, 2010
- Депман И. Я. «За страницами учебника математики»: книга для чтения учащимися 5—6 классов;
- Глейзер Г.И. «История математики в школе»: книга для чтения учащихся 5-6 классов.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Организация работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию
Основная цель этой программы – обучение нестандартным подходам к решению нестандартных задач, повышение уровня математической культуры обучающихся, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний, которые пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Основные задачи, вытекающие из этой цели:
повысить интерес к предмету;
развитие логического и алгоритмического мышления;
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.
создание ситуации «погружения» в нестандартные задачи;
выработка навыков устной монологической речи;
формирование и развитие познавательных интересов
воспитание личности, умеющей анализировать, самоанализировать и создавать программу саморазвития.
Задачи программы:
- формировать у обучающихся навыки решения нестандартных задач;
- формировать познавательный интерес к математике, развить творческие способности, осознать мотивы учения;
- знакомить с типами заданий повышенной сложности и различными способами их решения;
- организовывать деятельность для овладения умением решать нестандартные задачи, выбирать наиболее эффективные и рациональные способы их решения;
- создавать условия для овладения умением правильно, четко и однозначно выражать мысль, формулировать ответ на поставленный вопрос;
Планируемые результаты изучения
Предметные:
обучающиеся получат возможность научиться:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Обучающие:
Развивать интерес к изучению математики как к учебному предмету;
Углубление знаний, умений, навыков быстро считать, приобретать навыки нестандартного мышления;
Развитие мотивации к изучению математики;
Развитие творчества;
Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе;
Способствовать развитию математических способностей;
Научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами.
Воспитывающие:
Воспитывать понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира;
Воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству;
Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Развивающие:
Способствование развитию у детей внимания, воображения, наблюдательности, памяти, воли, аккуратности ;
Развитие кругозора обучающихся.
Содержание программы
Математические игры.
Разгадывание ребусов. Составление и расшифровка шифров. Задачи «сказочного» содержания. Задачи на перебор (с практическим содержанием).
Числовые задачи.
Задачи на целое и его части. Задачи про цифры. Задачи типа: «Что больше?» , «Сколько же?». Числовые выражения.
Задачи на четность.
Задачи на свойства делимости. Четность и нечетность чисел. Задачи на доказательство.
Задачи на делимость чисел.
Использование признаков делимости для решения задач. Простые и составные числа. Задачи на изображение фигур, не отрывая руки от бумаги.
Переливания.
Комбинаторные задачи.
Метод перебора.
Выделение элемента множества.
Геометрия в пространстве.
Задачи со спичками. Задачи на разрезание и склеивание. Задачи типа: «Как сделать?». Задачи на кубы.
Разные задачи логического характера.
Решение различных текстовых задач (разбор нескольких способов решения, поиск наиболее рациональных способов решения).
Старинные задачи.
Решение старинных задач. Старинные меры веса и длины.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Математические игры. | 2 |
2 | Числовые задачи. | 4 |
3 | Задачи на четность. | 2 |
4 | Задачи на делимость чисел. | 2 |
5 | Переливания. | 3 |
6 | Комбинаторные задачи. | 4 |
7 | Метод перебора. | 4 |
8 | Выделение элемента множества. | 4 |
9 | Геометрия в пространстве. | 2 |
10 | Разные задачи логического характера. | 4 |
11 | Старинные задачи. | 3 |
Всего | 34 |
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что программа предусматривает углубление знаний обучающихся, получаемых ими при изучении основного курса, развитие познавательного интереса к предмету, любознательности, смекалки, расширение кругозора. Занятия построены так, чтобы быть для обучающихся интересными, увлекательными и занимательными. Отбор содержания курса произведен в соответствии с выбранными принципами параллельности и опережающей сложности. Отобрано большое количество задач, для решения которых используются арифметические способы решения, что позволяет учить обучающихся логически мыслить, рассуждать, развивать речь. Материал программы включает много нестандартных задач и способы их решения, что способствует развитию школьников, формированию у них познавательного интереса не только к решению задач вообще, но и самой математике.
Результаты освоения
Личностные 1.знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей); 2.способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем; 3.умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные: умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, вдеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения; умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты); умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения; умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений; применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач; умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные: владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами; умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения; усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов; знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры; умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки); использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»; знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости; понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы; умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.
Геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном; анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ; решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор; извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль; извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным; выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ; строить речевые конструкции; изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.; выполнять вычисления с реальными данными; проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты; выполнять проекты по всем темам данного курса; моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.
Система отслеживания и оценивания результатов:
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные обучающимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных обучающимися.
Текущий контроль осуществляется в форме тестовых, проверочных, самостоятельных и контрольных работ. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей может быть представлена в соревнованиях и конкурсах. Оценивание предусматривается таким же образом, как и в программе основного курса по математике.
Календарно - тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
1. | Математические игры. | 1 | 1 нед | |
2. | Математические игры. | 1 | 2 нед | |
3. | Числовые задачи. | 2 | 3 нед | |
4. | Числовые задачи. | 2 | 4 нед | |
5. | Числовые задачи. | 3 | 5 нед | |
6. | Числовые задачи. | 2 | 6 нед | |
7. | Задачи на четность. | 2 | 7 нед | |
8. | Задачи на четность. | 2 | 8 нед | |
9. | Задачи на делимость чисел. | 2 | 9 нед | |
10. | Задачи на делимость чисел. | 1 | 10 нед | |
11. | Переливания. | 3 | 11 нед | |
12. | Переливания. | 2 | 12 нед | |
13. | Переливания. | 2 | 13 нед | |
14. | Комбинаторные задачи. | 1 | 14 нед | |
15. | Комбинаторные задачи. | 2 | 15 нед | |
16. | Комбинаторные задачи. | 1 | 16 нед | |
17. | Комбинаторные задачи. | 2 | 17 нед | |
18. | Метод перебора. | | 18 нед | |
19 | Метод перебора. | | 19 нед | |
20 | Метод перебора. | | 20 нед | |
21 | Метод перебора. | | 21 нед | |
22 | Выделение элемента множества. | | 22 нед | |
23 | Выделение элемента множества. | | 23 нед | |
24 | Выделение элемента множества. | | 24 нед | |
25 | Выделение элемента множества. | | 25 нед | |
26 | Геометрия в пространстве. | | 26 нед | |
27 | Геометрия в пространстве. | | 27 нед | |
28 | Разные задачи логического характера. | | 28 нед | |
29 | Разные задачи логического характера. | | 29 нед | |
30 | Разные задачи логического характера. | | 30 нед | |
31 | Разные задачи логического характера. | | 31 нед | |
32 | Старинные задачи. | | 32 нед | |
33 | Старинные задачи. | | 33 нед | |
34 | Старинные задачи. | | 34 нед | |
Электронные образовательные ресурсы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт (официальный сайт) http://standart.edu.ru/
2. ФГОС (основное общее образование) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/
4. Примерные программы по учебным предметам (математика) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2629
5. Глоссарий ФГОС http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230
6. Закон РФ «Об образовании» http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2666
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
8.Концепция фундаментального ядра содержания общего образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619
9. Видеолекции разработчиков стандартов http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3729
10. Сайт издательского центра «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/
11. Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения http://www.vgf.ru/tabid/205/Default.aspx
12. Программа по математике (5-9 класс). Издательский центр «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/tabid/210/Default.aspx
13. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
14. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
15. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
16. Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей»http://www.neo.edu.ru
17. Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org
18. Образовательные ресурсы интернета (математика) http://www.alleng.ru/edu/math.htm
19. Сайт «Электронные образовательные ресурсы» http://eorhelp.ru/
20. Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов www.fcior.edu.ru
21. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
22. Портал «Открытый класс» http://www.openclass.ru/
23. Презентации по всем предметам http://powerpoint.net.ru/
25. Карман для математика http://karmanform.ucoz.ru/
26. Портал «Дневник.ру»
27. Видеоуроки по математике.
28. Образовательная платформа EFFOR.RU
7