СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Нестандартные задачи" 6 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоритическое и алгометрическое мышление обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Нестандартные задачи" 6 класс»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №127 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

_________ Т.Н.Безрукова

«____»____________ 2017 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Школа №127

___________Р.С.Рахимова

Приказ № 000 от 00.09.2017 г.







Рабочая программа

внеурочная деятельность

«Нестандартные задачи по математике»

6 класс





Разработала

Касюк Людмила Викторовна

ФИО педагога

учитель математики

предмет





РАССМОТРЕНО

На заседании МО учителей естественно-

научного цикла

Протокол № 1 от 28.08.2017 г.

Руководитель ШМО

______ /Алмаева М.Н./


Уфа – 2017


Пояснительная записка


Программа строится как углублённое изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление обучающихся. Уроки дают возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией пробелов знаний обучающихся, и внедрять принцип опережения. Регулярно проводимые занятия по расписанию дают возможность разрешить основную задачу: как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого ученика, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала, повысить уровень математической подготовки обучающихся.

С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.

Данная программа составлена на основе:

-«Математика»: учебник для учащихся 6 классов ОО/А.Г.Мерзляк В.Б.Полонский, М.С.Якир - Ветна-Граф, 2016 г. (Раздел «Задачи высокой сложности»),

-«Математические олимпиады», 5-6 классы. Методическое пособие»/автор-составитель А.В.Фарков .-М.:Экзамен 2017 г.,

- «Нестандартные задачи по математике»/ Е.В.Галкин, книга для учащихся 5-11 классов – «Просвещение» - «Учебная литература», Москва, 1996

- «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:

пособие для учителей»/ Д.В.Григорьева, П.В. Степанов. – М.: Просвещение,

2011.-223 с.- (Стандарты второго поколения);

-«Задачи на смекалку 5-6классы»/И.Ф. Шарыгин, А.В.Шевкин.-М.: Просвещение, 2010

- Депман И. Я. «За страницами учебника математики»: книга для чтения учащимися 5—6 классов;

- Глейзер Г.И. «История математики в школе»: книга для чтения учащихся 5-6 классов.

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Организация работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию

Основная цель этой программы – обучение нестандартным подходам к решению нестандартных задач, повышение уровня математической культуры обучающихся, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний, которые пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Основные задачи, вытекающие из этой цели:

  • повысить интерес к предмету;

  • развитие логического и алгоритмического мышления;

  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.

  • создание ситуации «погружения» в нестандартные задачи;

  • выработка навыков устной монологической речи;

  • формирование и развитие познавательных интересов

  • воспитание личности, умеющей анализировать, самоанализировать и создавать программу саморазвития.

Задачи программы:

- формировать у обучающихся навыки решения нестандартных задач;

- формировать познавательный интерес к математике, развить творческие способности, осознать мотивы учения;

- знакомить с типами заданий повышенной сложности и различными способами их решения;

- организовывать деятельность для овладения умением решать нестандартные задачи, выбирать наиболее эффективные и рациональные способы их решения;

- создавать условия для овладения умением правильно, четко и однозначно выражать мысль, формулировать ответ на поставленный вопрос;

Планируемые результаты изучения

Предметные:

обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;

  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

  • уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

  • выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

  • применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

  • самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.


Обучающие:

  • Развивать интерес к изучению математики как к учебному предмету;

  • Углубление знаний, умений, навыков быстро считать, приобретать навыки нестан­дартного мышления;

  • Развитие мотивации к изучению математики;

  • Развитие творчества;

  • Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе;

  • Способствовать развитию математических способностей;

  • Научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами.

Воспитывающие:

  • Воспитывать понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира;

  • Воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству;

  • Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

Развивающие:

  • Способствование развитию у детей внимания, вообра­жения, наблюдательности, памяти, воли, аккуратности ;

  • Развитие кругозора обучающихся.

Содержание программы

  1. Математические игры.

Разгадывание ребусов. Составление и расшифровка шифров. Задачи «сказочного» содержания. Задачи на перебор (с практическим содержанием).

  1. Числовые задачи.

Задачи на целое и его части. Задачи про цифры. Задачи типа: «Что больше?» , «Сколько же?». Числовые выражения.

  1. Задачи на четность.

Задачи на свойства делимости. Четность и нечетность чисел. Задачи на доказательство.

  1. Задачи на делимость чисел.

Использование признаков делимости для решения задач. Простые и составные числа. Задачи на изображение фигур, не отрывая руки от бумаги.

  1. Переливания.

  2. Комбинаторные задачи.

  3. Метод перебора.

  4. Выделение элемента множества.

  5. Геометрия в пространстве.

Задачи со спичками. Задачи на разрезание и склеивание. Задачи типа: «Как сделать?». Задачи на кубы.

  1. Разные задачи логического характера.

Решение различных текстовых задач (разбор нескольких способов решения, поиск наиболее рациональных способов решения).

  1. Старинные задачи.

Решение старинных задач. Старинные меры веса и длины.

Тематическое планирование

п/п

Раздел

Количество часов

1

Математические игры.

2

2

Числовые задачи.

4

3

Задачи на четность.

2

4

Задачи на делимость чисел.

2

5

Переливания.

3

6

Комбинаторные задачи.

4

7

Метод перебора.

4

8

Выделение элемента множества.

4

9

Геометрия в пространстве.

2

10

Разные задачи логического характера.

4

11

Старинные задачи.

3

Всего

34


Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что программа предусматривает углубление знаний обучающихся, получаемых ими при изучении основного курса, развитие познавательного интереса к предмету, любознательности, смекалки, расширение кругозора. Занятия построены так, чтобы быть для обучающихся интересными, увлекательными и занимательными. Отбор содержания курса произведен в соответствии с выбранными принципами параллельности и опережающей сложности. Отобрано большое количество задач, для решения которых используются арифметические способы решения, что позволяет учить обучающихся логически мыслить, рассуждать, развивать речь. Материал программы включает много нестандартных задач и способы их решения, что способствует развитию школьников, формированию у них познавательного интереса не только к решению задач вообще, но и самой математике.

Результаты освоения

Личностные 1.знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей); 2.способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем; 3.умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.

Метапредметные: умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, вдеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения; умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты); умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения; умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений; применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач; умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

Предметные: владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами; умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения; усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов; знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры; умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки); использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»; знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости; понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы; умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.

Вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.

Геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном; анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ; решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор; извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль; извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным; выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ; строить речевые конструкции; изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.; выполнять вычисления с реальными данными; проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты; выполнять проекты по всем темам данного курса; моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.

Система отслеживания и оценивания результатов:

При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные обучающимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных обучающимися.


Текущий контроль осуществляется в форме тестовых, проверочных, самостоятельных и контрольных работ. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей может быть представлена в соревнованиях и конкурсах. Оценивание предусматривается таким же образом, как и в программе основного курса по математике.



Календарно - тематический план

Тема

Кол-во

часов

Дата

планируемая

Дата

фактическая

1.

Математические игры.

1

1 нед


2.

Математические игры.

1

2 нед


3.

Числовые задачи.

2

3 нед


4.

Числовые задачи.

2

4 нед


5.

Числовые задачи.

3

5 нед


6.

Числовые задачи.

2

6 нед


7.

Задачи на четность.

2

7 нед


8.

Задачи на четность.

2

8 нед


9.

Задачи на делимость чисел.

2

9 нед


10.

Задачи на делимость чисел.

1

10 нед


11.

Переливания.

3

11 нед


12.

Переливания.

2

12 нед


13.

Переливания.

2

13 нед


14.

Комбинаторные задачи.

1

14 нед


15.

Комбинаторные задачи.

2

15 нед


16.

Комбинаторные задачи.

1

16 нед


17.

Комбинаторные задачи.

2

17 нед


18.

Метод перебора.


18 нед


19

Метод перебора.


19 нед


20

Метод перебора.


20 нед


21

Метод перебора.


21 нед


22

Выделение элемента множества.


22 нед


23

Выделение элемента множества.


23 нед


24

Выделение элемента множества.


24 нед


25

Выделение элемента множества.


25 нед


26

Геометрия в пространстве.


26 нед


27

Геометрия в пространстве.


27 нед


28

Разные задачи логического характера.


28 нед


29

Разные задачи логического характера.


29 нед


30

Разные задачи логического характера.


30 нед


31

Разные задачи логического характера.


31 нед


32

Старинные задачи.


32 нед


33

Старинные задачи.


33 нед


34

Старинные задачи.


34 нед



Электронные образовательные ресурсы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт (официальный сайт) http://standart.edu.ru/

2. ФГОС (основное общее образование) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/

4. Примерные программы по учебным предметам (математика) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2629

5. Глоссарий ФГОС http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230

6. Закон РФ «Об образовании» http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2666

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

8.Концепция фундаментального ядра содержания общего образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619

9. Видеолекции разработчиков стандартов http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3729

10. Сайт издательского центра «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/

11. Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения http://www.vgf.ru/tabid/205/Default.aspx

12. Программа по математике (5-9 класс). Издательский центр «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/tabid/210/Default.aspx

13. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

14. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru

15. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru

16. Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей»http://www.neo.edu.ru

17. Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org

18. Образовательные ресурсы интернета (математика) http://www.alleng.ru/edu/math.htm

19. Сайт «Электронные образовательные ресурсы» http://eorhelp.ru/

20. Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов www.fcior.edu.ru

21. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru

22. Портал «Открытый класс» http://www.openclass.ru/

23. Презентации по всем предметам http://powerpoint.net.ru/

25. Карман для математика http://karmanform.ucoz.ru/

26. Портал «Дневник.ру»

27. Видеоуроки по математике.

28. Образовательная платформа EFFOR.RU



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!