РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
по английскому языку
«Reading puzzle – я учусь читать»
для учащихся 2 класса (первого года обучения)
Автор/Разработчик: учитель английского языка высшей квалификационной категории Стороженко А.П.
Пояснительная записка
Программа по иностранному (английскому) языку на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по иностранному (английскому) языку раскрывает цели образования, развития и воспитания обучающихся средствами учебного предмета «Иностранный язык» на уровне начального общего образования, определяет обязательную (инвариантную) часть содержания изучаемого иностранного языка, за пределами которой остаётся возможность выбора учителем вариативной составляющей содержания образования по иностранному (английскому) языку.
На уровне начального общего образования закладывается база для всего последующего иноязычного образования обучающихся, формируются основы функциональной грамотности, что придаёт особую ответственность данному этапу общего образования. Изучение иностранного языка в общеобразовательных организациях начинается со 1 класса. Обучающиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с обучающимися других возрастных групп.
Построение программы по иностранному (английскому) языку имеет нелинейный характер и основано на концентрическом принципе. В каждом классе даются новые элементы содержания и новые требования. В процессе обучения освоенные на определённом этапе грамматические формы и конструкции повторяются и закрепляются на новом лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании речи.
Цели обучения иностранному (английскому) языку на уровне начального общего образования можно условно разделить на образовательные, развивающие, воспитывающие.
Образовательные цели программы по иностранному (английскому) языку на уровне начального общего образования включают:
формирование элементарной иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности общаться с носителями изучаемого иностранного языка в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) форме с учётом возрастных возможностей и потребностей обучающегося;
расширение лингвистического кругозора обучающихся за счёт овладения новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c отобранными темами общения;
освоение знаний о языковых явлениях изучаемого иностранного языка, о разных способах выражения мысли на родном и иностранном языках;
использование для решения учебных задач интеллектуальных операций (сравнение, анализ, обобщение);
формирование умений работать с информацией, представленной в текстах разного типа (описание, повествование, рассуждение), пользоваться при необходимости словарями по иностранному языку.
Развивающие цели программы по иностранному (английскому) языку на уровне начального общего образования включают:
осознание обучающимися роли языков как средства межличностного и межкультурного взаимодействия в условиях поликультурного, многоязычного мира и инструмента познания мира и культуры других народов;
становление коммуникативной культуры обучающихся и их общего речевого развития;
развитие компенсаторной способности адаптироваться к ситуациям общения при получении и передаче информации в условиях дефицита языковых средств;
формирование регулятивных действий: планирование последовательных шагов для решения учебной задачи; контроль процесса и результата своей деятельности; установление причины возникшей трудности и (или) ошибки, корректировка деятельности;
становление способности к оценке своих достижений в изучении иностранного языка, мотивация совершенствовать свои коммуникативные умения на иностранном языке.
Влияние параллельного изучения родного языка и языка других стран и народов позволяет заложить основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, помочь лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность и проявлять интерес к языкам и культурам других народов, осознать наличие и значение общечеловеческих и базовых национальных ценностей. Изучение иностранного (английского) языка обеспечивает:
понимание необходимости овладения иностранным языком как средством общения в условиях взаимодействия разных стран и народов;
формирование предпосылок социокультурной/межкультурной компетенции, позволяющей приобщаться к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка, готовности представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения, соблюдая речевой этикет и адекватно используя имеющиеся речевые и неречевые средства общения;
воспитание уважительного отношения к иной культуре посредством знакомств с культурой стран изучаемого языка и более глубокого осознания особенностей культуры своего народа;
воспитание эмоционального и познавательного интереса к художественной культуре других народов;
формирование положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «Иностранный язык».
ЦЕЛЬЮ реализации рабочей программы внеурочной деятельности начального общего образования по английскому языку «Я учусь читать» (далее «Программа «Reading puzzle – я учусь читать») является обучение чтению учащихся 1 класса для подготовки к изучению английского языка по основной образовательной программе.
Программа «Я учусь читать» рассчитана на 17 часов. Обучение ведется в группе не более 15 человек.
Главными ЗАДАЧАМИ реализации Программы «Reading puzzle – я учусь читать» являются:
- научить писать буквы английского алфавита, в том числе на слух;
- научить находить в слове изучаемые буквы или буквосочетания;
- научить произносить звуки, складывать слово по звукам;
- объяснить что такое закрытый и открытый слог;
- научить находить слова с закрытым и открытым слогом;
- научить читать слово с изучаемым звуком в закрытом и открытом слоге
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Тематическое содержание речи
Мир моего «я». Приветствие. Знакомство. Моя семья. Мой день рождения. Моя любимая еда.
Мир моих увлечений. Любимый цвет, игрушка. Любимые занятия. Мой питомец. Выходной день.
Мир вокруг меня. Моя школа. Мои друзья. Моя малая родина (город, село).
Родная страна и страны изучаемого языка. Названия родной страны и страны/стран изучаемого языка; их столиц. Произведения детского фольклора. Литературные персонажи детских книг. Праздники родной страны и страны/стран изучаемого языка (Новый год, Рождество).
Коммуникативные умения
Говорение
Коммуникативные умения диалогической речи.
Ведение с опорой на речевые ситуации, ключевые слова и (или) иллюстрации с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка:
диалога этикетного характера: приветствие, начало и завершение разговора, знакомство с собеседником; поздравление с праздником; выражение благодарности за поздравление; извинение;
диалога-расспроса: запрашивание интересующей информации; сообщение фактической информации, ответы на вопросы собеседника.
Коммуникативные умения монологической речи.
Создание с опорой на ключевые слова, вопросы и (или) иллюстрации устных монологических высказываний: описание предмета, реального человека или литературного персонажа; рассказ о себе, члене семьи, друге.
Аудирование
Понимание на слух речи учителя и других обучающихся и вербальная/невербальная реакция на услышанное (при непосредственном общении).
Восприятие и понимание на слух учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (при опосредованном общении).
Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает определение основной темы и главных фактов/событий в воспринимаемом на слух тексте с опорой на иллюстрации и с использованием языковой догадки.
Смысловое чтение
Чтение вслух учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией; понимание прочитанного.
Тексты для чтения вслух: диалог, рассказ, сказка.
Письмо
Овладение техникой письма (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов).
Воспроизведение речевых образцов, списывание текста; выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений; вставка пропущенных букв в слово или слов в предложение, дописывание предложений в соответствии с решаемой учебной задачей.
Языковые знания и навыки
Фонетическая сторона речи
Буквы английского алфавита. Корректное называние букв английского алфавита.
Нормы произношения: долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными.
Различение на слух и адекватное, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз/предложений (повествовательного, побудительного и вопросительного: общий и специальный вопросы) с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей.
Правила чтения гласных в открытом и закрытом слоге в односложных словах; согласных; основных звукобуквенных сочетаний. Вычленение из слова некоторых звукобуквенных сочетаний при анализе изученных слов.
Чтение новых слов согласно основным правилам чтения английского языка.
Знаки английской транскрипции; отличие их от букв английского алфавита. Фонетически корректное озвучивание знаков транскрипции.
Графика, орфография и пунктуация
Графически корректное (полупечатное) написание букв английского алфавита в буквосочетаниях и словах. Правильное написание изученных слов.
Социокультурные знания и умения
Знание и использование некоторых социокультурных элементов речевого поведенческого этикета, принятого в стране/странах изучаемого языка в некоторых ситуациях общения: приветствие, прощание, знакомство, выражение благодарности, извинение, поздравление (с днём рождения, Новым годом, Рождеством).
Знание небольших произведений детского фольклора страны/стран изучаемого языка (рифмовки, стихи, песенки); персонажей детских книг.
Знание названий родной страны и страны/стран изучаемого языка и их столиц.
Компенсаторные умения
Использование при чтении и аудировании языковой догадки (умения понять значение незнакомого слова или новое значение знакомого слова по контексту).
Использование в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевых слов, вопросов; иллюстраций.
Планируемые результаты реализации рабочей программы
«Reading puzzle – я учусь читать»
Личностные | Метапредметные | Предметные |
- развитие мотивации к изучению английского языка; - развитие навыков автономного обучения | - умеет искать в тексте нужную информацию; - умеет классифицировать слова по группам по заданному признаку; - умеет устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; - умеет строить рассуждения; | - умеет писать буквы английского алфавита, в том числе на слух; - умеет находить в слове изучаемые буквы или буквосочетания; - умеет произносить звуки, складывать слово по звукам; - понимает что такое закрытый и открытый слог; - умеет находить слова с закрытым и открытым слогом; - умеет читать слово с изучаемым звуком в закрытом и открытом слоге; - знает переводы некоторых слов |
ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБУЧЕНИИ:
Игровые. Через игру происходит более качественное усвоение изучаемого материала. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении, ребёнок получает опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
Ведение мониторинга личных достижений. В тетради каждого обучающегося размещены индивидуальные карты, в которых фиксируются результаты обучения по каждому разделу.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | час | Содержание темы | Результат |
Раздел 1. Согласные звуки | | - Печатание заглавной и строчной буквы; - Произношение звука; - Изготовление фонетических карточек и работа с кассой букв и звуков; - Творческие задания и игры на закрепление | - Умеет находить в слове букву; - Умеет писать заглавную и строчную букву на слух; - Умеет произносить звук |
| Буквы a, b, c, d, f и их звуки | 1 |
| Буквы e, g, h, j, k и их звуки | 1 |
| Буквы o, l, m, n ,p и их звуки | 1 |
| Буквы u, r, s, t, v и их звуки | 1 |
| Буквы I, y, x, z и их звуки | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Согласные звуки» | 1 |
| Контрольное чтение «Согласные звуки» | 1 |
Раздел 2. Согласные буквосочетания и их звуки | | - Печатание буквосочетания; - Произношение звука буквосочетания; - Изготовление фонетических карточек и работа с кассой букв и звуков; - Творческие задания и игры на закрепление | - Умеет находить в слове буквосочетание; - Умеет писать буквосочетание на слух; - Умеет произносить звук |
| Буквосочетания sh, ch и их звуки | 1 |
| Буквосочетания ph, ck и их звуки | 1 |
| Буквосочетания th, ng и их звуки | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Согласные буквосочетания и их звуки» | 1 |
| Контрольный урок по теме «Согласные буквосочетания и их звуки» | 1 |
Раздел 3. Гласные буквы и их звуки в закрытом слоге | | - Печатание заглавной и строчной буквы; - Знакомство с закрытым слогом и правилом чтения гласной в нем; - Чтение слов по звукам; - Изготовление фонетических карточек и работа с кассой букв и звуков; - Творческие задания и игры на закрепление | - Умеет писать букву; - Понимает что такое закрытый слог; - Умеет находить слова с закрытым слогом; - Умеет читать слово со звуком в закрытом слоге; - Знает перевод некоторых слов |
| Буква а. Звук буквы a в открытом слоге | 14 |
| Буква o. Звук буквы о в открытом слоге | 1 |
| Буква е. Звук буквы е в открытом слоге | 1 |
| Буква i. Звук буквы i в открытом слоге | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Гласные буквы и их звуки в закрытом слоге» | 1 |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Раздел 4. Гласные буквы и их звуки в открытом слоге | | - Знакомство с открытым слогом и правилом чтения гласной в нем; - Чтение слов по звукам; - Изготовление фонетических карточек и работа с кассой букв и звуков; - Творческие задания и игры на закрепление | - Понимает что такое открытый слог; - Умеет находить слова с открытым слогом; - Умеет читать слово со звуком в открытом слоге; - Знает перевод некоторых слов |
26-27 | Звук буквы а в открытом слоге | 2 |
28-29 | Звук буквы о в открытом слоге | 2 |
30-31 | Звуки букв е, i в открытом слоге | 2 |
32 | Обобщающий урок по теме «Гласные буквы и их звуки в открытом слоге» | 1 |
33 | Обобщающий урок по теме «Я учусь читать» | 1 | - Творческие задания и игры на закрепление | - Закрепление изученного материала |
34 | Контрольное чтение | 1 | Чтение слов без времени | - Правильно читает согласные звуки и звуки буквосочетаний, гласные звуки в закрытом и открытом слоге, слово слитно |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | | |