СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Образ и мысль"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Образ и мысль", разработана учителем начальных классов Даниловой Г.С.

Программа «Образ и мысль» ориентирована на начальную школу и является общекультурной модифицированной программой культурно-развивающей направленности по обучению учащихся начальной школы основам восприятия объектов окружающего мира (при фактическом использовании в качестве объекта познания репродукций, диапозитивов, слайдов произведений искусства).

В результате изучения материала программыу детей целенаправленно развивается визуальное мышление, формируется гармоничная эмоциональная сфера, эстетический вкус, проявляются творческие способности.

Уникальность программы состоит в технологичности методики, особом интерактивном методе организации занятий, построенных на основе совместного обсуждения учениками произведений искусства. Программа принципиально отличается от программ эстетического цикла ориентацией, в первую очередь, на организацию взаимодействия учеников с произведением искусства, а не на передачу информации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Образ и мысль"»


Оглавление

Пояснительная записка 3

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности 7

Содержание курса внеурочной деятельности 7

Тематическое планирование 13

Список литературы 19



































Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Образ и мысль» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и адаптирована к условиям образовательных учреждений Саратовской области Колесовой Е.В., тьютором программы «Образ и мысль», методистом кафедры гуманитарного и эстетического образования ГАУ ДПО «СОИРО». Программа была составлена специалистами американском организации - "Визуальное восприятие в образовании" при поддержке международной благотворительной организации ИОО.

Особенностью данной программы является то, что она не ставит перед педагогом задачу «изучения» искусства: трансляции «готовых» знаний, предоставление информации о жизни и творчестве великих мастеров, истории создания и бытовании художественных произведений, погружения в технологию творчества и т.д. В фокусе внимания педагога оказываются глубинные личностные изменения, которые происходят в детях под воздействием общения с искусством. Именно поэтому основная методическая установка курса формулируется как своеобразное напутствие учителям: «Постарайтесь взглянуть на произведение глазами ребенка...».

Предметом курса «Образ и мысль» является не искусство, а личность ребенка, развивающаяся в процессе общения с искусством.

Основная цель обучения - создание условий для развития личности ребенка в процессе самоформирования индивидуально-личностных смыслов произведений изобразительного искусства.

Уникальность данной программы состоит в том, что она позволяет в комплексе решать такие задачи, как:

1. создание условий для развития личности учащегося, в частности, таких качеств, как независимость и креативность мышления, способность к саморазвитию, решению нестандартных задач, толерантность;

2. развитие грамотного и самостоятельно мыслящего зрителя, способного совершенствоваться на основе переживания контакта с произведением искусства;

3. развитие диалогичных и интерактивных форм организации учебного процесса;

4. расширение роли музеев в сторону решения образовательных и социальных задач.

Таким образом, программа «Образ и мысль» отвечает на запрос современной школы, находящейся на пути поиска нового личностно-ориентированного содержания и форм образования.

Личностно-ориентированные методики:

  • методики группового взаимодействия;

  • арт-терапевтические методики;

  • методики развития мышления.

Данная программа направлена на раскрытие творческих способностей младшего школьника средствами изобразительного искусства и имеет своей целью эстетический рост учащихся. Темпы же эстетического роста каждого ученика сугубо индивидуальны. Программа не ставит своей целью подведение всех учеников к единому результату, тем более одновременно. Результаты развития каждого учащегося соотносятся не с принятой нормой, а с его собственной точкой отсчета от начала движения.

Принципы программы:

  • Не давать готовых знаний (исключается какая-либо информация о художниках или произведениях).

  • Использовать все имеющиеся способности воспринимать и интерпретировать произведения искусства.

  • Обращение к собственному опыту.

Эти основные принципы воплощаются в конкретной практике, организованной по особой системе, включающей в себя:

    • специально подобранные художественные произведения, выстроенные в последовательные ряды для демонстрации на экране, а также картины из постоянной экспозиции художественного музея, в котором дважды в год проводятся уроки по этой программе:

    • специально составленные вопросы, которые задаются детям во время рассматривания произведения;

    • дискуссию по поводу рассматриваемого произведения;

    • правила, которыми пользуется учитель при выполнении им роли организатора дискуссии.

Усвоение основного содержания программы – за 68 занятий.



















Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные результаты:

У учащихся продолжится формирование:

- положительное отношение к искусству и профессиональной деятельности человека, как создателя и хранителя культурного наследия;

- ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека и культурно - историческому наследию;

- интерес к поисково-исследовательской деятельности

- этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности).

Учащиеся продолжат получать возможность для формирования:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;

- этических норм (долга) на основе анализа взаимодействия учеников в дискуссии;

- ценности коллективного труда в процессе реализации проекта;

- способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность;

- бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны и родного края;

- уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности.

- эстетических чувств (прекрасного и безобразного);

- потребность в творческой деятельности.


Метапредметные результаты:

Регулятивные

У учащихся продолжится формирование:

- принимать и сохранять поставленную задачу на занятии;

своих действий по выполнению изделия при помощи учителя;

- осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану;

- проводить оценку своих действий и корректировать их.

Учащиеся продолжат получать возможность для формирования:

- работать под руководством учителя и с помощью одноклассников: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над темой;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи;

- проводить самооценку;

- воспринимать оценку своих мыслей, работы данную учителем и товарищами и вносить изменения в свои действия.

Познавательные

У учащихся продолжится формирование:

- находить и выделять необходимую информацию из иллюстраций;

- высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор;

- анализировать, сравнивать и обобщать реальные объекты и предметы искусства;

- находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами, явлениями и предметами искусства.

Учащиеся продолжат получать возможность для формирования:

- создавать небольшие устные сообщения, используя собственные знания и опыт;

- проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;

- находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям.

Коммуникативные

У учащихся продолжится формирование:

- слушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения, мнения;

- уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение партнера при работе в паре;

- выполнять работу в паре: договариваться о правилах взаимодействия, общаться с партнером в соответствии с определёнными правилами;

- формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;

- проявлять инициативу в ситуации общения.

Учащиеся продолжат получать возможность для формирования:

-воспринимать аргументы, приводимые собеседником;

- соотносить мнение партнера со своим, высказывать свою оценку, приводя аргументы «за» и «против»;

- учиться договариваться, учитывая интересы партнера и свои;

- вести диалог на заданную тему;

- использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач.


Предметные результаты

Учащиеся продолжат получать возможность для формирования:

- воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека - создателя и хранителя культурного наследия;  

- различать предметы искусства, определять необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;

- объяснять значение понятия «искусство»;

- сравнивать предметы искусства по их свойствам и способам использования.

Учащиеся продолжат получать возможность для формирования:

- осмыслить значимость сохранения культурного наследия   России.

- познакомиться с видами искусства, их особенностями, историей возникновения и развития, способом создания.

Содержание курса внеурочной деятельности


Под содержанием курса понимается информационное пространство, предъявляемое ребенку, которое должно быть разнообразным, семантически наполненным, доступным, эмоционально привлекательным. Такое информационное пространство предполагает многозначность интерпретаций специальным, таким образом подобранных произведений, заложенную в самой природе искусства.

Программа организована так, что дети получают необходимую информацию для обучения и развития из самих произведений. Отбор произведений живописи осуществляется в соответствии с целями и задачами курса, а также основными этапами становления визуального мышления как функциональной организации познавательных и эмоциональных процессов на материале произведений живописи и должны соответствовать следующим принципам:

  • доступности (доступным на том или ином этапе считается произведение, в котором дети могут понять позицию автора и высказать смысловые версии, не противоречащие авторскому замыслу);

  • содержательности (предполагает оптимальную насыщенность картины деталями и/или изображение на ней легко определяемых эмоций);

  • охвата широкого спектра жизненных явлений;

  • последовательности (учитываются возрастные особенности учащихся);

  • сочетаемости (организация восприятия на одном занятии двух произведений изобразительного искусства, объединение которых осуществляется на основе жанра, художественного направления, сходства тематики, персонажей, настроения, изобразительно - выразительных средств).

Программа курса нацелена на создание педагогических условий для реализации целостного подхода к образованию детей, творческому их становлению средствами произведений искусства, а также на осуществление практико-ориентированного подхода к развитию мышления ребѐнка посредством приобщения его к совместному поиску истины и дискуссии.

Программа курса, реализуемая в игровой форме, вносит в образовательный процесс немало специфического.

Так дети вовлекаются в "мир культуры" (в широком смысле), или:

  • в мир общения (восприятие, самовыражение, убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, коммуникация);

  • в мир искусства (творчество, эстетика, познание культурных ценностей);

  • в мир науки, техники и технологии (творчество, логика, деятельность человека среди природы).


Достижение прогнозируемых результатов обеспечивается комплексом

организационно-педагогических и методических условий. Прежде всего, самые простые, даже банальные технические требования подготовки занятия. Основное и главное условие заключается в том, что весь процесс работы строится как рассматривание и обсуждение изображений, которые могут проецироваться на большой экран, плазменную панель или интерактивную доску. Основная форма работы: занятия-тренинги с младшими школьниками.

Одним из ключевых моментов реализации технологии «Образ и мысль» является подбор произведений искусства. Правильно подобранный зрительный ряд позволит начинающему зрителю продвинуться в освоении искусства, понять, что его личная точка зрения не является единственной или абсолютно «правильной», такой же ценностью обладает мнение других зрителей.

Для отбора произведений из мирового культурного наследия используются следующие основные критерии:

  • многообразие – произведения изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства разных эпох, созданные разными народами, на основании их доступности и соответствия психологическим и возрастным особенностям «начинающего зрителя»

  • многозначность – зрительные образы должны быть неоднозначными, давать простор воображению и фантазии в соответствии с природой самого искусства, допускающего множественность разнообразных про чтений и интерпретаций одного и того же произведения, одновременного существования различных (иногда взаимоисключающих), одинаково «правильных» точек зрения. Именно это свойство обеспечивает диалоговый характер взаимодействия.

  • доступность для данного возраста – произведения должны учитывать возможности «начинающего зрителя», быть насыщены деталями и содержать в себе возможность развернутого рассказа. При обсуждении зрители могут давать самые разные толкования, более или менее близкие идее создателя. Но для того чтобы воображение и фантазия не увели «начинающего зрителя» слишком далеко с пути, который может привести к собственно художественному прочтению произведения, необходимы детали. По мере накопления опыта рассматривания и обсуждения будут усложняться сами зрительные образы, будет появляться все больше элементов загадочности, незавершенности.


На втором этапе (2класс) постепенно, по мере развития визуальной культуры учащихся, зрительный ряд расширяется за счет введения новых жанров (пейзажи, портреты и др.) По содержательной и художественно-образной сущности в этот период выделяются психологические портреты: портреты–характеры, портреты-биографии.

Пейзажи, отобранные для данного этапа, изображают природу в разное время года, время дня, при разном ее состоянии.

В основе содержания курса лежит зрительный ряд, представленный произведениями живописи и определенная система вопросов, выстраиваемая особым образом.






Тематическое планирование


п/п

Темы занятий

Кол-во

часов

1

П.Строев. В совхозе птицетреста. 1939 г.

1

2

Н.Гончарова. Прачки. 1908 г.

1

3

Бихзаде. Постройка форта Харнавак. 1494г.

1

4

Л.Плахов. В кузнице. 1845 г.

1

5

А.Толстов. Зима в деревне. 1974 г. Лаковая миниатюра.

1

6

В.Сидоров. Дети, играющие в футбол у старых амбаров. 1975 г.

1

7

Кармен Л.Гарза. День рождения Лолы и Труди. 1989 г.


1

8

Жан. Б.Грез. Избалованное дитя. 1760 г.


1

9

Х. Андо. Лодки, нач. 19 века.


1

10

И.Нивинский. Танец. 1917 г.


1

11

Ю.Пименов. Первые модницы. Новые кварталы. 1961 г.


1

12

П.Пикассо. Девочка на шаре. 1905 г.


1

13

Б.Григорьев. Турки. 1921 г.


1

14

З.Серебрякова. Карточный домик, 1919 г.


1

15

А.Венецианов. Гадание на картах. 1842 г.


1

16

П. Панин. Игра в шашки. 1824 г.

1

17

Д.Загоскин. Швея. 1 пол.20 в.


1

18

Д.Улман. Без названия. Фотография.


1

19

Питер Я.Линга. Комната в голландском доме. 1660-е гг.

1

20

А.Венецианов. Утро помещицы. 1823 г.

1

21

Рембрандт Харменс Ван Рейн. Святое семейство. 1645 г.

1

22

К.Петров-Водкин. 1919 год. Тревога. 1934 г.


1

23

Д.Ланг. Беженцы. Калифорния. 1936 г. Фотография.

1

24

П.Пикассо. Семья акробатов. 1905 г.

1

25

Просмотр и обсуждение наиболее понравившихся слайдов

1

26

Музейный урок. Проводится на экспозиции художественного музея.

1

27

Жак Г.Лартиг. Дани и его внук Винсент.


1

28

К.Петров-Водкин. Мать. 1915г.


1

29

Мать и дитя. Деревянная скульптура. Африка.


1

30

Л.Акишин. Семейный портрет. 1931 г.


1

31

М.Врубель. Богатырь, 1898г.


1

32

Декоративная панель. Каир. VI век.


1

33

Сангацуди Истадайцзи. Шуконгоцзинь. Сер.VII в.н.э.


1

34

Диего Ривера. Аграрный вождь Сапата. 1931 г. Фреска.

1

35

Без названия. Фотография.

А.Ван Остаде. Деревенские музыканты. 2 пол. 17 в.

1

36

Б.Кустодиев. Портрет Федора Шаляпина. 1922 г.


1

37

Неизвестный художник. «Семья». (Семейный портрет в интерьере).



38

Суры Ахмеда Третьего. (1703-1730)


1

39

К.Коровин. На Сенежском озере. 1898 г.


1

40

П.Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 г.


1

41

Ф.Васильев. Деревня. 1869 г.


1

42

С.Адливанкин. Трамвай Б. 1922 г.


1

43

Н.Дормидонтов. Окраина Ленинграда. 1933-37 г.

1

44

В.Васнецов. Военная телеграмма. (Новости с фронта). 1878 г.


1

45

И.Новиков. Приход Мессии на Таганку. 1989 г.


1

46

И.Репин. Не ждали, 1884г.

1

47

П.Филонов. За столом. (Пасха). 1 пол.20 в.

1

48

Просмотр и обсуждение наиболее понравившихся слайдов

1

49

Н.Ге. Петр 1 допрашивает царевича Алексея в Петергофе. 1872 г.


1

50

Д.де Рибера. Ангел освобождает св.Петра из тюрьмы. 1639 г.


1

51

М.Биринггейм. Счастливая женщина. 1949 г.

1

52

Мануэль А.Браво. Дневная мечта. 1931 г. Фотография.

1

53

К.Писсаро. Площадь Французского театра в Париже. 1898 г.


1

54

Ян Лоренс. Больничная серия «Депрессия». 1950 г.

1

55

Б.Кустодиев. Степан Разин. 1918 г.


1

56

К.Хокусаи. Большая волна. 1823 г.


1

57

У.Гомер. Штормовое предупреждение. 1885 г.


1

58

К.Богаевский. Корабли. 1912 г.


1

59

О.Домье. Вагон третьего класса. 1862-63 г.


1


60

Б.Угаров. Возрождение. 1980 г.

1

61

Н.Ге. Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила. 1856 г.


1

62

Э.Дега. Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми). 1875 г.


1

63

Т.Киселева. Портрет якутского поэта Таллана Бурье. 1961 г.


1

64

И.Репин. Осенний букет. Портрет В.И.Репиной. 1892 г.


1

65

Э.Л.Виже-Лебрен. Автопортрет. 1800 г.


1

66

С.Харунобу. Женщина с зеркалом. 1770 г. Гравюра.


1

67

Музейный урок.

Проводится на экспозиции художественного музея.

1

68

Обобщающий урок по теме курса.

1




































Список литературы

  1. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира – М., 1980

  2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., 1994.

  3. Буш Г.Диалогика и творчество. – Рига 1985

  4. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.,1987

  5. Гуружапов В.А. Как учить детей понимать изобразительное искусство. М., 1999

  6. Ершов А.П., Захарова Е.А., Пеня Т.Г. Искусство в жизни детей: опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя: Из опыта работы/, М., 1991

  7. Жуковский В.И., Пивоваров Д.В. Зримая сущность: Визуальное мышление в изобрази тельном искусстве. Свердловск, 1991.

  8. Зинченко В.П. Творчество понимания //Психологическая наука и образование. 1998. №4.

  9. Зинченко В.П., Мунипов В.М., Гордон В.М. Исследование визуального мышления // Вопросы психологии. 1973. №2.

  10. Каган М.С. Искусство в системе культуры., - Л.1987

  11. Кучинский Г.И. Диалог и мышление — Минск, 1983

  12. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания — М., 1981

  13. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте –М., 1978

  14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды—М. 1969

  15. Чухман Е.К. —М., 1985Роль искусства в развитии способностей школьников. Под ред.




16