ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности учащихся 1-х классов «Там, на неведомых дорожках» разработана на основе Программы Министерства образования РФ, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС
Нормативно-правовая база:
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Письмо департамента образования и науки от 14.09.2011 г. №47-14163/11-14 «Об особенностях организации внеурочной деятельности в классах общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Ливадийский УВК»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Должностная инструкция классного руководителя.
Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Программа внеурочной деятельности «Там, на неведомых дорожках» предназначена для учащихся 1 классов. Данная программа рассчитана на 1 год и составляет 33 часа учебного времени.
Цель программы-воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко- художественных путей развития Ялты, чувства сопричастности тому, что в ней происходит. Создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
• создать условия для полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;
• формировать коммуникативную, социальную компетентность школьников;
• формировать у детей социокультурную идентичность;
• развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;
• развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения данная программа внеурочной деятельности реализует общекультурное направление развития личности.
В программе предусмотрены следующие виды внеурочной деятельности:
проектная деятельность
проблемно-ценностное общение
духовно-нравсвенное воспитание
краеведческо-патриотическая деятельность
экскурсионная деятельность
Внеурочная деятельность позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы. Помочь им их реализовать. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:
Личностные
Обучающиеся научатся и приобретут:
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Обучающиеся получат возможности для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.
Метапредметные
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
Обучающиеся получат возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
повысить творческую активность и самостоятельность;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность:
владеть монологической и диалогической формами речи;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
В ходе реализации программы у учащихся сформируется:
расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
Учащиеся научатся:
Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Ялты;
Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1 «Культурно – массовые мероприятия по месту жительства» (13 часов)
Посещение спектаклей в театре, просмотр мультфильмов в кинотеатре, экскурсия на набережную на Новогоднюю ёлку.
Формы работы: посещение театра, кинотеатра, экскурсия, беседы, наблюдения, инструктажи.
Универсальные учебные действия: соблюдать правила техники безопасности во время проведения массовых мероприятий, экскурсий. Соблюдать этические нормы поведения. Познавать окружающий мир. Исследовать объекты. Общаться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур. Узнавать традиции, присущие нашему региону. Устанавливать контакт с собеседником. Сотрудничать с одноклассниками, педагогами, родителями, взрослыми. Оценивать результат своих действий.
Раздел 2 «Экскурсии в музеи, посещение памятных мест Ялты» (6 часов)
Экскурсия в «Ливадийский дворец», музей космонавтики
Формы работы: экскурсии в музеи, по памятным местам, беседы, наблюдения ,инструктажи по ТБ.
Универсальные учебные действия: соблюдать правила техники безопасности во время экскурсий, посещения памятных мест Ялты. Соблюдать этические нормы поведения. Исследовать объекты. Познавать окружающий мир. Узнавать историю района, традиции, присущие нашему району. Устанавливать контакт с собеседником. Сотрудничать с одноклассниками, педагогами, родителями, взрослыми. Оценивать результат своих действий.
Раздел 3 «Клуб выходного дня» (14 часов)
Походы выходного дня, прогулка на «маленькую ферму» (ТБ при передвижении детей группами).
Формы работы: поход, инструктажи по ТБ.
Универсальные учебные действия: соблюдать правила техники безопасности во время похода, проведения мероприятий. Соблюдать этические нормы поведения. Познавать окружающий мир. Укреплять здоровье. Исследовать объекты. Общаться в соответствии с ценностями и нормами общения. Устанавливать контакт с собеседником. Сотрудничать с одноклассниками, педагогами. Оценивать результат своих действий.
Краткая характеристика предполагаемых форм организации внеурочной деятельности
Занятия проводятся в форме подготовки праздничных мероприятий, экскурсий, поездок. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Теоретические занятия
Практические занятия
Посещение театров, кинотеатров
Экскурсии в музеи
Экскурсии к памятникам и памятным местам
Спортивные соревнования
Клуб выходного дня
Культурно – массовые мероприятия
Заседания клуба
Выпуск газеты по итогам мероприятий
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Наименование раздела | Всего часов | Количество часов |
Аудиторные | внеаудиторные |
1 | Культурно – массовые мероприятия по месту жительства | 13 ч. | 3 ч | 10 ч |
2 | Экскурсии в музеи, посещение памятных мест Ялты | 6 ч | 1 ч | 5 ч |
3 | Клуб выходного дня | 14ч | 2,5 ч | 11,5 ч |
| Итого | 33 ч. | 6,5 ч | 26,5ч |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕНННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИВАДИЙСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО Заместитель директора по УВР: Директор
_________ Ялпачик Е.Л. ______________Гарбуз Т.И. _________ Мазур Л.А.
Протокол № 1 25.08.2016г Приказ № 175
от 24.08. 2016г. от 01.09.2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ»
(ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
1 КЛАСС
Учитель: Анисимова Ирина Александровна
2016г