СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием разработана на основе авторской программы Ю.Н.Корлюговой, Е.Е.Гоппе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Белоярский»


РАССМОТРЕНО


На педагогическом совете

Протокол № от августа 2021 года

СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ________________

Истомина О.Ю.



УТВЕРЖДЕНО


Директор СОШ № 2 ________________

Остапенко Е.А.

Приказ от .09.2021





Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Направление: социальное



Возрастная категория: обучающиеся 3-х классов


Срок реализации: 2021 – 2022 учебный год


Автор: Новоселова Наталья Михайловна,

учитель первой квалификационной категории





Год разработки: 2021 год







г. Белоярский

2021 год


Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена в соответствии:

  • с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

  • Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 гг (распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017г. № 2039-р)

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Письмом департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.06.2012 № 4694/12 «Методические рекомендации по составлению рабочих программ»,

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373»,

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897»,

  • Положение о рабочей программе курса внеурочной деятельности, утвержденной приказом СОШ № 2 от 22.08.2016 г. № 396;

  • уставом СОШ №2 г. Белоярский;

  • авторской программы Корлюговой Ю.Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю.Н.Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. – 16с.

Количество часов на изучение программы 17 часов из расчета 0,5 часа в неделю.

Актуальность. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся в сфере экономики семьи.



Цель: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:

  • развитие основ экономического образа мышления;

  • воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;

  • развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности.


Основные содержательные линии курса:

  • деньги, их история, виды, функции;

  • семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.


Планируемые результаты обучения

Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

  • осознание себя как члена семьи и общества;

  • овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;

  • познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

  • осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;

  • ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих;

  • понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

  • понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.

Ученик младших классов также получит возможность для формирования:

  • понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

  • положительной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека и сопереживания его эмоциональному состоянию, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»

Познавательные:

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;

  • использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

  • построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям;

  • использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач;

  • владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

  • представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

  • осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: формулировать проблему; разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные:

  • определение личных целей по изучению финансовой грамотности;

  • постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

  • проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

  • выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и оценка результата;

  • оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

  • корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

  • корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей, родителей;

  • использование цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой задачи.

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

  • преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

Коммуникативные:

  • умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

  • умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь своё мнение;

  • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий и решений;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

  • умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное финансовое поведение и поведение окружающих.

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

  • формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

  • правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги, покупка, продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк, банковская карта, доходы и расходы семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет, банковский вклад);

  • понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;

  • понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить;

  • умение приводить примеры товарных денег;

  • умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;

  • понимание того, что деньги зарабатываются трудом;

  • умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

  • умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

  • умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные расходы;

  • умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных примерах;

  • умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

  • понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;

  • знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить примеры пособий;

  • умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

  • распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);

  • объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.


При изучении курса предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения.

Мозаика - метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.

«Один — два — вместе» - тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах.

Дерево решений - при выполнении заданий по классификации или принятию решений.

Мозговой штурм в групповых проектах

Мини-исследование

Кейс предполагает разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений.

Аукцион при проверке знаний и умения логически мыслить.

Диаграмма связей (интеллект-карта, ментальная карта, карта памяти, карта разума, mind-map)

Формы аттестации при реализации внеурочной деятельности:

• творческая работа;

• проект.











Содержание изучаемого курса


  1. Что такое деньги и откуда они взялись. (2 ч)

Знакомство учащихся с понятием товар, обмен товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление первых монет и о монетах разных государств.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

  1. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. (2 ч)

Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

  1. Какие деньги были раньше в России. (1 ч)

Формирование у учащихся представления о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное

общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

  1. Современные деньги России и других стран (3 ч)

Знакомство с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

  1. Откуда в семье деньги (1 ч)

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия: Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять, кому и почему платят пособия.

• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

  1. На что тратятся деньги. (1 ч)

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия: Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь.

Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции:

• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

• Сравнивать покупки по степени необходимости.

• Различать планируемые и непредвиденные расходы.

• Объяснять, как появляются сбережения и долги.

  1. Как умно управлять своими деньгами. (3 ч)

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия: Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Компетенции:

• Объяснять, как управлять деньгами.

• Сравнивать доходы и расходы.

• Объяснять, как можно экономить.

• Составлять бюджет на простом примере.

  1. Как делать сбережения. (4 ч)

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия: Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции:

• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

• Сравнивать разные виды сбережений.


Тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Количество часов

Что такое деньги?

0,5

0,5

1

Откуда взялись деньги.

0,5

0,5

1

Рассмотрим деньги поближе.

0,5

0,5

1

Защита денег от подделок.

0,5

0,5

1

Какие деньги были раньше в России.

0,5

0,5

1

Современные деньги России и других стран.

0,5

0,5

1

Учимся обращаться с деньгами.

0,5

0,5

1

Что мы узнали о деньгах?

0,5

0,5

1

Откуда в семье берутся деньги?

0,5

0,5

1

На что тратятся деньги?

0,5

0,5

1

Как с умом управлять своими деньгами.

0,5

0,5

1

Как считать доходы и расходы семьи.

0,5

0,5

1

Как делать сбережения?

0,5

0,5

1

Учимся делать сбережения.

0,5

0,5

1

Учимся считать доходы и расходы семьи.

0,5

0,5

1

Что мы узнали о доходах и расходах семьи?

0,5

0,5

1

Итоговый урок


1

1


итого:

8

9

17



Методическое обеспечение курса:


  1. С.Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1-2: Москва ВИТА,2015  

  2. С.Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2  -Москва ВИТА,2015

  3.  Ю.Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015

  4. Ю.Н.Корлюгова, Е.Е.Гоппе. Финансовая грамотность: учебная программа. 2-3 классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2020

  5. Ю.Н.Корлюгова, Е.Е.Гоппе. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2-3 классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2020




Интернет-источники

1. http://basic.economicus.ru – сайт «Основы экономики».

2. http://moneykids.ru – портал для родителей «Дети и деньги».

3. http://rasxodam.net – сайт об экономии денег в повседневной жизни «Расходам.нет».

4. http://urok.1sept.ru – сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

5. http://www.7budget.ru – сайт интернет-журнала «Семейный бюджет».

6. http://www.azbukafinansov.ru – портал «Азбука финансов».

7. http://www.mind-map.ru – сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления».

8. http://www.muzey-factov.ru – сайт «Музей фактов».

9. http://zanimatika.narod.ru – сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя».

10. http://znanium.com – электронно-библиотечная система Znanium.com.

11. https://ecschool.hse.ru – журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением.

12. https://finagram.com – портал финансовой грамотности «Финаграм».

13. https://fmc.hse.ru – cайт Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ.

14. https://vashifinancy.ru – Проект Минфина России «ВашиФинансы.рф».

15. https://www.banki.ru – финансовый информационный портал «Банки.ру».

16. https://www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.

17. https://хочумогузнаю.рф – сайт о правах потребителей финансовых услуг ≪ХочуМогуЗнаю≫.






Учебно-тематический план (план мероприятий)


п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

Тип занятия

Перечень УУД

10.09

Что такое деньги?

1

Постановка проектной задачи

Личностные:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

24.09

Откуда взялись деньги.

1

Решение проектной задачи

08.10

Рассмотрим деньги поближе.

1

Мини-исследование

Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

22.10

Защита денег от подделок.

1

Решение проектной задачи

19.11

Какие деньги были раньше в России.

1

Решение проектной задачи

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

03.12

Современные деньги России и других стран.

1

Решение проектной задачи

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

17.12

Учимся обращаться с деньгами.

1

Игра

14.01

Что мы узнали о деньгах?

1

Решение проектной задачи

28.01

Откуда в семье берутся деньги?

1

Постановка проектной задачи

Личностные:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

11.02

На что тратятся деньги?

1

Решение проектной задачи

Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

25.02

Как с умом управлять своими деньгами.

1

Решение проектной задачи

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

11.03

Как считать доходы и расходы семьи.

1

Решение проектной задачи

25.03

Как делать сбережения?

1

Решение проектной задачи, практическое занятие

Коммуникативные:

• составлении текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

15.04

Учимся делать сбережения.

1

Занятие-игра

29.04

Учимся считать доходы и расходы семьи.

1

Занятие-игра, практическое занятие

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования

различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать

свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций

и ролей в совместной деятельности; осуществлять

взаимный контроль в совместной деятельности,

адекватно оценивать собственное поведение и

поведение окружающих.

13.05

Что мы узнали о доходах и расходах семьи?

1

Решение проектной задачи

27.05

Итоговый урок

1

Итоговое оценивание

Методическое обеспечение курса:


  1. С.Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1-2: Москва ВИТА,2015  

  2. С.Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2  -Москва ВИТА,2015

  3.  Ю.Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015

  4. Ю.Н.Корлюгова, Е.Е.Гоппе. Финансовая грамотность: учебная программа. 2-3 классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2020

  5. Ю.Н.Корлюгова, Е.Е.Гоппе. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2-3 классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2020




Интернет-источники

1. http://basic.economicus.ru – сайт «Основы экономики».

2. http://moneykids.ru – портал для родителей «Дети и деньги».

3. http://rasxodam.net – сайт об экономии денег в повседневной жизни «Расходам.нет».

4. http://urok.1sept.ru – сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

5. http://www.7budget.ru – сайт интернет-журнала «Семейный бюджет».

6. http://www.azbukafinansov.ru – портал «Азбука финансов».

7. http://www.mind-map.ru – сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления».

8. http://www.muzey-factov.ru – сайт «Музей фактов».

9. http://zanimatika.narod.ru – сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя».

10. http://znanium.com – электронно-библиотечная система Znanium.com.

11. https://ecschool.hse.ru – журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением.

12. https://finagram.com – портал финансовой грамотности «Финаграм».

13. https://fmc.hse.ru – cайт Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ.

14. https://vashifinancy.ru – Проект Минфина России «ВашиФинансы.рф».

15. https://www.banki.ru – финансовый информационный портал «Банки.ру».

16. https://www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.

17. https://хочумогузнаю.рф – сайт о правах потребителей финансовых услуг ≪ХочуМогуЗнаю≫.