Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Белоярский»
РАССМОТРЕНО На педагогическом совете Протокол № от августа 2021 года СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ________________ Истомина О.Ю. | УТВЕРЖДЕНО Директор СОШ № 2 ________________ Остапенко Е.А. Приказ от .09.2021 № |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Направление: социальное
Возрастная категория: обучающиеся 3-х классов
Срок реализации: 2021 – 2022 учебный год
Автор: Новоселова Наталья Михайловна,
учитель первой квалификационной категории
Год разработки: 2021 год
г. Белоярский
2021 год
Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена в соответствии:
с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 гг (распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017г. № 2039-р)
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмом департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.06.2012 № 4694/12 «Методические рекомендации по составлению рабочих программ»,
Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373»,
Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897»,
Положение о рабочей программе курса внеурочной деятельности, утвержденной приказом СОШ № 2 от 22.08.2016 г. № 396;
уставом СОШ №2 г. Белоярский;
авторской программы Корлюговой Ю.Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю.Н.Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. – 16с.
Количество часов на изучение программы 17 часов из расчета 0,5 часа в неделю.
Актуальность. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся в сфере экономики семьи.
Цель: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
развитие основ экономического образа мышления;
воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Основные содержательные линии курса:
деньги, их история, виды, функции;
семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
осознание себя как члена семьи и общества;
овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;
познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;
ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих;
понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.
Ученик младших классов также получит возможность для формирования:
понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
положительной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека и сопереживания его эмоциональному состоянию, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Познавательные:
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;
использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям;
использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач;
владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: формулировать проблему; разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные:
определение личных целей по изучению финансовой грамотности;
постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и оценка результата;
оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей, родителей;
использование цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой задачи.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные:
умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь своё мнение;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий и решений;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное финансовое поведение и поведение окружающих.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги, покупка, продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк, банковская карта, доходы и расходы семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет, банковский вклад);
понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;
понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить;
умение приводить примеры товарных денег;
умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;
понимание того, что деньги зарабатываются трудом;
умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные расходы;
умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных примерах;
умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;
знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить примеры пособий;
умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.
При изучении курса предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения.
Мозаика - метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.
«Один — два — вместе» - тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах.
Дерево решений - при выполнении заданий по классификации или принятию решений.
Мозговой штурм в групповых проектах
Мини-исследование
Кейс предполагает разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений.
Аукцион при проверке знаний и умения логически мыслить.
Диаграмма связей (интеллект-карта, ментальная карта, карта памяти, карта разума, mind-map)
Формы аттестации при реализации внеурочной деятельности:
• творческая работа;
• проект.
Содержание изучаемого курса
Что такое деньги и откуда они взялись. (2 ч)
Знакомство учащихся с понятием товар, обмен товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление первых монет и о монетах разных государств.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. (2 ч)
Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
Какие деньги были раньше в России. (1 ч)
Формирование у учащихся представления о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное
общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
Современные деньги России и других стран (3 ч)
Знакомство с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
Откуда в семье деньги (1 ч)
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия: Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят пособия.
• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
На что тратятся деньги. (1 ч)
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия: Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь.
Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Компетенции:
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Как умно управлять своими деньгами. (3 ч)
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Основные понятия: Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Компетенции:
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.
• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом примере.
Как делать сбережения. (4 ч)
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Основные понятия: Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции:
• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Теория | Практика | Количество часов |
| Что такое деньги? | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Откуда взялись деньги. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Рассмотрим деньги поближе. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Защита денег от подделок. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Какие деньги были раньше в России. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Современные деньги России и других стран. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Учимся обращаться с деньгами. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Что мы узнали о деньгах? | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Откуда в семье берутся деньги? | 0,5 | 0,5 | 1 |
| На что тратятся деньги? | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Как с умом управлять своими деньгами. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Как считать доходы и расходы семьи. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Как делать сбережения? | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Учимся делать сбережения. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Учимся считать доходы и расходы семьи. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Что мы узнали о доходах и расходах семьи? | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Итоговый урок | | 1 | 1 |
| итого: | 8 | 9 | 17 |
Методическое обеспечение курса:
С.Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1-2: Москва ВИТА,2015
С.Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2 -Москва ВИТА,2015
Ю.Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015
Ю.Н.Корлюгова, Е.Е.Гоппе. Финансовая грамотность: учебная программа. 2-3 классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2020
Ю.Н.Корлюгова, Е.Е.Гоппе. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2-3 классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2020
Интернет-источники
1. http://basic.economicus.ru – сайт «Основы экономики».
2. http://moneykids.ru – портал для родителей «Дети и деньги».
3. http://rasxodam.net – сайт об экономии денег в повседневной жизни «Расходам.нет».
4. http://urok.1sept.ru – сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
5. http://www.7budget.ru – сайт интернет-журнала «Семейный бюджет».
6. http://www.azbukafinansov.ru – портал «Азбука финансов».
7. http://www.mind-map.ru – сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления».
8. http://www.muzey-factov.ru – сайт «Музей фактов».
9. http://zanimatika.narod.ru – сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя».
10. http://znanium.com – электронно-библиотечная система Znanium.com.
11. https://ecschool.hse.ru – журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением.
12. https://finagram.com – портал финансовой грамотности «Финаграм».
13. https://fmc.hse.ru – cайт Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ.
14. https://vashifinancy.ru – Проект Минфина России «ВашиФинансы.рф».
15. https://www.banki.ru – финансовый информационный портал «Банки.ру».
16. https://www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.
17. https://хочумогузнаю.рф – сайт о правах потребителей финансовых услуг ≪ХочуМогуЗнаю≫.
Учебно-тематический план (план мероприятий)
№ п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов | Тип занятия | Перечень УУД |
| 10.09 | Что такое деньги? | 1 | Постановка проектной задачи | Личностные: • осознание себя как члена семьи, общества и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. |
| 24.09 | Откуда взялись деньги. | 1 | Решение проектной задачи |
| 08.10 | Рассмотрим деньги поближе. | 1 | Мини-исследование | Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; |
| 22.10 | Защита денег от подделок. | 1 | Решение проектной задачи |
| 19.11 | Какие деньги были раньше в России. | 1 | Решение проектной задачи | Регулятивные: • понимание цели своих действий; • составление простых планов с помощью учителя; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; |
| 03.12 | Современные деньги России и других стран. | 1 | Решение проектной задачи | Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • умение слушать собеседника и вести диалог; • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
| 17.12 | Учимся обращаться с деньгами. | 1 | Игра |
| 14.01 | Что мы узнали о деньгах? | 1 | Решение проектной задачи |
| 28.01 | Откуда в семье берутся деньги? | 1 | Постановка проектной задачи | Личностные: • осознание себя как члена семьи, общества и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. |
| 11.02 | На что тратятся деньги? | 1 | Решение проектной задачи | Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; |
| 25.02 | Как с умом управлять своими деньгами. | 1 | Решение проектной задачи | Регулятивные: • понимание цели своих действий; • составление простых планов с помощью учителя; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; |
| 11.03 | Как считать доходы и расходы семьи. | 1 | Решение проектной задачи |
| 25.03 | Как делать сбережения? | 1 | Решение проектной задачи, практическое занятие | Коммуникативные: • составлении текстов в устной и письменной формах; • умение слушать собеседника и вести диалог; • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
| 15.04 | Учимся делать сбережения. | 1 | Занятие-игра |
| 29.04 | Учимся считать доходы и расходы семьи. | 1 | Занятие-игра, практическое занятие | Регулятивные: • понимание цели своих действий; • составление простых планов с помощью учителя; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • умение слушать собеседника и вести диалог; • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
| 13.05 | Что мы узнали о доходах и расходах семьи? | 1 | Решение проектной задачи |
| 27.05 | Итоговый урок | 1 | Итоговое оценивание |
Методическое обеспечение курса:
С.Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1-2: Москва ВИТА,2015
С.Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2 -Москва ВИТА,2015
Ю.Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015
Ю.Н.Корлюгова, Е.Е.Гоппе. Финансовая грамотность: учебная программа. 2-3 классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2020
Ю.Н.Корлюгова, Е.Е.Гоппе. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2-3 классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2020
Интернет-источники
1. http://basic.economicus.ru – сайт «Основы экономики».
2. http://moneykids.ru – портал для родителей «Дети и деньги».
3. http://rasxodam.net – сайт об экономии денег в повседневной жизни «Расходам.нет».
4. http://urok.1sept.ru – сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
5. http://www.7budget.ru – сайт интернет-журнала «Семейный бюджет».
6. http://www.azbukafinansov.ru – портал «Азбука финансов».
7. http://www.mind-map.ru – сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления».
8. http://www.muzey-factov.ru – сайт «Музей фактов».
9. http://zanimatika.narod.ru – сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя».
10. http://znanium.com – электронно-библиотечная система Znanium.com.
11. https://ecschool.hse.ru – журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением.
12. https://finagram.com – портал финансовой грамотности «Финаграм».
13. https://fmc.hse.ru – cайт Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ.
14. https://vashifinancy.ru – Проект Минфина России «ВашиФинансы.рф».
15. https://www.banki.ru – финансовый информационный портал «Банки.ру».
16. https://www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.
17. https://хочумогузнаю.рф – сайт о правах потребителей финансовых услуг ≪ХочуМогуЗнаю≫.