МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Иркутской области
Осинское муниципальное управление образования
МБОУ "Ирхидейская СОШ"
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета Протокол № 1 от «_28_»__08__2023 г | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Ирхидейская СОШ» от «_31» __08_2023 г. №135/3 |
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Название «Основы смыслового чтения и работа с текстом» Направление___общеинтеллектуальное___________________ Класс _5 - 9___________ | |
| | |
Ирхидей, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Программа курса внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения и работа с текстом» предполагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям читательской грамотности .
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания .
Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты . Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия . Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Программа реализуется в работе с обучающимися 5—9 классов .
Программа курса рассчитана на пять лет с проведением занятий 1 раз в неделю .
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик . Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей . В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности.
УМК КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПЕДАГОГА
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg .resh .edu .ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv .instrao .ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media .prosv .ru/ func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность . Учимся для жизни» издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу .
Кроме того, используются следующие пособия:
1. Н.Н.Сметанникова «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС».
2. А.Г.Асмолов. Формирование универсальных учебных действий в основной школе
3. Л. В. Балашова, В.В. Дементьев. Курс русского языка. Русский язык и культура общения https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/.
УМК КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
5 КЛАСС
1.О.Н.Зайцева. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс.
2.Е.А.Влодавская. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс.
6 КЛАСС
1.О.Н.Зайцева. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс.
7 КЛАСС
1.О.Н.Зайцева. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс.
8 КЛАСС
1.О.Н.Зайцева. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс.
9 КЛАСС
1.О.Н.Зайцева. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
https://kimc.ms/
http://netleni.blogspot.com/
https://fg.resh.edu.ru/
https://multiurok.ru/files/tieksty-po-smyslovomu-chtieniiu
https://compedu.ru/publication/primery-zadanii-na-formirovanie-chitatelskoi-gramotnosti
https://infourok.ru/metodicheskie-materiali-diagnostika-smislovogo-chteniya-
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Курс «Основы смыслового чтения и работа с текстом» предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Работа с содержащейся в литературных, учебных, научно-познавательных текстах, инструкциях информацией. Чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Представление информации в наглядно-символической форме. Работа с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
Поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Использование полученной из разного вида текстов информации для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла: определение главной темы, общей цели или назначения текста. Выбор из текста или придумывание заголовка, соответствующего содержанию и общему смыслу текста. Формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста. Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт. Объяснение порядка частей (инструкций), содержащихся в тексте. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов. Установление соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом. Объяснение назначения карты, рисунка, пояснение части графика или таблицы. Нахождение в тексте требуемой информации: беглое чтение, определение его основных элементов, сопоставление формы выражения информации в запросе и в самом тексте, установление тождественности или синонимичности, нахождение необходимой единицы информации в тексте. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания текста Определение назначения разных видов текстов. Постановка цели чтения, направленной на поиск полезной в данный момент информации. Различение темы и подтемы специального текста. Выделение главной и избыточной информации. Прогнозирование последовательности изложения идей текста. Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме. Выполнение смыслового свертывания выделенных фактов и мыслей. Формулирование на основе текста системы аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции. Понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им.
Самостоятельная организация поиска информации. Критическое отношение к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Анализ изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получение и переработка полученной информации и ее осмысление.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления. Проверка правописания. Использование в тексте таблиц, изображений. Преобразование текста с использованием новых форм представления информации. Формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах). Переход от одного представления данных к другому. Интерпретация текста: сравнение и противопоставление заключенной в тексте информации разного характера. Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. Формулировка выводов из предъявленных посылок. Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли текста.
Выявление имплицитной (скрытой, присутствующей неявно) информации текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Отзыв на содержание текста: связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников. Оценка утверждения, сделанного в тексте, исходя из своих представлений о мире. Нахождение доводов в защиту своей точки зрения. Отзыв на форму текста, оценка не только содержания текста, но и его формы, а в целом – мастерства его исполнения. На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации. Нахождение недостоверности получаемой информации. Пробелы в информации и нахождение пути восполнения этих пробелов. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление содержащейся в них противоречивой, конфликтной информации. Использование полученного опыта восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта. Высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Критическое отношение к рекламной информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Определение достоверности информации в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.
Основные виды деятельности учащихся
5 класс
№ | Название раздела, темы | Основные виды деятельности |
1. | Текст: поиск информации | Находить нужную информацию в текстах художественных произведений. Научиться работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы Научиться объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы. Научиться ставить перед собой цель чтения. Читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса. Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления. Находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять его основные элементы). Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления. |
2. | Текст: преобразование и интерпретация | Научиться определять главную тему. Обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей. Формулировать тезис, выражающий общий смысл эпиграфа текста. Научиться работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. Научиться объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы. Овладеть элементарными навыками чтения, представления информации в наглядно-символической форме. Объяснять порядок частей текста. |
6 класс
№ | Название раздела | Основные виды деятельности |
1 | Текст: поиск информации | Находить нужную информацию в справочниках и словарях. Научиться работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. Научиться объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы. Использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста. Определять содержание предметного плана текста по заголовку. Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт. Определять назначения разных видов текстов. Ставить цели чтения, направленные на поиск полезной в данный момент информации. |
2 | Текст: преобразование и интерпретация | Использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Овладеть элементарными навыками чтения, представления информации в наглядно-символической форме. Выбирать из текста или придумывать заголовки частей. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы. |
3 | Текст: оценка информации | Находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять его основные элементы определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте). Сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте. Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера. |
7 класс
№ | Название раздела, темы | Основные виды деятельности |
1 | Текст: поиск информации | Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы. Определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте, откликаться на содержание текста различать темы и подтемы специального текста. Выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста. |
2 | Текст: преобразование и интерпретация | Находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять его основные элементы). Научиться работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. Научиться объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текст. Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов. |
3 | Текст: оценка информации | Сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте. Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения. |
8 класс
№ | Название раздела | Основные виды деятельности |
1 | Текст: поиск информации | Самостоятельно организовывать поиск информации, приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте. Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.. |
2 | Текст: преобразование и интерпретация | Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения. Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому. |
3 | Текст: оценка информации | Сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения. |
9 класс
№ | Название раздела, темы | Основные виды деятельности |
1 | Текст: поиск информации | Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников. Оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию. |
2 | Текст: преобразование и интерпретация | Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения. Откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения. |
3 | Текст: оценка информации | В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию. Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных об- разовательных результатов.
Личностные результаты
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
осознание ценности самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
проявление интереса к способам познания;
стремление к самоизменению;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
активное участие в жизни семьи;
приобретение опыта успешного межличностного общения;
готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планиро- вать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
-умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, со- ставляющие умение учиться:
— овладение универсальными учебными познавательными действиями;
— овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
— овладение универсальными регулятивными действиями.
-Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
- способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
- готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
- способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
- способность к совместной деятельности;
- овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
- владеть базовыми логическими операциями:
— сопоставления и сравнения,
— группировки, систематизации и классификации,
— анализа, синтеза, обобщения,
— выделения главного;
- владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств;
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания
- для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
-предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных си- туациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
- учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности об- щения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, ар- гументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке читательской грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и ли- тература».
По учебному предмету «Русский язык»:
- понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
- овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
- представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
- извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
- анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
- определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
- овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
- умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
- овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (14 часов) |
1 | Текст. Признаки текста. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
2 | Текст. Типы текстов. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
3 | Функциональные стили речи. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
4 | Тема текста. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
5 | Основная мысль текста. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ |
6 | Тема и микротема текста. | 1 | https://multiurok.ru/files/tieksty-po-smyslovomu-chtieniiu |
7 | Деление текста на смысловые части. | 1 | https://multiurok.ru/files/tieksty-po-smyslovomu-chtieniiu |
8 | Определение ключевой информации текста. | 1 | https://multiurok.ru/files/tieksty-po-smyslovomu-chtieniiu |
9 | План текста. Простой план. | 1 | https://multiurok.ru/files/tieksty-po-smyslovomu-chtieniiu |
10 | План текста. Сложный план. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ |
11 | Представление информации текста в виде таблицы и схемы. | 1 | https://compedu.ru/publication/primery-zadanii-na-formirovanie-chitatelskoi-gramotnosti |
12 | Различные виды чтения. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ |
13 | Использование различных видов чтения при работе с текстом. | 1 | https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2021/11/04/sbornik-tekstov-dlya-diagnostiki-chitatelskoy-gramotnosti |
14 | Словари и справочники. Работа с дополнительными источниками. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ |
Работа с текстом: оценка информации (11 часов) |
15 | Формулирование вопросов к прочитанному тексту. | 1 | https://kimc.ms/ |
16 | Определение темы прочитанного текста. | 1 | https://compedu.ru/ |
17 | Определение проблематики прочитанного текста. | 1 | https://kimc.ms/ |
18 | Сравнение объектов в тексте. | 1 | https://kimc.ms/ |
19 | Характеристика героев в тексте художественного произведения. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ |
20 | Средства художественной выразительности. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ |
21 | Работа с лексикой текста. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ |
22 | Образно-выразительные средства языка в тексте. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ |
23 | Анализ образно-выразительных средств в тексте. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ |
24 | Формулирование выводов на основе прочитанного текста. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ |
25 | Монологическое высказывание на основе прочитанного текста. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (9 часов) |
26 | Определение авторской позиции. | 1 | https://infourok.ru/metodicheskie-materiali-diagnostika-smislovogo-chteniya- |
27 | Определение идеи прочитанного текста. | 1 | https://multiurok.ru/files/tieksty-po-smyslovomu-chtieniiu |
28 | Создание письменного отзыва о прочитанном тексте. | 1 | https://kimc.ms/ |
29 | Создание иллюстраций, отражающих ключевую информацию текста. | 1 | https://multiurok.ru/files/tieksty-po-smyslovomu-chtieniiu |
30 | Диалог. Учебный диалог. | 1 | https://kimc.ms/ |
31 | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. | 1 | https://kimc.ms/ |
32 | Повторение изученного. | 1 | https://kimc.ms/ |
33 | Повторение изученного. | 1 | https://kimc.ms/ |
34 | Подведение итогов. Творческая лаборатория. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
6 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (14 часов) |
1 | Типология текстов. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
2 | Функционально-стилевая дифференциация текстов. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
3 | Языковые особенности разных стилей речи. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
4 | Жанр текста. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
5 | Текст, тема текста, основная мысль, идея. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
6 | Авторская позиция. | 1 | https://kimc.ms/ |
7 | Сюжет и фабула текста. | 1 | https://kimc.ms/ |
8 | Смысловые части текста: микротема, абзац. | 1 | https://kimc.ms/ |
9 | Простой, сложный, тезисный план. | 1 | https://kimc.ms/ |
10 | Существенные признаки объектов в тексте, их сравнение. | 1 | https://kimc.ms/ |
11 | Способы представления информации. | 1 | https://kimc.ms/ |
12 | Виды чтения | 1 | https://kimc.ms/ |
13 | Источники информации: справочники, словари. | 1 | https://kimc.ms/ |
14 | Использование формальных источников текста для поиска информации. | 1 | https://kimc.ms/ |
Работа с текстом: оценка информации (11 часов) |
15 | Подробный и сжатый пересказ. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
16 | Формулирование выводов, основанных на содержании текста. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
17 | Работа с аргументами. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
18 | Составление на основе текста монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
19 | Преобразование информации из сплошного текста в таблицу. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
20 | Преобразование информации из таблицы в связный текст. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
21 | Формирование библиографии. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
22 | Создание цитатных выписок по тексту. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
23 | Создание аннотации по тексту. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
24 | Создание отзыва по тексту. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
25 | Создание собственного текста по предложенной теме. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (9 часов) |
26 | Языковые особенности текста. | 1 | https://infourok.ru/metodicheskie-materiali-diagnostika-smislovogo-chteniya- |
27 | Структура текста, его композиция. | 1 | https://infourok.ru/metodicheskie-materiali-diagnostika-smislovogo-chteniya- |
28 | Аргументация собственного мнения о прочитанном тексте. | 1 | https://infourok.ru/metodicheskie-materiali-diagnostika-smislovogo-chteniya- |
29 | Пути восполнения недостающей информации в тексте. | 1 | https://infourok.ru/metodicheskie-materiali-diagnostika-smislovogo-chteniya- |
30 | Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. | 1 | https://infourok.ru/metodicheskie-materiali-diagnostika-smislovogo-chteniya- |
31 | Учебный диалог. | 1 | https://infourok.ru/metodicheskie-materiali-diagnostika-smislovogo-chteniya- |
32 | Сопоставление разных точек зрения на информацию. | 1 | https://infourok.ru/metodicheskie-materiali-diagnostika-smislovogo-chteniya- |
33 | Повторение изученного. | 1 | https://infourok.ru/metodicheskie-materiali-diagnostika-smislovogo-chteniya- |
34 | Подведение итогов. Творческая лаборатория. | 1 | https://infourok.ru/metodicheskie-materiali-diagnostika-smislovogo-chteniya- |
7 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (14 часов) |
1 | Типология текстов. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
2 | Функционально-стилевая дифференциация текстов. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
3 | Языковые особенности разных стилей текста. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
4 | Жанр текста. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
5 | Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. | 1 | https://open-lesson.net/8153/ |
6 | Смысловые части текста, микротема текста, абзац. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
7 | План текста. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
8 | Существенные признаки объектов, описанных в тексте. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
9 | Сравнение объектов в тексте. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
10 | Способы представления информации: словесно, в виде символов. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
11 | Способы представления информации: схемы, таблицы, диаграммы. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
12 | Виды чтения. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
13 | Источники информации. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
14 | Сопоставление информации из разных источников. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
Работа с текстом: оценка информации (11 часов) |
15 | Подробный и сжатый пересказ. | 1 | https://kimc.ms/ |
16 | Способы сжатия текста. | 1 | https://kimc.ms/ |
17 | Аргументы и доказательства. | 1 | https://kimc.ms/ |
18 | Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. | 1 | https://kimc.ms/ |
19 | Формирование библиографии. | 1 | https://kimc.ms/ |
20 | Создание собственных текстов разными способами. | 1 | https://kimc.ms/ |
21 | Создание собственных текстов разными способами. | 1 | https://kimc.ms/ |
22 | Представление одной и той же информации разными способами. | 1 | https://kimc.ms/ |
23 | Преобразование информации из текста в таблицу. | 1 | https://kimc.ms/ |
24 | Преобразование информации из таблицы в сплошной текст. | 1 | https://kimc.ms/ |
25 | Представление информации для аудитории. | 1 | https://kimc.ms/ |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (9 часов) |
26 | Языковые особенности и структура текста. | 1 | https://infourok.ru/metodicheskie-materiali-diagnostika-smislovogo-chteniya- |
27 | Аргументация собственного мнения о прочитанном. | 1 | https://infourok.ru/metodicheskie-materiali-diagnostika-smislovogo-chteniya- |
28 | Формулирование точных ответов на поставленные вопросы. | 1 | https://infourok.ru/metodicheskie-materiali-diagnostika-smislovogo-chteniya- |
29 | Участие в учебном диалоге. | 1 | https://infourok.ru/metodicheskie-materiali-diagnostika-smislovogo-chteniya- |
30 | Автор в тексте. | 1 | https://infourok.ru/metodicheskie-materiali-diagnostika-smislovogo-chteniya- |
31 | Сопоставление различных точек зрения на информацию. | 1 | https://infourok.ru/metodicheskie-materiali-diagnostika-smislovogo-chteniya- |
32 | Определение достоверной и недостоверной информации. | 1 | https://infourok.ru/metodicheskie-materiali-diagnostika-smislovogo-chteniya- |
33 | Критическое отношение к рекламной информации. | 1 | https://infourok.ru/metodicheskie-materiali-diagnostika-smislovogo-chteniya- |
34 | Критическое отношение к рекламной информации. | 1 | https://infourok.ru/metodicheskie-materiali-diagnostika-smislovogo-chteniya- |
8 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (14 часов) |
1 | Типология текстов. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
2 | Рассуждение - размышление. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
3 | Рассуждение – объяснение. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
4 | Рассуждение – доказательство. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
5 | Языковые средства текста. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
6 | Языковые средства текста. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
7 | Тема текста, идея, основная мысль. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
8 | Текст, микротемы текста. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
9 | Вычленение из текста информации. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
10 | Структура и композиция текстов. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
11 | Разные способы представления информации. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
12 | Разные способы представления информации. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
13 | Источники информации. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
14 | Источники информации. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
Работа с текстом: оценка информации (11 часов) |
15 | Подробный и сжатый пересказ. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
16 | Приемы сжатия текста. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
17 | Приемы сжатия текста. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
18 | Формулирование тезисов и выводов на основе текста. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
19 | Аргументы, подтверждающие вывод. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
20 | Соотнесение фактов с общей идеей текста. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
21 | Композиция текста типа рассуждения. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
22 | Формулирование тезисов, аргументов, выводов. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
23 | Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
24 | Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
25 | Формулирование точных ответов на поставленный вопрос. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (9 часов) |
26 | Оценка содержания и структуры текста. | 1 | https://kimc.ms/ |
27 | Оценка языковых особенностей текста. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ |
28 | Выражение собственного мнения, его аргументация. | 1 | https://kimc.ms/ |
29 | Участие в учебном диалоге. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ |
30 | Позиция автора в тексте. | 1 | https://kimc.ms/ |
31 | Соотнесение разных точек зрения на информацию. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ |
32 | Нахождение в тексте необходимой информации. | 1 | https://kimc.ms/ |
33 | Интерпретация необходимой информации. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ |
34 | Критическое отношение к информации. | 1 | https://kimc.ms/ |
9 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (14 часов) |
1 | Рассуждение – размышление. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
2 | Рассуждение – объяснение. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
3 | Рассуждение – доказательство. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
4 | Работа с аргументами. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
5 | Тема, идея, основная мысль текста. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
6 | Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр и его структуру. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
7 | Понимание текста с опорой на языковые средства. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
8 | Смысловые части текста, микротема, абзац. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
9 | Вычленение из текста информации в явном виде. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
10 | Вычленение из текста информации в неявном виде. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
11 | Работа с несколькими источниками информации. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
12 | Сопоставление информации. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
13 | Цитирование информации. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
14 | Подбор аргументов с использованием цитирования. | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
Работа с текстом: оценка информации (11 часов) |
15 | Подробный и сжатый пересказ. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ https://fg.resh.edu.ru/ |
16 | Приемы сжатия текста. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ https://fg.resh.edu.ru/ |
17 | Формулирование тезисов и выводов. | 1 | https://kimc.ms/ |
18 | Аргументы, подтверждающие выводы. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ https://fg.resh.edu.ru/ |
19 | Композиция текста типа рассуждения. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ https://fg.resh.edu.ru/ |
20 | Формулирование тезисов, аргументов и выводов. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ https://fg.resh.edu.ru/ |
21 | Создание конспектов на основе прочитанных текстов. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ https://fg.resh.edu.ru/ |
22 | Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ https://fg.resh.edu.ru/ |
23 | Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ https://fg.resh.edu.ru/ |
24 | Жанр эссе. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ https://fg.resh.edu.ru/ |
25 | Создание эссе на заданную тему. | 1 | http://netleni.blogspot.com/ https://fg.resh.edu.ru/ |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (9 часов) |
26 | Оценка содержания и структуры текста. | 1 | https://multiurok.ru/files/tieksty-po-smyslovomu-chtieniiu |
27 | Оценка языковых особенностей текста. | 1 | https://multiurok.ru/files/tieksty-po-smyslovomu-chtieniiu |
28 | Выражение собственного мнения, его аргументация. | 1 | https://multiurok.ru/files/tieksty-po-smyslovomu-chtieniiu |
29 | Участие в учебном диалоге. | 1 | https://multiurok.ru/files/tieksty-po-smyslovomu-chtieniiu |
30 | Позиция автора в тексте. | 1 | https://multiurok.ru/files/tieksty-po-smyslovomu-chtieniiu |
31 | Соотнесение разных точек зрения на информацию. | 1 | https://multiurok.ru/files/tieksty-po-smyslovomu-chtieniiu |
32 | Нахождение в тексте необходимой информации. | 1 | https://multiurok.ru/files/tieksty-po-smyslovomu-chtieniiu |
33 | Интерпретация необходимой информации. | 1 | https://multiurok.ru/files/tieksty-po-smyslovomu-chtieniiu |
34 | Критическое отношение к информации. | 1 | https://multiurok.ru/files/tieksty-po-smyslovomu-chtieniiu |