СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения и работы с текстом»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа  «Основы смыслового чтения и работы с текстом» ориентируется прежде всего на стратегические цели развития образования в РФ и  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в которой одним из требований является  формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения и работы с текстом»»

Программа курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом» для 5 класса.


Пояснительная записка.

Изменения в экономической, политической, социальной и культурной сферах, происходящие в последние десятилетия, предъявляют все более высокие требования к выпускнику школы, его общему культурному уровню, готовности к профессиональной деятельности, к непрерывному образованию в течение всей жизни. Реализация идеи непрерывного образования направлена, прежде всего, на преодоление основного противоречия, связанного с увеличивающим потоком информации и способностью человека ее воспринимать. Сегодня потребление информации должно быть активным, избирательным, оценочным, обеспечивающим интеллектуальное развитие личности.

Большинство специалистов, занимающихся проблемами чтения, отмечает, что информационные условия обновляются быстрее, чем происходит массовая адаптация к ним, поэтому для адаптации людей, находящихся в столь динамичных условиях информационного развития, необходимо уметь работать с разнородной информацией при решении социальных, профессиональных и личностных проблем.

Констатируя современное положение с чтением не только у нас в стране, но и во всем мире, можно говорить о кризисе.

Анализируя причины сложившегося кризиса чтения, социологи отмечают широкое распространение видео- и компьютерной продукции, сопровождающееся оттеснением чтения и письменных текстов на периферию современной культуры. Все это негативно влияет на качество обучения, на профессиональный уровень специалистов разных областей, на объем используемой лексики родного языка и, следовательно, на интеллектуальный потенциал государства.

В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением подростков, принято считать следующие:

  • снижение интереса к чтению;

  • ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;

  • низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме.

Кризис чтения, наблюдаемый во всем мире, безусловно, сказывается на результатах школьного обучения.

Данная программа «Основы смыслового чтения и работы с текстом» ориентируется прежде всего на стратегические цели развития образования в РФ и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в которой одним из требований является формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом.

Концепция программы:

формирование умения чтения как универсального учебного действия.

Актуальность :

выбора определена следующими факторами: по данным международного исследования PISA (Programmer for International Student Assessment) обучающиеся российских школ в своем большинстве:

  • не умеют работать с информацией: сопоставлять соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;

  • не умеют анализировать самостоятельно описанную ситуацию;

  • не умеют составлять развёрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать  детали;

  • не умеют использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации), аналитический;

  • не могут ответить на вопросы, предполагающие многократное возращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию;

  • не могут учесть точку зрения или знания адресата;

  • не могут определить замысел и цели автора текста.

Важность данной программы обусловлена тем, что по результатам проведенных исследований, выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. Кроме того при переходе в среднее звено происходит усложнение требований, которое проявляется:

  • в ожидаемых умениях (новых, более сложных на уровне основной школы)

  • в усложнении содержания (состава, структуры) предлагаемых для чтения текстов при сохранении одинаковых (на формальном уровне) требований

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

  • -выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста;

Работа с текстом: оценка информации

  • -откликаться на содержание текста;

  •  -находить доводы в защиту своей точки зрения;

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Также навык смыслового чтения очень важен для формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся, особенно на предметах гуманитарной направленности. Так, задание части С ЕГЭ, ОГЭ (помимо русского языка и литературы) по истории , обществознанию и биологии предполагает работу с текстом: его анализ, сравнение, обобщение и вычленение главной мысли. Именно эта часть задания является самой сложной и самой невыполняемой обучающимися.

Но для того, чтобы научиться понимать текст, обучающимся необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией. В п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обозначены универсальные учебные действия «смысловое чтение», «умение работы с текстом» (2010).

На современном этапе развития общества умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершен­ствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения (Г. С. Ковалёва, Э. А. Красновский, 2004). Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной ин­формации для успешного осуществления поставленных чело­веком перед собой целей и др. В итоге, наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, ак­тивного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возмож­ности использования человеком его содержания в разных си­туациях деятельности и общения. Данный учебный предмет является метапредметным курсом.

Цель курса: формирование читательской деятельности школьников, умения различать виды текстов и специфику работы над каждым произведением.

Основная задача курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом» - научить ребёнка понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку.

Курс рассчитан на 34 часа, изучается в 5 классе (предполагается, что дети уже имеют некоторые знания по смысловому чтению).

Содержание курса включает следующее:

- знания о значении книги и чтения;

- стили различных текстов;

- приёмы работы с разными текстами;

- использование интонационных и речевых средств;

- умение проводить самоконтроль и самооценку.

Условием овладения читательской деятельностью является знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определёнными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. Одним из вариантов повышения качества чтения является целенаправленное управление обучению чтению.

Курс «Основы смыслового чтения и работа с текстом» имеет практическую направленность: в процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом с помощью способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения (осознанность, технику, выразительность); создаются условия для реализации практических действий учащихся.


Содержание курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом».


1. Вводное занятие. Умею ли я читать? (1 час).

Знакомство с задачами и целями внеклассной работы по смысловому чтению, со способами чтения, способами смысловой обработки текста.

Вступительная беседа о значимости внеклассной работы по смысловому чтению. Проведение анкеты «Люблю ли я читать?»

2. Входной контроль. «Интегрированное задание по выявлению уровня сформированности УУД (работа с текстом)»( 1 час)


3. Учимся читать учебные тексты.(6 часов).

Занятия имеют практическую направленность:

  • Обучаем школьников при чтении текста ставить себе вопросы: с какой целью написан текст? что автор хотел донести до читателя?

  • Учим работать с ключевыми словами, несущими основную тематическую информацию текста

  • Учим соотносить информацию из текста с предложенными заданиями

  • Учим составлять опорный конспект, схему по данному тексту


4. Учимся читать и решать учебные тесты (4 часа)

Ориентировка в выделении смысловых частей текста, выделение опорных слов. Формирование исполнительских умений (воссоздание содержания текста с опорой на словесную картину), умения корректировки и контроля (умения перечитать текст с целью уточнения его содержания, соотнести с первичным представлением, проверка по тексту выделенных смысловых частей, адекватности словесной картины авторскому тексту).

Представление общей картины. Деление текста на смысловые части. Выделение опорных слов. Раскрытие темы. Работа по формированию основных читательских умений.

5. Учимся читать и понимать тексты разных стилей. (12 часов).

Отличие научно-популярного текста от художественного (сопоставление двух видов текстов). Эмоциональный настрой научно-популярного текста.

Первичное чтение: определение темы текста, умение выделить запомнившиеся факты, вопросы на восприятие. Вторичное чтение: определение опорных слов и смысловых частей, отражение содержания статьи с помощью смысловой модели, составление плана текста, краткий пересказ прочитанного по составленному плану.

Сравнение публицистического текста с научно-популярным. Выявление особенностей написания публицистического текста. Языковые средства, используемые при написании публицистического текста, его особенности. Коллективное составление статьи в детскую газету.


6. Составление памятки работы с текстом. (2 часа).

Коллективное составление «памятки» - последовательности действий при подготовке к выразительному чтению произведения.

Учащиеся под руководством учителя составляют памятки: «Как подготовиться к выразительному чтению», «Как нарисовать словесную картину к рассказу». Использование памятки в работе (работа в парах).


7. Работа со стихотворением. (2 часа).

Способность понять замысел автора, находить слова, отражающие эмоциональное состояние, определить своё отношение к читаемому, определение интонационных средств для передачи произведения при чтении вслух..

Самостоятельное чтение лирического стихотворения. Эмоциональный настрой стихотворения. Использование образца (грамзаписи) с последующим его анализом, варианты чтения одного и того же текста; наблюдение за изменением оттенков смысла и выбор варианта, адекватного авторскому пониманию текста. Чтение любимых стихотворений или стихотворений собственного сочинения.

8. Формирование выразительного чтения. (2 часа).

Умение анализировать произведение, использовать интонационные средства выразительности, умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения.

Определение скрытых чувств, подтекста. Если в произведении несколько героев, то выявляется эмоциональное восприятие поступка, состояние одного из героев. Наблюдение за эмоциональным состоянием двух героев, их отношение друг к другу. Изменение эмоционального состояния героя на протяжении действия. Стремление донести до слушателей то, что понимает и чувствует ученик, что наиболее интересно и важно с его точки зрения.


9. Поэтическая пауза и логическое ударение. (2 часа).

Умения пользоваться паузой и логическим ударением, которые рассматриваются как сложные, включающие два связанные между собой умения: определять их в тексте и соблюдать при чтении.

Первый этап: наблюдение за паузой с опорой на знаки препинания в конце и внутри предложения.

Второй этап: наблюдения и практические упражнения в расстановке пауз между синтагмами, словосочетаниями.

Третий этап: рассматривание роли поэтической паузы. Сопоставление вариантов пауз, определение их смысловой роли. (Наиболее трудный случай – это постановка пауз внутри предложения, содержащего несколько словосочетаний).


10. Проверь себя. Практикум. (2 часа).

Проверка знаний учащихся, полученных на занятиях курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

Обобщающее занятие. Использование полученных знаний работы с текстами разных жанров на практике.


Календарно - тематическое планирование.



№ п/п

Тема занятия.

Содержание

Текст

Виды деятельности учащихся

Кол-во часов.

Дата

1

Вводное занятие. Умею ли я читать?

Знакомство с задачами и целями внеклассной работы по смысловому чтению, со способами чтения, способами смысловой обработки текста.

Вступительная беседа о значимости внеклассной работы по смысловому чтению.


Анкета «Люблю ли я читать?»


1


2

Входной контроль. «Интегрированное задание по выявлению уровня сформированности УУД (работа с текстом)»


Выполнение комплексной работы

Вариант 1 «Первый полет»

Вариант №2 «Первая надпись»

Комплексная работа

1


3-8

Учимся читать учебные тексты.


Обучаем школьников при чтении текста ставить себе вопросы: с какой целью написан текст? что автор хотел донести до читателя?

Учим работать с ключевыми словами, несущими основную тематическую информацию текста

Учим соотносить информацию из текста с предложенными заданиями

Учим составлять опорный конспект, схему по данному тексту


«Бесценный дар»

Первичное чтение текста;

Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части; Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

6


«Ломоносов»

«Имя прилагательное»

«Синонимы»

«Инфинитив»

«Орфограмма»

9-12

Учимся читать и решать учебные тесты

Ориентировка в выделении смысловых частей текста, выделение опорных слов. Формирование исполнительских умений (воссоздание содержания текста с опорой на словесную картину), умения корректировки и контроля (умения перечитать текст с целью уточнения его содержания, соотнести с первичным представлением, проверка по тексту выделенных смысловых частей, адекватности словесной картины авторскому тексту).

Представление общей картины.. Работа по формированию основных читательских умений.


Тестовые задания с выбором ответа

Постановка к тексту обобщающих вопросов. Деление текста на смысловые части. Выделение опорных слов. Раскрытие темы. Выполнение тестовых заданий разного типа.

4


Тестовые задания с краткой записью ответа

Тестовые задания с развернутым ответом

«Учимся логически мыслить»

13-24

Учимся читать и понимать тексты разных стилей

Отличие научно-популярного текста от художественного (сопоставление двух видов текстов). Эмоциональный настрой научно-популярного текста.

Сравнение публицистического текста с научно-популярным. Выявление особенностей написания публицистического текста. Языковые средства, используемые при написании публицистического текста, его особенности. Коллективное составление статьи в детскую газету.

«Орел и кошка»

Сопоставление текстов разных жанров. Первичное чтение: определение темы текста, умение выделить запомнившиеся факты, вопросы на восприятие. Вторичное чтение: определение опорных слов и смысловых частей, отражение содержания статьи с помощью смысловой модели, составление плана текста, краткий пересказ прочитанного по составленному плану.

Нахождение языковых средств в текстах различных жанров.

Составление статьи в школьную газету.

12


«Для чего ветер?»

«Ветер, ветер, ты могуч…»

«Язык мой»

«Необычный пацан»

«Дятел»

«Душистый табак»

«Олимпиада»

«Текстовые связи»

«Москва»

«Зарайск»

«Углич»

25-26

Составление памятки работы с текстом

Учащиеся под руководством учителя составляют памятки: «Как подготовиться к выразительному чтению», «Как нарисовать словесную картину к рассказу». Использование памятки в работе (работа в парах).



Коллективное составление «памятки» - последовательности действий при подготовке к выразительному чтению произведения.


2


27-28

Работа со стихотворением

Способность понять замысел автора, находить слова, отражающие эмоциональное состояние, определить своё отношение к читаемому, определение интонационных средств для передачи произведения при чтении вслух..

Эмоциональный настрой стихотворения, варианты чтения одного и того же текста; наблюдение за изменением оттенков смысла и выбор варианта, адекватного авторскому пониманию текста.


В.Бочарникова «Водополица», стихотворения К.Бальмонта


Самостоятельное чтение лирического стихотворения. Прослушивание образца (грамзаписи) с последующим его анализом Чтение любимых стихотворений или стихотворений собственного сочинения.

2


29-30

Формирование выразительного чтения

Определение скрытых чувств, подтекста. Наблюдение за эмоциональным состоянием двух героев, их отношение друг к другу. Изменение эмоционального состояния героя на протяжении действия.

И Бунин «Листопад»

Анализ произведения, нахождение интонационных средств выразительности . Выявление эмоционального восприятия поступка, состояния героев текста. Построение речевого высказывания: Стремление донести до слушателей то, что понимает и чувствует ученик, что наиболее интересно и важно с его точки зрения.

2


31-32

Поэтическая пауза и логическое ударение

Умения пользоваться паузой и логическим ударением, которые рассматриваются как сложные, включающие два связанные между собой умения: определять их в тексте и соблюдать при чтении.



Первый этап: наблюдение за паузой с опорой на знаки препинания в конце и внутри предложения.

Второй этап: наблюдения и практические упражнения в расстановке пауз между синтагмами, словосочетаниями.

Третий этап: рассматривание роли поэтической паузы. Сопоставление вариантов пауз, определение их смысловой роли. (Наиболее трудный случай – это постановка пауз внутри предложения, содержащего несколько словосочетаний).


2


33-34

Проверь себя. Практикум

Проверка знаний учащихся, полученных на занятиях курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом».



Тестовая работа

1


Итоговый контроль. «Интегрированное задание по выявлению уровня сформированности УУД (работа с текстом)»


Вариант №1 «Муром»

Вариант №2 «Святая Мария»

Комплексная работа . Использование полученных знаний работы с текстами разных жанров на практике.

1



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате работы с текстом учащиеся приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.

Личностными результатами учеников 5 класса, формируемыми при изучении курса, являются:

  • воспитание чувства любви, уважительного отношения к русскому языку, слову;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных текстов (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

  • понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;

Метапредметными результатами изучения курса являются:

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

пятиклассник научится:

• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

• определять тему и главную мысль текста;

• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

пятиклассник получит возможность научиться:

• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

• работать с несколькими источниками информации;

• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.


Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

пятиклассник научится:

• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

пятиклассник получит возможность научиться:

• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

пятиклассник научится:

• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

пятиклассник получит возможность научиться:

• сопоставлять различные точки зрения;

• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.


Достижение планируемых результатов освоения предмета и междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» возможно при условии методической переработки содержания учебного материала и структуры урока. Средством достижения планируемых результатов может стать использование на уроках методики работы с текстовой информацией и методик развития критического мышления


Литература для учителя.

  1. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников. Под редакцией Васильевой М.С., Омороковой М.И., Светловской Н.Н. – Москва: Педагогика, 1997.

  2. Артоболевский В.Г. Художественное чтение. – Москва: Просвещение, 1978.

  3. Левин В. Когда маленький школьник становится большим читателем. – Москва: Лайда 1994.

  4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – Москва: Просвещение, 1969.

  5. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – Москва: Книга, 1972.

  6. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва: АРКТИ, 2001.

  7. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. – Москва: Педагогика, 1982.

  8. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – Москва: Педагогика, 1980.

  9. Черемисинова Л.И. Изучение поэзии Даниила Хармса В начальной школе. – Издательство Саратовского педагогического института, 1994.

  10. Зайцева О.Н. задания на понимание текста. – Издательство «Экзамен» 2013.








Приложения.

Приложение 1.

Интегрированное задание по выявлению уровня сформированности УУД (работа с текстом)

Описание работы.

Цель проведения получить при выполнении работы данные, которые характеризуют формирование некоторых общеучебных умений («умение пользоваться информацией» и «умение общаться»).

Определить развитие (деградацию) общеучебных умений заложенных в начальной школе, чтобы в основной школе продолжить развивать или начать формирование ряда универсальных учебных действий.

Описание проведения и проверки работы.

Время проведения работы – 45 минут. Каждому ученику выдается текст работы с заданиями и лист для ответа. Учитель, который проводит работу, не дает своих комментариев и пояснений. Учащиеся максимально самостоятельно выполняют задания. После выполнения работы листы с заданиями и ответами передаются в административную часть на проверку.

№п/п, ФИО ученика

Задание №1

….

Задание №8




Итого:

… человек

… человек

… человек

Выполнение заданий работы заносится в таблицу:

Итоговые результаты заносятся в таблицу «Сформированность общеучебных умений»

Основные параметры проверки варианта №1 работы

Умения пользоваться информацией

  • Умеет самостоятельно предполагать, какие знания нужны для решения учебной задачи (задание № 6)

  • Умеет находить информацию в тексте ( задание №3)

  • Умеет сравнивать факты и явления (задание №7)

  • Умеет представлять информацию в виде текста, рисунка (задание №8)

Умение общаться

  • Умеет оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций (задание №5)

  • Умеет высказывать свою точку зрения, пытается ее обосновать, приводя аргументы (задание №4)

  • Умеет читать про себя текст и при этом:

  • вести диалог с автором (задание №1);

  • выделять главное (задание №2);

  • составлять план (задание №2)

Основные параметры проверки варианта №2 работы

Умения пользоваться информацией

  • Умеет находить информацию в тексте ( задание №7)

  • Умеет сравнивать факты и явления (задание №6)

  • Умеет представлять информацию в виде схемы (задание №3)

Умение общаться

  • Умеет оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций (задание №5)

  • Умеет высказывать свою точку зрения, пытается ее обосновать, приводя аргументы (задание №4)

  • Умеет читать про себя текст и при этом:

  • составлять вопросы к тексту (задание №2);

  • выделять главное (задание №1);

Вариант №1 работы

Внимательно прочти текст.

Двенадцатого апреля 1961 года от Земли отрывается первый человек, герой и любимец века.

Стоя между небом и землей, прежде чем войти в ракету, он только улыбнулся и поднял обе руки кверху.

- До встречи!

А когда раздалась последняя команда «Пуск» и ракета ринулась вверх, Гагарин лихо, бедово, с чисто русским пренебрежением к тяготам и опасностям бросил свое знаменитое ямщицкое «Поехали!», подбадривая не себя, а тех, кто остается.

Ракета, приподнятая столбом тугого пламени, тронулась с места…

«Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантская ракета задрожала всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвалась от стартового устройства», - вспоминал позднее Гагарин.

В эти мгновения он уже не испытывал ни ошеломления, ни восторга. Все было точным и размеренным в его сознании. Только одно могло показаться странным: когда росли и росли перегрузки, с Земли голос Королева ему сообщил, что прошло семьдесят секунд после взлета. Он ответил бодро: «Самочувствие отличное. Все хорошо», - а сам подумал: «Неужели только семьдесят? Секунды длинные, как минуты».

Одна за другой начали отделяться ступени ракеты. Их топливо выгорело; они сделали свое дело – вынесли корабль на орбиту.

И в тоже мгновение тяжесть схлынула, а затем Гагарина словно подняло с кресла: он повис на ремнях. Но повис не вниз, а взлетел кверху.

Юрий взял бортовой журнал и начал записи. Минуты теперь понеслись неимоверно быстро. Они утекали, ощутимо становясь прошлым, не удерживаясь на настоящем…

Мир вокруг него необычайно расширился; Гагарин чувствовал себя его первооткрывателем. И это не было преувеличением.

Выполни следующие задания и запиши ответы. Задания можно выполнять в любом порядке, но необходимо точно указывать номер выполняемого задания.

Задание №1. Какие вопросы у тебя возникли по мере прочтения текста? Задай их автору.

Задание №2. Озаглавь текст и составь его план.

Задание №3. Назови время года, когда произошло главное событие рассказа.

Задание №4. Дай свое толкование слова. «Первооткрыватель - это …»

Задание №5. Подбери синонимы к выделенному глаголу, а к выделенному существительному подбери однокоренные слова.

Задание №6. Придумай математическую задачу на основании данного текста и реши ее.

Задание №7. На корабле-спутнике «Восток» Гагарин Ю.А. облетел земной шар и через 108 минут благополучно вернулся на Землю. Какое московское время показывали часы в момент приземления корабля.

Задание №8. Представь, что ты художник. Перед тобой текст, который тебе нужно иллюстрировать, но рисунок должен быль небольшим 7х7см, черно-белым. Попробуй нарисовать.

Вариант №2 работы

Внимательно прочти текст.

Первая надпись, сделанная русскими буквами, - одно-единственное слово «гороухща» (что значит «горчица»). Оно процарапано на глиняном кувшине, где эта приправа, видимо, и хранилась. Казалось бы – ничего особенного, горчица какая-то. Но, представьте себе, что надпись была сделана нашим далеким предком в начале Xвека – задолго до крещения Руси Владимиром Красное Солнышко.

Очень интересная история произошла с несколькими богато украшенными мечами Х века. Такое оружие тогда умели ковать только в Центральной Европе. Каково же было удивление ученых, когда после снятия ржавчины на клинках проступили славянские буквы – «подписи» русских кузнецов. Так было сделано открытие: в наших раннесредневековых городах имелось собственное производство мечей, не уступавших европейским.

Недавно в Новгороде была найдена древнейшая книга Руси – деревянная «записная книжка» с восковыми страницами, на которых 1000 лет назад острой палочкой выводили церковные тексты.

Настоящую революцию в русском языкознании произвело открытие «берестяных грамот», которые с 1950-х годов стали находить в Новгороде повсеместно. Это частные записочки, нацарапанные на кусках березовой коры в XI-XV веках. Они красноречиво говорят о массовом владении новгородцами грамотой. Высокий уровень грамотности был не только среди знати, но и среди обычных граждан. Писали друг другу все: феодалы, священники, управляющие, ключники, торговцы. Крестьяне обсуждали урожай, давали поручения, отчитывались в долгах. Соседи бранились. Юноши и девушки признавались в любви. Школьники, как и во все времена, упражнялись в письме и счете, рисовали героев и врагов.

Самая старинная из дошедших до нас древнерусских летописей – «Повесть временных лет». Она написана в начале XII века. Мы располагаем великолепным «переводом» одной истории из нее на литературный язык девятнадцатого века А.С. Пушкиным.

Выполни следующие задания и запиши ответы. Задания можно выполнять в любом порядке, но необходимо точно указывать номер выполняемого задания.

Задание №1. Как бы ты озаглавил текст?

Задание №2. Составь вопросы к тексту.

Задание №3. Попробуй продолжить схему исторических находок с русскими буквами

«горчица» , 10 век


Задание №4. Объясните, почему слово «подпись» в первом абзаце взято в кавычки.

Задание №5. Подбери синонимы к выделенному наречию, а к выделенному существительному подбери однокоренные слова.

Задание №6. Составь математическую задачу, используя данные пятого абзаца.

Задание №7. Представь, что ты новгородский школьник XI-XV веков. Что бы ты изобразил на своей берестяной табличке?

Приложение 2.


Памятка

Как подготовиться к выразительному чтению.

  1. Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

  2. Определи своё отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

  3. Мысленно представь себе их.

  4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова задача твоего чтения).

  5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства – тон, темп чтения; пометь паузы, логические ударения.

  6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь ещё раз, со всем ли ты согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

  7. Прочитай текст выразительно.




Памятка

Как нарисовать словесную картину к рассказу.

  1. Перечитай отрывок из рассказа.

  2. Определи, сколько можно нарисовать картинок (о чём каждая из них).

  3. Что и кто будут изображены на каждой картинке? Назови.

  4. Какие слова в тексте помогут выполнить задание? Подчеркни их.

  5. Представь свою картинку.

  6. Расскажи о каждой картинке.


Приложение 3.


Работа со стихотворением.


«Привет тебе, моя любовь, Россия!»

Цель: развивать умение учащихся читать, воспринимать поэтические произведения, донести до учащихся чувства и мысли человека, всем сердцем любящего свою Родину, воспитывать в детях патриотизм, добрые чувства гражданина своей страны.


Ход занятия.

И все пройдя пути морские,

И все земные царства дней,

Я слова не найду нежней,

Чем имя звучное: Россия.

К. Бальмонт.


Занятие начинается с чтения лирической миниатюры В.Бочарникова «Водополица»:

«Вешнее солнце!.. Сколько в нём весёлой силы и щедрости, как неутомимо оно работает, чтобы всё сущее на земле быстрее вышло из зимнего оцепенения, пробудилось и обновилось.

Падает снег, со всех полевых, лесных и луговых высоток ударились в бег ручьи шумные, разгонистые, хмельные. Заволновались, закипели, забушевали речки.

Звени, бушуй, зови, водополица, показывай свои первые травы, своих первых птиц и зверей, которых ты подняла на ноги, и своих рыб, которые всплёскивают так, что брызги взлетают и волны ходят кругами. А какие запахи – от поля, от талой воды, от берёз, по стволам которых бушует берёзовый сок, от молодой травы! Может, только в этот час открылась для меня вся мудрая простота слов бабки Марфы: «Каждый весенний день – праздник».

Учитель.

- Какие ассоциации возникли вас, когда вы слушали описание такого природного явления, как водополица?

Рассуждения детей: пробуждение, цветение, свет, солнце, одухотворённость. Радость, начало первоцвета, любовь.

Все слова записать на доске.

- Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к поэту, знакомство с которым у нас сегодня состоится?

Рассуждения детей. Учитель обобщает их ответы.

«Когда слушаешь Бальмонта, - писал А.Блок, - всегда слушаешь весну». Это верно. Бальмонта называли поэтом Солнца, «Паганини русского стиха». (Попутно следует справка о великом скрипаче и композиторе, исполнителе, виртуозе, совершившим переворот в технике игры на скрипке). Свои жизнеутверждающие стихи поэт посвятил родной земле, России, природе. Изучив 16 языков, на особом, 17-м языке, на бальмонтовском, объясняется он в любви к природе, к тем местам, где родился и вырос.

Сначала ученики читают отрывок из очерка поэта «Воробьёныш», а затем читают стихотворение «Где б я ни странствовал».

«Моя первая любовь – деревня, усадьба, где я родился и вырос. Моя первая любовь – насыщенное Солнцем весеннее утро, и я сам, лет четырёх, сидящий на родном балконе и любующийся душистыми большими кустами лиловой и белой сирени, вокруг которых вьются безмолвные бабочки жёлтые, белые и красноватые, и реют и мелькают с непрерывным звоном пчёлы, такие мохнатые и добрые, злые красивые осы с тонкими талиями, огромные полосатые шмели, которые совершенно торжественны, и пёстрые мухи, которые не похожи на тех, что звенят о стёкла окон в доме».


* * *

Где б я ни странствовал, везде припоминаю

Мои душистые леса.

Болота и поля, в полях – от краю и до краю –

Родимых кашек полоса.

Где б ни скитался я, так нежно снятся сердцу

Мои родные васильки.

И, в прошлое открыв таинственную дверцу,

Схожу я к берегу реки.

У старой мельницы привязанная лодка, -

Я льну к прохладе серебра.

И так чарующе и так узывно-чётко

Душа поёт: «Вернись. Пора».

Учитель.

- О чём это стихотворение? Какие чувства владели поэтом, создавшим его?

Рассуждения детей.

  • Он вспоминает свою Россию, то, что ему бесконечно дорого.

  • Помнит запах леса, поля, болота, родные его сердцу васильки.

  • Память уводит его к старой мельнице, он видит лодку, серебристую гладь реки.

  • Обо всём, что он вспоминает, поэт пишет моё.

  • Каждая строка стихотворения передаёт любовь поэта к России, душевную память о ней, непреодолимое желание снова оказаться там, в тех местах.

Учитель.

- К.Д.Бальмонт много путешествовал, а в январе 1912 года, отчалив из Лондона на английском корабле, он пересёк океан и совершил кругосветное плаванье, посетил Цейлон, Новую Зеландию, Мадагаскар, Австралию, Индию. Бальмонт тоскует по родине, тоскует постоянно. Покинув Россию, он помнит «её душистые поля», берег любимой реки, ему постоянно слышится «Вернись, Пора».

«Думаю о России, о великом счастье слышать везде русскую речь, о том, что я русский».

«Как верно, очаровательно сейчас в русском лесу, в русской деревенской глуши. Вот где бы я хотел быть», - признаётся в письмах Бальмонт.

Ученики выразительно читают стихотворение поэта «Глушь».


Луг, болото, поле, поле,

Над речонкой ивы.

Сладко дышится на воле!

Все цветы красивы!


Всё здесь нежит глаз и ухо

Ласкою весёлой.

Прожужжала где-то муха,

Шмель гудит тяжёлый.

Всюду – божие коровки,

Розовые кашки,

Жёлто-белые головки

Полевой ромашки.


Нежно-тонки очертанья

Задремавшей дали…

Полно, разве есть страданья?

Разве есть печали?



Учитель.

- Почему стихотворение называется «Глушь»?

- Каким настроением оно проникнуто?

- Что пленяет поэта в деревенской глуши? А вас?

- Объясни смысл четвёртой строфы.

- Так какую же Россию любит поэт?

Ответы детей.

Учитель.

- Сознавая свою горькую разлуку с родиной, свой внутренний долг перед ней, Бальмонт как завещание оставил такие слова: «Да пошлёт Судьба той стране, которая дала мне жизнь и многотравные луга плодородные нивы, счастливых людей, правдивые дни, несчётные стада коров с тяжёлым выменем, звонкие табуны коней, что всегда так красивы были в России…»

- А что вы пожелаете своей стране? Напишите, можно стихами.

Творческая работа. Проверка

Это и есть итог занятия.






Приложение 4.


Формирование выразительного чтения.

И Бунин «Листопад».

Цель: Научить использовать интонационные средства выразительности, формировать умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения.


Ход занятия.


При подготовке к чтению и первичной ориентировке в тексте учитель переносит детей в золотую осень.

- Ребята, чем интересна пора золотой осени?

Дети делятся впечатлениями из личного опыта.

- Посмотрите на рисунок. Какие краски золотой осени использовал художник? А вот на известной вам картине И.Левитана краски богаче. Посмотрите.

Далее учитель сообщает, что читать они будут прекрасное стихотворение И.Бунина о золотой осени; показывает иллюстрированную книгу «Листопад», предлагает её прочитать дома целиком, поясняет слово «терем».

Первичное восприятие текста осуществляется в процессе чтения произведения подготовленным учеником.

- Как вы думаете, почему И.Бунин сравнивает лес с теремом?

(Он, как терем, нарядный пёстрый – лиловый, жёлто-золотой. красный.)

- Какое настроение вызывает у поэта лес-терем?

(Лес он показывает весёлым, и сам радуется золотой осени).

Вторичное осмысленное восприятие. Чтение и работа с текстом.

- А теперь будем читать это стихотворение и посмотрим, что же включает поэт в свой терем, как он «построен» и где стоит.

Важно, чтобы у детей сложилась яркая и точная картина осеннего леса и его окружения. Дети читают первые десять строк.

- Итак, отметим ещё раз краски-слова, которые нам понадобятся для рисования – «постройки терема» (ребята читают первое четверостишие). А теперь посмотрим «строительный материал» (читаются следующие шесть строк).

Ребята отмечают, что терем состоит из жёлтых берёзок.

- Как они стоят? Прочитайте.

(Будто жёлтою резьбою блестят в лазури голубой).

- Смотрите внимательно, какая рисуется картина: берёзки, как желтые вырезанные узоры, стоят на фоне голубого неба. Что ещё входит в наш терем?

(Ёлочки стоят, как вышки, они тёмно-зелёные.)

- Верно, они очень стройные и похожи на вышки. Есть ещё клёны. Они тоже расписные, и к ним можем отнести те краски, о которых поэт говорит вначале. Какие же листья у клёнов?

(Они золотые, красные, багряные, а некоторые, я видела, бывают смешанные, жёлто-красные, очень красивые).

- Ну, вот почти и готов наш терем, стены есть. А оконца? Что о них пишет поэт?

(Между клёнами в листве есть просвет в небо, как оконце).

- Где стоит наш терем? Найдите эти строки. (Дети читают).

- Так, где же стоит наш терем?

(Он стоит на пустой поляне, как бы среди широкого двора).

- Очень хорошо! Посмотрим, как изображён двор. Найдите этот отрывок. Прочитайте его.

(Через поляну-двор тянутся нити из паутины. Они блестят на солнце и похожи на сеть из серебра. И ещё во дворе летает, поэт говорит – « играет», белый последний мотылёк. Он похож на маленький белый лепесток. Он то летает, то замирает на паутине).

- Красив наш двор? Давайте вместе «нарисуем» и терем расписной и двор.

- Перечитаем всё стихотворение всё до конца вслух.

Далее «рисуются» словесные «картины». Учитель неназойливо возвращает детей к тексту, чтобы «уточнить рисунок». Сначала «собираются» ещё раз все краски для рисования (дети коллективно находят слова: цвет – лиловый, золотой, багряный, жёлтый, зелёный, голубой, серебряный, синий, белый, очень светлый).

- Смотрите, какое богатство красок-слов у нашего поэта-художника! А теперь ещё раз назовите «объекты» - что будет нарисовано.

(Голубое небо. Редкие жёлтые берёзы на фоне неба. Стройные зелёные ёлочки. В лесу между деревьями просветы – оконца. Широкая поляна около леса. По ней тянется серебристая паутина. Играет белый мотылёк).

- Прекрасно, молодцы! Но мы должны с вами изобразить ещё тишину, «мёртвое молчание», как говорит поэт. Как это изобразить?

(Наш терем спокоен, деревья и листья не шевелятся от ветра. Чуть-чуть только шелестят уже сухие листочки).

- Очень хорошо. И вся эта картина залита солнцем. Мы его забыли нарисовать. А без солнца краски не были бы такими яркими. Закройте глаза. Представьте себе всю картину целиком. Ну а теперь будем читать так. Чтобы все, кто слушает, ясно представили себе расписной терем, сверкающий красками на лесной поляне, светлую поляну в серебре нитей и «мёртвую тишину».

Договариваемся, как будем читать: быстро, медленно, спокойно? Выбирается последнее, но дети говорят, что ещё надо передать и восхищение картиной – ведь им нравится картина леса.

Учитель замечает, что при чтении следует выделять те слова, которые уже нашли, - это основные объекты картины: лес, берёзы, ёлочки, клёны, оконца, поляна, паутина, мотылёк.

Читается первая часть стихотворения до обобщения: «Сегодня так светло кругом…» Когда дети убеждаются, что прочитали выразительно с учётом наших требований, продолжаем отрабатывать вторую часть.

- Смотрите, ребята, дальше повторяются слова: «Сегодня так светло кругом, такое мёртвое молчанье». Почему поэт повторяет их? Что он хотел сказать?

(Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и очень тихо).

- Поэт усиливает повтором этих слов своё впечатление обо всей картине, подчёркивает её исключительность и восхищается ею. Вот теперь прочитайте, подчёркивая эти слова.

Учащиеся читают текст насколько раз, пробуя интонацию.

Последнее замечание, которое делает учитель по чтению перед выразительным чтением всего стихотворения:

- Это стихотворение, поэтому вы знаете, что последние слова каждой строки надо произносить с малым ударением, потому что они рифмуются, и это надо показать. И ещё обратите внимание на следующие строки, чтобы не ошибиться в постановке пауз:

…на паутине замирает,

пригретый солнечным теплом.

- После этой фразы делается пауза. Последнюю строчку нельзя отнести к следующей. Чтобы читать спокойно-торжественно, усильте паузы после слова «лес» и перед каждым перечислением красок леса (на доске даётся разметка):

Лес, / точно терем расписной, /

Лиловый, / золотой, / багряный, /

Весёлой, / пёстрою стеной /

Стоит над светлою поляной.

Дальнейшая разметка проводится на карточках.

Учащиеся готовятся к чтению всего стихотворения.

Выразительное чтение всего стихотворения.

Дома дети по желанию заучивают стихотворение наизусть.


Приложение 5.


Проверь себя. Практикум.


Цель: Проверить знания учащихся, полученных на занятиях «Основы смыслового чтения и работы с текстом», умение использовать полученные знания для работы с текстами разных жанров на практике.


Ход занятия.


В начале занятия учитель предлагает детям объединиться в группы для работы.

Первое задание «Тест».

  1. Что такое текст?

а) Несколько слов по данной теме.

б) Несколько предложений по данной теме.

в) Несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

2. Что такое тема текста?

а) Заголовок.

б) Главная мысль.

в) Главный герой произведения.

3. Что значит понять текст?

а) Прочитать и понять главную мысль.

б) Прочитать и нарисовать словесную картину.

в) Прочитать и составить план.

4. Составить план текста, это:

а) Поделить его на части.

б) Озаглавить текст.

в) Поделить на части и озаглавить каждую часть.

5. Воспроизвести текст, это:

а) Пересказать прочитанное.

б) Составить план произведения.

в) Нарисовать словесную картину.

6. Выразительное чтение это:

а) Выразить своё отношение к прочитанному.

б) Донести до слушателя смысл с помощью интонации.

в) Чтение с использованием мимики и жестов.

7. Поэтическая пауза, это:

а) Задуманная автором смысловая остановка.

б) Остановка, чтобы перевести дыхание.

в) Пауза для просмотра текста.

8. Какой текст чаще всего печатается в газетах?

а) Художественный.

б) Публицистический.

в) Научно-популярный.

9. Как ты понимаешь «САМОКОНТРОЛЬ»?

а) Проверить свои знания.

б) Контрольная работа по данной теме.

в) Проверить правильность выполнения задания.

10. Каково значение чтения и книги для тебя? (Напиши).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________