СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы смыслового чтения и работа с текстом" 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы смыслового чтения и работа с текстом" включает следующие разделы: планируемые результаты освоения программы, современные образовательные технологии, содержание курса и календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы смыслового чтения и работа с текстом" 5 класс»













Рабочая программа

Название курса внеурочной деятельности Основы смыслового чтения и работа с текстом

Учебный год 2020-2021

Класс 5

Количество часов в год 16

Количество часов в неделю 1

Учитель Чеботина И.В.




Тюмень, 2020 г.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОГРАММЫ

«Основы смыслового чтения и работа с текстом»

Программа «Основы смыслового чтения» опирается на принцип преемственности: учитывается связь с планируемыми результатами, установленными при освоении обучающимися начальной школы раздела «Чтение. Работа с текстом»



НОО (на конец 4 класса)



ООО (на конец 5 класса)


Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного


Выпускник научится:

• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

• определять тему и главную мысль текста;

• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

• работать с несколькими источниками информации;

• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Ученик научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.


Ученик получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.


Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации


• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Ученик получит возможность научиться:

  • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации


высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;

• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Формирование умения смыслового чтения и работы с текстом с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся


Класс (возраст)

Возрастные психологические особенности

Умения смыслового чтения

5 класс

(10-11 лет)

У пятиклассников над всеми психическими процессами доминируют словесно-логическое и образное мышления, на которые опирается

материал предметов 5-го класса.

Сформировано произвольное внимание. Оно может быть полностью организовано и контролируемо подростком.

Способность к саморегуляции.

Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа

Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности (школьник принимает и понимает смысл учения для себя, учится осознанно осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формирует и регулирует учебные приоритеты, занимается самообразованием и др. Ведущий мотив - познавательный).

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; уметь сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

находить необходимую единицу информации в тексте;

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

структурировать текст, используя нумерацию страниц, проводить проверку правописания;

интерпретировать текст: делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.


Современные образовательные технологии, отвечающих системно-деятельностному подходу, с позиций умений смыслового чтения и возрастных особенностей обучающихся


Технологии, методы

Возрастная категория

Краткая характеристика

(цель, задачи, этапы работы)

Развитие критического мышления через чтение и письмо

5 класс

Основные идеи:

  • Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

  • Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

  • Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

  • Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление». Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.

Этапы урока в рамках технологии РКМЧП:

  1. ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

  • пробудить к ней интерес;

  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

  • структурировать последующий процесс изучения материала.

  1. ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

  • получение новой информации;

  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

  1. РАЗМЫШЛЕНИЕ:

  • выражение новых идей и информации собственными словами;

  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

  • анализ всего процесса изучения материала;

  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Приемы, использующиеся в данной технологии:

  1. Стадия вызова:

  • Составление списка известной информации по вопросу.

  • Рассказ-активизация по ключевым словам.

  • Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.

  • Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

  1. Стадия осмысления:

Методы активного чтения:

  • Маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа).

  • Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов.

  • Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

  1. Стадия рефлексии:

  • Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений, дополнений в сделанные на первой стадии.

  • Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

  • Ответы на поставленные вопросы.

  • Организация устных и письменных круглых столов.

  • Организация различных видов дискуссий.

  • Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе.

  • Исследования по отдельным вопросам темы.

  • 8. Творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изученной информации.

Методы технологии: ИНСЕРТ, Взаимоопрос, Зигзаг, Кубик, «Двойной дневник», Чтение с остановками (Осмысление), Кластер, Выходная карта, Синквейн (Размышление), Концептуальная таблица (Осмысление, размышление), Знаю-Хочу узнать-Узнал (все три этапа).

Эвристическое обучение

5 класс

Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).


Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю).

При конструировании занятий эвристического типа приоритет отдается целям творческой самореализации детей, затем — формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную деятельность учеников, потом — содержанию учебного материала. Организационные формы и методы эвристического обучения имеют приоритет перед содержанием yчe6нoro материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать.

Технологическая карта для конструирования системы занятий:

  1. Вводные занятия. Задачи - актуализировать личный опыт и знания учеников для введения в тему, самоопределения и личного целеполагания в ней, построить общую и индивидуальные образовательные программы по теме. Формы занятий - вводный семинар, вводная лекция, проблемная лабораторная работа, разработка концепта темы, занятие по целеполаганию, защита учениками индивидуальных образовательных программ и др.

  2. Основная часть. Задачи - достигнуть общих установочных целей по теме, выполнить основное содержание индивидуальных образовательных программ учеников, освоить базовое содержание темы. Формы занятий - урок-исследование, проблемный семинар, конференция, групповые или индивидуальные занятия, эвристическое погружение, цикл эвристических ситуаций, лекция концептуальная, лекция по знакомству с культурно-историческими аналогами, деловая игра и др.

  3. Тренинг. Задачи - достроить созданные учениками образовательные продукты до целостной системы, закрепить результаты основной части блока, достичь деятельностных базовых требований по теме. Формы занятий - семинар дифференцированный, семинар групповой, практикум по решению задач, лабораторная работа, мозговой штурм, урок по индивидуальным целям учеников, консультация, взаимообучение.

  4. Контроль. Задачи - проверить и оценить уровень достижения поставленных целей, обнаружить изменения в личностных качествах учеников, их знаниях и умениях, в созданной образовательной продукции. Формы занятий - защита творческих проектов и работ, «урок-собеседование», урок-зачёт, урок устного опроса, письменная контрольная работа, диктант, сочинение, рецензирование, урок-самопроверка, экзамен

  5. Рефлексия . Задачи - вспомнить и осознать основные этапы учебной деятельности, индивидуальные и коллективные результаты (продукты) деятельности, проблемы и способы деятельности, соотнести поставленные цели с результатами обучения. Формы занятий - урок-анкетирование, урок-«круглый стол», рефлексивное сочинение, графическая и цветовая рефлексия деятельности, индивидуальные и групповые уроки-отчёты, самооценки и характеристики учеников, итоговая рефлексивная лекция.

Система эвристических занятий строится на базе одного из следующих типов структур занятий:

1. Все вопросы темы изучаются последовательно в соответствии с порядком, предложенным учебной программой или учебником. Материал творчески перерабатывается и усваивается учениками постепенно, шаг за шагом. В ходе занятий ученики выполняют и обсуждают творческие работы по изучаемым вопросам.

2. Материал темы рассматривается сразу как единый логический блок, который затем прорабатывается на отдельных занятиях. Ученики составляют и защищают собственные концепты темы в начале и в конце её изучения. Диагностике и оценке подлежат изменения в ученических концептах. Реализация данной структуры занятий эффективна как в классно-урочной форме обучения, так и в форме «эвристического погружения».

3. Последовательно рассматриваются различные концепты темы: исторический, методологический, экологический, технический и др., имеющие знаковую, образную или символическую форму представления информации по теме. Концепты предлагаются учителем или составляются учениками. Такая система занятий эффективна в метапредметном обучении, поскольку развивает разнонаучный подход к изучению единых образовательных объектов.

4. Учебные занятия по теме проводятся преимущественно одного типа, например, практикум по эксперименту или решению задач, то есть вся тема изучается на основе опытов либо с помощью задач. Происходит «погружение» учеников в определённый вид деятельности. Образовательной доминантой выступает деятельность учеников, а содержание материала оказывается вторичным и вариативным.

5. Тема изучается дифференцированно, ученики делятся на группы по целям, склонностям или желаниям, например: теоретики, экспериментаторы, историки. Все группы занимаются одновременно, каждая — по своему плану, разрабатывая тему в своём аспекте. Периодически проводятся коллективные уроки, где группы обмениваются полученными результатами, обсуждают возникшие проблемы, корректируют дальнейшую работу. Для обозначения общих «связок» в работе применяются лекции учителя. Эта система занятий более вариативна, чем предыдущая, поскольку предполагает выбор учениками доминирующих видов их деятельности.

6. Структура занятий опирается на технологические этапы создания и развития эвристической образовательной ситуации: на первых занятиях происходит обеспечение мотивации деятельности, постановка проблемы; затем организуется индивидуальное или коллективное её решение, демонстрация и обсуждение полученных результатов; после этого изучаются культурно-исторические аналоги, формулируются результаты, проводится рефлексия и оценка деятельности.

7. Учащиеся группами и (или) индивидуально выбирают творческие задания по общей теме, над которыми работают по индивидуальным программам как в школе (в лаборатории, мастерской), так и вне школы (дома, в библиотеке). Ученики пишут сочинения, выполняют исследования, изготавливают технические конструкции. Регулярно по общему расписанию проводятся коллективные занятия», на которых рассматриваются основы темы, заслушиваются отчёты о выполнении программы.1







Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел1. Работа с текстом: поиск информации понимание прочитанного (11 ч)

Текст. Тема текста. Главная мысль текста. Деление текста на смысловые части. План текста. Составление простого плана. План текста. Составление сложного плана. Сравнение объектов. Выделение 2-3 существенных признаков для сравнения объектов. Информация, представленная разными способами в тексте: в виде таблицы и схемы. Различные виды чтения: ознакомительное и поисковое чтение. Словари и справочники. Работа с дополнительными источниками.


Раздел 2. Работа с текстом: оценка информации (2ч)


Формулирование несложных выводов, основываясь на тексте. Нахождение аргументов, подтверждающих вывод.

Составление на основании текста небольшого монологического высказывания.



Раздел 3. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (3ч)

Высказывание оценочного суждения и своей точки зрения о прочитанном тексте. Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте. Учебный диалог. Участие в нем при обсуждении прочитанного или прослушанного текста



Тематическое планирование

№п/п

Название раздела, блока, модуля

Количество часов

1

Работа с текстом: поиск информации понимание прочитанного

11часов

2

Работа с текстом: оценка информации

2 часов

2

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

3 часа







Календарно-тематическое планирование, 5 класс

Дата

№ п/п

Раздел, тема

Содержание темы

Контрольные мероприятия

Практическая деятельность

1

1 Раздел


Работа с текстом: поиск информации понимание прочитанного.

Текст. Тема текста. Главная мысль текста.

Знать термины: ключевые слова, фразы, тема, заголовок текста, идея текста.

2

Деление текста на смысловые части.

Делить текст на абзацы

3

План текста. Составление простого плана.

Составлять простой план текста

4

План текста. Составление сложного плана.

Составлять сложный план параграфа из учебника истории

5

Сравнение объектов.


Сравнить 2 предмета

6

Выделение 2-3 существенных признаков для сравнения объектов.

Сравнение литературных героев - Жилина и Костылина

7

Информация, представленная разными способами в тексте. В виде таблицы.


Представить информацию текста в виде таблицы

8

Информация, представленная разными способами в тексте. В виде схемы.

Составить схему по параграфу учебника

9

Различные виды чтения: ознакомительное чтение.

Выполнить анализ текста

10

Различные виды чтения: поисковое чтение.

Сделать схему: виды словарей, указать их роль

11

Словари и справочники. Работа с дополнительными источниками.

Работа со словарем (нахождение в них информации)

12


13

Раздел №2


Работа с текстом: оценка информации.

Формулирование несложных выводов, основываясь на тексте.

Нахождение аргументов, подтверждающих вывод.



Составление на основании текста небольшого монологического высказывания.

Работа с незаконченным текстом (дописать заключение)

Ответить на вопрос с аргументами ("Нужны ли в наше время печатные книги?")

Давать личную оценку прочитанного текста(по плану: Автор поднял проблему... Я согласен/не согласен с ним...Потому что...)

14


15



16

3 Раздел

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

Высказывание оценочного суждения и своей точки зрения о прочитанном тексте.

Составлять письменный отзыв по плану

Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте.

Составить письменный ответ: зачем нужны иллюстрации в учебниках?

Учебный диалог. Участие в нем при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

 







1