Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 8-х классов, 2018-2019 учебный год.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 г.о Коломна
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №14____________
Е.В. Филимонов
Рабочая программа
внеурочной деятельности по географии
для 8 класса
Составитель:
Лапшин О.Н.,
учитель без квалификационной категории
2018-2019 учебный год
Программа «Научный клуб «Эрудит. География»
Рассчитана на учащихся 8-х классов по выбору. Занятия проводятся по 1 ч. в неделю, общее количество часов – 35 ч. Направление программы: естественно-научное
Структура программы:
Календарно-тематическое планирование
Содержание тем учебного курса
Перечень учебно-методического обеспечения и литературы.
Календарно-тематическое планирование.
Всего – 35 часов (1 ч в неделю), 8 класс
№ п/п | Разделы, темы занятий | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания |
План | Факт |
Раздел 1. Оценка природного потенциала России (8 часов). |
1. | Введение. Правила ТБ на внеурочной деятельности по географии. | 1Т | | | |
2. | Географическое положение России: многообразие подходов. | 1Т | | | |
3. | Россия – кладовая ресурсов. Пути развития экономики страны. | 1П | | | |
4. | Забытые водные пути. Новое значение внутренних вод России в XXI веке | 1П | | | |
5. | Зачем необходимо знать о почвах России? | 1Т | | | |
6. | Особенности климата России. Переоценка возможностей и новые перспективы. | 1П | | | |
7. | Рекреационный потенциал территории России. | 1П | | | Проект развития перспективных туристических зон России. |
8. | Ландшафты России. Оценка природно-экономических возможностей и угрозы сохранения. | 1Т | | | |
Раздел 2. Природные регионы России и проблемы изменения окружающей среды (10 часов). |
9. | Русская равнина – наиболее освоенный регион страны. Проблема или возможность дальнейшего роста? | 1Т | | | |
10. | Кавказ – естественные рубежи страны. Стратегические цели региона в развитии экономики России. | 1П | | | |
11. | Крым – земля древних легенд. | 1П | | | Проекты к уроку по теме: «Природа Крыма». |
12. | Урал – регион между двумя частями света. ЭГП, как один из базисов перспективного экономического роста. | 1Т | | | |
13. | «Открытие Сибири». Что может предложить самый крупный регион России? | 1П | | | |
14. | Дальний Восток. Экзотика на краю страны. | 1Т | | | |
15. | Влияние территории на жизнь человека. | 1П | | | |
16. | Геоинформационные системы (ГИС) и их применение в географии. | 1Т | | | |
17. | Географический прогноз и динамика в природных и социально-экономических комплексах. Проблема устойчивого развития. | 1Т | | | |
Раздел 3. Возможности России в современном мире. Основные векторы развития общества в XXI веке (9 часов). |
18. | АТД России, как фактор развития внутриэкономических связей. «Орбита влияния» России в современном мире. | 1Т | | | |
19. | Население – основной ресурс экономики. Проблемы и тенденции в динамике населения России. | 1П | | | |
20. | Из чего складывается хозяйство страны? Рассматриваем на примере одной из отраслей экономики. | 1П | | | |
21. | Районы нового освоения в России. Какую роль будут играть виды транспорта в будущем страны? | 1Т | | | Создание карты районов нового освоения. |
22. | Западный и Восточный макрорегионы России. Проблема чрезмерной концентрации ресурсов. | 1Т | | | |
23. | РесурсообеспеченностьМГРТ, НТР. Как эти понятия поменяют мировую экономику в ближайшем будущем? | 1Т | | | |
24. | Цивилизации Запада и Востока. Противоречие или диалог культур? | 1П | | | Дискуссия: «Почему мы не понимаем друг друга». |
25. | Геополитические процессы и их отражение на карте мира. | 1Т | | | |
26. | Глобальные проблемы человечества и геоглобалистика. Реальность нашего времени. | 1П | | | |
Раздел 4. Экономико-географические аспекты и перспективы развития Московской области (9 часов). |
27. | «На пульсе страны». Оценка географического положения Московской области и динамика его изменения. | 1Т | | | |
28. | Геологическая история и современный рельеф Московской области. | 1Т | | | |
29. | Климатический потенциал территории Московской области. | 1Т | | | |
30. | Почвы и растительность Московской области. Проблема экологического равновесия. | 1Т | | | |
31. | Структура населения Московской области. Стремительное изменение демографических показателей. | 1П | | | |
32. | Социальная доступность объектов инфраструктуры Московской области. | 1Т | | | |
33. | Промышленность и сельское хозяйство. Особенность размещения. | 1П | | | |
34. | Транспорт и инфраструктурные проекты и возможности на территории Московской области. | 1П | | | Оцениваем возможности новых инфраструктурных проектов в области. |
35. | Отчетная экскурсия по работе объединения за год. | 1П | | | |
Всего: 35 часов | 19Т | 16П | |
Содержание тем учебного курса.
Количество часов – 35, включает: теория (19 часов), практика (16 часов).
№ п.п | Тема или раздел | Количество часов |
1. | Оценка природного потенциала России | 8 часов |
2. | Природные регионы России и проблемы изменения окружающей среды. | 10 часов |
3. | Возможности России в современном мире. Основные векторы развития общества в XXI веке. | 9 часов |
4. | Экономико-географические аспекты и перспективы развития Московской области | 9 часов |
Раздел 1. Оценка природного потенциала России. Цели и задачи объединения «Научный клуб Эрудит. География». Правила ТБ. Географическое положение России: многообразие подходов: природные аспекты и их изменение. Россия – кладовая ресурсов. Пути развития экономики страны: переоценка роли ресурсов в современном мире. Забытые водные пути. Новое значение внутренних вод России в XXI веке: существующие и новые проекты. Зачем необходимо знать о почвах России? Проблемы освоения северных территорий. Мелиорация и улучшение качества почв, активно вовлеченных в сельскохозяйственный оборот территорий. Особенности климата России. Переоценка возможностей и новые перспективы: возможно ли новые масштабные проекты, в связи с изменением климата? Рекреационный потенциал территории России: проекты развития перспективных туристических зон страны. Ландшафты России. Оценка природно-экономических возможностей и угрозы сохранения.
Раздел 2. Природные регионы России и проблемы изменения окружающей среды. Русская равнина – наиболее освоенный регион страны. Проблема или возможность дальнейшего роста: панельная дискуссия на примере разных районов равнины. Кавказ – естественные рубежи страны. Стратегические цели региона в развитии экономики России. Крым – земля древних легенд. Урал – регион между двумя частями света. ЭГП, как один из базисов перспективного экономического роста. «Открытие Сибири». Что может предложить самый крупный регион России? Природные и социально-экономические возможности. Проблемы развития региона. Дальний Восток. Экзотика на краю страны. Влияние территории на жизнь человека: географический детерминизм, географический нигилизм. Геоинформационные системы (ГИС) и их применение в географии. Географический прогноз и динамика в природных и социально-экономических комплексах. Проблема устойчивого развития.
Раздел 3. Возможности России в современном мире. Основные векторы развития общества в XXI веке. АТД России, как фактор развития внутриэкономических связей. «Орбита влияния» России в современном мире: уровни географического положения. Россия на мировой арене. Население – основной ресурс экономики. Проблемы и тенденции в динамике населения России: возрастно-половой состав, этническо-религиозное многообразие, размещение и миграции населения, ИРЧП. Из чего складывается хозяйство страны? Рассматриваем на примере одной из отраслей экономики. Районы нового освоения в России. Какую роль будут играть виды транспорта в будущем страны? Проекты развития железнодорожного транспорта страны. Создание карты районов нового освоения. Западный и Восточный макрорегионы России. Проблема чрезмерной концентрации ресурсов. РесурсообеспеченностьМГРТ, НТР. Как эти понятия поменяют мировую экономику в ближайшем будущем? Экономические циклы Кондратьева. Цивилизации Запада и Востока. Противоречие или диалог культур? Геополитические процессы и их отражение на карте мира. Глобальные проблемы человечества и геоглобалистика. Реальность нашего времени. Как относится к острым проблемам общества?
Раздел 4. Экономико-географические аспекты и перспективы развития Московской области. «На пульсе страны». Оценка географического положения Московской области и динамика его изменения. Геологическая история и современный рельеф Московской области. Климатический потенциал территории Московской области. Почвы и растительность Московской области. Проблема экологического равновесия. Структура населения Московской области. Стремительное изменение демографических показателей. Проблема или новые возможности? Социальная доступность объектов инфраструктуры Московской области. Промышленность и сельское хозяйство. Особенность размещения. Транспорт и инфраструктурные проекты и возможности на территории Московской области. Отчетная экскурсия по работе объединения за год.
Перечень учебно-методического обеспечения и литературы
1. Баринова И.И., География России. Природа, 8 класс – М.: Дрофа, 2017. – 333 с. с илл., карт. 2. Атлас «География России 8-9 класс / Омская картографическая фабрика, 2016 3. Атлас «Сферы. Московская область» / Издательство «Просвещение», 2006 4. Энциклопедия для детей «Аванта+». География. 5. Минералы. Сокровища Земли. Deagostini 6. Атлас «Целый мир в твоих руках». Deagostini 7. Русское географическое общество. http://www.rgo.ru/ru 8. Институт географии РАН. Информационный портал. http://igras.ru/index.php 9. Google Earth – весь мир перед Вами. http://www.google.com/earth/ 10. Вокруг света. http://www.vokrugsveta.ru/