Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 6-х классов, 2018-2019 учебный год.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 г.о Коломна
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №14____________
Е.В. Филимонов
Рабочая программа
внеурочной деятельности по географии
для 6 класса
Составитель:
Лапшин О.Н.,
учитель без квалификационной категории
2018-2019 учебный год
Программа «Научный клуб «Эрудит. География»
Рассчитана на учащихся 6-х классов по выбору. Занятия проводятся по 1 ч. в неделю, общее количество часов – 35 ч. Направление программы: естественно-научное
Структура программы:
Календарно-тематическое планирование
Содержание тем учебного курса
Перечень учебно-методического обеспечения и литературы.
Календарно-тематическое планирование.
Всего – 35 часов (1 ч в неделю), 6 класс
№ п/п | Разделы, темы занятий | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания |
План | Факт |
Раздел 1. Географические карты говорят о многом (10 часов). |
1. | Введение. Правила ТБ на внеурочной деятельности по географии. | 1Т | | | |
2. | Практикум: «Мое веселое путешествие по топографической карте» | 1П | | | Консультация к практической работе №1. |
3. | Маленькие хитрости карт и планов в географии: как научиться понимать и работать с картой? | 1Т | | | |
4. | Как план местности и карта помогут вам в сложной ситуации? | 1П | | | |
5. | Мир, в котором я живу. Составление своего собственного плана местности или географической карты. | 1П | | | |
6. | Московская область на географических картах и плане местности | 1Т | | | |
7. | Как найти капитана Гранда? Географические координаты и загадки, связанные с ними. | 1Т | | | |
8. | Практическая работа: «Решение кроссвордов по географическим координатам» (определение объектов бедствия). | 1П | | | |
9. | Развиваем географическую память. Способы запоминания объектов на карте. | 1П | | | |
10. | Представление проектов по разделу: «Географические карты говорят о многом». | 1П | | | |
Раздел 2. Географические оболочки – все земные миры (10 часов). |
11. | Загадки литосферы Земли и как от этого зависит будущее всего человечества? | 1Т | | | |
12. | История Земли под ногами. Московская область. | 1П | | | |
13. | О, вода ты жизнь! Что мы знаем о водных объектах? | 1Т | | | |
14. | Составление маршрута путешествия по рекам Московской области. | 1П | | | Школьный проект. |
15. | Что мы знаем об атмосфере Земли? | 1Т | | | |
16. | Как климат влияет на нашу жизнь? Климатические пояса Земли. | 1Т | | | |
17. | Практикум: «Наблюдаем за погодой» | 1П | | | |
18. | Такая тонкая и хрупкая жизнь. Удивительные миры биосферы. | 1Т | | | |
19. | Точка невозврата пройдена? Как человек влияет на оболочки Земли? | 1П | | | Обсуждение проблемы в виде дискуссии. |
20. | Представление проектов по разделу: «Географические оболочки – все земные миры». | 1П | | | |
Раздел 3. Введение в социально-экономическую географию мира (9 часов). |
21. | Что изучает социально-экономическая география мира? Методы социально-экономической географии и их использование. | 1Т | | | |
22. | Демография, как предсказание будущего нашей планеты. | 1П | | | |
23. | Многообразие населения и диалог культур в современном мире. | 1Т | | | |
24. | Такая многоликая Африка… | 1П | | | В чем проблема региона? Учимся давать социально-экономическую характеристику. |
25. | Далекая и загадочная Австралия и Океания. Чем живет «райский уголок Земли». | 1Т | | | |
26. | Колоритная Южная Америка. | 1Т | | | |
27. | Западные миры: Северная Америка и Европа | 1Т | | | |
28. | Динамичная Азия – будущее мировой экономики. | 1П | | | Обсуждение: «Станет ли Азия новым мировым центром современных технологий» |
29. | Представление проектов по разделу: «Введение в социально-экономическую географию мира». | 1П | | | Участие в акции «Сделаем вместе». |
Раздел 4. Несколько слов о географии России и Московской области (6 часов). |
30. | Наша Родина на карте мира. Разбираем интересные вопросы. | 1П | | | |
31. | Несколько слов о природе России… | 1П | | | |
32. | Изучаем Московскую область. | 1Т | | | |
33. | Взгляд под углом. Рельеф и климат Московской области. | 1П | | | Вспоминая уроки географии. Анализ некоторых климатических показателей Московской области. |
34. | Взгляд под углом. Почвы, растительный и животный мир области. | 1Т | | | Выступления обучающихся. |
35. | Отчетная экскурсия по результатам работы объединения за год. | 1П | | | |
Всего: 35 часов | 16Т | 19П | |
Содержание тем учебного курса.
Количество часов – 35, включает: теория (16 часов), практика (19 часов).
№ п.п | Тема или раздел | Количество часов |
1. | Географические карты говорят о многом. | 10 часов |
2. | Географические оболочки – все земные миры. | 10 часов |
3. | Введение в социально-экономическую географию мира. | 9 часов |
4. | Несколько слов о географии России и Московской области. | 6 часов |
Раздел 1. Географические карты, говорят о многом. Цели и задачи объединения «Научный клуб Эрудит. География». Правила ТБ. Практикум-консультация к практической работе №1: «Мое веселое путешествие по топографической карте». Перевод условных знаков плана местности в текст и обратно. Маленькие хитрости карт и планов в географии: как научиться понимать и работать с картой: знакомство с понятиями «масштаб карты», «азимут», «относительная и абсолютные высоты рельефа». Как план местности и карта помогут вам в сложной ситуации: памятка путешественнику по ориентированию. Мир, в котором я живу. Составление своего собственного плана местности или географической карты. Московская область на географических картах и плане местности: различия в отображении информации. Как найти капитана Гранда? Географические координаты и загадки, связанные с ними. Практическая работа: «Решение кроссвордов по географическим координатам» (определение объектов бедствия). Развиваем географическую память. Способы запоминания объектов на карте. «Слепая карта». Представление проектов по разделу: «Географические карты говорят о многом».
Раздел 2. Географические оболочки – все земные миры. Загадки литосферы Земли и как от этого зависит будущее всего человечества? Обсуждение «идеальная планета с точки зрения ресурсов – это где? История Земли под ногами. Московская область. Востребована ли природные ресурсы области сегодня? О, вода ты жизнь! Что мы знаем о водных объектах? Составление маршрута путешествия по рекам Московской области. Что мы знаем об атмосфере Земли? Разбираем новые определения: «температура воздуха», «атмосферное давление», «роза ветров», «относительная и абсолютная влажность». Как климат влияет на нашу жизнь? Климатические пояса Земли. Практикум: «Наблюдаем за погодой». Такая тонкая и хрупкая жизнь. Удивительные миры биосферы. Знакомство с природными зонами Земли и высотными поясами. Точка невозврата пройдена? Как человек влияет на оболочки Земли? Ноосфера. Представление проектов по разделу: «Географические оболочки – все земные миры».
Раздел 3. Введение в социально-экономическую географию мира. Что изучает социально-экономическая география мира? Методы социально-экономической географии и их использование. Чем они отличаются от методов физической географии? Демография, как предсказание будущего нашей планеты. Что такое «естественный прирост», «миграция населения», «плотность населения», «этнос», «религия». Многообразие населения и диалог культур в современном мире. Культурно-исторические регионы. Особенности расселения людей. Знакомство с основными отраслями хозяйства. Разбираем географию регионов мира. Такая многоликая Африка… Составление социально-экономического «портрета» региона. Далекая и загадочная Австралия и Океания. Чем живет «райский уголок Земли». Колоритная Южная Америка. Западные миры: Северная Америка и Европа. В чем основа западного мироощущения и откуда оно пошло? Динамичная Азия – будущее мировой экономики. Обсуждение: «Станет ли Азия новым мировым центром современных технологий». Представление проектов по разделу: «Введение в социально-экономическую географию мира» (участие в акции: «Сделаем вместе»).
Раздел 4. Несколько слов о географии России и Московской области. Наша Родина на карте мира. Разбираем интересные вопросы: что такое государственная граница, часовые пояса России. Несколько слов о природе России: рельеф, климат и внутренние воды в представлении наиболее сложных понятий. Изучаем Московскую область. Взгляд под углом. Рельеф и климат Московской области. Взгляд под углом. Почвы, растительный и животный мир области: эндемики и Красная книга. Отчетная экскурсия по результатам работы объединения за год.
Перечень учебно-методического обеспечения и литературы
1. Учебно-методическое пособие «Внеурочная деятельность по географии 5-6 классы» / М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова. – Ульяновск: ОГБУ ДПО УИПКПРО, 2013. – 25 с. 2. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., Начальный курс географии, 6 класс – М.: Дрофа, 2015. – 159 с. с илл., карт. 3. Атлас «География. Начальный курс», 5-6 класс / Омская картографическая фабрика, 2016 4. Атлас «Сферы. Московская область» / Издательство «Просвещение», 2006 5. Энциклопедия для детей «Аванта+». География. 6. Минералы. Сокровища Земли. Deagostini 7. Атлас «Целый мир в твоих руках». Deagostini 8. Русское географическое общество. http://www.rgo.ru/ru 9. Институт географии РАН. Информационный портал. http://igras.ru/index.php 10. Google Earth – весь мир перед Вами. http://www.google.com/earth/ 11. Вокруг света. http://www.vokrugsveta.ru/