СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории. 9 класс "Мастерская проектов по истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой деятельности. Ребенок – исследователь по своей природе. И можно выделить основные качества, характерные для исследователя:

любознательность, способность видеть проблему, оригинальность мышления, гибкость и продуктивность мышления, легкость ассоциирования, высокая концентрация внимания, отличная память, способность к оценке свих действий.

Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по истории. 9 класс "Мастерская проектов по истории"»

Аннотация к рабочей программе

Рабочая программа «Мастерская проектов по истории» в 9 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории, примерной программы основного общего образования по истории, Программы Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России 6-9 класс. М.; Просвещение. 2011.

Курс рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю и направлен на формирование универсальных умений проектно-исследовательской деятельности.

Универсальные умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной деятельностью, но это необходимо каждому человеку. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин «исследовательское обучение». Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой деятельности. Ребенок – исследователь по своей природе. И можно выделить основные качества, характерные для исследователя:

любознательность, способность видеть проблему, оригинальность мышления, гибкость и продуктивность мышления, легкость ассоциирования, высокая концентрация внимания, отличная память, способность к оценке свих действий.

Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. Развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция школьника.

Данная программа предназначена для базового уровня и разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644.

Рабочая программа разработана с учетом:

  • Примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2015. - (Стандарты второго поколения).

Цель и задачи проектно-исследовательской деятельности:

Цель: Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности школьника путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей;приблизить содержание истории Мурманской области к изучению истории Отечества и использовать его в совокупности исторических процессов и фактов.

Задачи:

  • Содействовать развитию творческой исследовательской активности детей.

  • Формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни.

  • Стимулировать у школьников интерес к исследовательской деятельности.

  • Поддерживать стремление ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

  • Развивать организационно – коммуникационные навыки, познавательные способности, творческое мышление.

  • Дать основные сведения из истории Мурманской области.

  • Развивать интерес к истории страны и родного края, к самостоятельному поиску исторических фактов, к работе с краеведческим материалом.

Планируемые результаты

Результатом деятельности является творческий проект и его защита.

Формы творческой работы:

а) письменная работа (эссе, реферат, статья, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

  1. Выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

  2. Подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объемом не более 1 машинописной страницы).

Содержание программы


Раздел 1. Теоретическая часть (10 ч.)



  1. Что такое история? (1 ч.)

Источники исторических сведений истории Отечества, в том числе о прошлом Кольского полуострова. Отличия исторического процесса от эволюции живой и неживой природы. Характеристики исторического процесса: историческое пространство и историческое время. Общее и особенное в истории. Проблема альтернативности в историческом развитии и историческом познании.

2.Вспомогательныеисторические дисциплины(1 ч.)

Общие сведения о палеографии, генеалогии, геральдике, сфрагистике, исторической метрологии.

3. Спорные вопросы в истории(1 ч.)

Норманизм. Русский след в истории Европы.Версии происхождения славян, их религия, занятия, расселение, появление государства. «Повесть временных лет».«Норманнская теория»: «за» и «против». Первые русские князья: версии, предположения.

4. Дискуссионные вопросы в Истории Древнего мира(1 ч.)

Поливное земледелие как главная отрасль экономики. Восточный деспотизм как особая формаправления.Патриархальная форма рабства. Регулирующая роль религии в обществе. Консервативная стабильность как альтернатива античной динамике.

5. Дискуссионные вопросы в Истории Средневековья(1 ч.)

Были ли темными Средние века? Дискуссионные вопросы о наличии феодализма на Руси.

6. Роль личности в истории (1 ч.)

Личность в истории: эволюция взглядов. Представление о личности в истории до сер. XVIII в. Появление развиты концепций о роли личности в истории.

7. Случайности и закономерности в истории(1 ч.)

Особенности социально-исторической закономерности, роль случайностии необходимости вистории. Содержание и сущность объективного и субъективного вистории, их взаимодействие.

8. Загадки и тайны истории (2 ч.)

Таинственные цивилизации (Атлантида, Гиперборея). Вопрос о «генезисе Руси». Где была Куликовская битва? Куда исчезла библиотека Ивана Грозного?

Тема 9. Способы изучения истории. (1 ч.)

Общенаучныеметоды и их место в историческом исследовании.Исторический и логический методы. Историческое пространство и время как онтологическая основа исторического и логического методов в историческом познании. Функции логического метода в историческом исследовании. Значение исторического метода в познании прошлого. Принцип историзма как важнейший принцип научного познания. Классификация и типологизация в исторических исследованиях.



Раздел 2. Практическая часть



Тема 10.Проектная деятельность по истории. Метод проектов(1 ч.)

Метод проектов как способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности

Тема 11. Цель и задачи курса. Классификация проектов(1 ч.)

Монопроекты.Межпредметные проекты Надпредметные (социальные) проекты.

Тема 12. Что такое проект?(1 ч.)

Учебный проект как самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной.

Тема 13. Электронные ресурсы проекта (1 ч.)

Интернет, электронные энциклопедии, электронные каталоги

Тема 14.Практическое занятие. Работа с электронными ресурсами (1 ч.)

Тема 15. Особенности работы с историческими источниками (1 ч.)

Виды исторических источников. Алгоритм источниковедческого анализа.

Тема 16. Практическая работа. Анализ исторических текстов (6 ч.)

Тема 17.Примерные продукты проектной деятельности по истории (1 ч.)

Данные социологического опроса; рукописный учебник истории; исторический журнал; ролевая игра; письмо в…; статья; мультимедийный продукт; сравнительно-сопоставительный анализ; сценарий; праздник; костюм; видеофильм; видеоклип; социальная реклама; стенгазета; маршрут экскурсии; театрализация; справочник; web-сайт; игра; путеводитель и др.

Тема 18. Индивидуальная работа с учащимися по специфике проекта (6 ч.)

Тема 19. Оформление проекта. Подготовка презентации (1 ч.)

Тема 20. Предварительная защита проекта (2 ч.)

Тема21. Подведение итогов проектной деятельности (2 ч.)















п/п

Разделы темы курсов внеурочной деятельности

Количество часов

занятия

Дата прохождения темы занятия

Примечание

теоретической части

практической части

теоретической части

практической части

теоретической части

практической части

теоретической части

практической части


1

Цель и задачи курса. Классификация проектов



1

2




1

1

2

Что такое история?



3

4




1

1

3

Вспомогательные исторические дисциплины



5-6

7



2

1

4

Спорные вопросы в истории



8-9

10



2

1

5

Проектная деятельность по истории. Метод проектов



11-12

13




2

1

6

Электронные ресурсы проекта



14

15-16




1

2

7

Роль личности в истории.



17-18

19-20




2

2

8

Случайности и закономерности в истории



21-22

23-24




2

2

9

Особенности работы с историческими источниками



25-26

27-28




2

2

10

Примерные продукты проектной деятельности по истории



29

30-32




1

3

11

Подведение итогов проектной деятельности




33-34





2








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!