СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика»»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Занимательная математика»

для 3 класса

Срок реализации: 1 год








Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год






































Черняховск, 2022 г.

I. Пояснительная записка

Актуальность программы - «Занимательная математика» состоит в том, что в ней соблюдается преемственность с основным курсом «Математика», что позволяет показать учащимся возможности применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Также предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

Цель курса: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

Задачи курса:

Обучающие:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

  • развитие памяти, личностной сферы.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.


Развивающие:

  • развивать познавательную активность учащихся, интерес к математики;

  • развивать смекалку и сообразительность, внимание и сообразительности;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.


Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Программа рассчитана на учащихся 3 класса.

Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, математические игры, дидактический и раздаточный материал, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические сказки.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Использование информационно – коммуникативных технологий в ходе занятий

  • Использование мультимедийных презентаций.

  • Использование Интернет ресурсов при организации учебно – познавательной деятельности на занятиях.

  • Использование электронных тренажеров.

Межпредметные связи (литература, русский язык, изобразительное искусство, музыка, ИКТ)

Этнокультурный компонент (НРК) представлен задачами о птицах и животных Хакасии, хакасскими ребусами, загадками.

Формы проведения занятий

В практике работы используются следующие формы:

-индивидуальные и групповые;

-практические и теоретические;

-беседы;

-игры с мячом;

-работа с конструкторами;

- конкурсы знатоков;

-игровые занятия;

-игры-состязания, КВН.

-игра - соревнование.


Режим и место проведения занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Занятия проводятся в учебном классе, в библиотеке, в кабинете математики, информатики.

Формы подведения итогов работы.

Формой подведения итога курса «Занимательная математика» является «Конкурс знатоков».

Основные методы и технологии

  • информационно коммуникативные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технология развивающего обучения.

  • технология разноуровневого обучения.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

II. Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Средством достижения этих результатов служит организация парно-групповой работы.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на занятии.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

– выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10; 100

– решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а • х = b; а : х = b; х:а = b;

– решать задачи в 2–3 действия;

– находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;

– находить периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул;

– чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;

– узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду;

– записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;

– читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

– составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);

– заполнять магические квадраты размером 3х3;

– находить число перестановок не более чем из трех элементов;

– находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);

– находить число пар, один элемент которых принадлежит одному

множеству, а другой – второму множеству;

– проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

– объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;

– решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

– уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.


Универсальные учебные действия:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

III. Тематическое планирование.

На изучение курса «Математика для любознательных» в 3 классе отводится 34 часа,

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

практика

1

Как люди научились считать. Разные системы счисления.

1

10 мин.

30 мин.

2

Математика – это интересно.

1

10 мин.

30 мин.

3

Числа – великаны. Загадки – смекалки.

1

15 мин.

25 мин.

4

Танграм: древняя китайская головоломка.

1

15 мин.

25 мин.

5

Сообрази. Узнай цифру.

1

15 мин.

25 мин.

6

Путешествие точки.

1

15 мин.

25 мин.

7

Волшебная линейка

1

15мин.

25 мин.

8

Праздник числа 10

1

15 мин.

25 мин.

9

Семь чудес света

1

15 мин.

25 мин.

10

Конструирование многоугольников из деталей танграма


1

15 мин.

25 мин.

11

Разрезание клетчатых фигур. Правило крайнего.

1

10 мин.

30 мин.

12

Игра - соревнование «Весёлый счёт»

1

10 мин.

30мин.

13

Игры с кубиками

2

10 мин.

30мин.

14

Математическая викторина

1

15 мин.

25 мин.

15-16

Лего - конструкторы

2

15 мин.

25 мин.

17

Весёлая геометрия

1

15 мин.

25 мин.

18

Математическая карусель

1

15 мин.

25 мин.

19

Математическое путешествие

1

10 мин.

30 мин.

20

Уголки

1

10 мин.

30 мин.

21

Игра в магазин. Монеты.

1

10 мин.

30 мин.

22

Конкурс Знатоков математики

1

15 мин.

25 мин.

23

Весёлые задания

1

15 мин.

25 мин.

24-25

Спичечный конструктор

2

15 мин.

25 мин.

26

Прятки с фигурами

1

10 мин.

30 мин.

27

Математический КВН

1

10 мин.

30 мин.

28

Математические игры

2

10 мин.

30 мин.

29

Математический аукцион

1

15 мин.

25 мин.

30

Игры с кубиками

1

15 мин.

25 мин.

31-32

Числовые головоломки

2

15 мин.

25 мин.

33

Час весёлой математики

1

15 мин.

25 мин.

34

Конкурс знатоков

1


40 мин.


Итого

34 ч.




IV. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

    1. Компьютер с мультимедийной установкой.

    2. Раздаточный материал (кроссворды, ребусы, головоломки)

    3. Использование таблиц, опорных схем, динамических раздаточных пособий по математике.











V. Календарно-тематическое планирование.

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

По плану

Факт

1

Как люди научились считать. Разные системы счисления.

Древние люди. Зарубки на палках. Арабские числа и египетские. НРК. Хакасский счет. Математические пирамиды.

1

математ.игры,

легенда,

фронтальная,

групповая



2

Математика – это интересно.

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 *3 клетки).

1

математ.игры,

считалки

парная



3

Числа – великаны. Загадки – смекалки.

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Игра «Не собьюсь!».

1

математ.игры,

ребусы

фронтальная,

парная



4

Танграм: древняя китайская головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

1

математ.игры,

считалки

индивдуальная



5

Сообрази. Узнай цифру.

Царство математики. Игра «узнай цифру».

1

математ.игры,


фронтальная,

групповая



6

Путешествие точки.

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

1

математические головоломки, занимательные задачи

фронтальная,

парная



7

Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

1

математические головоломки, занимательные задачи

индивдуальная



8

Праздник числа 100

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

1

математ.игры,


индивдуальная



9

Семь чудес света

Это интересно. Игра «Какой ряд дружнее?

1

математ.игры,

фронтальная,

групповая



10

Конструирование многоугольников из деталей танграма


Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

1

математические головоломки, занимательные задачи

индивдуальная



11

Разрезание клетчатых фигур. Правило крайнего.

Работа в парах. Игра «Не подведи друга».

Решение задач НРК.

1

математ.игры,


парная



12

Игра - соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 100 до 200). Числа от 100 до 20 0расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

1


фронтальная,

парная



13

Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

1

математ.игры,


фронтальная,

групповая



14

Математическая викторина

«Угадай задуманное число», «Любимая цифра», «Угадай возраст и дату рождения», «Сравнение прямой и кривой».

1

математ.игры,


индивдуальная



15

Лего - конструкторы

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций.

1

математ.игры,


парная



16

Лего - конструкторы

Выполнение постройки по собственному замыслу.

1

конструктор

фронтальная,

парная



17

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

1

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске»,

фронтальная,

групповая



18

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. НРК

1

математические головоломки, занимательные задачи

индивдуальная



19

Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 100. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

1

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры с набором «Карточки-считалочки»

парная



20

Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

1

Весёлые задачи, ребусы.

фронтальная,

парная



21

Игра в магазин. Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 1000.

1

Весёлые задачи, ребусы.игры

фронтальная,

групповая



22

Конкурс Знатоков математики

Игра «Кто хочет стать математиком?» Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

1

математ.игры,


индивдуальная



23

Весёлые задания

В гостях у Незнайки. Весёлые задачи, ребусы.

1

Весёлые задачи, ребусы.

парная



24

Спичечный конструктор

Построение конструкции по заданному образцу.

1

математ.игры

фронтальная,

парная



25

Спичечный конструктор

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

1

математ.игры

фронтальная,

групповая



26

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

1

Весёлые задачи, ребусы.

индивдуальная



27

Математический КВН

Групповая работа, игра – соревнование.

1


парная



28

Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

1

математ.игры,


фронтальная,

групповая



29

Математический аукцион

Секреты задач. Решение нестандартных задач. НРК.

1


парная



30

Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго – числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

1

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь»

индивдуальная



31

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

1

Весёлые задачи, ребусы.

фронтальная,

групповая



32

Числовые головоломки

Заполнение числового кроссворда (судоку).


1

Весёлые задачи, ребусы

фронтальная,

парная



33

Час весёлой математики

Командная игра. «Построй башню», загадки, задачи, блиц – опрос.

Работа в группах, оценивание подборки материала.

1

загадки, задачи, блиц – опрос.


парная



34

Конкурс знатоков

1

Весёлые задачи, ребусы. загадки, задачи, блиц – опрос.


индивдуальная





Всего

34 ч






VI . Список литературы.

1.Доржиева Л.А, Стромилова Л.М. «Организация внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС»;

2.Кочурова Е.Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников»;

3. Аргинская И.И. Сборник заданий по математике, 2013г.

4.Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000;

5.Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989;

6. Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи [Текст] / Т.В. Шкляров. - М. : Грамотей, 2004.

7.Голубина Т.С. «Чему научит клеточка». М. Издательство «Мозаика-синтез» 2001г.;

8.Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО Издательство «Астрель». 2007г.;

9..Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!