Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Глубокинская средняя школа
Краснинского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31 августа 2021 года | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ____________ Г.Е.Горбатенкова Приказ № 144 от 01 сентября 2021 года |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по технологии
«Бумажные фантазии»
для уч-ся 1-4 классов
Составитель : Чернина Наталья Михайловна
учитель первой категории
Период работы по данной программе
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка.
В современном мире, в веке новейших компьютерных технологий , когда компьютер, телевидение, видео- стали неотъемлемой частью жизни людей, трудовая деятельность детей отошла на задний план. Дети совсем не умеют работать с ножницами, иглой, спицами. Самый простой и доступный материал, из которого можно сделать своими руками замечательные поделки, - бумага. Отсюда и название кружка «Бумажные фантазии». Этот кружок поможет детям развивать свои индивидуальные способности, научиться мастерить что-то полезное своими руками, сделать свой досуг более интересным и разнообразным. Занятия кружка позволят детям сделать поделки для своих родных, чтобы порадовать их, будут развивать их мыслительную деятельность в процессе работы с бумагой
( нахождение наиболее эффективного пути при изготовлении той или иной поделки), эстетические качества.
Цель курса: приобщать детей к посильной трудовой деятельности.
Задачи курса:
1. познакомить с историей возникновения бумаги, ее свойствами, видами бумаги и ее назначением.,
2. познакомить с разными направлениями работы с бумагой: оригами, папье-маше, квилинг, мозаика, конструирование.
3. научить детей выполнять поделки с разной техникой обработки бумаги,
4. воспитывать интерес к труду, желание, что-то сделать своими руками, порадовать своих родных ( поздравительные открытки, елочные игрушки),
5. развивать фантазию, выдумку, внимание, усидчивость, аккуратность в работе.
Основные принципы программы:
1. принцип игры и наглядности,
2. учет индивидуальных и возрастных особенностей младшего школьника,
3.принцип посильности,
4. учет интересов современного школьника.
Методы , формы и приемы работы:
слушание, говорение, беседа,
изготовление поделок, выставки, защита
проекта, путешествия, опыты,
наблюдения
Предметные результаты
По окончании курса дети должны знать и уметь:
Виды и свойства бумаги, способы обработки бумаги,
значение слов аппликация, папье-маше, квилинг, мозаика , оригами и простейшие способы изготовления поделок в этих техниках,
уметь безопасно работать с ножницами, правильно организовывать свое рабочее место,
уметь работать аккуратно, быстро
применять полученные знания при создании поделок в домашних условиях
Участники выставками своих поделок украшают классную комнату, помогают в оформлении мероприятий школы, участвуют в районных мероприятиях, изготовляют поделки своим родным к праздникам.
Личностные результаты:
воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, раскрывающих отношение к труду,
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций,
формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств, доброжелательности и отзывчивости,
Метапредметные результаты:
освоение учащимися универсальных способов деятельности , применимых как в образовательном процессе, так и в жизненных ситуациях,
определение общих целей и путей их достижения , умение договариваться о ведении совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение других,
овладение начальными формами логических действий анализа, синтеза, сравнения, обобщения в процессе подготовки и выполнения различных изделий.
Содержание внеурочной деятельности «Бумажные фантазии»:
Тема | Формы организации внеурочной деятельности | Содержание |
Путешествие в город бумажных мастеров. Из истории создания бумаги. Свойства бумаги. Виды бумаги. | Путешествие Опыты Практические занятия Самостоятельная работа Коллективная работа Работа в парах | Исследовать свойства бумаги. Знакомиться с разными видами бумаги. Осваивать новую технику « оригами». Осуществлять выполнение изделия по плану. Корректировать свою деятельность и деятельность партнера при изготовлении изделия. Оценивать свою работу и работу сверстников. |
Оригами. Из истории возникновения. Основные виды работ. |
Оригами. Изделие « Тюльпаны» |
Оригами. Изделие «Новогодняя подвеска» |
Оригами. Изделие «Фигурки из бумажных салфеток» |
Бумажное конструирование . Знакомство с основными приемами работы. | Путешествие Опыты Практические занятия Самостоятельная работа Коллективная работа Работа в парах | Осваивать способы работы при конструировании изделий из бумаги. Осуществлять выполнение изделия по плану. Корректировать свою деятельность и деятельность партнера при изготовлении изделия. Оценивать свою работу и работу сверстников. |
Бумажное конструирование. Изделие « Лошадка» ( динамическая игрушка) |
Бумажное конструирование способом «резцовка». Изделие « Открытка ко дню матери» |
Бумажное конструирование. Изделие «Подвеска»Петрушка» из конусов. |
Аппликация. Виды аппликации. Основные приемы работы. | Путешествие Опыты Практические занятия Самостоятельная работа Коллективная работа Работа в парах Игра | Знакомиться с видами аппликации. Осваивать приемы создания аппликации из бумаги. Осуществлять выполнение изделия по плану. Корректировать свою деятельность и деятельность партнера при изготовлении изделия. Оценивать свою работу и работу сверстников. |
Аппликация. Изделие « Новогодняя открытка» |
Аппликация, Изделие « Поздравительная открытка к 8 марта» |
Аппликация . Изделие « Поздравительная открытка ко дню рождения» |
Папье-маше. Из истории возникновения. Способы работы. | Путешествие Опыты Практические занятия Самостоятельная работа Коллективная работа Работа в парах | Осваивать новую технику « папье-маше». Знакомиться с историей возникновения этой техники. Правильно организовывать свое рабочее место. Осуществлять выполнение изделия по плану. Корректировать свою деятельность и деятельность партнера при изготовлении изделия. Оценивать свою работу и работу сверстников. |
Папье-маше. Изделие «Новогодняя елочная игрушка» |
Папье- маше . Изделие Карнавальная маска» |
Квилинг. Основные приемы работы. Материалы и инструменты для квилинга. | Путешествие Опыты Практические занятия Самостоятельная работа Коллективная работа Работа в парах презентация | Осваивать новую технику «квилинг». Знакомиться с историей возникновения этой техники. Осваивать основные приемы работы в этой технике. Осуществлять выполнение изделия по плану. Корректировать свою деятельность и деятельность партнера при изготовлении изделия. Оценивать свою работу и работу сверстников. |
Квилинг . Простейшие способы работы. |
Квилинг.» Стенгазета к 8 марта» |
Квилинг « Панно» |
Мозаика. Виды мозаики. Основные приемы работы, материалы и инструменты. | Путешествие Опыты Практические занятия Самостоятельная работа Коллективная работа Работа в парах | Осваивать новый вид работы с бумагой « мозаика». Знакомиться с историей возникновения мозаики. Осваивать основные приемы при выполнении работ способом « мозаика». Осуществлять выполнение изделия по плану. Корректировать свою деятельность и деятельность партнера при изготовлении изделия. Оценивать свою работу и работу сверстников. |
Бумажная мозаика. Изделие на тему « Береги природу» |
Бумажная мозаика. Изделие « В гостях у сказки» |
Резервные часы | | |
Календарно- тематическое планирование кружка « Бумажные фантазии»
во 2,4 классе (68 часов в год, 2 часа в неделю).
№ | Тема | Кол-во часов | Сроки прохожд. |
теория | практика |
1-2 | Путешествие в город бумажных мастеров. Из истории создания бумаги. Свойства бумаги. Виды бумаги. | 1 | 1 | |
3-4 | Оригами. Из истории возникновения. Основные виды работ. | 1 | 1 | |
5-7 | Оригами. Изделие « Тюльпаны» | | 3 | |
8-10 | Оригами. Изделие «Новогодняя подвеска» | | 3 | |
11-13 | Оригами. Изделие «Фигурки из бумажных салфеток» | | 3 | |
14-15 | Оригами. Изделие «Лебедь». | | 2 | |
16-17 | Бумажное конструирование . Знакомство с основными приемами работы. | 1 | 1 | |
18-20 | Бумажное конструирование. Изделие «Лошадка»( динамическая игрушка) | | 3 | |
21-23 | Бумажное конструирование способом «резцовка». Изделие « Открытка ко дню матери» | | 3 | |
24-25 | Бумажное конструирование. Изделие «Подвеска» Петрушка» из конусов. | | 2 | |
26-27 | Аппликация. Виды аппликации. Основные приемы работы. | 1 | 1 | |
28-30 | Аппликация. Изделие « Новогодняя открытка» | | 3 | |
31-32 | Аппликация, Изделие « Поздравительная открытка к 8 марта» | | 2 | |
33-35 | Аппликация . Изделие « Поздравительная открытка ко дню рождения» | | 3 | |
36-37 | Папье-маше. Из истории возникновения. Способы работы. | 1 | 1 | |
38-41 | Папье-маше. Изделие « Новогодняя елочная игрушка» | | 4 | |
42-45 | Папье- маше . Изделие Карнавальная маска» | | 4 | |
46-47 | Квилинг. Основные приемы работы. Материалы и инструменты для квилинга. | 1 | 1 | |
48-50 | Квилинг. «Стенгазета к 8 марта» | | 3 | |
51-53 | Квилинг « Панно» | | 3 | |
54-56 | Мозаика. Виды мозаики. Основные приемы работы, материалы и инструменты. | 1 | 2 | |
57-59 | Бумажная мозаика. Изделие на тему «Береги природу» | | 3 | |
60-63 | Бумажная мозаика. Изделие « В гостях у сказки» | | 4 | |
64-65 | Итоговое занятие. Выставка поделок. Презентация работ | | 2 | |
66-68 | Резервные часы | | 3 | |
Литература:
А. Зайцева.» Квилинг: новые идеи для творчества», ЭКСМО, Москва, 2011г
Л. А. Обухова и др. « Поурочные разработки по технологии», Москва, ВАКО, 2011г.
Штейнле Н. Ф. « Поурочные планы по технологии по программе Т.М. Геронимуса» Корифей, Волгоград, 2006г.
М. Гэнзлер « Веселая деревня» , Аркаим, Челябинск, 2006г.
Календарно- тематическое планирование кружка « Бумажные фантазии»
в 1- 4 классе (34 часа в год, 1 час в неделю).
№ | Тема | Кол-во часов | Сроки прохожд. |
теория | практика |
1 | Путешествие в город бумажных мастеров. Из истории создания бумаги. Свойства бумаги. Виды бумаги. | 0 ,5 | 0,5 | |
2 | Оригами. Из истории возникновения. Основные виды работ. | 0,5 | 0,5 | |
3-4 | Оригами. Изделие «Новогодняя подвеска» | | 2 | |
5-7 | Оригами. Изделие «Лебедь». | | 3 | |
8 | Бумажное конструирование . Знакомство с основными приемами работы. | 0,5 | 0,5 | |
9 | Бумажное конструирование. Изделие «Лошадка»( игрушка из разных геометрических фигур) | | 1 | |
10 | Аппликация. Виды аппликации. Основные приемы работы. | 0,5 | 0,5 | |
11-12 | Аппликация. Изделие « Новогодняя открытка» | | 2 | |
13-14 | Аппликация, Изделие «Поздравительная открытка к 8 марта» | | 2 | |
15 | Папье-маше. Из истории возникновения. Способы работы. | 0,5 | 0,5 | |
16-19 | Папье-маше. Изделие «Новогодняя елочная игрушка» | | 4 | |
20 | Квилинг. Основные приемы работы. Материалы и инструменты для квилинга. | 0,5 | 0,5 | |
21-23 | Квилинг. «Стенгазета к 8 марта» | | 3 | |
24 | Мозаика. Виды мозаики. Основные приемы работы, материалы и инструменты. | 0,5 | 0,5 | |
25-27 | Бумажная мозаика. Изделие на тему «Береги природу» | | 3 | |
28-31 | Бумажная мозаика. Изделие « В гостях у сказки» | | 4 | |
32- | Итоговое занятие. Выставка поделок. Презентация работ | | 1 | |
33 | Промежуточная аттестация | | 1 | |
34 | Резервные часы | | 1 | |
Литература:
А. Зайцева.» Квилинг: новые идеи для творчества», ЭКСМО, Москва, 2011г
Л. А. Обухова и др. « Поурочные разработки по технологии», Москва, ВАКО, 2011г.
Штейнле Н. Ф. « Поурочные планы по технологии по программе Т.М. Геронимуса» Корифей, Волгоград, 2006г.
М. Гэнзлер « Веселая деревня» , Аркаим, Челябинск, 2006г.
Оригами
Папье-маше
Новогодние открытки, выполненные в технике «квилинг»
Объемная аппликация