СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по волейболу

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена с учетом потребностей обучающихся во внеурочной образовательной деятельности по результатам собеседования с родителями и учащимися, что обеспечивает добровольность выбора участниками образовательного процесса направлений внеурочной образовательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по волейболу»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа № 32 »


«Рассмотрено»


на заседании МО

учителей гуманитарного цикла

Руководитель ШМО

__________ М.Н. Крашенинина

Протокол № _____

от ______________ 20__

«Согласовано»


Заместитель директора по УВР

________Г.Р. Шарафутдинова

«______»_______________20__


«Утверждаю»


Директор школы

__________ Л.В. Шляпкина


Приказ № _______


от«______» ____________20__






Рабочая программа

по внеурочной деятельности волейбол

Класс ____7-10 класс____________________________

на 20__-20__ учебный год

Педагог Михайлов Николай Петрович

учитель физкультуры 1 категории



г.Ульяновск






Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» для 5-6 класса разработана на основании основных нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены 29.12.2012г.);

  • Положение об организации внеурочной деятельности;

-Основная образовательная программа основного общего образования;

  • Положение о творческом экзамене – компоненте внутришкольной системы оценки качества образования.

  • пособия для учителей и методистов: «Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол».

Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- 2-е издание.- М.: Просвещение.

Рабочая программа является составной частью модели внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО в части реализации основной общеобразовательной программы ООО - внеурочной деятельности из части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса по спортивно-оздоровительному направлению.

Рабочая программа выполняет обязательные требования федерального государственного стандарта ООО.

Данная программа составлена с учетом потребностей обучающихся во внеурочной образовательной деятельности по результатам собеседования с родителями и учащимися, что обеспечивает добровольность выбора участниками образовательного процесса направлений внеурочной образовательной деятельности.


Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:


«Волейбол» — командная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с действиями партнеров. Различные функции игроков обязывают их постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта особенность имеет важное значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости передач и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.

Актуальность данной программы состоит в том, чтобы привить навыки к занятиям не только физической культурой, но и выбрать в дальнейшем наиболее интересный вид спорта, на занятиях которым можно совершенствовать основные физические качества. Программа способствует развитию интереса у учащихся к здоровому образу жизни.

Практическая значимость программы заключается в приобщении учащихся к систематическим занятиям физической культурой, формировании внутренних мотивов физического совершенствования, в возможности овладевать в процессе игры, новыми двигательными умениями и навыками.

Новизна программы состоит в том, что призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся с использованием способов двигательной деятельности из раздела «волейбол».

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для спортивно- оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 7-8 классах. Рабочая программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению

«Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели:

-укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.

Цель конкретизирована следующими задачами:

-пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;

-популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;

-формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом;

-обучение технике и тактике игры в волейбол;

-развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

-формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;

-воспитание моральных и волевых качеств.


Отличительные особенности программы


Занятия волейболом способствуют формированию у школьников основ здорового образа жизни, активного вовлечения в регулярные занятия спортом и самостоятельной организации своего досуга средствами физической культуры.

В рамках содержания:

первого раздела «Основы знаний» занимающейся получают теоретические знания о технике и тактике игры волейбол. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий и инвентарем, спортивной одежде и обуви. В ходе бесед и лекции занимающейся знакомятся с основными правилами игры в волейбол. Изучая наглядные пособия, дополнительную литературу, учащийся получают представления о судействе игры, о жестах судей. На занятиях используется беседа с занимающимися, рассказ, работа с дополнительной литературой.

При изучении второго раздела программы «Технические и тактические приемы игры» применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные спортивные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с учащимися данной возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении. Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ, демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия.

Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся. Основные методы: игровой, соревновательный. Максимальный эффект обеспечивается лишь при оптимальном сочетании различных средств и методов, выбранных с учетом особенностей спортивной специализации.


Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь


На первом году обучения большее внимание уделяется обшей физической подготовке, которая осуществляется в подготовительных и подводящих упражнениях технической подготовки. На втором году обучения происходит логическое продолжение изучения технического,

тактического арсенала и повышение физической подготовленности занимающихся.


Особенности возрастной группы детей


Программа учитывает возрастные особенности школьников (11-12 лет): психологические, физиологические, социальные:

    • Повышенный интерес к людям, их социальным ролям, текущим событиям, природе;

    • Высокий уровень активности;

    • Ориентирование больше на действие, чем на размышление;

    • Настроение подвержено колебаниям;

    • Высокая чувствительность к обидам, критике, подвержены ревности;

    • Энергичность, настойчивость, быстрота, энтузиазм;

    • Нередки непродолжительные взрывы гнева, агрессии;

    • Потребность в постоянном действии, стремление к большой мускульной активности;

    • Осознание себя в группе, объединение в группы по интересам;

    • Развитое самосознание, боязнь поражения;

    • Девочки сильно опережают в психическом и физическом развитии мальчиков;

    • Разделение полов;

    • Стремление к соперничеству, частые споры со сверстниками;

    • Мнение группы более важно, чем у взрослых;

    • Развитое воображение и эмоциональность;

    • Уверенная независимость от взрослых, в тоже время тенденция к усилению любви к некоторым взрослым;

    • Повышенный интерес к деятельности вне помещений;

    • Стремление к общению со взрослыми.

Поэтому программа предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает практической работе, развивает у детей чувство ответственности за собственную деятельность и ее конечный результат (работа в группах, парах, итоговые соревнования). Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (переговариваться, обмениваться мыслями).

Язык, на котором ведется обучение

Обучение ведется на русском языке.


Уровень результатов работы по программе

  • базовый уровень результатов;

  • повышенный уровень результатов;

  • высокий уровень результатов.


Уровни

Виды результат ов

Название результата

Базовый

Предметн ые

знать:

  • значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

  • правила безопасного поведения во время занятий волейболом;

  • названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;

  • наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;

  • упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

  • контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

уметь:

  • соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на



занятиях волейболом;

  • выполнять технические приёмы и тактические действия;

  • контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом.

Метапред метные

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-организация места занятий и обеспечение их безопасности;

-обеспечение безопасности мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

-формирование понимания здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности.

-ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

-ведение дискуссии;

-Обсуждение содержания и результатов совместной деятельности;

-нахождение компромиссов при принятии общих решений.

Личностн ые

-проявление бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих;

-знание истории волейбола и развитие его в нашей стране;

-проявление уважительного отношения к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

-добросовестное выполнение учебных заданий.

Повышен ный

Предметн ые

  • основное содержание правил соревнований по волейболу;

  • жесты волейбольного судьи;

  • игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;

  • играть в волейбол с соблюдением основных правил;

  • демонстрировать жесты волейбольного судьи; проводить судейство по волейболу.

Метапред метные

-составление содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

-проведение самостоятельных занятий по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств;

-самостоятельная организация и проведение занятий профессионально- прикладной физической подготовкой, подбор физических упражнений в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность;

-осуществление судейства соревнований по волейболу.

-владение информационными жестами судьи по волейболу;

-обретение знаний о ЗОЖ, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте волейбола в организации ЗОЖ.

-оказание помощи занимающимся при освоении новых двигательных действий;

-корректное объяснение и объективное оценивание техники выполнения новых двигательных действий;

-проявление дисциплинированности и уважительного отношения к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности;

-соблюдение правил игры и соревнований по волейболу;

-активное включение в совместные физкультурно- оздоровительные и спортивные мероприятия.

Личностн ые

-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

-проявление осознанного стремления к освоению новых знаний и умений,




качественно повышающих результативность выполнения заданий;

-проявление инициативы и творчества при организации совместных занятий физкультурой.

Высокий

Предметн ые

  • правил соревнований по волейболу;

  • жесты волейбольного судьи;

  • игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;

  • играть в волейбол с соблюдением основных правил;

  • демонстрировать жесты волейбольного судьи; проводить судейство по волейболу.

Метапред метные

-оценивание ситуации и оперативное принятие решения;

-нахождение адекватных способов поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности;

-контроль и анализ эффективности занятий по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств.

-полное и точное формулирование цели и задач совместных с другими обучающимися занятий физкультурно- оздоровительной и спортивно- оздоровительной деятельностью, изложение их содержания;

-логически грамотное изложение, аргументация и обоснование собственной точки зрения, доведение ее до собеседника.

-участие в организации и проведении соревнований по волейболу;

-предупреждение конфликтных ситуаций во время совместных занятий волейболом, разрешение спорных проблем на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Личностн ые

-установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

-эстетические потребности, ценности и чувства.

-проявление доброжелательного и уважительного отношения к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;

-управление своими эмоциями в тренировочной и соревновательной деятельности;

-проявление культуры общения и взаимодействия в процессе занятий волейболом, игровой и соревновательной деятельности.






Содержание и формы представления результатов внеурочной образовательной деятельности


Метапредметные и предметные результаты обучающихся, достигнутые во внеурочной деятельности, оцениваются по уровневой шкале.

Для описания достижений обучающихся определено четыре уровня:

- достижению высокого уровня соответствует оценка «отлично» (отметка «5»).

- достижению повышенного уровня соответствует - оценка «хорошо» (отметка «4»).

- достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

- достижению низкого уровня соответствует оценка «неудовлетворительно» (отметка«2»).

Мониторинг предметных и метапредметных результатов освоения учащимися программы

внеурочной деятельности «Волейбол» проводится 2 раза в год: по итогам первого полугодия и по итогам учебного года.


п/п

Фамилия, имя

учащегося

Общая и специальная

физическая подготовка

Техника и

тактика игры

Соревнования

Итог за год

1.






2.






Мониторинг результатов освоения учащимися программы внеурочной деятельности. Оценка предметных результатов занимающихся в секции «Волейбол»









Инструментарий:


Высокий уровень оценка «отлично» (отметка «5»): Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; показывает уровень физической подготовленности не ниже высокого.

Повышенный уровень оценка «хорошо» (отметка «4»): При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок; показывает уровень физической подготовленности ниже среднего.

Базовый уровень оценка «удовлетворительно» (отметка «3»): Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях; показывает уровень физической подготовленности не ниже низкого.

Низкий уровень оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»): Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка; показывает уровень физической подготовленности ниже низкого.




Оценка метапредметных результатов обучающихся, занимающихся в секции

«Волейбол»


№ п/п

Фамилия, имя учащегося

Инициатива в учебном сотрудничестве

Планирование учебного сотрудничества

Позиционное взаимодействие

Управление коммуникацией

Итог за год

1.







2.








Инструментарий:


Для оценивания достижений:

Достижению высокого уровня соответствует оценка «отлично» (отметка «5»):

  • учащийся являлся инициатором в группе, организатором и исполнителем; Достижению повышенного уровня соответствует оценка «хорошо» (отметка «4»):

  • учащийся являлся организатором и исполнителем;

Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (отметка «3»):

  • учащийся являлся только исполнителем;

Достижению низкого уровня соответствует оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»):

  • учащийся занимал только наблюдательную позицию (наблюдал, как другие учащиеся выполняют двигательное действие).


По итогам мониторинга учащемуся выдается свидетельство о достижении им определенного уровня освоения программы внеурочной деятельности. Свидетельство хранится в портфолио ученика и представляется для защиты программы саморазвития ученика «Мой выбор» на творческий экзамен.







Приложение № 3

Тематическое планирование внеурочной деятельности



№ п/п

Названия разделов и тем

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

Дата проведения


перемешения

13





1

Стойка игрока






2

Перемешения в стойке






3

Сочетание способов перемешений







Передача мяча

16





1

Передача мяча сверху двумя руками






2

Передача мяча сверху в прыжке






3

Передача мяча стоя спиной к направлению передачи







Подача мяча

4





1

нижняя прямая






2

верхняя прямая







Атакуешие удары

6





1

Прямой нападаюший удар






2

Прямой нападаюший удар с переводом







Прием мяча

10





1

Прием мяча снизу двумя руками






2

Прием мяча сверху двумя руками






3

Прием мяча отраженного сеткой







Блокирование атакуеших ударов

11





1

Одиночное блокирование






2

Групповое блокирование






3

Страховка при блокирование







Тактика игры

10





1

Индивидуальные тактические действия






2

Групповые тактические действия






3

Командные тактические действия






4

Двухсторонняя учебная игра







подвижные игры и эстафеты

10





1

Игры и эстафеты на закрепрепление и совершенствование тактических приемов






2

Игры развиваюшие физические способности







Физическая подготовка

20





1

Развитие скостных скостно-силох координационных способностей







Судейская практика

2





1

Судейство икры в волейбол







В рамках управления внутришкольной системы оценки качества образования учащиеся представляют портфолио достижений во внеурочной деятельности (по внешним и внутренним ресурсам) для оценки метапредметных результатов и защиту программы саморазвития ученика

«Мой выбор» на творческом экзамене – компоненте внутришкольной системы оценки качества образования.

Содержание и формы представления результатов внеурочной образовательной деятельности соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования и обеспечивают преемственность и реализацию внутришкольной системы оценки качества образования.

В соответствии с Положением о Творческом экзамене – компоненте внутришкольной системы оценки качества образования, утвержденного на заседании Совета Школы от 19.11.2013г протокол № 6, приказом директора школы от 20.11.2013г № 68/12 и Положением о системе оценок, формах и порядке текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся основного общего образования, согласованных на Педагогическом совете от 29.08.2014г протокол № 7, утвержденного приказом директора учреждения от 29.08.2014г № 60/02 основной формой оценки метапредметных результатов внеурочной деятельности, входящей и не входящей в учебный план, является обязательный Творческий экзамен, по результатам которого выдаётся сертификат установленного образца, и его результаты учитываются при итоговой аттестации за учебный год, хранится в портфолио учащегося. При выставлении итоговой оценки за творческий экзамен председатели экзаменационных комиссий руководствуются следующими нормами (уровнями):

«Высший балл» - высокий уровень - ставится от 70 баллов и выше.

«Отлично» - повышенный уровень - ставится от 52 до 69 баллов.

«Зачет» - базовый уровень - ставится не менее 20 баллов;

«Незачет» - низкий уровень - ставится менее 20 баллов.

Шкала перевода уровней сдачи Творческого экзамена.

Уровень достижений

Оценка за Творческий экзамен

Перевод оценки в 5-балльную систему оценивания метапредметных результатов

высокий

«Высший балл»

5 ( отлично)

повышенный

«отлично»

4 (хорошо)

базовый

«зачет»

3 (удовлетворительно)

низкий

«незачет»

2 (неудовлетворительно)


Формы подведения итогов реализации программы


Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.

В начале года проводится входное тестирование.

Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений.

Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме контрольной игры в волейбол. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.

В конце учебного года все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольно-переводные зачеты. Результаты контрольных испытаний выявляют уровень развития физической подготовленности.

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям. Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.

По итогам этих испытаний обучающиеся, переводятся в группы следующего года обучения.


Направления, виды и формы внеурочной деятельности


Направление внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное.

Используются такие педагогические технологии: здоровьесберегающие, соревновательная, игровая, информационно-коммуникационная технологии.

Реализация программы внеурочной деятельности «Волейбол» предусматривает организацию учебного процесса в следующих формах: групповые, теоретические и практические занятия; соревнования различного уровня (тренировочные, школьные, районные); подвижные игры; эстафеты. Определяющей формой организации образовательного процесса по данной программе является секционные, практические занятия и соревнования по волейболу.


Примерный перечень спортивных мероприятий для возможного участия школьников:


  • школьные соревнования по «Пионерболу» среди 5-6 классов (согласно положению);

-районные соревнования по «Волейболу» среди 2004-2005 г рождения (согласно положению);

  • ВФСК ГТО (3 ступень 11-12 лет) февраль-май (согласно положению).

  • школьные соревнования по «Волейболу» среди 5-11 классов (апрель).


Условия приема учащихся


В секцию «Волейбол» принимаются дети в возрасте 11-12 лет, не имеющих отклонений в состоянии здоровья и относящиеся к основной медицинской группе, по результатам медицинского осмотра и заключении врача.


Режим занятий


Занятия секции «Волейбол» проходят в спортивном зале или на спортивной площадке в зависимости от погодных условий, с использованием необходимого оборудования и инвентаря. Допустимая наполняемость – 12 человек, максимальная наполняемость – 15 человек. Число занятий: 5 класс 1 раза в неделю; 6 класс 1 раз в неделю. Длительность занятий 45 минут.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!