муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 32 »
«Рассмотрено» на заседании МО учителей гуманитарного цикла Руководитель ШМО __________ М.Н. Крашенинина Протокол № _____ от ______________ 20__ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________Г.Р. Шарафутдинова «______»_______________20__ | «Утверждаю» Директор школы __________ Л.В. Шляпкина Приказ № _______ от«______» ____________20__ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности волейбол
Класс ____7-10 класс____________________________
на 20__-20__ учебный год
Педагог Михайлов Николай Петрович
учитель физкультуры 1 категории
г.Ульяновск
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» для 5-6 класса разработана на основании основных нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены 29.12.2012г.);
Положение об организации внеурочной деятельности;
-Основная образовательная программа основного общего образования;
Положение о творческом экзамене – компоненте внутришкольной системы оценки качества образования.
пособия для учителей и методистов: «Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол».
Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- 2-е издание.- М.: Просвещение.
Рабочая программа является составной частью модели внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО в части реализации основной общеобразовательной программы ООО - внеурочной деятельности из части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса по спортивно-оздоровительному направлению.
Рабочая программа выполняет обязательные требования федерального государственного стандарта ООО.
Данная программа составлена с учетом потребностей обучающихся во внеурочной образовательной деятельности по результатам собеседования с родителями и учащимися, что обеспечивает добровольность выбора участниками образовательного процесса направлений внеурочной образовательной деятельности.
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
«Волейбол» — командная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с действиями партнеров. Различные функции игроков обязывают их постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта особенность имеет важное значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости передач и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Актуальность данной программы состоит в том, чтобы привить навыки к занятиям не только физической культурой, но и выбрать в дальнейшем наиболее интересный вид спорта, на занятиях которым можно совершенствовать основные физические качества. Программа способствует развитию интереса у учащихся к здоровому образу жизни.
Практическая значимость программы заключается в приобщении учащихся к систематическим занятиям физической культурой, формировании внутренних мотивов физического совершенствования, в возможности овладевать в процессе игры, новыми двигательными умениями и навыками.
Новизна программы состоит в том, что призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся с использованием способов двигательной деятельности из раздела «волейбол».
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для спортивно- оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 7-8 классах. Рабочая программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели:
-укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Цель конкретизирована следующими задачами:
-пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;
-популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;
-формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом;
-обучение технике и тактике игры в волейбол;
-развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
-формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
-воспитание моральных и волевых качеств.
Отличительные особенности программы
Занятия волейболом способствуют формированию у школьников основ здорового образа жизни, активного вовлечения в регулярные занятия спортом и самостоятельной организации своего досуга средствами физической культуры.
В рамках содержания:
первого раздела «Основы знаний» занимающейся получают теоретические знания о технике и тактике игры волейбол. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий и инвентарем, спортивной одежде и обуви. В ходе бесед и лекции занимающейся знакомятся с основными правилами игры в волейбол. Изучая наглядные пособия, дополнительную литературу, учащийся получают представления о судействе игры, о жестах судей. На занятиях используется беседа с занимающимися, рассказ, работа с дополнительной литературой.
При изучении второго раздела программы «Технические и тактические приемы игры» применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные спортивные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с учащимися данной возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении. Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ, демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия.
Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся. Основные методы: игровой, соревновательный. Максимальный эффект обеспечивается лишь при оптимальном сочетании различных средств и методов, выбранных с учетом особенностей спортивной специализации.
Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь
На первом году обучения большее внимание уделяется обшей физической подготовке, которая осуществляется в подготовительных и подводящих упражнениях технической подготовки. На втором году обучения происходит логическое продолжение изучения технического,
тактического арсенала и повышение физической подготовленности занимающихся.
Особенности возрастной группы детей
Программа учитывает возрастные особенности школьников (11-12 лет): психологические, физиологические, социальные:
Повышенный интерес к людям, их социальным ролям, текущим событиям, природе;
Высокий уровень активности;
Ориентирование больше на действие, чем на размышление;
Настроение подвержено колебаниям;
Высокая чувствительность к обидам, критике, подвержены ревности;
Энергичность, настойчивость, быстрота, энтузиазм;
Нередки непродолжительные взрывы гнева, агрессии;
Потребность в постоянном действии, стремление к большой мускульной активности;
Осознание себя в группе, объединение в группы по интересам;
Развитое самосознание, боязнь поражения;
Девочки сильно опережают в психическом и физическом развитии мальчиков;
Разделение полов;
Стремление к соперничеству, частые споры со сверстниками;
Мнение группы более важно, чем у взрослых;
Развитое воображение и эмоциональность;
Уверенная независимость от взрослых, в тоже время тенденция к усилению любви к некоторым взрослым;
Повышенный интерес к деятельности вне помещений;
Стремление к общению со взрослыми.
Поэтому программа предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает практической работе, развивает у детей чувство ответственности за собственную деятельность и ее конечный результат (работа в группах, парах, итоговые соревнования). Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (переговариваться, обмениваться мыслями).
Язык, на котором ведется обучение
Обучение ведется на русском языке.
Уровень результатов работы по программе
базовый уровень результатов;
повышенный уровень результатов;
высокий уровень результатов.
Уровни | Виды результат ов | Название результата |
Базовый | Предметн ые | знать: значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся; правила безопасного поведения во время занятий волейболом; названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники; наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий; упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости); контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения; уметь: |
| | занятиях волейболом; выполнять технические приёмы и тактические действия; контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом. |
Метапред метные | -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; -организация места занятий и обеспечение их безопасности; -обеспечение безопасности мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды; -формирование понимания здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности. -ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; -ведение дискуссии; -Обсуждение содержания и результатов совместной деятельности; -нахождение компромиссов при принятии общих решений. |
Личностн ые | -проявление бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих; -знание истории волейбола и развитие его в нашей стране; -проявление уважительного отношения к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; -добросовестное выполнение учебных заданий. |
Повышен ный | Предметн ые | основное содержание правил соревнований по волейболу; жесты волейбольного судьи; игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола; играть в волейбол с соблюдением основных правил; демонстрировать жесты волейбольного судьи; проводить судейство по волейболу. |
Метапред метные | -составление содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности. -проведение самостоятельных занятий по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств; -самостоятельная организация и проведение занятий профессионально- прикладной физической подготовкой, подбор физических упражнений в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность; -осуществление судейства соревнований по волейболу. -владение информационными жестами судьи по волейболу; -обретение знаний о ЗОЖ, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте волейбола в организации ЗОЖ. -оказание помощи занимающимся при освоении новых двигательных действий; -корректное объяснение и объективное оценивание техники выполнения новых двигательных действий; -проявление дисциплинированности и уважительного отношения к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности; -соблюдение правил игры и соревнований по волейболу; -активное включение в совместные физкультурно- оздоровительные и спортивные мероприятия. |
Личностн ые | -развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; -проявление осознанного стремления к освоению новых знаний и умений, |
| | качественно повышающих результативность выполнения заданий; -проявление инициативы и творчества при организации совместных занятий физкультурой. |
Высокий | Предметн ые | правил соревнований по волейболу; жесты волейбольного судьи; игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола; играть в волейбол с соблюдением основных правил; демонстрировать жесты волейбольного судьи; проводить судейство по волейболу. |
Метапред метные | -оценивание ситуации и оперативное принятие решения; -нахождение адекватных способов поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности; -контроль и анализ эффективности занятий по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств. -полное и точное формулирование цели и задач совместных с другими обучающимися занятий физкультурно- оздоровительной и спортивно- оздоровительной деятельностью, изложение их содержания; -логически грамотное изложение, аргументация и обоснование собственной точки зрения, доведение ее до собеседника. -участие в организации и проведении соревнований по волейболу; -предупреждение конфликтных ситуаций во время совместных занятий волейболом, разрешение спорных проблем на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. |
Личностн ые | -установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; -эстетические потребности, ценности и чувства. -проявление доброжелательного и уважительного отношения к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; -управление своими эмоциями в тренировочной и соревновательной деятельности; -проявление культуры общения и взаимодействия в процессе занятий волейболом, игровой и соревновательной деятельности. |
Содержание и формы представления результатов внеурочной образовательной деятельности
Метапредметные и предметные результаты обучающихся, достигнутые во внеурочной деятельности, оцениваются по уровневой шкале.
Для описания достижений обучающихся определено четыре уровня:
- достижению высокого уровня соответствует оценка «отлично» (отметка «5»).
- достижению повышенного уровня соответствует - оценка «хорошо» (отметка «4»).
- достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
- достижению низкого уровня соответствует оценка «неудовлетворительно» (отметка«2»).
Мониторинг предметных и метапредметных результатов освоения учащимися программы
внеурочной деятельности «Волейбол» проводится 2 раза в год: по итогам первого полугодия и по итогам учебного года.
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Общая и специальная физическая подготовка | Техника и тактика игры | Соревнования | Итог за год |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
Мониторинг результатов освоения учащимися программы внеурочной деятельности. Оценка предметных результатов занимающихся в секции «Волейбол»
Инструментарий:
Высокий уровень оценка «отлично» (отметка «5»): Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; показывает уровень физической подготовленности не ниже высокого.
Повышенный уровень оценка «хорошо» (отметка «4»): При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок; показывает уровень физической подготовленности ниже среднего.
Базовый уровень оценка «удовлетворительно» (отметка «3»): Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях; показывает уровень физической подготовленности не ниже низкого.
Низкий уровень оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»): Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка; показывает уровень физической подготовленности ниже низкого.
Оценка метапредметных результатов обучающихся, занимающихся в секции
«Волейбол»
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Инициатива в учебном сотрудничестве | Планирование учебного сотрудничества | Позиционное взаимодействие | Управление коммуникацией | Итог за год |
1. | | | | | | |
2. | | | | | | |
Инструментарий:
Для оценивания достижений:
Достижению высокого уровня соответствует оценка «отлично» (отметка «5»):
учащийся являлся инициатором в группе, организатором и исполнителем; Достижению повышенного уровня соответствует оценка «хорошо» (отметка «4»):
учащийся являлся организатором и исполнителем;
Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (отметка «3»):
Достижению низкого уровня соответствует оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»):
учащийся занимал только наблюдательную позицию (наблюдал, как другие учащиеся выполняют двигательное действие).
По итогам мониторинга учащемуся выдается свидетельство о достижении им определенного уровня освоения программы внеурочной деятельности. Свидетельство хранится в портфолио ученика и представляется для защиты программы саморазвития ученика «Мой выбор» на творческий экзамен.
Приложение № 3
Тематическое планирование внеурочной деятельности
№ п/п | Названия разделов и тем | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий | Дата проведения |
| перемешения | 13 | | | | |
1 | Стойка игрока | | | | | |
2 | Перемешения в стойке | | | | | |
3 | Сочетание способов перемешений | | | | | |
| Передача мяча | 16 | | | | |
1 | Передача мяча сверху двумя руками | | | | | |
2 | Передача мяча сверху в прыжке | | | | | |
3 | Передача мяча стоя спиной к направлению передачи | | | | | |
| Подача мяча | 4 | | | | |
1 | нижняя прямая | | | | | |
2 | верхняя прямая | | | | | |
| Атакуешие удары | 6 | | | | |
1 | Прямой нападаюший удар | | | | | |
2 | Прямой нападаюший удар с переводом | | | | | |
| Прием мяча | 10 | | | | |
1 | Прием мяча снизу двумя руками | | | | | |
2 | Прием мяча сверху двумя руками | | | | | |
3 | Прием мяча отраженного сеткой | | | | | |
| Блокирование атакуеших ударов | 11 | | | | |
1 | Одиночное блокирование | | | | | |
2 | Групповое блокирование | | | | | |
3 | Страховка при блокирование | | | | | |
| Тактика игры | 10 | | | | |
1 | Индивидуальные тактические действия | | | | | |
2 | Групповые тактические действия | | | | | |
3 | Командные тактические действия | | | | | |
4 | Двухсторонняя учебная игра | | | | | |
| подвижные игры и эстафеты | 10 | | | | |
1 | Игры и эстафеты на закрепрепление и совершенствование тактических приемов | | | | | |
2 | Игры развиваюшие физические способности | | | | | |
| Физическая подготовка | 20 | | | | |
1 | Развитие скостных скостно-силох координационных способностей | | | | | |
| Судейская практика | 2 | | | | |
1 | Судейство икры в волейбол | | | | | |
В рамках управления внутришкольной системы оценки качества образования учащиеся представляют портфолио достижений во внеурочной деятельности (по внешним и внутренним ресурсам) для оценки метапредметных результатов и защиту программы саморазвития ученика
«Мой выбор» на творческом экзамене – компоненте внутришкольной системы оценки качества образования.
Содержание и формы представления результатов внеурочной образовательной деятельности соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования и обеспечивают преемственность и реализацию внутришкольной системы оценки качества образования.
В соответствии с Положением о Творческом экзамене – компоненте внутришкольной системы оценки качества образования, утвержденного на заседании Совета Школы от 19.11.2013г протокол № 6, приказом директора школы от 20.11.2013г № 68/12 и Положением о системе оценок, формах и порядке текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся основного общего образования, согласованных на Педагогическом совете от 29.08.2014г протокол № 7, утвержденного приказом директора учреждения от 29.08.2014г № 60/02 основной формой оценки метапредметных результатов внеурочной деятельности, входящей и не входящей в учебный план, является обязательный Творческий экзамен, по результатам которого выдаётся сертификат установленного образца, и его результаты учитываются при итоговой аттестации за учебный год, хранится в портфолио учащегося. При выставлении итоговой оценки за творческий экзамен председатели экзаменационных комиссий руководствуются следующими нормами (уровнями):
«Высший балл» - высокий уровень - ставится от 70 баллов и выше.
«Отлично» - повышенный уровень - ставится от 52 до 69 баллов.
«Зачет» - базовый уровень - ставится не менее 20 баллов;
«Незачет» - низкий уровень - ставится менее 20 баллов.
Шкала перевода уровней сдачи Творческого экзамена.
Уровень достижений | Оценка за Творческий экзамен | Перевод оценки в 5-балльную систему оценивания метапредметных результатов |
высокий | «Высший балл» | 5 ( отлично) |
повышенный | «отлично» | 4 (хорошо) |
базовый | «зачет» | 3 (удовлетворительно) |
низкий | «незачет» | 2 (неудовлетворительно) |
Формы подведения итогов реализации программы
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование.
Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений.
Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме контрольной игры в волейбол. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.
В конце учебного года все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольно-переводные зачеты. Результаты контрольных испытаний выявляют уровень развития физической подготовленности.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям. Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.
По итогам этих испытаний обучающиеся, переводятся в группы следующего года обучения.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности
Направление внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное.
Используются такие педагогические технологии: здоровьесберегающие, соревновательная, игровая, информационно-коммуникационная технологии.
Реализация программы внеурочной деятельности «Волейбол» предусматривает организацию учебного процесса в следующих формах: групповые, теоретические и практические занятия; соревнования различного уровня (тренировочные, школьные, районные); подвижные игры; эстафеты. Определяющей формой организации образовательного процесса по данной программе является секционные, практические занятия и соревнования по волейболу.
Примерный перечень спортивных мероприятий для возможного участия школьников:
-районные соревнования по «Волейболу» среди 2004-2005 г рождения (согласно положению);
ВФСК ГТО (3 ступень 11-12 лет) февраль-май (согласно положению).
школьные соревнования по «Волейболу» среди 5-11 классов (апрель).
Условия приема учащихся
В секцию «Волейбол» принимаются дети в возрасте 11-12 лет, не имеющих отклонений в состоянии здоровья и относящиеся к основной медицинской группе, по результатам медицинского осмотра и заключении врача.
Режим занятий
Занятия секции «Волейбол» проходят в спортивном зале или на спортивной площадке в зависимости от погодных условий, с использованием необходимого оборудования и инвентаря. Допустимая наполняемость – 12 человек, максимальная наполняемость – 15 человек. Число занятий: 5 класс 1 раза в неделю; 6 класс 1 раз в неделю. Длительность занятий 45 минут.