СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам безопасности и защиты Родины « Школа безопасности» 6 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по основам безопасности и защиты Родины « Школа безопасности» 6 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Игнатовская средняя общеобразовательная школа



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

29.08 .2024 г

__________/Кобина И.В./


«Утверждено»

Директор школы

__________ /Л.Н.Гаранина/

Приказ № 182 от 30.08.2024 г





Рабочая программа курса внеурочной деятельности

по основам безопасности и защиты Родины « Школа безопасности»



Класс: 6

Уровень образования: основное общее

Составитель: Михеева Светлана Александровна, преподаватель – организатор ОБЗР



2024-2025 учебный год



Введение

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам безопасности и защиты Родины « Школа безопасности» для 6 класса разработана в соответствии с:

- Федеральной образовательной программой основного общего образования;

-Образовательной программой основного общего образования МОУ Игнатовской СОШ;

-Федеральной рабочей программой основного общего образования по ОБЗР (для 5-9 классов образовательных организаций)


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

1.Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Хренников Б. О., Гололобов Н. В., Льняная Л. И., Маслов М. В./ под ред. С. Н. Егорова. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник. М., Просвещение, 2023 г

2. Методическое пособие для учителей к предметной линии учебников под редакцией С.Н. Егорова « Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс» / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов ; под ред. С.  Н.  Егорова. — Москва : Просвещение, 2021г

3. 3. Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь.6 класс






Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Срок реализации программы : 1год

Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).







Введение

Программа внеурочной деятельности « Школа безопасности» в 6 классе разработана на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, федеральной рабочей программе воспитания, и предусматривает непосредственное применение при реализации ООП ООО.

Программа внеурочной деятельности « Школа безопасности» в 6 классе позволит построить освоение содержания в логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности и защиты Родины.

Программа внеурочной деятельности « Школа безопасности» 6 классе обеспечивает: ясное понимание обучающимися современных

проблем безопасности и формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения;

прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем уровне образования; возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков,

необходимых для последующей жизни; выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих

потребностям современности; реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное

взаимное дополнение, способствующее формированию практических умений и навыков.

В программе внеурочной деятельности «Школа безопасности» в 6 классе содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:

модуль «Военная подготовка. Основы военных знаний»;

модуль «Безопасность в природной среде»;

модуль «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи».

В целях обеспечения системного подхода в изучении внеурочной деятельности «Школа безопасности» в 6 классе на уровне основного общего образования программа ОБЗР предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность → по возможности её избегать → при необходимости действовать».

Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и опасностей:

помещения и бытовые условия; улица и общественные места; природные условия; коммуникационные связи и каналы; физическое и психическое здоровье; социальное взаимодействие и другие.

Программой внеурочной деятельности «Школа безопасности» в 6 классе предусматривается использование практико ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей.

При этом использование цифровой образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным, компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся.

В условиях современного исторического процесса с появлением новых глобальных и региональных природных, техногенных, социальных вызовов и угроз безопасности России (критичные изменения климата, негативные медикобиологические, экологические, информационные факторы и другие условия жизнедеятельности) возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества и государства.

При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся сохранение жизни и здоровья каждого человека.

В современных условиях колоссальное значение приобретает качественное образование подрастающего поколения россиян, направленное на формирование гражданской идентичности, воспитание личности безопасного типа, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни.

Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения учебного процесса внеурочной деятельности «Школа безопасности» в 6 классе определяется следующими системообразующими документами в области безопасности: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646, Национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г.

№ 1642.

Программа внеурочной деятельности «Школа безопасности» в 6 классе реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным изучением других учебных предметов. Научной базой внеурочной деятельности «Школа безопасности» является общая теория безопасности, исходя из которой он должен обеспечивать формирование целостного видения всего комплекса проблем безопасности, включая глобальные, что позволит обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать для обучающихся построение модели индивидуального безопасного поведения в повседневной жизни, сформировать у них базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности.

Изучение внеурочной деятельности «Школа безопасности» в 6 классе направлено на обеспечение формирования готовности к защите Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует освоению обучающимися знаний и умений, позволяющих подготовиться к военной службе, и выработке у обучающихся умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Такой подход содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья человека, формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации обучающихся к современной техно-социальной и информационной среде, способствует проведению мероприятий профилактического характера в сфере безопасности.

Целью изучения внеурочной деятельности «Школа безопасности» в 6 классе на уровне основного общего образования является формирование у обучающихся готовности к выполнению обязанности по защите

Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:

способность построения модели индивидуального безопасного поведения на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин, механизмов возникновения и возможных последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного поведения при их проявлении; сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и государства; знание и понимание роли государства и общества в решении задач

обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

















2.Планируемые результаты:

Личностные результаты

Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности и проявляются в индивидуальных социально значимых качествах, которые выражаются прежде всего в готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, инициативе и личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и соблюдению правил экологического поведения; к целенаправленной социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом.

Личностные результаты, формируемые в ходе изучения внеурочной деятельности « Школа безопасности» в 6 классе , должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе.

Личностные результаты изучения включают:

1) патриотическое воспитание:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам государства, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества;

2) гражданское воспитание: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,

уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации,

местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли

различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и

обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном

и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней); сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного

участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства; понимание и признание особой

роли государства в обеспечении

государственной и международной безопасности, обороны, осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми;

3) духовно-нравственное воспитание:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного

выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение

и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность

личности в условиях индивидуального и общественного пространства; развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих; формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного

отношения к личной безопасности и безопасности других людей;

4) эстетическое воспитание:

формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать,

ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни; понимание взаимозависимости счастливого юношества

и безопасного личного поведения в повседневной жизни;

  1. ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; формирование современной научной картины мира, понимание причин,

механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы); установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение

способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасных или чрезвычайных ситуациях с учётом реальных условий и возможностей;

  1. физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

понимание личностного смысла изучения внеурочной деятельности « Школа безопасности» в 6 классе, его

значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства; осознание ценности жизни;

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление

алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в Интернет–среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других людей, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, уметь

управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку

и такого же права другого человека;

7) трудовое воспитание:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,

в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной

профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования

и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры

и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях; установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных

и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);

8) экологическое воспитание:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи

природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической

направленности; освоение основ экологической культуры, методов проектирования

собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.



Метапредметные результаты

В результате изучения внеурочной деятельности « Школа безопасности» в 6 классе на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

Познавательные универсальные действия

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания

для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения

поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни; обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать

гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследования; проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование

заданного объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий

и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе

информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать

информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну

и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации

и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным

педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию;

овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает

сформированность когнитивных навыков обучающихся.



Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи,

выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и намерения других людей, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,

обнаруживать различие и сходство позиций; в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой

учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога; публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные материалы.



Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных

ситуациях; аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и выбирать способ решения учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов; составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое решение.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

давать оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть

при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,

давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

оценивать соответствие результата цели и условиям;

управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других людей,

выявлять и анализировать их причины; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения

другого человека, регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право

на ошибку свою и чужую; быть открытым себе и другим людям, осознавать невозможность контроля

всего вокруг.



Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы

при решении конкретной учебной задачи; планировать организацию совместной деятельности (распределять роли

и понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результатах); определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Предметные результаты



Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ культуры безопасности и защиты Родины и проявляются в способности построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в повседневной жизни.

Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ комплексной безопасности личности, общества и государства, военной подготовки, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной жизни.

Предметные результаты должны обеспечивать:

  1. сформированность представлений о значении безопасного и устойчивого развития для государства, общества, личности; фундаментальных ценностях и принципах, формирующих основы российского общества, безопасности страны, закрепленных в Конституции Российской Федерации, правовых основах обеспечения национальной безопасности, угрозах мирного и военного

характера;

  1. освоение знаний о мероприятиях по защите населения при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и биолого-социального характера, возникновении военной угрозы; формирование представлений о роли гражданской обороны и ее истории; знание порядка действий при сигнале «Внимание всем!»; знание об индивидуальных и коллективных мерах защиты и сформированность представлений о порядке их применения;

  2. сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества; овладение знаниями об истории возникновения и развития военной организации государства, функции и задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, знание особенностей добровольной и обязательной подготовки к военной службе;

  3. сформированность представлений о назначении, боевых свойствах и общем устройстве стрелкового оружия;

  4. овладение основными положениями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и умение их применять при выполнении обязанностей воинской службы;

  5. сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, понятиях «опасность», «безопасность», «риск», знание универсальных правил безопасного поведения, готовность применять их на практике, используя освоенные знания и умения, освоение основ проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков;

  6. знание правил дорожного движения, пожарной безопасности, безопасного поведения в быту, транспорте, в общественных местах, на природе и умение применять их в поведении;

  7. сформированность представлений о порядке действий при возникновении чрезвычайных ситуаций в быту, транспорте, в общественных местах, на природе; умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасных и чрезвычайных ситуациях, с учетом реальных условий и возможностей;

  8. освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях; сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;

  9. сформированность представлений о правилах безопасного поведения в социуме, овладение знаниями об опасных проявлениях конфликтов, манипулятивном поведении, умения распознавать опасные проявления и формирование готовности им противодействовать;

  10. сформированность представлений об информационных и компьютерных угрозах, опасных явлениях в Интернете, знания о правилах безопасного поведения в информационном пространстве и готовность применять их на практике;

  11. освоение знаний об основах общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму; сформированность представлений об опасности вовлечения в деструктивную, экстремистскую и террористическую деятельность, умение распознавать опасности вовлечения; знания правил безопасного поведения при угрозе или в случае террористического акта;

  12. сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества

и государства;

  1. понимание роли государства в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств.

Достижение результатов освоения программы специального курса « Школа безопасности» в 6 классе обеспечивается посредством включения в указанную программу предметных результатов освоения модулей :


Предметные результаты по модулю «Военная подготовка. Основы военных знаний»:

иметь представление об истории зарождения и развития Вооруженных Сил

Российской Федерации; владеть информацией о направлениях подготовки к военной службе; понимать необходимость подготовки к военной службе по основным

направлениям; осознавать значимость каждого направления подготовки к военной службе

в решении комплексных задач; иметь представление о составе, предназначении видов и родов Вооруженных

Сил Российской Федерации; понимать функции и задачи Вооруженных Сил Российской Федерации

на современном этапе; понимать значимость военной присяги для формирования образа российского

военнослужащего – защитника Отечества; иметь представление об основных образцах вооружения и военной техники; иметь представление о классификации видов вооружения и военной техники; иметь представление об основных тактико-технических характеристиках

вооружения и военной техники; иметь представление об организационной структуре отделения и задачах

личного состава в бою; иметь представление о современных элементах экипировки и бронезащиты

военнослужащего; знать алгоритм надевания экипировки и средств бронезащиты; иметь представление о вооружении отделения и тактико-технических

характеристиках стрелкового оружия; знать основные характеристики стрелкового оружия и ручных гранат; знать историю создания уставов и этапов становления современных

общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;

знать структуру современных общевоинских уставов и понимать их значение

для повседневной жизнедеятельности войск; понимать принцип единоначалия, принятый в Вооруженных Силах

Российской Федерации; иметь представление о порядке подчиненности и взаимоотношениях

военнослужащих; понимать порядок отдачи приказа (приказания) и их выполнения; различать воинские звания и образцы военной формы одежды; иметь представление о воинской дисциплине, ее сущности и значении;

понимать принципы достижения воинской дисциплины; уметь оценивать риски нарушения воинской дисциплины; знать основные положения Строевого устава;

знать обязанности военнослужащего перед построением и в строю; знать строевые приёмы на месте без оружия; выполнять строевые приёмы на месте без оружия.



Предметные результаты по модулю «Безопасность в природной среде»: классифицировать и характеризовать чрезвычайные ситуации природного

характера; характеризовать опасности в природной среде: дикие животные, змеи,

насекомые и паукообразные, ядовитые грибы и растения; иметь представление о безопасных действиях при встрече с дикими

животными, змеями, насекомыми и паукообразными; знать правила поведения для снижения риска отравления ядовитыми грибами

и растениями; характеризовать автономные условия, раскрывать их опасности и порядок

подготовки к ним; иметь представление о безопасных действиях при автономном пребывании в природной среде: ориентирование на местности, в том числе работа с компасом и картой, обеспечение ночлега и питания, разведение костра, подача сигналов бедствия; классифицировать и характеризовать природные пожары и их опасности; характеризовать факторы и причины возникновения пожаров;

иметь представления о безопасных действиях при нахождении в зоне

природного пожара; иметь представление о правилах безопасного поведения в горах; характеризовать снежные лавины, камнепады, сели, оползни, их внешние

признаки и опасности; иметь представления о безопасных действиях, необходимых для снижения риска попадания в лавину, под камнепад, при попадании в зону селя, при начале оползня; знать общие правила безопасного поведения на водоёмах;

знать правила купания, понимать различия между оборудованными

и необорудованными пляжами; знать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде; иметь представление о безопасных действиях при обнаружении тонущего

человека летом и человека в полынье; знать правила поведения при нахождении на плавсредствах и на льду; характеризовать наводнения, их внешние признаки и опасности; иметь представление о безопасных действиях при наводнении; характеризовать цунами, их внешние признаки и опасности;

иметь представление о безопасных действиях при нахождении в зоне цунами; характеризовать ураганы, смерчи, их внешние признаки и опасности; иметь представление о безопасных действиях при ураганах и смерчах; характеризовать грозы, их внешние признаки и опасности; иметь навыки безопасных действий при попадании в грозу; характеризовать землетрясения и извержения вулканов и их опасности; иметь представление о безопасных действиях при землетрясении, в том числе

при попадании под завал; иметь представление о безопасных действиях при нахождении в зоне

извержения вулкана; раскрывать смысл понятий «экология» и «экологическая культура»; объяснять значение экологии для устойчивого развития общества; знать правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической

обстановке (загрязнении атмосферы).


Предметные результаты по модулю «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»:

раскрывать смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» и их содержание, объяснять значение здоровья для человека; характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;

раскрывать содержание элементов здорового образа жизни, объяснять

пагубность вредных привычек;

обосновывать личную ответственность за сохранение здоровья; объяснять причины

раскрывать понятия «психическое здоровье» и «психическое благополучие»; объяснять понятие «стресс» и его влияние на человека;

иметь навыки соблюдения мер профилактики стресса, раскрывать способы

саморегуляции эмоциональных состояний; раскрывать понятие «первая помощь» и её содержание; знать состояния, требующие оказания первой помощи;

знать универсальный алгоритм оказания первой помощи; знать назначение

и состав аптечки первой помощи; иметь навыки действий при оказании первой помощи в различных ситуациях; характеризовать приёмы психологической поддержки пострадавшего.



3 .Содержание учебного предмета

Модуль «Военная подготовка. Основы военных знаний»:

Современные Вооруженных Сил Российской Федерации; особенности видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации; воинские символы современных Вооруженных Сил Российской Федерации; виды, назначение и тактико-технические характеристики основных образцов вооружения и военной техники видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (мотострелковых и танковых войск, ракетных войск и артиллерии, противовоздушной обороны); организационно-штатная структура и боевые возможности отделения, задачи отделения в различных видах боя; состав, назначение, характеристики, порядок размещения современных средств индивидуальной бронезащиты и экипировки военнослужащего; вооружение мотострелкового отделения, назначение и тактико-технические характеристики основных видов стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-74, ручной пулемет Калашникова (РПК), ручной противотанковый гранатомет

РПГ-7В, снайперская винтовка Драгунова (СВД); назначение и тактико-технические характеристики основных видов ручных

гранат (наступательная ручная граната РГД-5, ручная оборонительная граната Ф-1, ручная граната оборонительная (РГО), ручная граната наступательная (РГН); история создания общевоинских уставов;

этапы становления современных общевоинских уставов;

общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их состав

и основные понятия, определяющие повседневную жизнедеятельность войск; сущность единоначалия;

командиры (начальники) и подчинённые; старшие и младшие;

приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения; воинские звания и военная форма одежды;

воинская дисциплина, её сущность и значение;

обязанности военнослужащих по соблюдению требований воинской

дисциплины; способы достижения воинской дисциплины; положения Строевого устава;

обязанности военнослужащих перед построением и в строю; строевые приёмы и движение без оружия, строевая стойка, выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы (головной убор) – снять (надеть)», повороты на месте.


Модуль «Безопасность в природной среде»:

природные чрезвычайные ситуации и их классификация;

опасности в природной среде: дикие животные, змеи, насекомые

и паукообразные, ядовитые грибы и растения; автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки

к длительному автономному существованию; порядок действий при автономном пребывании в природной среде;

правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия; природные пожары, их виды и опасности, факторы и причины их

возникновения, порядок действий при нахождении в зоне природного пожара; правила безопасного поведения в горах;

снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок действий,

необходимый для снижения риска попадания в лавину; камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимых

для снижения риска попадания под камнепад; сели, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в зону

селя; оползни, их характеристики и опасности, порядок действий при начале

оползня; общие правила безопасного поведения на водоёмах, правила купания

на оборудованных и необорудованных пляжах; порядок действий при обнаружении тонущего человека; правила поведения при нахождении на плавсредствах; правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при обнаружении человека в полынье; наводнения, их характеристики и опасности, порядок действий

при наводнении; цунами, их характеристики и опасности, порядок действий при нахождении

в зоне цунами; ураганы, смерчи, их характеристики и опасности, порядок действий

при ураганах, бурях и смерчах; грозы, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании

в грозу; землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности,

порядок действий при землетрясении, в том числе при попадании под завал, при нахождении в зоне извержения вулкана; смысл понятий «экология» и «экологическая культура», значение экологии

для устойчивого развития общества; правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической

обстановке (загрязнении атмосферы).

Модуль «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»:

смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание

и значение для человека; факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек; элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья; понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения; механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их

профилактики и защиты от них; порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-

социального происхождения (эпидемия, пандемия); мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемия, пандемия, эпизоотия, панзоотия, эпифитотия, панфитотия); понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска

неинфекционных заболеваний; меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них; диспансеризация и её задачи;

понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие»; стресс и его влияние на человека, меры профилактики стресса, способы

саморегуляции эмоциональных состояний; понятие «первая помощь» и обязанность по её оказанию, универсальный

алгоритм оказания первой помощи; назначение и состав аптечки первой помощи;

порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях,

приёмы психологической поддержки пострадавшего.

3.Тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов

Теория

Практика

1

Модуль «Военная подготовка. Основы военных знаний»:


5

2

3

2

Модуль «Безопасность в природной среде»

Безопасное поведение на природе


7

3

4

3

Модуль « Безопасность в природной среде»

Правила безопасного поведения в различных видах походов

4

3

1

4

Модуль « Безопасность в природной среде»

Безопасное поведение при автономном существовании


5

3

2

5

Модуль «Безопасность в природной среде»

Опасные встречи в природных условиях

4

3

1

6

Модуль

«Основы медицинских знаний» Первая помощь в природных условиях

4

1

3

7

Модуль « Основы медицинских знаний» Первая помощь и правила ее оказания

5

3

2

Итого:


34

18

16





















































Календарно-тематическое планирование .

Внеурочная деятельность « Школа безопасности» 6 класс

урока

урока в разделе

Тема урока

Теория

Практика

Дата по плану

Дата фактически проведённого занятия

Модуль «Военная подготовка. Основы военных знаний»: (5ч)

1

1

Вооруженные Силы Российской Федерации.Основные направления подготовки к военной службе.

1




2

2

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их состав

и основные понятия, Строевой устав.

1




3

3

Строевая подготовка: строевые приёмы и движение без оружия, строевая стойка, выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы (головной убор) – снять (надеть)», повороты на месте.



1



4

4

Строевая подготовка


1



5

5

Строевая подготовка


1



Модуль « Безопасность в природной среде» Безопасное поведение на природе (7 ч)

6

1

Безопасное поведение в туристских походах

1






7

2

Виды туристических походов


1






8

3

Как ориентироваться на местности. Азимут




1




9

4

Подготовка к проведению туристского похода



1



10

5

Приметы, по которым можно определить погоду



1



11

6


Как развести костёр при разной погоде



1



12

7

Если в лесу вас застигла гроза

1




Модуль « Безопасность в природной среде»

Правила безопасного поведения в различных видах походов (4 часа).

13

1

Советы на всю жизнь

1




14

2

Лыжные походы

1




15

3

Горные походы

1




16

4

Водные походы. Способы и средства самопомощи и взаимопомощи в водных походах


1



Модуль « Безопасность в природной среде» Безопасное поведение при автономном существовании (5 часов).

17

1

Поведение человека в условиях автономного существования в природной среде

1




18

2

Добровольная и вынужденная автономия человека в природной среде

1




19

3

Организация ночлега при автономном существовании

1




20

4

Как добыть питьё и пищу в условиях автономии


1



21

5

Как подать сигналы бедствия


1



Модуль « Безопасность в природной среде» .Опасные встречи в природных условиях (4 часа).

22

1

Безопасность при встрече с дикими животными

1




23

2

Безопасность при встрече со змеёй


1






24

3

Защита от комаров и мошки и других насекомых


1



25

4

Профилактика клещевого энцефалита

1




Модуль « Основы медицинских знаний» Первая помощь в природных условиях (4часов).

26

1

Народные средства первой помощи. Психологическая поддержка пострадавшего. Состав аптечки первой помощи.


1




27

2

Первая помощь при травматических повреждениях


1



28

3

Первая помощь при солнечном и тепловом ударе


1



29

4

Первая помощь при встрече с дикими животными в природных условиях., при укусах змей.


1



Модуль « Основы медицинских знаний» Первая помощь и правила ее оказания(5 ч)

30

1

Основные правила оказания первой помощи. Алгоритм первой помощи.

1




31

2

Первая помощь и взаимопомощь при ожогах, переохлаждении , обморожении

1




32

3

Первая помощь при кровотечениях. Сердечно- легочная реанимация.

1




33

4

Первая помощь при травмах. Виды повязок


1



34

5

Первая помощь при чрезвычайных ситуациях. Транспортировка раненых


1



Итого

34

18

16