СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Трудные вопросы обществознания" для 9 классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Трудные вопросы обществознания" для 9 классов.»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Иркутской области

Муниципальное казённое учреждение «Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район»

МБОУ ООШ №1




РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО Руководитель ШМО


________________________

Хачатрян Н.В.

Протокол № 01

от «27» 08 2024 г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР МБОУ ООШ №1


________________________

Емельянцева Ю.В.

Протокол № 01

от «30» 08 2024 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор ↵

МБОУ ООШ №1



________________________

Зарубина А.В.

Приказ № 56

от «30» 08 2024 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

курса «Трудные вопросы обществознания»


для обучающихся 9 класса











г. Слюдянка 2024 год


Программа курса предназначена для обучающихся 9-го класса, мотивированных на сдачу экзамена в форме ОГЭ после 9 класса. Большинство подростков выбирают данный курс, так как в дальнейшем предполагают продолжать обучение в 10 профильном классе, затем получать высшее образование. Для поступления в вуз именно обществознание будет одним из вступительных экзаменов и поэтому уже в 9 классе учащиеся хотят сосредоточиться на главном, систематизировать свои знания, чтобы было легче учиться в 10 классе, а затем меньше времени заняло бы повторение во время подготовки к ЕГЭ. Именно эти два мотива побуждают подростков выбору внеурочного курса по обществознанию.

Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ОГЭ. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе индивидуально-групповых занятий уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков тестовых заданий, работа с разными видами диаграмм, составлению развернутого плана.

Цель:

 углубление и расширение знаний, обучающихся в предметной области «Обществознание», необходимых для успешной сдачи ОГЭ.

Задачи:

 повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;

 формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности обучающихся для успешной сдачи ОГЭ;

 развивать методологическую культуру при работе с понятиями, диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористического высказывания.

Формы контроля: текущий, промежуточный.

Курс рассчитан на 34 ч. в год, по 1 ч. в неделю.


Планируемые результаты освоения внеурочного курса.

Личностные:

- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально;

- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;

- толерантное отношение к истории других стран;

- познавательная, творческая, общественная активность;

- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

- личная и взаимная ответственность;

- готовность действия в нестандартных ситуациях.

Метапредметные:

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.


Содержание внеурочного курса.

Изучение курса играет важную роль с точки зрения личностного развития учащихся и получения ими дополнительного образования. Учащиеся смогут повторить теоретические вопросы основных тем курса обществознания, прорешать тренировочные задания по темам. Структура курса соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены контрольные измерительные материалы ОГЭ.

Содержательные линии курса сгруппированы в шесть блоков-модулей: «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Право». Реализация основных содержательных линий будет осуществляться на теоретических и практических занятиях.

Тема 1. Человек и общество.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Тема 2. Сфера духовной культуры.

Сфера духовной культуры и ее особенности.  Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

Тема 3. Экономика.

Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.  Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.

Тема 4. Социальная сфера

Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.

Тема 5. Сфера политики и социального управления

Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни.  Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство.

Тема 6. Право.

Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.  Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Требования к уровню подготовки выпускников.

Знать и понимать:

- биосоциальную сущность человека;

- основные этапы и факторы социализации личности;

- место и роль человека в системе общественных отношений;

- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- основные социальные институты и процессы;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений, и обществоведческими терминами, и понятиями;

- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно- популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений, и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения для:

- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

- оценки общественных изменений с точки зрения демократических гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.



Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы


№ п/п

Название темы (раздела)

Количество часов, отводимых на освоение темы (раздела)

1.

Ознакомление учащихся с Положением о ОГЭ, демоверсией,кодификатором.

1

2.

Общество и человек. Природа и общество. Сферы общественной жизни

1

3.

Человек, индивид, личность. Деятельность. Межличностные отношения. Особенности подросткового возраста

1

4.

Тестовый практикум по теме

1

5.

Духовная культура. Наука. Образование

1

6.

Религия. Свобода совести.  Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

1

7.

Тестовый практикум по теме

1

8.

Экономика. Экономические системы. Товар. Производство

1

9.

Рынок. Рыночные отношения.

1

10.

Экономическая политика государства

1

11.

Тестовый практикум по теме

1

12.

Социальная структура общества. Социальные группы. Социальные ценности  и конфликты.

1

13.

Нации и межнациональные отношения

1

14.

Тестовый практикум по теме

1

15.

Власть. Государство

1

16.

Политические режимы

1

17.

Гражданское общество и правовое государство.

1

18.

Тестовый практикум по теме

1

19.

Право. Правовые нормы. Правонарушение. Юридическая ответственность.

1

20.

Конституция РФ. Основы конституционного строя.

1

21.

Права, свободы и обязанности граждан

1

22.

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

1

23.

Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей

1

24.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.

1

25.

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних

1

26.

Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

1

27

Практикум по решению заданий с диаграммами.

1

28

Практикум по решению заданий на анализ двух суждений

1

29

Практикум по решению заданий на установление фактов и мнений

1

30

Общий практикум по выполнению заданий части 2

2

31

Итоговая предэкзаменационная работа и ее анализ

3