СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологическому направлению курса «Юный эколог» для обучающихся 1 класса по ФГОС ОО УО (ИН)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные результаты:  – понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде; – ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе; – принятие обучающимися правил здорового образа жизни; – развитие морально-этического сознания.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по экологическому направлению курса «Юный эколог» для обучающихся 1 класса по ФГОС ОО УО (ИН)»



Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru



«Согласовано»



Зам. директора по УМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»



Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________





Рабочая программа внеурочной деятельности

курс: «Юный эколог»

1 класс

направление: экологическое

2021-2022 учебный год







Учитель: Москвитина О.С.












с. Новая Брянь





Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности: «Юный эколог» составлена в соответствии c адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2021-2022 учебный год; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331.

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 классах по ФГОС “Юный эколог” составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, река, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
Программа «Юный эколог» представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников рассчитана на 33 часа (1 занятие в неделю).

В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена «понятийная сетка», в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?


Цель программы: Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.


Задачи программы «Юный эколог»:

1. Формирование у школьников знания основ экологии;

2. Научить использовать полученные знания об экологии;

3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;

4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;

5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.

Ценностными ориентирами содержанияданной программы в начальной школе являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;

  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных и предметных результатов.


Личностные и предметные результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.


Состав базовых учебных действий обучающихся


Регулятивные:

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.



Коммуникативные:

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.


Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

В результате реализации программы обучающиеся должны:

  • Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;

  • Овладеть основными экологическими терминами;

  • Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;

  • Научиться делать заключение на основе наблюдений;

  • Уметь работать индивидуально и в группе;

  • Быть способными отстаивать свою точку зрения;

  • Выполнять правила поведения в природе;

  • Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;

  • Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;

  • Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;

  • Уметь изготовлять экологические памятки.


Формы и методы обучения

В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:

исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.

К концу изучения программы дети должны уметь:

- классифицировать природные тела на живые и неживые;

- выделять связи живого организма со средой обитания;

- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;

- осознавать значение воды для человека;

- сравнивать морской водоём с пресным;

- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;

- выделять связи птиц с жизнью человека;

- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;

- изготавливать простейшие кормушки;

- соотносить внешний вид птицы с названием;

- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;

- объяснять значение хищников в лесу;

- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;

- сравнивать северных и южных животных;

- пояснять значение растений в жизни человека;

- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;

- работать компасом, определить температуру;

- ориентироваться на местности;

- определить возраст деревьев по годичному кольцу;

- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;

- осознать роль “родного” в жизни человека;

- знать свои права и обязанности;

- составить свою родословную.

Содержание программы

Здравствуй, чудо-природа!

1 раздел – «Я и природа»

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.

Демонстрация: правила поведения на природе, картины русских и татарских художников о природе.

Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой.

2 раздел – «Братья наши меньшие»

Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.

Демонстрация: Н. Пожарицкая «Путешествие к домашним животным»

Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.

3 раздел – «Пернатые друзья»

В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.

Демонстрация: С. Радзиевская «Круглый год», В.Бианки «Терентий – тетерев». И. Рахимов «Иллюстрированный справочник по птицам».

Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа «Синицы… «полезные» или «вредные» птицы?».

4 раздел – «Путешествие в мир леса»

Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.

Демонстрация: В.Бианки «Рассказы и сказки», М. Пришвин «Разговор деревьев», А.Сладков «Азбука леса».

Практическая деятельность: экскурсии в зимний лес.

5 раздел – «Экологическая тропа»

Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Бурятии, родники своей местности.

Демонстрация: Красная книга Бурятии.

Практическая деятельность: рисование.

6 раздел – «Зимний сад на окне»

В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных растений.

Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля.

Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.

7 раздел – «В мастерской художницы зимы»

Мы рисуем зиму.

Демонстрация: картина И.Левитана «Золотая осень», альбом для рисования, цветные карандаши, акварельные краски.

Практическая деятельность: конкурс рисунков.

8 раздел – «Загадки животного мира»

Демонстрация: Ф. Ибрагимова «Красота природы».

Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах, оформление выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

9 раздел – «Секреты неживой природы»

Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты неживой природы.

Демонстрация: глобус, теллурий.

Практическая деятельность: игра «День и ночь».

10 раздел – «Наш досуг»

Духовное наследие народа – это прекрасное, бесценное богатство. Мероприятия этого раздела позволяют в интересной форме познавать фольклорные праздники, формировать экологическую культуру детей.

Демонстрация: костюмы для праздников.

Практическая деятельность: праздники



Тематическое планирование занятий

п/п

Раздел. Тема занятия

Кол.
часов

Теорет.

Практ.

Экскурс.


Я и природа

4

2

1

1

1

Экологическая тропа осенней экскурсии.

1




2

Как вести себя на природе

1




3

Природа в творчестве художников

1




4

Пр. занятие. Творческая мастерская. Осенняя гостиная

1





Братья наши меньшие

4

2

2


5

Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?”

1




6

Чем мы кормим домашних животных

1




7

Как ухаживать за своим питомцем

1




8

Творческая мастерская. Объемное моделирование из природных материалов. “Домашние животные”

1





Пернатые друзья

3

1

2


9

Местные виды птиц

1




10

Столовая для птиц. Изготовление кормушек

1




11

Экологическая викторина “Птицы – наши друзья”

1





Путешествие в мир леса

5

3

1

1

12

Взаимосвязь растений и животных

1




13

Следы на снегу

1




14

Лес и наше здоровье. Дары леса

1




15

Природа – источник творческого вдохновения

1




16

Экскурсия в парк

1





Экологическая тропа

2

1

1


17

Редкие и исчезающие виды растений и животных республики Бурятии

1




18

Родники нашей местности

1





Зимний сад на окне

2

1

1


19

Комнатные растения.

1




20

Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исслед. работа

1





В мастерской художницы Зимы

1


1


21

“Красавица - Зима”. Конкурс рисунков

1





Загадки животного мира

3

2

1


22

Любопытные факты о живой природе

1




23

Это интересно! Сбор информации о клестах

1




24

Зимовье зверей.Коллективная работа из солёного теста “Звери в зимнем лесу”

1





Секреты неживой природы

3

2


1

25

Смена дня и ночи

1




26

Смена времен года

1




27

Наш друг - эхо. Экскурсия в весенний лес

1





Наш досуг

6

1

4

1

28

Экскурсия в природу. Экологическая операция “Сделаем берег реки чище!”

1




29

Акция “ Сделай двор чище!” (Озеленение школьного двора)

1




30

Коллективная работа “ Изготовление и вывешивание скворечников”

1




31

Практическая работа “Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы”

1




32

Коллективная работа “Весенние цветы в вазе”

1




33

Зачётное мероприятие

1





Итого

33

15

11

7





Информационные ресурсы

Для педагога:

  1. Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975..

  2. Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.

  3. Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).

  4. Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.

Для родителей:

  1. Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.

  2. Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.

  3. Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.

  4. Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.

  5. Детские развивающие и познавательные журналы.

  6. Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.

  7. Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.

  8. Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.

  9. Лях В. И. Физкультура - мой друг. . “Идель-Пресс”. 2006.

  10. Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.

  11. Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.

  12. Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.

  13. Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.

  14. Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008

  15. Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.

  16. Хасанов Г.Х. “Времена года” (повести и рассказы) К.: Тат.книжное издательство, 1991.

Для учащихся:

  1. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Книга для учащихся нач. классов. М. Изд-во “Вита-Пресс”. 1996.

  2. Шаехов Д.М. Откуда дует ветер. 2008.

  3. Шакирова Т.Р. Птицы. 2007.

Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Юный эколог»

1 класс 2021-22 учебный год 33 часа


п/п

Тема урока

Дата


I четверть - 9 часов


1

Экологическая тропа осенней экскурсии


2

Как вести себя на природе


3

Природа в творчестве художников


4

Пр. занятие. Творческая мастерская. Осенняя гостиная


5

Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?”


6

Чем мы кормим домашних животных


7

Как ухаживать за своим питомцем


8

Творческая мастерская. Объемное моделирование из природных материалов. “Домашние животные”


9

Местные виды птиц



II четверть -7 часов


1

Столовая для птиц. Изготовление кормушек


2

Экологическая викторина “Птицы – наши друзья”


3

Взаимосвязь растений и животных


4

Следы на снегу


5

Лес и наше здоровье. Дары леса


6

Природа – источник творческого вдохновения


7

Экскурсия в парк



III четверть – 9 часов


1

Редкие и исчезающие виды растений и животных республики Бурятии


2

Родники нашей местности


3

Комнатные растения.


4

Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исследовательская работа


5

“Красавица - Зима”. Конкурс рисунков


6

Любопытные факты о живой природе


7

Это интересно! Сбор информации о клестах


8

Зимовье зверей. Коллективная работа из солёного теста “Звери в зимнем лесу”


9

Смена дня и ночи



IV четверть- 8 часов


1

Наш друг - эхо. Экскурсия в весенний лес


2

Экскурсия в природу. Экологическая операция “Сделаем берег реки чище!”


3

Акция « Сделай двор чище!» (Озеленение школьного двора)


4

Коллективная работа « Изготовление и вывешивание скворечников»


5

Практическая работа «Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы»


6

Практическая работа «Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы»


7

Коллективная работа «Весенние цветы в вазе»


8

Зачётное мероприятие.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!