Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru
«Согласовано» Зам. директора по УМР _______ Е.Г. Сапожникова от___________________ | «Утверждено» Директор школы _________С.О. Будаев от_________________ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
курс: «Юный эколог»
1 класс
направление: экологическое
2021-2022 учебный год
Учитель: Москвитина О.С.
с. Новая Брянь
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности: «Юный эколог» составлена в соответствии c адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2021-2022 учебный год; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331.
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 классах по ФГОС “Юный эколог” составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, река, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
Программа «Юный эколог» представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников рассчитана на 33 часа (1 занятие в неделю).
В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена «понятийная сетка», в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?
Цель программы: Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.
Задачи программы «Юный эколог»:
1. Формирование у школьников знания основ экологии;
2. Научить использовать полученные знания об экологии;
3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;
5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.
Ценностными ориентирами содержанияданной программы в начальной школе являются:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных и предметных результатов.
Личностные и предметные результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Состав базовых учебных действий обучающихся
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
В результате реализации программы обучающиеся должны:
Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
Овладеть основными экологическими терминами;
Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
Научиться делать заключение на основе наблюдений;
Уметь работать индивидуально и в группе;
Быть способными отстаивать свою точку зрения;
Выполнять правила поведения в природе;
Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
Уметь изготовлять экологические памятки.
Формы и методы обучения
В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.
К концу изучения программы дети должны уметь:
- классифицировать природные тела на живые и неживые;
- выделять связи живого организма со средой обитания;
- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;
- осознавать значение воды для человека;
- сравнивать морской водоём с пресным;
- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;
- выделять связи птиц с жизнью человека;
- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;
- изготавливать простейшие кормушки;
- соотносить внешний вид птицы с названием;
- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;
- объяснять значение хищников в лесу;
- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;
- сравнивать северных и южных животных;
- пояснять значение растений в жизни человека;
- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;
- работать компасом, определить температуру;
- ориентироваться на местности;
- определить возраст деревьев по годичному кольцу;
- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;
- осознать роль “родного” в жизни человека;
- знать свои права и обязанности;
- составить свою родословную.
Содержание программы
Здравствуй, чудо-природа!
1 раздел – «Я и природа»
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.
Демонстрация: правила поведения на природе, картины русских и татарских художников о природе.
Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой.
2 раздел – «Братья наши меньшие»
Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.
Демонстрация: Н. Пожарицкая «Путешествие к домашним животным»
Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.
3 раздел – «Пернатые друзья»
В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
Демонстрация: С. Радзиевская «Круглый год», В.Бианки «Терентий – тетерев». И. Рахимов «Иллюстрированный справочник по птицам».
Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа «Синицы… «полезные» или «вредные» птицы?».
4 раздел – «Путешествие в мир леса»
Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Демонстрация: В.Бианки «Рассказы и сказки», М. Пришвин «Разговор деревьев», А.Сладков «Азбука леса».
Практическая деятельность: экскурсии в зимний лес.
5 раздел – «Экологическая тропа»
Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Бурятии, родники своей местности.
Демонстрация: Красная книга Бурятии.
Практическая деятельность: рисование.
6 раздел – «Зимний сад на окне»
В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных растений.
Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля.
Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.
7 раздел – «В мастерской художницы зимы»
Мы рисуем зиму.
Демонстрация: картина И.Левитана «Золотая осень», альбом для рисования, цветные карандаши, акварельные краски.
Практическая деятельность: конкурс рисунков.
8 раздел – «Загадки животного мира»
Демонстрация: Ф. Ибрагимова «Красота природы».
Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах, оформление выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
9 раздел – «Секреты неживой природы»
Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты неживой природы.
Демонстрация: глобус, теллурий.
Практическая деятельность: игра «День и ночь».
10 раздел – «Наш досуг»
Духовное наследие народа – это прекрасное, бесценное богатство. Мероприятия этого раздела позволяют в интересной форме познавать фольклорные праздники, формировать экологическую культуру детей.
Демонстрация: костюмы для праздников.
Практическая деятельность: праздники
Тематическое планирование занятий
№ п/п | Раздел. Тема занятия | Кол. часов | Теорет. | Практ. | Экскурс. |
| Я и природа | 4 | 2 | 1 | 1 |
1 | Экологическая тропа осенней экскурсии. | 1 | | | |
2 | Как вести себя на природе | 1 | | | |
3 | Природа в творчестве художников | 1 | | | |
4 | Пр. занятие. Творческая мастерская. Осенняя гостиная | 1 | | | |
| Братья наши меньшие | 4 | 2 | 2 | |
5 | Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?” | 1 | | | |
6 | Чем мы кормим домашних животных | 1 | | | |
7 | Как ухаживать за своим питомцем | 1 | | | |
8 | Творческая мастерская. Объемное моделирование из природных материалов. “Домашние животные” | 1 | | | |
| Пернатые друзья | 3 | 1 | 2 | |
9 | Местные виды птиц | 1 | | | |
10 | Столовая для птиц. Изготовление кормушек | 1 | | | |
11 | Экологическая викторина “Птицы – наши друзья” | 1 | | | |
| Путешествие в мир леса | 5 | 3 | 1 | 1 |
12 | Взаимосвязь растений и животных | 1 | | | |
13 | Следы на снегу | 1 | | | |
14 | Лес и наше здоровье. Дары леса | 1 | | | |
15 | Природа – источник творческого вдохновения | 1 | | | |
16 | Экскурсия в парк | 1 | | | |
| Экологическая тропа | 2 | 1 | 1 | |
17 | Редкие и исчезающие виды растений и животных республики Бурятии | 1 | | | |
18 | Родники нашей местности | 1 | | | |
| Зимний сад на окне | 2 | 1 | 1 | |
19 | Комнатные растения. | 1 | | | |
20 | Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исслед. работа | 1 | | | |
| В мастерской художницы Зимы | 1 | | 1 | |
21 | “Красавица - Зима”. Конкурс рисунков | 1 | | | |
| Загадки животного мира | 3 | 2 | 1 | |
22 | Любопытные факты о живой природе | 1 | | | |
23 | Это интересно! Сбор информации о клестах | 1 | | | |
24 | Зимовье зверей.Коллективная работа из солёного теста “Звери в зимнем лесу” | 1 | | | |
| Секреты неживой природы | 3 | 2 | | 1 |
25 | Смена дня и ночи | 1 | | | |
26 | Смена времен года | 1 | | | |
27 | Наш друг - эхо. Экскурсия в весенний лес | 1 | | | |
| Наш досуг | 6 | 1 | 4 | 1 |
28 | Экскурсия в природу. Экологическая операция “Сделаем берег реки чище!” | 1 | | | |
29 | Акция “ Сделай двор чище!” (Озеленение школьного двора) | 1 | | | |
30 | Коллективная работа “ Изготовление и вывешивание скворечников” | 1 | | | |
31 | Практическая работа “Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы” | 1 | | | |
32 | Коллективная работа “Весенние цветы в вазе” | 1 | | | |
33 | Зачётное мероприятие | 1 | | | |
| Итого | 33 | 15 | 11 | 7 |
Информационные ресурсы
Для педагога:
Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975..
Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.
Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).
Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.
Для родителей:
Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.
Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.
Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.
Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.
Детские развивающие и познавательные журналы.
Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.
Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.
Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.
Лях В. И. Физкультура - мой друг. . “Идель-Пресс”. 2006.
Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.
Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.
Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.
Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.
Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008
Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.
Хасанов Г.Х. “Времена года” (повести и рассказы) К.: Тат.книжное издательство, 1991.
Для учащихся:
Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Книга для учащихся нач. классов. М. Изд-во “Вита-Пресс”. 1996.
Шаехов Д.М. Откуда дует ветер. 2008.
Шакирова Т.Р. Птицы. 2007.
Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Юный эколог»
1 класс 2021-22 учебный год 33 часа
№ п/п | Тема урока | Дата |
| I четверть - 9 часов | |
1 | Экологическая тропа осенней экскурсии | |
2 | Как вести себя на природе | |
3 | Природа в творчестве художников | |
4 | Пр. занятие. Творческая мастерская. Осенняя гостиная | |
5 | Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?” | |
6 | Чем мы кормим домашних животных | |
7 | Как ухаживать за своим питомцем | |
8 | Творческая мастерская. Объемное моделирование из природных материалов. “Домашние животные” | |
9 | Местные виды птиц | |
| II четверть -7 часов | |
1 | Столовая для птиц. Изготовление кормушек | |
2 | Экологическая викторина “Птицы – наши друзья” | |
3 | Взаимосвязь растений и животных | |
4 | Следы на снегу | |
5 | Лес и наше здоровье. Дары леса | |
6 | Природа – источник творческого вдохновения | |
7 | Экскурсия в парк | |
| III четверть – 9 часов | |
1 | Редкие и исчезающие виды растений и животных республики Бурятии | |
2 | Родники нашей местности | |
3 | Комнатные растения. | |
4 | Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исследовательская работа | |
5 | “Красавица - Зима”. Конкурс рисунков | |
6 | Любопытные факты о живой природе | |
7 | Это интересно! Сбор информации о клестах | |
8 | Зимовье зверей. Коллективная работа из солёного теста “Звери в зимнем лесу” | |
9 | Смена дня и ночи | |
| IV четверть- 8 часов | |
1 | Наш друг - эхо. Экскурсия в весенний лес | |
2 | Экскурсия в природу. Экологическая операция “Сделаем берег реки чище!” | |
3 | Акция « Сделай двор чище!» (Озеленение школьного двора) | |
4 | Коллективная работа « Изготовление и вывешивание скворечников» | |
5 | Практическая работа «Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы» | |
6 | Практическая работа «Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы» | |
7 | Коллективная работа «Весенние цветы в вазе» | |
8 | Зачётное мероприятие. | |