СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию «Живая память»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Младший школьный возраст является фундаментом для общего развития ребенка, в том числе и для гражданско-патриотического воспитания.  Предлагаемая программа «Живая память» направлена на обучение правилам общения, умению жить среди людей, быть достойными гражданами своего государства.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию «Живая память»»






















Рабочая программа внеурочной деятельности

по патриотическому воспитанию

«Живая память»








Станчас Ирина Ивановна














с. Нижняя Омка


2017 - 2018 уч. год


Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования по гражданско-патриотическому воспитанию «Живая память» разработана в соответствии с:

-Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

-государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;

-локальными правовыми актами, Законом РФ «Об образовании»;

-Конвенцией о правах ребенка;

-Декларацией прав ребенка;

-Конституцией РФ;

Реализация программы направлена на достижение следующих цели:

-формирование у младших школьников патриотического сознания, гражданской ответственности.

Программа определяет ряд задач:

-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

-формирование политической, нравственной и правовой культуры личности;

-углубление знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения.

-воспитывать духовно нравственные качества у детей на примерах героических поступков и событий из истории страны, города и поселка;

-пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, родственникам и близким людям;

-формирование у учащихся интереса к изучению истории и родословной своей семьи.


Общая характеристика
В настоящее время государство называет гражданско-патриотическое воспитание приоритетным направлением в деятельности общества. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно-обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения. Оно способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Для формирования гражданской позиции растущего человека необходимы знания истории Отечества, воспитание любви к России и к своей малой Родине, гордости за людей, трудами и талантами которых славится Россия, чувство сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Младший школьный возраст является фундаментом для общего развития ребенка, в том числе и для гражданско-патриотического воспитания. 
Предлагаемая программа «Живая память» направлена на обучение правилам общения, умению жить среди людей, быть достойными гражданами своего государства.

В программу включены четыре раздела:

1. Моя семья. Раздел включает в себя знакомство с семьёй, её традициями, реликвиями, отношениями в семье между членами. Учит любви и уважению предков. Чтить их память. Совершать такие поступки, чтобы последующие поколения гордились ими. Помогает становиться патриотом Родины.

Цель раздела: 

-осознание детьми семьи, как важнейшей жизненной ценности.
Задачи раздела:
-воспитать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.


2. Моё село. Раздел знакомит с памятными местами села Нижняя Омка, его достопримечательностями. Раскрывает перед детьми красоту родного села, района, уважение к людям в нём живущим. Знакомит с улицами села, названными в честь героев ВОВ.


Цель раздела: 

-воспитание у детей любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи раздела:
-изучить историю родного края;
-сформировать экологическое поведение;
-воспитывать гордость, любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям.


3. Моя Родина. Раздел формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к России, знакомит с символами России, важными событиями в жизни страны. Через воспитание любви к Родине идёт формирование духовно – нравственного воспитания.


Цель раздела: 

-формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи раздела:
-воспитать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;
-сформировать культуру проявления гражданской позиции;
-сформировать у детей систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России;

-воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа России.


4. Живая память. Раздел знакомит с датами исторических событий, героями, сохранившими о себе память до современности.

Цель раздела: 

-осознание детьми ценности, причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.
Задачи раздела:
-воспитать гордость за свою Родину, народных героев;
-сохранить историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;
-способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.


Принципы, на которых строится Программа:

- систематичность;

-открытость;

-доступность;

-воспитание через социально значимую деятельность.


Формы и методы: 

- беседы;

-исследовательская деятельность;

-проектная деятельность;

-творческие отчёты;

-встречи с ветеранами, военнослужащими, поэтами и музыкантами;

-соревнования;

-праздники;

-акции;

-конкурсы сочинений, плакатов, рисунков, чтецов;

-просмотр видеофильмов;

-митинги;

-экскурсии, походы;

-читательские конференции;

-викторины;

-трудовые и экологические десанты;

-«Уроки мужества», «Уроки памяти», «Уроки доброты»;

-познавательные игры.


Основные направления по реализации программы:
Внеурочная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию.


Механизмы реализации программы:

Под механизмом реализации программы гражданско-патриотического воспитания младших школьников «Живая память» подразумевают факторы, средства, которые создаются для достижения поставленной цели.



К числу наиболее действенных механизмов относятся:

- разработка и внедрение программы гражданско-патриотического воспитания младших школьников;

-изменение личностного понимания учащимися сущности патриотизма, гражданственности, героизма, милосердия;

-моделирование специальных ситуаций;

-поддержка стимулирование гражданской инициативы детей;

-взаимодействие школы, родителей и общественности (Совета ветеранов ВОВ, Совета воинов-интернационалистов) в гражданско-патриотическом воспитании учащихся;

-активизация деятельности учащихся начальных классов;

-привлечение к реализации программы работников ДЮТа, ЦКД, районного музея, школьного музея с. Антоновка, музея школы № 2 «Русская изба», центральной и школьной библиотеки, музыкальной школы.


Ожидаемые результаты:
Реализация данной программы позволит формировать:
- устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России; 
- уважительное отношение к памятникам архитектуры и культуры;
-  посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;

-  честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.


Содержание программы.


п/п

Мероприятия

Дата

Форма и методы

проведения

1.

Эрудит «Край, в котором мы живем!» (История Нижней Омки, история улицы на которой ты живёшь).

сентябрь

Фотоконкурс, частично -поисковый

2.

игра «Что даёт наш край стране»

октябрь

викторина, составление кроссворд

3.

Концерт «Я несу ромашки маме».

(ко Дню Матери)

ноябрь

концерт

4.

Классный час, посвящённый Дню Конституции.

Акция «Мой гражданский поступок»

декабрь

беседа, ролевая игра

5.

«С кого пример в жизни брать» - читательская конференция

январь

диспут, ролевая игра

6.

Библиотечный урок «Стихи блокадного города». «Свеча памяти»

январь

конкурс чтецов

7.

Конкурс рисунков «Если бы я был президентом страны…»

январь

конкурс рисунков

8.

«Вперёд, мальчишки!» спортивные эстафеты

февраль

спортивное состязание

9.

Эрудит «История олимпийских игр»

февраль

викторина, конкурс рисунков

10.

Обычаи и традиции моей страны

март

викторина

11.

Конкурс рисунков «Дети за мир»

март

конкурс рисунков

12.

Экскурсия в Антоновский школьный музей имени героя - земляка Петра Ильичёва

апрель

экскурсия

13.

Дню Победы посвящается…

май

митинг

14.

«Тепло родного очага» семейная гостиная

май

круглый стол «В кругу семьи»














































Приложение

Внеклассное мероприятие

Дню Победы посвящается…

(старшеклассники и учащиеся начальной школы)



Люди! Покуда сердца стучатся, – помните!

Какою ценою завоевано счастье, – помните!...


Ход мероприятия.

(звучит как фон песня «С чего начинается Родина» в исполнении М. Бернеса)



Чтец: Есть много праздников на свете,

                  Их любят взрослые и дети,

                    И каждый с нетерпеньем ждёт

                    Восьмое марта, Новый год.

                    Но вот сегодня — день особенный у нас,

                    Счастливый день,

                                                великий День Победы.

                   Её добились прадеды и деды,

                   И мы о ней расскажем вам сейчас

(музыка фон замолкает)



 Ведущий: 22 июня… этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит и к 9 мая 1945 года. Между двумя датами прочная нить. Без одной не было бы другой. Точнее сказать другой просто не могло быть. Потому что наш народ сделал, казалось, не возможное.


Чтец: Вот сорок первый год, конец июня, 
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война



Чтец: Летней ночью на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких 

Против всех людей советских

-Это значит - против нас.



Чтец: «Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала,

Казалось.

Кто знал, что между

Миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось!»





Ведущий: 22 июня 1941 г. гитлеровская Германия нарушила договор о ненападении и вероломно вторглась  в пределы страны Советов. В то грозное время народы нашей многонациональной Родины приложили героические усилия, чтобы дать отпор врагу, растоптать фашизм.

Сколько горя, слез, крови и смертей принесла война! Все жители страны от мала до велика, поднялись на борьбу с врагом. Не только крепкие мужчины шли на войну, но и юноши, девушки, пожилые люди. Нет в стране ни одной семьи, чьи бы родственники и близкие люди не участвовали в Великой Отечественной войне



(звучит ауди запись голос Левитана)



Чтец: И от моря и до моря

Встали русские полки.

Встали с русскими едины,

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши

Все советские народы,

Против общего врага.

Все, кому мила свобода

И Россия дорога.



Чтец: От бескрайней равнины сибирской
До Полевских лесов и болот 
Поднимался народ богатырский,
Наш великий, могучий народ!
Выходил он: свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!


(исполняют 1 куплет песни “Священная война”)



Ведущий: В ходе Великой Отечественной войны наша армия сражалась в шести гигантских битвах, провела около сорока крупных наступательных операций.


Слайд Битва под Москвой (30 сентября 1941 - 20 апреля 1942 года),



Ведущий: Битва под Москвой — самая масштабная во второй мировой войне. Именно здесь, недалеко от столицы хваленая гитлеровская армия, впервые потерпела серьезное поражение. Разгром фашистских войск под Москвой явился началом значительного поворота в ходе войны и истории. Окончательно был провален гитлеровский план «быстрой войны»; впервые был развеян миф о «непобедимости» гитлеровской армии.

Ведущий: Главной стратегической целью для немецко-фашистских войск осенью 1941 года являлся захват Москвы. План операции «Тайфун», утвержденный Гитлером в сентябре, предусматривал не только окружение и взятие столицы СССР, но и полное ее уничтожение вместе со всем населением.

Ведущий:  Генеральное наступление немецких войск группы «Центр» началось 30 сентября 1941 года, а 2 октября перешли в наступление основные группировки. Немцам удалось прорвать оборону и к 7 октября окружить советские армии. Путь на Москву, как полагало немецкое командование, был открыт. Но планам фашистов не суждено было сбыться.

Ведущий: Окруженные советские армии в течение двух недель в упорных боях удерживали около 20 немецких дивизий. В это время спешно укреплялась линия обороны, подтягивались резервные войска, но гитлеровцы продолжали рваться к Москве. Бои шли уже в 80-100 км от столицы. В середине октября началась эвакуация из Москвы правительственных учреждений, промышленных предприятий, населения.

Ведущий: С 20 октября в Москве введено осадное положение. Всю страну облетели слова Клочкова, сказанные своим солдатам: «Велика Россия, а отступать некуда: позади – Москва!». В результате кровопролитных боев и упорного сопротивления советских войск немецким захватчикам в ноябре 1941 года, наступление немцев было остановлено.

Ведущий: На полях Подмосковья было нанесено первое крупное поражение немецко-фашистской армии во Второй мировой войне, развеян миф о ее непобедимости.

 Чтец: На нашу Родину Германия напала, 
И отступала наша армия сначала 
А немцы быстро шли к самой Москве 
И кровь лилась по всей родной земле. 
И вот фашисты прорвались к Москве, 
И был у них злой Гитлер во главе. 
Еще немного, и Москву бы взяли, 
Но насмерть наши воины стояли.



Чтец: Было много страшных битв,
В которых враг проклятый был разбит.
Великое сраженье под Москвой,
В котором мы врагу сказали грозно “Стой!”
И здесь снова прозвучали слова “Москва за нами!”



(звучит куплет песни “Марш защитников Москвы”)



Слайд: Битва за Ленинград (10 июля 1941 - 9 августа 1944 года).


Ведущий: Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.


Ведущий: В городе два с половиной миллиона людей. На защиту родного города поднялись все её жители.

Продовольствие и топливные запасы всё было очень ограничено (только на 1-2 месяца). Враги надеялись, что голодные, мёрзнущие люди перестанут защищать город и сдадут его. Но город не сдавался.


Ведущий: В связи с прекращением связи с Большой землёй особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной « Дорогой жизни». По этой дороге вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов, а также учащихся, рабочих эвакуируемых заводов и их семьи.

Люди на этой дороге работали в необычайно сложных условиях.


Ведущий: Летом это был водный путь по акватории Ладожского озера, а зимой эту роль исполняла его замерзшая поверхность.

Немцы постоянно старались прервать сообщение, не жалея для этого снарядов и горючего для самолетов.


Ведущий: Непосредственно снятие блокады Ленинграда началось 14 января 1944 года. Задачей войск был прорыв немецкой обороны в самом тонком ее месте для восстановления сухопутного сообщения города с остальной территорией страны. К 27 января начались ожесточенные бои, в которых советские части постепенно одерживали верх. Это был год снятия блокады Ленинграда. Гитлеровцы были вынуждены начать отступление. Вскоре оборона была прорвана на участке длиной около 14 километров. По этому пути в город немедленно пошли колонны грузовиков с продовольствием.


 Чтец: В осаде Ленинграда не умолкает канонада.
Опять летят, опять бомбят.
Пылает первый день блокады.
Снаряды летят за снарядом….
Им некуда даже бежать,
Стоять до конца вместе с градом,
В нем тихо внутри голодать.



 Чтец: Умрем, но не допустим
(Нам воля дорога)
К Невы широкому устью
Проклятого врага.
Здесь все оплачено трудом,
Здесь воздух боевой,
Здесь каждый выступ, каждый дом –
Живой, друзья, живой!


Хором: Ни шагу назад, ни шагу назад,
Ни шагу назад! За нами Ленинград!



Слайд:  Сталинградская битва (17 июля 1942 - 2 февраля 1943 года).



  Ведущий: Цель немецкого командования: овладеть промышленным городом Сталинградом, предприятия которого выпускали военную продукцию. Началось наступление группы армий «Юг». Создалась непосредственная угроза Сталинграду и Северному Кавказу.



Ведущий: « Ни шагу назад! Стоять насмерть! За Волгой для нас земли нет!» - так поклялись бесстрашные защитники города. 

   Советские солдаты сражались за каждую улицу, за каждый дом, каждый этаж, за каждый камушек родной земли. Один из страшных дней для жителей города – 23 августа 1942 года, немецкая боевая авиация в этот день намеревалась стереть Сталинград с лица Земли.  В 16 ч 18 мин на дома горожан были сброшены несколько тысяч бомб, уничтожив большую половину Сталинграда, убила более 40 тысяч человек, превратив тем самым город в громадную территорию, покрытую горящими руинами.



Ведущий: Многострадальная Сталинградская земля. Сколько тебе пришлось вынести! Во всех местах, где шли бои, она буквально перепахана взрывами снарядов, покрыта слоем металла. И в первые годы после войны ее невозможно было вспахать. Чего было в ней больше – металла или земли? Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в ее истории, для России – ее величайшей победой.




Чтец: Давай, вперед, пока мы братья живы! 
Нельзя назад, вперед, сквозь пулей град,
Давай, вперед, за матушку-Россию! 
Давай, вперед, за жизнь, за Сталинград!



Чтец: От рожденья земля не видала

Ни осады, ни битвы такой,

Содрогалась земля,

И краснели поля,

Всё пылало над Волгой-рекой.



Чтец: В зное заводы, дома, вокзал,

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

Город не сдай врагу.

Верный присяге русский солдат,

Он защищал СТАЛИНГРАД.



(исполняется песня Б.Окуджавы «И значит нам нужна одна победа»)

  

Слайд:  Битва за Днепр (август - декабрь 1943 года).


Ведущий: Битва за Днепр показала, что германская армия уже не в состоянии сдержать наступление противника, даже пользуясь удобным естественным рубежом, который представлял собой Днепр.



Ведущий: Предстоящая операция была крайне сложна по нескольким причинам: на правом берегу Днепра командование Вермахта создало серьёзную систему укреплений, названную «Восточным валом». Его протяженность – около 600 км. Это была система окопов, дотов, дзотов, пулеметных точек, путей подходов, минных полей, систем сигнализации и пунктов наблюдения, пристрелянных точек.



Ведущий: Кроме того, правый берег Днепра, куда необходимо было переправиться нашим войскам, был значительно выше левого, и войскам противника было очень удобно вести обстрел по нашим войскам.



Ведущий: Ширина Днепра в местах форсирования составляла в среднем около 500 м; вода была холодной, так как форсирование проходило с сентября по декабрь.



Чтец: Всё. Два часа до атаки,

Готовы на реку плоты.

Серой громадой танки

Стоят на них как корабли.

Решил я, что буду первым,

Небу верну звезду,

Пусть на последнем нерве

До берега доплыву.



Чтец: Пусть взрывов фонтаны умоют,

Пуль оглушает трель,

Пусть нас огнем накроет,

Но будет достигнута цель.

Дно устелив телами,

Воду с кровью смешав,

Мы в берег вопьемся зубами

Своё у врага отобрав.



Слайд: Битва за Кавказ (25 июля 1942 г.– 9 октября 1943г.)



Ведущий: Захват Кавказа был очень значимой целью для командования Вермахта. Здесь располагались богатые месторождения нефти, необходимой для производства горючего для бронетехники и авиации, и плодородные поля, на которых с помощью рабской силы можно было бы производить сельскохозяйственную продукцию для нужд Третьего Рейха. Кроме того, Кавказ рассматривался как плацдарм для дальнейшего вторжения в государства Ближнего и Среднего Востока.


Ведущий: После завоевания Кавказа и Закавказья гитлеровское командование надеялось достичь полного превосходства на Черном море, уничтожив советский Черноморский флот.
Наступление немецко-фашистской армии началось в конце июля 1942 г. Силы Советской Армии были значительно слабее.
Советская Армия многократно пополнялась новобранцами и боевой техникой, так как войска несли огромнейшие потери. Здесь же формировались национальные ополчения, состоявшие из жителей Кавказа, и создавались партизанские отряды.

Нелегко приходилось и Советской Армии, которая вынуждена была много раз отступать вплоть до реки Терек.


Ведущий: Переломный момент в битве за Кавказ наступил в феврале 1943 года, когда на юго-западной окраине Новороссийска высадился десант Черноморского Флота и занял небольшой плацдарм.


Слайд:  Курская битва (5 июля 1943 - 23 августа 1943 года)


Ведущий: 50 дней и ночей шли ожесточенные и кровопролитные бои на Курской дуге.


Ведущий: Битва в районе Курска, Орла и Белгорода. Были не только разгромлены отборные и самые мощные группировки немцев. Но и безвозвратно подорвана в немецко-фашистских войсках вера в способность Германии противостоять могуществу Советского Союза.



Чтец: Разве можно забыть
Нам с тобой сорок третий,
Помнишь — Курская битва
Тогда полыхала?
И советский солдат,
Уходивший в бессмертье,
Был сильнее огня.
И надежней металла.


(звучит песня «Нам нужна одна победа»)


Ведущий: Летом 1943 г Гитлер и его окружение решили взять реванш за поражение под Сталинградом. Германии требовалась крупная победа над советскими войсками. С этой целью фашистское командование разработало операцию «Цитадель». Для решающего наступления был выбран участок Курской дуги, и это не случайно. Здесь в результате наступления советских войск образовался выступ на линии фронта. Фашистское командование решило ударить с севера на юг под основание Курского выступа, а затем окружить и уничтожить расположенную там крупную группировку советских войск. 


Ведущий: Курская битва, длившаяся почти 2 месяца, была завершена полным разгромом фашистских войск. Эта битва стала коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны. Победа в битве стала возможной благодаря мужеству и героизму советских воинов.


Ведущий: В ходе Курской битвы Красная Армия не только выдержала огромной силы удар врага, но и, перейдя в контрнаступление, наголову разгромила его, отбросив в южном и юго-западном направлениях на 140—150 км. Разгром немецко-фашистских войск на Курской оказал решающее влияние на весь дальнейший ход не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны.



Чтец: Был огнем и железом испытан
И под Курском и под Орлом,
Но я выжил и не был убитым,
И проверен на страх, и излом.



Ведущий: А в городах сёлах остались женщины, старики и дети.

Война- это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как вы.

Тыл должен работать на фронт: ведь победа ковалась не только на фронте, но и в тылу.


Чтец: … Да разве об этом расскажешь – 
В какие ты годы жила! 
Какая безмерная тяжесть, 
На женские плечи легла!..



Чтец: Ты шла, затаив свое горе, 
Суровым путем трудовым. 
Весь фронт, что от моря до моря, 
Кормила ты хлебом своим.



 Чтец: В холодные зимы, в метели, 
У той у далекой черты 
Солдат согревали шинели, 
Что сшила заботливо ты.



Ведущий: 1418 дней и ночей шла война. Она унесла 20 миллионов жизней наших людей. Пожалуй, нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война, которая не пережила бы тяжесть военных лет. Непобедимой силой всех людей была огромная любовь к Родине. Героически сражались и защищали свою любимую страну все народы нашей Родины и на фронте и в тылу.



Ведущий: Фашистские орды разрушили на нашей земле 1710 городов, превратили в пепелище 70 000 сел и деревень, оставили без крова более 25 миллионов человек. Но наш народ верил в победу, сражался с ненавистным врагом и разгромил врага. Люди стали отстраивать города и села, сделали их еще краше. 11 городов нашей Родины стали городами-героями.

Чтец: Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.



Чтец: И для тебя и для меня 
Он сделал всё, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг


Чтец: Люди! Покуда сердца стучатся, – помните!



Чтец:. Какою ценою завоевано счастье, – помните!



Чтец: Песню свою, отправляя в полет, – помните!



Чтец:. О тех, кто уже никогда не споет, – помните!



Чтец: Помните! Через века, через года, - помните!..



Чтец: О тех, кто уже не придет никогда, - помните!

Чтец: Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!



Чтец: Почтим память о них минутой молчания.



(исполняют песню «Вечный огонь»)


(возложение цветов к обелиску)



Чтец: Фашистских оккупантов побеждали.
До самого Берлина немцев гнали.
Был взят Берлин, и на рейхстаг,
Был гордо водружен наш флаг.


Ведущий:  И вот, наконец, 9 мая 1945 года наступила долгожданная Победа!

  (звучит аудизапись Объявление о завершении войны)



Чтец: Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши дед

Врага сумели победить.

Идут колонны ровным строем,

И льются песни там и тут,

А в небе городов-героев

Сверкает праздничный салют!


Ведущий: Тех, кто видел войну своими глазами и пронес ее тяготы на своих плечах, осталось в живых немного. Мы должны всегда хранить в памяти, чтить и уважать их великие дела и подвиги.



Ведущий: Послушаем рассказы ветеранов и очевидцев той долгой и трудной войны.



Предоставляется слово ветеранам, работникам тыла и гостям праздника. Ученики вручают им подарки

Чтец: Победа! Славная победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленей!



Чтец: Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той беды,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили.

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть

Она

Как сила нам нужна…


Чтец: Пусть не будет войны никогда! 
Пусть спокойные спят города. 
Пусть сирены пронзительный вой 
Не звучит над моей головой. 
Ни один пусть не рвётся снаряд, 
Ни один не строчит автомат. 

Оглашают пусть наши леса 
Только птиц и детей голоса. 
И пусть мирно проходят года, 
Пусть не будет войны никогда! 



(исполняют песню «Солнечный круг»)