СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Профориентация", 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью программы внеурочной деятельности «Профориентация» является ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Профориентация", 5 класс»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Сучковская средняя общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО:


____________/Гевель Н.И./

Протокол

№ 1 от «30» августа 2024г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:


_____________/Ачкасова О.Н./


«30» августа 2024г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ «Сучковская СОШ»

_____________/Курчавый А.П./

.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Тип программы: тематическая


«Россия – мои горизонты»


Срок реализации: 1 год


Возраст обучающихся: 11 лет



Курчавой Ольги Сергеевны





















с.Сучково, 2024 г.

Пояснительная записка


Целью программы внеурочной деятельности «Профориентация» является ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи:

• познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

• развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у школьников;

• содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией;

• формировать положительное отношение к труду и людям труда.



Программа курса «Профориентация» разработана на основе:


  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской̆ Федерации»,

  • Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287,

  • Федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее – ФОП СОО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370,

  • Учебного плана МКОУ «Сучковская СОШ» на 2024 – 2025 учебный год

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений является трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».

Основное содержание: популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны; знакомство с отраслями экономики, в том числе региональными, национальными и этнокультурными особенностями народов Российской Федерации, профессиональными навыками и качествами; формирование представлений о развитии и достижениях страны; знакомство с миром профессий; знакомство с системой высшего и среднего профессионального образования в стране; создание условий для развития универсальных учебных действий (общения, работы в команде и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности.

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:


  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к обучающимся.


Программа «Профориентация» 5 класс рассчитана на 34 часа.

Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий В основе методики преподавания программы используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения за общественной жизнью, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, драматизация сказок. Для успешного решения задач важны экскурсии, взаимодействие и сотрудничество с социумом, с родителями обучающихся, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с людьми разных профессий. Формы проведения занятий: • экскурсии • беседа • практическая работа • наблюдение • встреча с представителями профессии • коллективные и индивидуальные исследования • подготовка (обучение) к проекту, представление проекта • самостоятельная работа • защита исследовательских работ • консультация • круглый стол • дискуссия • выставка


Виды деятельности:

теоретические:

  • лекция с элементами беседы;

  • викторина;

  • выступление, рассказ;

практические:
  • игра, турнир;

  • диагностика;

  • выполнение тестов;


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные результаты

В сфере гражданского воспитания:

        • уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

        • активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны.

В сфере патриотического воспитания:

        • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

        • ценностное отношение к достижениям своей Родины – России и собственного региона, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

        • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

В сфере духовно-нравственного воспитания:

  • представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России;

  • ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора;

  • готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

  • активное неприятие асоциальных поступков.

В сфере понимания ценности научного познания:

  • осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений;

  • овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма;

  • формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания


В сфере эстетического воспитания:

        • представление о профессиональном многообразии мира труда;

        • осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации;

        • стремление к творческому самовыражению в любой профессии.


В сфере формирования ценностного отношения к жизни и здоровью:

  • осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории);

  • представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху.

В сфере трудового воспитания:

        • понимание на основе знания о профессиях значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества;

        • представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий;

        • уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека;

        • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода.


В сфере экологического воспитания:

        • осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой;

        • осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды;

        • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

        • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.


В сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды:

  • представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

Метапредметные результаты

владение базовыми логическими действиями:

  • систематизировать и обобщать факты (в форме таблиц, схем);

  • выявлять характерные признаки различных явлений;

  • раскрывать причинно-следственные связи событий;

  • сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;

  • формулировать и обосновывать выводы;

владение базовыми исследовательскими действиями:

  • определять познавательную задачу;

  • намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта;

  • систематизировать и анализировать исторические факты, соотносить полученный результат с имеющимся знанием;

  • определять новизну и обоснованность полученного результата;

  • представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др );

работа с информацией:

  • осуществлять анализ учебной и вне- учебной информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др) — извлекать информацию из источника;

  • различать виды источников исторической информации;

  • высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно)

общение:

  • представлять особенности взаимодействия людей в различных обществах и современном мире;

  • участвовать в обсуждении событий и различных точек зрения, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок;

  • выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;

  • публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;

  • осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы:

  • выявление проблемы, требующей решения;

  • составление плана действий и определение способа решения;

владение приемами самоконтроля:

  • осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов;

  • способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей;

  • выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;

  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в жизненных ситуациях и окружающей действительности);

  • регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.


Предметные результаты выражаются в следующих качествах и действиях:

  • владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;

  • использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально-значимых мероприятий.

  • владеть основами разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

  • приобретение опыта исследовательской деятельности;

  • участвовать в исследовательских работах;

  • знать о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

  • иметь представление о правилах проведения исследования;

  • получение первоначального опыта самореализации.

Содержание курса внеурочной деятельности «Профориентация» 5 класс

Введение

Что такое профессия.

Труд. Трудовая деятельность. Физический и интеллектуальный труд. Профессиональная деятельность. Карьера

Многообразие профессий

Профессиональное становление. Личные профессиональные планы. Трудовая династия. Рынок труда и профессий. Забытые и редкие профессии. Профессии будущего. Профессии родителей и близких. Ранжированный список значимых профессий. Альманах «Атлас профессий будущего». Пути выбора профессии. Квалификация, мастерство, качество профессиональной деятельности.

Изучаем себя и свои профессиональные ориентиры

Личностные приоритеты в выборе профессии. Привлекательность профессии для отдельных людей. Ценностные ориентации при выборе профессии. Самооценка и уровень притязаний. Типы темпераментов. Темперамент человека и его роль в выборе профессии. Классификация профессий по Климову. Психологическая карта профессий. Человек-человек. Человек-техника. Человек-природа. Человек-знаковая система. Человек-художественный образ. Тест по классификации Климова. Оценка профессиональных типов по Голланду. Карты интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной.

Правила выбора профессии.

Интересы и склонности в выборе профессии (внутренние и внешние). Возможности и способности (общие, специальные). Спрос выбранной профессии в обществе. «Вечные», «сквозные», «дефицитные», «перспективные». «свободные» профессии. «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»). Правила подготовки к будущей профессии.

Ошибки и затруднения при выборе профессии. Знакомство со схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым. Что такое профессиограмма? Виды и примеры профессиограмм. Что такое СУЗы и ВУЗы. Трудовое право для несовершеннолетних.

Знакомимся с миром профессий

Требования к людям разных профессий. Плюсы, минусы и перспективы отдельных профессиональных групп. Профессии сферы образования. Медицинские профессии. Профессии сферы обслуживания. Военные профессии. Деятельность правоохранительных органов.

Итоговое обобщение.

Цели, задачи, структура, форма, содержание проекта «Моя будущая профессия». Правила презентации проекта. Как добиться внимания аудитории.

Тематическое планирование внеурочной деятельности

«Профориентация»

(34 часа)

Форма проведения занятия

№ занятия с начала раздела

№ занятия с начала курса

Что пройдено на уроке

Введение (1 час)

Профориентационное занятие

1

1

Что такое профессия?

Многообразие профессий (7 часов)

Профориентационное занятие

1

2

Кем я хочу стать. Мои личные профессиональные планы.

Профориентационное занятие

2

3

Профессии моего города. Что такое трудовая династия

Профориентационное занятие

3

4

Забытые и редкие профессии

Профориентационное занятие

4

5

Профессия будущего. Реальность или фантастика

Профориентационное занятие

5

6

Самая важная профессия в мире

Профориентационное занятие

6

7

Профессии будущего. Атлас профессий

Исследование

7

8

Исследование «Необычная творческая профессия»

Изучаем себя и свои профессиональные ориентиры (10 часов)

Профориентационное занятие

1

9

Ценностные ориентации при выборе профессии

Профориентационное занятие

2

10

Темперамент человека и его роль в выборе профессии

Профориентационное занятие

3

11

Человек -человек

Профориентационное занятие

4

12

Человек -техника

Профориентационное занятие

5

13

Человек -природа

Профориентационное занятие

6

14

Человек -знаковая система

Профориентационное занятие

7

15

Человек -художественный образ

Профориентационная диагностика

8

16

Отвечаем на вопросник Климова

Профориентационная диагностика

9

17

Оценка профессиональных типов по Голлланду

Профориентационная диагностика

10

18

Карта интересов А. Голомштоки и модификации Г. Резапкиной

Правила выбора профессии (8 часов)

Профориентационное занятие

1

19

Интересы и склонности в выборе профессии

Профориентационное занятие

2

20

«Секреты» выбора профессии

Профориентационное занятие

3

21

Как готовить себя к будущей профессии

Профориентационное занятие

4

22

Ошибки и затруднения в выборе профессии

Профориентационное занятие

5

23

Знакомство со схемой анализа профессий

Профориентационное занятие

6

24

Что такое профессиограмма?

Профориентационное занятие

7

25

В каких учебных заведениях можно учиться?

Профориентационное занятие

8

26

Трудовое право для несовершеннолетних

Знакомимся с миром профессий (4 часа)

Профориентационное занятие

1

27

Профессии системы образования

Профориентационное занятие

2

28

Медицинские профессии

Профориентационное занятие

3

29

Профессии правоохранительных органов

Профориентационное занятие

4

30

Военные профессии

Итоговое обобщение (4 часа)

Профориентационное занятие

1

31

Как добиться успеха?

Профориентационное занятие

2

32

Интеллект карта «Мир современных профессий

Проект

3

33

Проект «Моя будущая профессия»

Проект

4

34

Промежуточная аттестация в форме проекта «Моя будущая профессия»

Отметка о выполнении программы и корректировка

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________