Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Правила дорожного движения» разработана на основе методических рекомендаций для работы с детьми по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, методических разработок уроков ОБЖ
( опубликованных в журнале " Основы безопасности жизни" (№№ 3-10 за 1997 г.), аналитических данные Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) УВД Алтайского края; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155).
Программа курса «Правила дорожного движения» разработана для внеурочных занятий с учащимися 4 классов.
Реализуется в 4 классе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Профильный лицей № 24» города Рубцовска.
Отличительными особенностями данной программы следует считать непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Актуальность и практическая значимость
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Цель программы:
-охрана жизни и здоровья детей;
-формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения;
-практическая отработка во внеурочной деятельности знаний правил дорожного движения.
Задачи программы:
- знакомство учащихся с историей правил дорожного движения;
- развитие дорожной грамотности детей;
- совершенствование навыков ориентировки на дороге;
- формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой;
- повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
Принципы, лежащие в основе разработки программы:
- систематическое изучение правил дорожного движения;
- осознанность в их усвоении;
- постоянное наращивание количества изученного материала в соответствии возрастными возможностями обучающихся.
Ценностные ориентиры содержания программы:
- умственное развитие – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам
дорожного движения, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по
темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственное воспитание – на занятиях у учащихся формируется культура поведения
в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил
дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости.
Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
- эстетическое воспитание – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
- трудовое воспитание – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
- физическое воспитание – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на
доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач,
кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения программного материала.
Рабочая программа курса составлена на 17 часов (1 занятие в две недели), 34 учебные недели.
Формы организации внеурочной деятельности:
Тематические занятия, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования,
викторины.
Формы представления результатов:
- праздник, выпуск стенгазеты, встреча с работниками ГИБДД.
Планируемы результаты освоения обучающимися
программы курса
Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
3 уровень (4 класс) Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия | Потребность в самореализации, в общественном признании, в желаниями проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности | Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены. Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны. В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем |
Личностные:
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание программы
Безопасность движения – дело каждого
1.Улица и я -1 час
Повторение правил движения пешеходов, по улицам и дорогам, пользование общественным транспортом. Закрепить пройденный материал в 3 классе по безопасности движения. Рассмотреть с учащимися менее безопасные маршруты движения в школу, общественные культурные и торговые центры и т.п. В ходе урока особо обратить внимание на культуру поведения человека, на его дисциплинированность и личную ответственность.
2.Причины дорожно-транспортных происшествий - 2 часа
Основные причины ДТП. Почему происходят ДТП по данным анализа ГИБДД (района, города, поселка). Рост ДТП по месяцам года, по часам суток. Каким образом можно предотвратить ДТП. Какие меры принимаются по предупреждению ДТП местными органами власти милиции, ГИБДД, дорожными организациями.
Повторить правила перехода улиц, дорог, движение пешеходов по улицам и дорогам, культуру поведения пешеходов, пассажиров, дисциплину и ответственность каждого за нарушения ПДД.
Статистические данные о ДТП. Основные причины ДТП. Необходимо давать учащимся под запись. С целью пропаганды безопасности дорожного движения в порядке домашнего задания, попросить учащихся дома провести беседу с родителями, близкими, друзьями.
Хорошо усвоенные основные причины ДТП дают возможность самоконтроля в сложной дорожной обстановке, "Не усвоил как правильно поступить". "Помнишь, как нельзя поступать?"
3.Навыки безопасного движения на улице - 1 час
Разъяснить учащимся о необходимости изучения навыков безопасного движения. Навыки должны войти в сознание человека, как норма поведения, как правильная привычка, как автоматический подсознательный жест. Навык наблюдения. Навык переключения на улицу. Навык переключения на самоконтроль. Навык правильной оценки расстояния до движущейся машины. Навык "далеко", "скорость", "близко".
Вырабатывайте условный рефлекс "опасность препятствия закрывающего обзор улицы". Психологическое восприятие транспортных потоков движущегося транспортного средства, воспитание само соблюдения, оценки в момент опасности. Обладание навыками безопасного движения - залог вашей безопасности.
Я стану водителем
4. Основные понятия и термины- 1 час
Повторить термины: пешеход, пассажир, участник дорожного движения N 1.3, 1.4, 1.5, улица, дорога, тротуар, перекресток, пешеходный переход, проезжая часть, регулировщик, ДТП.
Познакомить учащихся: полоса движения, главная дорога, водитель, велосипед, остановка разрешительная.
ПДД - Закон Российской Федерации, пешая колонна, полоса, уступить дорогу, полоса движения, транспортное средство.
При разъяснении терминов желательно использовать плакаты, рисунки, специальную и художественную литературу, диафильмы, слайды и т.п.
5. Езда на велосипеде, на гужевом транспорте, требования предъявляемые к прогону животных - 2 часа
Технический осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка. Учебная езда на велосипеде на закрытой площадке под наблюдением учителя. ДТП - с велосипедистами и меры их предупреждения. Возрастной ценз на право управления велосипедом по улицам и дорогам. Особенности движения на гужевых повозках, санях, верховых и вьючных животных. Движение велосипедистов группами. Прогон животных через железнодорожные пути.
6. Дорожная разметка – 1 час
Повторение материала по программе 3 класса. Горизонтальные - линии, которые обозначают места, где запрещена стоянка - 1.10, стоп линия - 1.12, линии обозначения места, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть 1.15, линии обозначения остановок маршрутных транспортных средств 1.17, изображения предупреждающие о приближении к стоп линии 1.20, надпись "СТОП" - предупреждает о приближении к разметке - 1.12.
Вертикальные - линии обозначения элементов дорожных сооружений (опор, мостов и т.п.) - 2.1, линии обозначения боковых повреждений, ограждений дорог на закруглениях малого радиуса, крутых спусках и других опасных участках - 2.5.
7. Дорожные знаки - 1 час
Повторение материала по программе 3 класса.
Изучить:
Предупреждающие знаки: пересечение равнозначных дорог 1.6., пересечение с круговым движением - 1.7., светофорное регулирование - 1.8., неровная дорога - 1.16., пешеходный переход - 1.20., дорожные работы - 1.23., направление поворота - 1.31.1., 1.31.3.
Знаки приоритета: главная дорога - 2.1., пересечение с второстепенной дорогой - 2.3.1., уступить дорогу - 2.4., преимущество встречного движения - 2.6.
Запрещающие знаки: въезд запрещен - 3.1., движение запрещено - 3.2., движение гужевых повозок запрещено -3.8., движение на велосипеде запрещено - 3.9., повороты и разворот запрещены - 3.18.1., 3.19, обгон запрещен - 3.20., 3.21.
Предписывающие знаки: направления движения - 4.1.1., 4.3., велосипедная дорожка - 4.5., пешеходная дорожка - 4.6.
Знаки сервиса: пункт первой медицинской помощи - 6.1., пункт питания - 6.7., питьевая вода - 6.8., пост ГАИ - 6.12.
8. Сигналы светофора, регулировщика - 1 час
Значение сигналов светофора и действия водителей и пешеходов в соответствии с этими сигналами. Регулирование движения трамваев. Значение сигналов регулировщиков для транспортных средств и пешеходов. Действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам, разметке.
Знай и соблюдай правила движения
9. Движение пешеходов, переход улицы - 1 час
Правила движения пешеходов по улицам и дорогам. Правила перехода улиц и дорог. Культура поведения, дисциплина и личная ответственность - залог безопасности.
10. Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами. Предупредительные сигналы водителей – 1 час
Специальные автомобили - скорой медицинской помощи, пожарные, милицейские, аварийные, специальные медицинские и милицейские мотоциклы. Преимущественное право проезда водителей автомобилей и мотоциклов оборудованных специальными звуковыми сигналами и проблесковым маячком. Что должен знать пешеход, услышав и увидев эти сигналы.
Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов. Опасные последствия несоблюдения предупредительных сигналов.
11. Движение учащихся группами и в колонне, перевозка в общественном транспорте и специально оборудованном для этих целей автомобиле – 1 час
Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу. Порядок движения учащихся в колонне. Правила посадки группы учащихся в общественный транспорт.
Какие правила должны соблюдать учащиеся при посадке, в пути и при высадке из автомобиля, автобуса, трамвая.
12.Железнодорожный транспорт и меры предосторожности - 1 час
Какую опасность представляет железнодорожный транспорт для пешехода, пассажира, водителя. Правила перехода, проезда железно дорожного переезда. Правила для пассажиров железнодорожного транспорта. Почему ПДД запрещают игры и шалости вблизи железнодорожных путей, хождение по рельсам и насыпи.
Требования ПДД к прогону и выпасам животных через железнодорожные пути и вблизи них.
13.Труд водителя, игры и шалости детей на улице и дороге - 1час
Работа водителей - это напряженный, ответственный труд. Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения. Соблюдения ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителей. Где и как можно играть?
Почему нельзя играть на улицах и дорогах. Примеры из практики учащихся.
14. Итоговые занятия - 2 часа
Проведение конкурса, соревнования по теоретическим занятиям
ПДД.
Тематическое планирование – 17 часов
Раздел | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Безопасность – дело каждого | 1. Улица и я | 1 | 10.09 | |
2. Причины дорожно-транспортных происшествий | 1 | 24.09 | |
3. Причины дорожно-транспортных происшествий | 1 | 08.10 | |
4. Навыки безопасного движения на улице | 1 | 22.10 | |
Я стану водителем | 5. Основные понятия и термины | 1 | 19.11 | |
6. Езда на велосипеде, на гужевом транспорте, требования предъявляемые к прогону животных | 1 | 03.12 | |
7. Езда на велосипеде, на гужевом транспорте, требования предъявляемые к прогону животных | 1 | 17.01 | |
Формы регулирования дорожного движения | 8. Дорожная разметка | 1 | 14.01 | |
9. Дорожные знаки | 1 | 28.01 | |
10. Сигналы светофора, регулировщика | 1 | 11.02 | |
Знай и соблюдай правила движения | 11. Движение пешеходов, переход улицы | 1 | 25.02 | |
12. Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами. Предупредительные сигналы водителей | 1 | 11.03 | |
13. Движение учащихся группами и в колонне, перевозка в общественном транспорте и специально оборудованном для этих целей грузовом автомобиле | 1 | 01.04 | |
14. Железнодорожный транспорт и меры предосторожности | 1 | 15.04 | |
15. Труд водителя. Игры и шалости детей на улице и дороге. | 1 | 29.04 | |
16. Итоговое занятие | 1 | 13.05 | |
17. Итоговое занятие | 1 | 27.05 | |
Учебно-методический комплект:
Бабина Р.П. Методические рекомендации к учебному пособию «Берегись автомобиля». 4 класс / Р.П. Бабина. – М.: Мнемозина, 2008. – 16 с.
Бабина Р.П. Программа и тематическое планирование курса «Безопасность дорожного движения». 1 – 4 классы / Р.П. Бабина. – М.: Мнемозина, 2009. – 12 с.
Гончарова Л. Правила дорожного движения для начальной школы: Учебное пособие / Л. Гончарова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 256 с.
Дмитрук В. Правила дорожного движения для школьников: Учебное пособие / В. Дмитрук. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 190 с.
Елжова Н. ПДД в начальной школе: Учебник / Н. Елжова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 256 с.
Жатин С.О. Правила дорожного движения. 1-4 классы. Занимательные занятия. ФГОС / С.О. Жатин. – Волгоград: Учитель, 2012. – 108 с.
Ижевский П.В. Безопасность дорожного движения. 1 – 4 класс. / П.В. Ижевский. – М.: Просвещение, 2009.
Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения / Н.И. Клочанов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 152 с.