Пояснительная записка
Документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;
Закон курской области от 09.12.2013г. №121 – ЭКО «Закон об образовании в Курской области»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 06.10.2009г. №373, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897;
Письмо минестерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015г. №НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 29.12.2010 № 189 об утверждении СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учереждениях»;
Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Устав и локальные акты МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Срок реализации программы 1 год.
Цель программы: создание условий для успешного написания учениками проектной-работы.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность,
развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
Общая характеристика программы
Краткая характеристика:
Проектно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса.
В основе проектно-исследовательской деятельности учащихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения.
Результатом проектно-исследовательской деятельности на старшей ступени обучения является итоговый индивидуальный проект.
Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС второго поколения.
Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
В проектную деятельность включаются все обучающиеся 7-11 классов.
Направление и содержание проектной деятельности определяется обучающимся (обучающимися) совместно с руководителем (руководителями) проекта. При выборе темы учитываются индивидуальные интересы обучающихся.
Проекты могут быть разных видов:
-исследовательские (деятельность учащихся направлена на решение творческой, исследовательской проблемы);
-информационные (работа с информацией о каком-либо объекте, явлении, ее анализ и обобщение для широкой аудитории);
-прикладные (когда с самого начала работы обозначен результат деятельности. Это могут быть: документ, созданный на основе полученных результатов исследования, программа действий, словарь, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, в какой-либо организации, учебное пособие, мультимедийный сборник и т.д.);
- креативные (творческие) проекты;
-социальные (в ходе реализации которых проводятся акции, мероприятия социальной направленности).
Рабочая программа расчитана на 35 часов (1 час в неделю)
Место проектно-исследовательской деятельности в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для проектно-исследовательской деятельности на этапе среднего (полного) общег образования на базовом и углубленном уровне.
Ценностные ориентиры содержания программы
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Материально-техническое обеспечение
На занятиях используются:
раздаточные материалы для тренинга;
вопросники к контрольным занятиям и викторинам;
медиапроектор
компьютер
Требования к уровню подготовки обучающихся и результаты освоения
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
терминологию
этапы составления проекта
взаимосвязь и взаимозависимость между частями проекта;
требования к написанию и оформлению проектной работы
К концу учебного года обучающиеся должны уметь:
владеть техникой консультирования;
уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнять
заданий (умеет объяснять, оказывать и принимать помощь и т.п.); анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.
уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать
уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка;
уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.
уметь применять справочный аппарат книги
самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;
уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.
связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;
излагать материал из различных источников;
владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции.
Планируемые результаты освоения программы
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности;
структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
Навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
проводить измерения с помощью различных приборов;
выполнять письменные инструкции правил безопасности;
оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность» учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.
Содержание рабочей программы
1. Подготовка к написанию проекта (10 часов)
Понятие проект, понятие целей и задач проекта, подбор информации.
2. Работа над темой проекта (5 часов)
Поиск и предполагаемое решение проблем и тем для выбора оптимальной темы, психологический анализ интересов учащихся. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования; теория + практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования.
3. Создание плана проекта (5 часов)
Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами ученических проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы.
4. Создание индивидуального проекта (10 часов)
Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
5. Защита индивидуального проекта (5)
Требования к оформлению индивидуального проекта. Порядок выполнения индивидуального проекта. Оформление исследовательской деятельности в программе Мicrosoft Word .Электронная презентация проекта . Работа с Publisher 2007. Электронные таблицы Excel
Подготовка к публичной защите проекта. Публичная защита проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы. Конференции
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов |
Предпол. | Фактич. |
| | | Подготовка к написанию проекта | |
1 | | | Понятие проект | 1 |
2 | | | Место проекта в школьном курсе | 1 |
3 | | | Цель написания проекта | 1 |
4 | | | Задачи написания проектной работы | 1 |
5 | | | Понятие тема проекта | 1 |
6 | | | Виды проектов. Требования, предъявляемые к проекту. | 1 |
7 | | | Критерии оценки проекта | 1 |
8 | | | Понятие актуальность | 1 |
9 | | | Подбор актуальных тем | 1 |
10 | | | Обоснование актуальности проекта | 1 |
| | | Работа над темой проекта | |
11 | | | Выделение проблем проектов по выбранным темам | 1 |
12 | | | Работа над формулировкой гипотезы проектных работ по темам: «Домашний сад», «Витамиинный ликбез», «Спасибо, Зарядка!». | 1 |
13 | | | Определение целей и задач проектных работ по выбранным темам. | 1 |
14 | | | Выбор объекта и предмета исследований по темам: «Домашний сад», «Витамиинный ликбез», «Спасибо, Зарядка!». | 1 |
15 | | | Написание и корректировка введенияпроекта по выбранным темам. | 1 |
| | | Создание плана проекта | |
16 | | | Здоровье. Как сохранить своё здоровье? | 1 |
17 | | | Главные направления охраны здоровья человека. | 1 |
18 | | | Образ жизни современного человека. | 1 |
19 | | | Написание индивидуального плана проектов по выбранным темам. | 1 |
20 | | | Корректировка индивидуального плана. | 1 |
| | | Создание индивидуального проекта | |
21 | | | Поиск информации в сети Интернет по темам: «Домашний сад», «Витамиинный ликбез», «Спасибо, Зарядка!». | 1 |
22 | | | Поиск информации в бумажных источниках | 1 |
23 | | | Выбор эксперементальной части проекта | 1 |
24 | | | Составление практической части эксперимента | 1 |
25 | | | Работа над введением | 1 |
26 | | | Написание первой части | 1 |
27 | | | Оформление результатов практической части | 1 |
28 | | | Оформление списка литературы | 1 |
29 | | | Составление общей структуры работы | 1 |
30 | | | Корректировка проектной работы | 1 |
| | | Защита индивидуального проекта | |
31 | | | Самооценка | 1 |
32 | | | Анализ проделанной работы | |
33 | | | Разработка презентации проектной работы | 1 |
34 | | | Разработка плана выступления | 1 |
35 | | | Предзащита проекта. | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2015
Крылова Ната, Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования//Народное образование 2015. - №2, - стр. 113-121.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под. ред. Е. С. Полат. – М., 2016
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2014
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2015
20